Научная статья на тему 'СКОРОСПЕЛОВА Е.Б. РУССКАЯ КЛАССИКА: ПУШКИН. ЛЕРМОНТОВ. ГОГОЛЬ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: МАКС ПРЕСС, 2018. 501 С'

СКОРОСПЕЛОВА Е.Б. РУССКАЯ КЛАССИКА: ПУШКИН. ЛЕРМОНТОВ. ГОГОЛЬ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: МАКС ПРЕСС, 2018. 501 С Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е Б СКОРОСПЕЛОВА / ПУШКИН / ЛЕРМОНТОВ / ГОГОЛЬ / АВТОР / ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА / E B SKOROSPELOVA / PUSHKIN / LERMONTOV / GOGOL / AUTHOR / EVOLUTION OF A GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борода Елена Викторовна

Учебное пособие Екатерины Борисовны Скороспеловой «Русская классика: Пушкин. Лермонтов. Гоголь» представляет собой уникальный труд, в основе которого лежит систематизация, анализ, осмысление знаковых произведений литературы XIX в.: «Евгения Онегина» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Мертвых душ» Гоголя. Целостность анализа проявляется в комплексном подходе к толкованию текста; выявляется не только жанровое своеобразие произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя, но и их роль в жанровой эволюции русской литературы. Актуальность пособия связана с реабилитацией образа Автора, который представлен у Е.Б. Скороспеловой в трех лицах: как создатель текста, герой и повествователь. Труд Е.Б. Скороспеловой - это прогрессивный вариант учебного пособия, в котором подробно описаны научные аспекты прочтения текстов, рассуждения предельно конкретизированы, внимание читателя концентрируется на деталях, подробностях, образах, героях и описаниях. Востребованность пособия в учебном процессе безусловна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKOROSPELOVA E.B. RUSSIAN CLASSICS: PUSHKIN. LERMONTOV. GOGOL. MOSCOW: MAKS PRESS, 2018, 501 PP

The textbook ‘Russian Classics: Pushkin. Lermontov. Gogol’ is a unique work based on an analysis and systematization of 19th-century landmark literary works: the novel ‘Eugene Onegin’ by A.S. Pushkin, the novel ‘A Hero of Our Time’ by M.Yu. Lermontov, and the poem ‘Dead Souls’ by N.V. Gogol. A review of the textbook reveals several big pluses: it provides a holistic analysis, it sounds relevant, drawing attention to the image of the author and his role in the work. The integrity of the analysis is manifested in a comprehensive approach to the interpretation of the text, revealing not only the genre identity of the immortal creations of Pushkin, Lermontov and Gogol, but also the role of the classics in the genre evolution of Russian literature. The relevance of this textbook appears to be in the rehabilitation of the image of the Author, which is presented by the late Ekaterina Skorospelova in three faces: the creator of the text, the hero and the narrator. In addition, the manual pays great attention to unknown pages of works, heroes, who until now have remained in the background of the study. This is a progressive version of a textbook, which describes in detail the scientifi c aspects of reading texts, reasoning is very specifi c, the reader’s attention is focused on details, details, images, characters and descriptions, and the perception of the text as a whole work is built. Educators need this manual, and it is indubitable.

Текст научной работы на тему «СКОРОСПЕЛОВА Е.Б. РУССКАЯ КЛАССИКА: ПУШКИН. ЛЕРМОНТОВ. ГОГОЛЬ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: МАКС ПРЕСС, 2018. 501 С»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 4

Е.В. Борода

СКОРОСПЕЛОВА Е.Б. РУССКАЯ КЛАССИКА:

ПУШКИН. ЛЕРМОНТОВ. ГОГОЛЬ:

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: МАКС Пресс, 2018. 501 с.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Учебное пособие Екатерины Борисовны Скороспеловой «Русская классика: Пушкин. Лермонтов. Гоголь» представляет собой уникальный труд, в основе которого лежит систематизация, анализ, осмысление знаковых произведений литературы XIX в.: «Евгения Онегина» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Мертвых душ» Гоголя. Целостность анализа проявляется в комплексном подходе к толкованию текста; выявляется не только жанровое своеобразие произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя, но и их роль в жанровой эволюции русской литературы. Актуальность пособия связана с реабилитацией образа Автора, который представлен у Е.Б. Скороспеловой в трех лицах: как создатель текста, герой и повествователь. Труд Е.Б. Скороспеловой — это прогрессивный вариант учебного пособия, в котором подробно описаны научные аспекты прочтения текстов, рассуждения предельно конкретизированы, внимание читателя концентрируется на деталях, подробностях, образах, героях и описаниях. Востребованность пособия в учебном процессе безусловна.

