РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
альные вопросы вызвали оживленную и плодотворную дискуссию.
С заключительным словом, подводя итоги конференции, выступила председатель президиума, главная медицинская сестра учреждения Ряднова М.А. Она подчеркнула высокий научно-методический уровень представленных докладов, практическую значимость и необходимость продолжать проведение подобных конференций и научно-исследовательской работы всеми молодыми специалистами.
Литература
1. Тезисы научно-практической конференции «Научно-практическая конференция с практическими навыками в КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» с участием среднего медицинского персонала в рамках «Дня эксперта».
УДК 614.88
2. Кузьмичев, Д.Е., Чирков, С.В., Скребов, Р.В., Шакиров, И.И., Вильцев, И.М. V региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы деятельности судебных медиков в новых экономических условиях». // Научно-методический журнал «Здравоохранение Югры: опыт и инновации». — Ханты-Мансийск. — 2016. — Выпуск № 2/7/. - С. 21-24.
3. Кузьмичев, Д.Е., Романова, С.И., Иванова, М.А., Файзуллина, Д.Ф., Чаплина, М.А., Чешулько, К.Ю. Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры «Нижневартовский медицинский колледж». Роль судебно-медицинской службы в профилактической медицине: сборник «Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы. Взгляд молодых ученых» в рамках проведения IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов, интернов, ординаторов, аспирантов. — Пермь, 2016.
© Кузьмичев Д.Е., Чирков С.В., Скребов Р.В., Ряднова М.А., Гребенева Л.А., Вильцев И.М., 2017
СКОРАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Овечкин П.Г.,
главный врач БУ «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи»
Иордан Л.А.,
заведующая организационно-методическим отделом БУ «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи»
Автомобиль в современном обществе стал неотъемлемой частью нашей жизни. Однако наряду с увеличением числа автотранспортных средств и повышением их скоростных характеристик наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и связанного с ними травматизма. Возросла тяжесть последствий полученных травм. Дорожно-транспортные происшествия угрожают здоровью и жизни людей во всём мире, наносят значительный ущерб экономике государства.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, травматизм
Каждый год в дорожных авариях во всем мире гибнет 1,25 миллиона человек и около 50 млн. получает травмы различной степени тяжести, приводящие к инвалидизации пострадавших. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году количество жертв ДТП достигнет 2,3 млн. человек в год. Почти половина из жертв ДТП — мотоциклисты и пешеходы. По результатам ВОЗ ключевые факторы риска при ДТП это: отсутствие пристяжных ремней, управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, несоблюдение скоростного режима, отсутствие мотоциклетных шлемов или детских удерживающих устройств.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
По итогам показателей формы федерального статистического наблюдения № 1-БДД «Сведения о состоянии безопасности дорожного движения» в 2016 году в России произошло 173694 ДТП (уменьшение на 5,6% к прошлому году). Погибло 20308 человек (снижение на 12,14% к прошлому году). Пешеходов погибло 5931 (снижение на 16,9% к прошлому году), причем уменьшение смертности за счет нарушений Правил Дорожного Движения водителями (на 15,7%), пешеходами (на 18%). В удельных показателях уменьшение очень заметное:
— на 100 тысяч населения погибло 13,9 человек, в 2015 году — 15,8 человек, а в 2003 году этот показатель был 24,6 погибших на 100 тысяч населения, в 1991 году — 25,3.
— на 100 тысяч транспортных средств падение еще более заметно: в 2016 году — 47 погибших, в 2015 году — 55 погибших, в 2003 году — 160 погибших, а в 1990 — 411 погибших, т.е. сокращение почти в 9 раз с 1990 года.
Несмотря на приведенные выше цифры, наиболее безопасными по статистике являются дороги стран Европы, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии, где показатель смертности не превышает 10 человек на 100 тыс. населения. Наиболее низкие показатели — в Швеции и Великобритании (2,8 и 2,9 погибших на 100 тыс. населения соответственно). В США в 2013 г. показатель составил 10,6 на 100 тыс. населения. Единственной страной мира, где было зафиксировано более 40 погибших на дорогах на 100 тыс. населения — Ливия (73,4). От 30 до 40 погибших регистрировались в Иране, Таиланде, странах Африки к югу от Сахары.
