Научная статья на тему 'Складывание системы преподавания истории средних веков в новометодных медресе Казани (конец XIX – начало ХХ вв. )'

Складывание системы преподавания истории средних веков в новометодных медресе Казани (конец XIX – начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
842
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДРЕСЕ "МУХАММАДИЯ" / ДЖАДИДИЗМ / МЕДИЕВИСТИКА / ГИМНАЗИЯ АИТОВОЙ / МУГАЛЛИМ / "MUHAMMAD" / MADRASSAS / JADIDISM / MEDIEVALISM / A GYMNASIUM AITOV / MUGALLIM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хамматов Ш. С.

Статья посвящена формированию системы преподавания истории средних веков в мусульманских учебных заведениях – медресе, специфике программ, учебных пособий, по которым шло обучение. Сохранившиеся материалы позволяют проследить, когда истории средневековья начинает уделяться внимание в учебном процессе, и когда знания о ней становятся общественной потребностью. Автором использованы архивные документы канцелярии казанского губернатора, а также материалы программ и учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paper is devoted to the formation of Teaching of the Middle Ages in Muslim educational institutions madrasahs specific programs, teaching aids, which went on learning. Surviving materials allow us to trace where the history of the Middle Ages began to receive attention in the learning process, and when knowledge of it becoming public need. The author has used archival documents the Office of the Governor of Kazan, and program materials and textbooks.

Текст научной работы на тему «Складывание системы преподавания истории средних веков в новометодных медресе Казани (конец XIX – начало ХХ вв. )»

Складывание системы преподавания истории средних веков в новометодных медресе Казани (конец XIX - начало ХХ вв.)

Хамматов Ш.С.

Статья посвящена формированию системы преподавания истории средних веков в мусульманских учебных заведениях - медресе, специфике программ, учебных пособий, по которым шло обучение. Сохранившиеся материалы позволяют проследить, когда истории средневековья начинает уделяться внимание в учебном процессе, и когда знания о ней становятся общественной потребностью. Автором использованы архивные документы канцелярии казанского губернатора, а также материалы программ и учебников.

Ключевые слова: медресе "Мухаммадия", джадидизм, медиевистика, гимназия Аитовой, мугаллим.

Addition of teaching medieval history at Kazan novometodnyh madrassas (late XIX - early XX centuries). Paper is devoted to the formation of Teaching of the Middle Ages in Muslim educational institutions - madrasahs specific programs, teaching aids, which went on learning. Surviving materials allow us to trace where the history of the Middle Ages began to receive attention in the learning process, and when knowledge of it becoming public need. The author has used archival documents the Office of the Governor of Kazan, and program materials and textbooks.

Keywords: madrassas, "Muhammad", Jadidism, medievalism, a gymnasium Aitov, mugallim.

Система образования татар с момента принятия ислама и до начала 20 века имела два уровня - элементарный и элитарный. Элементарное включало получение элементарной грамотности, получить его можно было в учебных заведениях низшего типа (мектебах) при мечетях в деревнях. Элитарное образование могла получить наиболее часть татарской молодежи в учебных заведениях высшего разряда кадимистских (старометодных) медресе. Медресе давали довольно основательное для своего времени образование. Вот какую оценку им давал, известный ученый В.В. Радлов: "Умственное развитие шакирдов медресе довольно значительно и, несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших приходских городских школ" [1]. В середине 60-х годов 19 столетия, в условиях начавшейся капиталистической индустриализации и демократизации России, духовные школы, в силу своей ориентации на достижение средневековой мусульманской науки, уже не могли удовлетворить культурных запросов мусульман, в том числе и татар ни своей программой, не постановкой учебного дела с обязательным преподаванием на арабском языке. Татарское общество крайне нуждалось в грамотной национальной светской интеллигенции учителях, адвокатах инженерах и других специалистах. Встала задача приобщения всего татарского общества к европейской педагогической и общественной мысли, вывода его на уровень общечеловеческих ценностей просвещения, гуманизма, правовой экономической и политической культуры. Вот, что писал Ш. Марджани: "Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того,

чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладеть европейской наукой, знанием и ремеслами. Для нас весьма полезно обучаться по европейскому образцу! Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремесла и просвещение. Для науки и знаний нет национальных границ и нет особого языка" [2]. Это стремление татарской светской и духовной интеллигенции и национальной буржуазии к европеизации татарского общества нашло свое отражение в джадидизме.