Ключевые слова: Е.Б. Скороспелова; Пушкин; Лермонтов; Гоголь; Автор; эволюция жанра.

Учебное пособие Е.Б. Скороспеловой «Русская классика: Пушкин. Лермонтов. Гоголь» включает анализ трех знаковых произведений русской литературы первой половины ХГХ в.: «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Мертвых душ». Предметом внимания автора становится история создания и публикации, специфика содержания, поэтика, жанровое своеобразие — словом, вся полнота природы текста.

Разумеется, об этих произведениях писалось неоднократно, но автор пособия, постоянно вводя в свой текст обращение к классическим исследованиям предшественников, предлагает собственный подход.

Анализ произведений русской классики систематизирован в соответствии с определенными аспектами: характер героев, общий план, художественная деталь. Однако Е.Б. Скороспелова не стремится втиснуть материал в прокрустово ложе универсального логического марш-

Борода Елена Викторовна — доктор филологических наук, доцент кафедры профильной довузовской подготовки Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (e-mail: lenavladim@rambler.ru).

рута. Именно эта свобода создает эффект импровизации, пространного рассуждения и — как это ни странно звучит в применении к учебному пособию, — доверительную интонацию, живой голос автора.

Анализ расширяет пространство представленного материала, автор обращает внимание на детали, значимые имена и их символичность (в «Евгении Онегине», например, это Грибоедов, Фонвизин, Истомина, Княжнин, в «Герое нашего времени» —реалии Кавказа).

Впечатление целостности рецензируемой книги создается общим подходом к пониманию текста, в основу которого исследователь вносит представление о смысловом и структурном значении фигуры Автора, который един в трех лицах: создателя произведения, повествователя и героя.

Обращение к образу автора актуально в условиях современной литературной ситуации, когда мы пережили «смерть» автора, но не дождались его «воскрешения» — во всяком случае, в той мере, чтобы говорить о полноте присутствия. Как следствие, небрежение фигурой Автора мешает осознавать, что, читая произведение, мы имеем дело не с реальными людьми, а с результатом деятельности авторского воображения, мешает видеть за героями самого автора, человека, наделенного своим отношением к миру и пытающегося выразить это отношение, создавая героев и их судьбы, расставляя персонажей, приписывая им поступки.

Автор пособия учитывает возрастные особенности восприятия художественных произведений молодыми людьми. В школьном возрасте восприятие книги предполагает идентификацию с героем. Если подросток сочувствует герою, то произведение способно его увлечь. Но как быть, если герой отделен от современного школьника годами, десятилетиями, столетиями? Можно ли преодолеть эту культурную, историческую, эстетическую и духовную пропасть, о которой, кстати, говорят всё чаще, когда речь заходит о преподавании литературы?

На мой взгляд, пособие Е.Б. Скороспеловой в какой-то мере помогает решить эту задачу, потому что подход к образу героя идет плавно и целенаправленно, как раз через понимание эпохи. В школьном преподавании внимание акцентируется прежде всего на персонажах, их судьбах, изображении внешнего мира. И такому важнейшему аспекту содержания в пособии уделяется большое внимание: подробно рассматриваются образы персонажей, их структура, своеобразие построения сюжета, пейзажная и предметно-бытовая детализация.

В «Евгении Онегине» роль Автора особенно очевидна, и к пониманию этой роли Е.Б. Скороспелова приводит своего читателя, обращая внимание не только на лирические монологи и присутствие авторского голоса в описаниях, но и предлагая учащимся выявить в тексте «сюжет» Автора и сопоставить его с сюжетом героев.

Одно из достоинств пособия — то, что это не безличное обобщение творчества классиков, а послание современному поколению, особенности которого автор понимает. Так, близкой и понятной кажется трактовка знаменитой отповеди Онегина: «Неожиданно для самого себя он нашел согласие с самим собой и погрузился в жизнь, размеренность которой, казалось бы, ничто не могло нарушить. Возможно, он оценил найденное равновесие, но был еще далек от подлинной душевной

полноты. Он не был готов ответить Татьяне. Еще не пришло время, а Татьяна с ее "воображением мятежным", с ее сердечным нетерпением — поспешила» (с. 72). Так рисует ситуацию Е.Б. Скороспелова, и, на мой взгляд, напоминает о том, что литература, в том числе и литература XIX в., — она про жизнь, и такой подход способствует читательской заинтересованности.

Мне очень нравится фрагмент, посвященный «онегинской хандре», которую автор рассматривает как болезнь времени, ведущую к нравственной катастрофе.