Почему же в той же Германии на 10 000 автомобилей приходится всего 0,69 погибших в авариях (для сравнения в России эта цифра составляет 6,13)? Немцы проделали большой путь и продолжают двигаться дальше, стремясь довести уровень смертности в автоавариях до нуля. Умелое сочетание «кнута и пряника» позволило добиться поразительных результатов. Самое интересное, что в 1970 году в ФРГ количество жертв смертельных ДТП зашкаливало за 21 тысячу человек (вполне сопоставимые с отечественными показателями), а сейчас им удалось снизить эту цифру до 3339 погибших. Действительно, есть чему поучиться. Кнут, кнут и ещё раз кнут. В Германии тоже есть нарушители. Но с ними
опыт и инновации №2 2017
эффективно борются. Для водителей-нарушителей предусмотрено два вида наказаний: высокие денежные штрафы и баллы. Набрав всего 8 (до мая 2014 года надо было набрать 18) баллов водитель теряет право управления. Баллы, полученные за употребление алкоголя и наркотиков, сохраняются 5 лет. Повторные нарушения продлевают накопленные баллы на соответствующий срок. Спорить с немецким полицейским, как правило, бесполезно, а попытка решить вопрос за деньги приводит к тюремному заключению. Может быть стоит у немцев перенять их опыт? И тогда в России на дорогах будет гибнуть в 10 раз меньше людей, чем в Германии.
Какая ситуация с дорожно-транспортным травматизмом складывается у нас в округе? Следует отметить, что оказание скорой медицинской помощи (далее — СМП) при дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) на догоспитальном этапе (далее — ДЭ) осуществляется выездными бригадами 38 медицинских организаций (далее — МО) автономного округа, имеющих службу СМП, из них: 5 станций СМП, 25 отделений СМП, 4 медицинские организации имеют филиалы, в том числе службу СМП. На отдаленных участках автодорог развернуто 5 трассовых пунктов казенного учреждения автономного округа «Центр медицины катастроф». Для медицинской эвакуации пострадавших используется 3 легковых вертолета В0-105, 4 вертолета МИ-8, самолет ЯК -40.
Мониторинг дорожно-транспортных происшествий в Югре свидетельствует о постоянном увеличении тяжести их последствий. За отчётный период бригады СМП округа выезжали на 1913 ДТП (2015 г. - 2024), снижение на 111 случаев или на 5,5%.
РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА-
Таблица 1
Доля доезда по времени до ДТП бригадами СМП за 2015-2016 гг.
Показатель 2015 г. 2016 г. Темп снижения/ роста в (%)
до 20 минут 89,1% 90,5% + на 1,4%
от 21 до 40 минут 7,9% 7,6% - на 0,3%
от 41 до 60 минут 1,8% 1,3% - на 0,5%
Более 60 минут 1,2% 0,6% > на 0,6%
Доля нормативного доезда (до 20 минут) на ДТП улучшилась с 89,1% до 90,5%. При этом до 50% выездов и более осуществляется за пределы населённых пунктов, в единичных случаях расстояния достигают до 250 км, что значительно увеличивает время прибытия бригады СМП — этим объясняется доля доезда до 20 минут - 90,5%.
В результате полученных травм на месте ДТП на ДЭ погибло 149 человек (2015 г. - 174), из них детей в возрасте 0-17 лет включительно 9 (в 2015 г. — 1), лиц трудоспособного возраста 75 человек (в 2015 г. — 125);
- при выездной бригаде СМП скончались 8 пострадавших (2015 г. —7);
- во время транспортировки выездными бригадами умер 1 человек (в 2015 году — 9);
- до транспортировки на месте в присутствии бригады СМП скончались 8 пострадав-
Показанием для оказания медицинской помощи пациентам с автодорожной травмой в условиях стационара травмоцентра III уровня или медицинских организаций являются травмы, сроки лечения которых не превышают 1014 дней — это травмы средней степени тяжести. При наличии тяжелых травм пациенты госпитализируются в травмоцентры I и II уровня. Число выездов бригадами скорой медицинской помощи (далее — БСМП) с поводом к вызову «ДТП» в 1-м квартале 2017 г. составило 403, что на 7,2% больше, чем в аналогичном периоде 2016 г. (374), при этом количество выездов со
ших (2015 г. — 7) от множественных травм, несовместимых с жизнью;
- умерших в травмоцентрах — 28 человек (в 2015 г. — 41), из них 14 человек умерло в трав-моцентрах в первые сутки. Во всех случаях смерть была обусловлена тяжестью сочетанных травматических повреждений и возникших осложнений. Приведенные цифры, несмотря на снижение количества пострадавших в ДТП, не утешают, потому что за этими цифрами стоит чья-то исковерканная жизнь.