Важно, что во второй главе пособия («Герой нашего времени») особое внимание уделяется фигуре странствующего офицера, как правило, оказывающегося «на обочине» анализа: читатель подводится к мысли, что в лермонтовском романе именно «странствующему офицеру» поручена смысловая и структурная роль Автора и он становится в каком-то роде фигурой, равновеликой Печорину.

Это не единственное «белое пятно», которое оказывается предметом внимания Е.Б. Скороспеловой. Автор пособия намеренно меняет ракурс исследования с привычного, хрестоматийного, на детальный, «ресурсный». Например, говорится о мироощущении Максима Максимыча и Казбича. Обсуждается так называемая десятая глава «Евгения Онегина», судьба второго тома «Мертвых душ».

Скороспелова предлагает читателям обратить на фигуру Автора и в «Мертвых душах»: здесь он обнаруживает себя непосредственно в рассуждениях, монологах и в повествовании, исполненном любви и скорби.

На всем протяжении книги поддерживается диалог с читателем (будь то школьник или просто любитель литературы), постоянно звучат обращения к читателю, делаются предложения «записать», «обратить внимание», «прочитать» тот или иной фрагмент. Цель этого диалога — побудить к чтению художественного произведения, к размышлению над ним, к выработке собственного суждения об авторе и его произведении.

К чтению текста побуждают, во-первых, «поглавные» вопросы к «Евгению Онегину» и «Мертвым душам» и вопросы к повестям, входящим в состав «Героя нашего времени». Такого рода вопросы предваряют анализ текста и рассчитаны на устное воссоздание содержания произведения в аудитории и на проверку того, как оно понято. Во-вторых, интерес к чтению пробуждают задания, постоянно предлагающие найти и описать тот или иной фрагмент, ту или иную деталь, тот или иной поворот сюжета.

Задания, которыми наполнено пособие, размещены не в конце главы, как это часто бывает в такого рода книгах, но разбавляют повествование, создают впечатление живого диалога, делают пособие в полном смысле интерактивным.

Мне кажется, актуальность книги обусловлена еще и тем, что современная литература переживает очередной жанровый кризис либо уже пережила (увидим через несколько лет). В любом случае произведения «на стыке» жанров, неканонические тексты, подобные анализируемым здесь, являются показателем эволюции русской литературы. Заметим, «Евгений Онегин» — роман в стихах, «Мертвые души» — поэма по автор-

скому определению, а «Герой нашего времени» — сложное соединение романтического и реалистического. Все три книги демонстрируют, что подлинно гениальному произведению тесно в рамках одного жанра и одного канона.

Самостоятельная жизнь этих произведений соотнесена с творческими поисками Пушкина, Лермонтова и Гоголя, писатели представляются гигантами, которым только и под силу опрокинуть канон и создать книгу по своим законам. И это в какой-то мере ключ к пониманию образа многажды упомянутого Автора, присутствие которого в тексте неизбежно, потому что он не просто создает текст — он творит мир, и живет в нем, и берет на себя ответственность за то, что в этом мире происходит.

Elena Boroda

SKOROSPELOVA E.B. RUSSIAN CLASSICS:

PUSHKIN. LERMONTOV. GOGOL.

Moscow: MAKS Press, 2018, 501 pp.

Tambov State University

33 Internationalnaya Str., Tambov, 392000

The textbook 'Russian Classics: Pushkin. Lermontov. Gogol' is a unique work based on an analysis and systematization of 19th-century landmark literary works: the novel 'Eugene Onegin' by A.S. Pushkin, the novel 'A Hero of Our Time' by M.Yu. Lermontov, and the poem 'Dead Souls' by N.V. Gogol. A review of the textbook reveals several big pluses: it provides a holistic analysis, it sounds relevant, drawing attention to the image of the author and his role in the work. The integrity of the analysis is manifested in a comprehensive approach to the interpretation of the text, revealing not only the genre identity ofthe immortal creations of Pushkin, Lermontov and Gogol, but also the role of the classics in the genre evolution of Russian literature. The relevance ofthis textbook appears to be in the rehabilitation of the image ofthe Author, which is presented by the late Ekaterina Skorospelova in three faces: the creator of the text, the hero and the narrator. In addition, the manual pays great attention to unknown pages ofworks, heroes, who until now have remained in the background ofthe study. This is a progressive version of a textbook, which describes in detail the scientific aspects of reading texts, reasoning is very specific, the reader's attention is focused on details, details, images, characters and descriptions, and the perception of the text as a whole work is built. Educators need this manual, and it is indubitable.

Key words: E.B. Skorospelova; Pushkin; Lermontov; Gogol; Author; evolution of a genre.

About the author: Elena Boroda — Prof. Dr., Associate Professor ofthe Department of Profile Preliminary Training, Derzhavin Tambov State University (e-mail: lenavladim@rambler.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.