Для совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в автономном округе выделено 3 зоны с центрами в окружных больницах: г. Ханты-Мансийска, Сургута и Нягани.
Бригады СМП доставляют пострадавших в ДТП в травмоцентры 1—3 уровня.
Таблица 2
временем доезда до 20 мин. уменьшилось на 3,1%, с 89,5 в 2016 г. до 86,4 в 2017 г. Уменьшение нормативного времени доезда до 20 минут связано с выездами БСМП за пределы населённых пунктов (2016 г. — 35,3% случаев, 2017 год — 39,7% случаев всех выездов на ДТП), расстояния в единичных случаях — до 200 км от населённых пунктов. Число погибших в результате ДТП на догоспитальном этапе в 1-м квартале 2017 г. составило — 24, что на 20,0% меньше чем в аналогичном периоде 2016 г. (30). Число погибших в результате ДТП в присутствии бригады СМП в 1-м квартале 2017 г. составило 1, что на
Количество пациентов, доставленных в травмоцентры
Доставлены бригадами СМП: 2015 г. 2016 г. Изменения
Всего в травмоцентры, из них: 2272 2396 + 5,2%
- в травмоцентры I уровня 978 1004 +2,6%
- в травмоцентры II уровня 1014 990 -2,4%
- в травмоцентры III уровня 280 402 +30,4%
50% меньше чем в аналогичном периоде 2016 г. (2), все случаи — до транспортировки пострадавшего в медицинскую организацию. Пострадавших в результате ДТП, умерших во время транспортировки выездными бригадами СМП в отчётном периоде как в 2016 г., так и в 2017 г. не было.
Влияние системы здравоохранения на ситуацию со смертностью от ДТП лишь частичное и заключается в обеспечении качественного оказания скорой медицинской помощи на месте ДТП, своевременной транспортировке в стационар для дальнейшего оказания специализированной медицинской помощи. Мероприятия, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, реализо-вывались в 2016 году посредством программного подхода — «Развитие здравоохранения на 20142020 годы». В результате реализованных мероприятий достигнуты следующие результаты:
- на аварийно опасных участках автодорог развернуто 5 трассовых медицинских пунктов на базе автомобилей «Камаз»;
- все автомобили скорой медицинской помощи оснащены ГЛОНАСС;
- медицинские организации, оказывающие неотложную травматологическую помощь, оснащены оборудованием в соответствии с Порядками, что позволяет на высоком уровне оказывать неотложную травматологическую помощь.
В рамках расширенного заседания Коллегии «Об итогах деятельности системы здравоохранения ХМАО-Югры за 2016 г. и перспективах её дальнейшего развития», прошедшего в марте 2017 г. на станции Скорой медицинской помощи в г. Ханты-Мансийске состоялся «круглый стол» по вопросу роли здравоохранения в снижении смертности от ДТП, в работе которого приняли участие руководители станций и отделения скорой медицинской помощи Югры, а также травматологи округа. В результате работы «круглого стола» были выработаны следующие решения, направленные на снижение смертности от ДТП в нашем округе:
- Обеспечить полноценный ввод в работу программы 103 и её сопряжение с программой «Исток» службы 112;
- Для эффективной и слаженной работы при ЧС с большим количеством пострадав-
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №2 2017
ших Центру медицины катастроф разработать для служб СМП методические рекомендации, включающие вопросы сортировки и координации работы бригад на месте происшествия;
- Неукоснительно соблюдать приказ № 1458 от 26.12.2016. «О совершенствовании организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в медицинских организациях ХМАО-Югры» в вопросах маршрутизации пострадавших. Улучшить взаимодействие между службами СМП и травмоцентрами;
- Рекомендовано в травмоцентрах 1-2 уровней максимально широко использовать возможности компьютерной томографии с исследованием черепа, позвоночника, органов грудной клетки, таза в рамках одного исследования сразу при поступлении пострадавшего. Приём пострадавших в ДТП осуществлять мульти-дисциплинарной бригадой в составе хирурга, нейрохирурга, травматолога с оформлением в карте стационарного больного;
- На координационных советах в муниципальных образованиях на регулярной основе проводить анализ ситуации с ДТП с привлечением руководителей служб ГИБДД, дорожных служб, травмоцентров, центров профилактики, образовательных учреждений, средств массовой информации;
- Снизить показатель норматива мониторинга смертности при ДТП «доля выездов бригад СМП до места ДТП со сроком доезда до 20 минут» до 91%.
Таким образом, можно заключить, что в нашем округе скорая медицинская помощь приедет на место вызова своевременно, помощь всем пострадавшим будет оказана качественно, пациенты будут госпитализированы в травмоцен-тры 1-Ш уровня. Нелишним будет ознакомить с правилами профилактики ДТП и поведения во время возможной аварии своих постоянных пассажиров. Они довольно просты. Во первых, без лишнего напоминания пристегиваться ремнями безопасности. Во вторых, усаживать детей младше 12 лет исключительно на задние, гораздо более безопасные во время столкновения сиденья. Не давать им вставать во время движения и высовываться между передними сиденьями. И обязательно опустить предохранители на дверцах. В третьих, убрать от заднего стекла тяжелые, с выступающими краями предметы, кото-
РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
рые при резком торможении или столкновении могут самым натуральным образом расстрелять в затылок сидящих впереди пассажиров. В четвертых, не отвлекать водителя от его основного дела. Не болтать, не задавать пустых вопросов, не кричать: «Не, ну ты глянь, что там делается! А там то, там!» — тыкая пальцем то в заднее, то в боковое стекло, не давать под руку советы, не учинять домашние разборки. Внимательность и осторожность под силу каждому водителю.
Литература
1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры в 2015 году — Ханты-Мансийск, 2015. — 82 с.
УДК 616.419
2. Здоровье населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и деятельность медицинских организаций в 2015 году: статистические материалы. — Ханты-Мансийск, 2016.
3. Данные Росстата и официальные формы медицинской статистической отчетности за 2015 год
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
5. Статистические источники ГИБДД — http://stat. gibdd.ru/.
© Овечкин П.Г., Иордан Л.А, 2017
100 АУТОЛОГИЧНЫХ ТРАНСПЛАНТАЦИЙ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК ВЫПОЛНЕНО В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Косарев А.Н.,
к.м.н., заместитель директора по медицинской части АУ «Югорский НИИ клеточных технологий»
АУ «Югорский НИИ клеточных технологий» совместно с коллегами Сургутской окружной клинической больницы 5 апреля 2017 года успешно проведена 100 аутологичная трансплантация гемопо-этических стволовых клеток пациенту с множественной миеломой.
Ключевые слова: клеточные технологии, стволовые клетки, трансплантация
Успехи экспериментальной медицины в последние десятилетия не оставляют сомнений, что биомедицинские и клеточные технологии в ближайшие годы способны существенно повлиять на продолжительность и качество жизни людей, принципиально изменить лицо современного здравоохранения. Исследования в сфере клеточных технологий позволяют надеяться на впечатляющие результаты при лечении многих тяжелых болезней, таких как сахарный диабет, болезнь Альцгеймера, поражения центральной нервной системы и сердца. Однако до начала клинического использования результатов этого широкого научного поиска предстоит длительная работа. Практическое применение стволовых клеток костного мозга и периферической крови уже осуществляется при лечении онкогематологических заболеваний крови, аутоиммунной патологии, лучевых поражений. Трансплантация гемопоэтических стволовых клеток — метод лечения, при кото-
ром пациенту после применения больших доз цитостатических препаратов вводят клетки костного мозга или периферической крови, восстанавливая кроветворение и снижая риск развития летальных инфекционных и геморрагических осложнений.
Лечение с применением аутологичной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток у пациентов с гемобластозами в России получает только 1 из 10 пациентов, которым может быть показан данный вид помощи. Причина низкой доступности аутотрансплантации стволовых клеток заключается в отсутствии трансплантационных центров в регионах России. Из 12 российских учреждений, выполняющих аутотрансплантации, только 4 расположены за пределами федеральных центров — в Новосибирской, Кировской, Свердловской областях и ХМАО. Пациенты остальных 88 регионов России получают данное лечение по квотам в Москве и Санкт-Петербурге. Между тем,