Говоря о дореволюционной татарской школе, следует четко разграничивать кадимистское (старометодное) и джадидистское (новометодное) медресе. Первые повсеместно функционировали вплоть до 90-х гг. XIX в., сохранились они и в начале ХХ века, но уступив свои позиции новометодным медресе. В кадимистском медресе основное место отводилось богословским дисциплинам [3]. Поэтому преподавание всеобщей истории в мектебах и медресе еще в XIX веке практически не велось. Архивные материалы показывают, что в 1875 г. из 10 медресе г. Казани, отмеченных в донесении, ни в одном не преподавалась всеобщая история. В этих медресе, в основном, изучали Коран и другие духовные книги на татарском, а также на арабском, персидском, турецком языках. Среди изучаемых предметов значились еще чистописание и арифметика, а в некоторых были предусмотрены уроки русского языка [4]. Учитывая однообразие образовательной программы, следует заметить, что именно мектебе и медресе в те годы были и оставались хранителями татарской мусульманской культуры. Крупные изменения происходят в начале XX в., в это время набирает силу движение, направленное к преобразованию и реорганизации мектебе и медресе. Периодическая печать уделяла много места обсуждению и всестороннему освещению школьного вопроса. Сторонники школьной реформы открыто заявляли, что будущее татар и мусульман формируется в мусульманских школах. Они должны были формировать в своих учениках национальный и мусульманский дух столь прочно, чтобы несмотря ни на какие внешние воздействия, всюду и везде оставались верными своей национальности и религии [5].

Идеологом и организатором этого движения явился, как известно, выдающийся просветитель и гуманист И. Гаспринский. В конце 19 века он оформился мощное общественно политическое движение. Повсеместно в стране открылись сотни новометодных учебных заведений, в программы которых вводился широкий спектр светских предметов. В начале 20 века появились новые методы обучения мусульман. Преподавание перешло с арабского языка на татарский язык, который обрел статус учебного предмета, существенно расширилось изучение других светских дисциплин. Исследователи отмечают, что в ряде новометодных медресе программа включала все дисциплины, входившие в то время в курс, общеобразовательный русской средней школы. Так, в медресе "Мухам мадия" в начале 20 в. преподавались: русский язык, арифметика, чистописание, рисование (черчение), счет, география, физика, геометрия, истории России, всеобщая история, история тюркских народов, история науки и классов, фараиз (наука о разделе наследства),, этика, гигиена (медицина), юриспруденция, метрика, риторика, психология, логика, философия, методика преподавания, педагогика, арабский язык, персидский

язык, арабская литература. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания.

Благодаря активному участию в деятельности этих школ прогрессивной интеллигенции ученики получали хорошие научные знания, знакомились с европейской культурой. Лучшими джадидскими школами были Казанские медресе "Касимия", "Мухаммадия", Уфимское медресе "Гадия", Оренбургское медресе "Хусаиния". Из стен этих учебных заведений вышли целая плеяда поэтов, писателей, ученых, публицистов и общественных деятелей, которые сделали очень многое для развития национального самосознания мусульманских народов Поволжье и Урала. Это был прорыв не только в модернизации образования, но и национальной жизни в целом.

Медиевистика, входившая во всеобщую историю, стала преподаваться только с введением новометодных медресе. Поэтому рассмотрим преподавание в тех, которые одними из первых перешли на новый метод - при старейших мечетях Казани: Галеевском или Мухаммадия и Апанаевском.

Галеевское медресе было основано примерно в конце ХУШ - начале XIX веков и на 1913 г. состояло из 3 отделений [6]. Всеобщая история преподавалась в 4-6 классах второго отделения "Санавийя", история средних веков соответственно в 5-ом. В одном из отчетов проверки медресе дано описание того, что проходилось на этих занятиях. Из европейской истории раннего средневековья рассматривались: переселение народов, англосаксы, франки, славяне. Большую часть занимает история ислама: Аравия; арабы; жизнь и деятельность Магомета; халифы; род Амавия; род Аббасия; Андалузия. Подобный расклад понятен, но следует учесть, что история ислама в медресе преподавалась с I класса "Иптидаги" по 4 "Санавийя" отдельным предметом, причем довольно подробно. Из истории 2-й части были взяты Крестовый поход, Русь, Польша, Мадьяры, Византия, Турция [7].

Преподаватели в Галеевском медресе, как правило, вели несколько предметов. К примеру, Х. Азизов, преподававший всеобщую историю, читал в "Санавийе" следующие предметы: этимологию, чтение, перевод и диктовку в 1 классе, изречение в 1 и 2 классах, татарский язык в 5 классе [8]. Это объясняется тем, что медресе содержалось только за счет пожертвований, не получая со стороны государства никакой материальной поддержки. А нанимать мугаллимов сообразно числу предметов, было трудно, хотя некоторые преподавали бесплатно.

Апанаевское медресе, основанное примерно в то же время, что и Галеевское, имело 2 отделения. Программа истории средневековья, преподаваемой во 2 классе, не сохранилась, но вряд ли она сильно отличалась от Галеевской, тем более, что пользовались одним и тем же учебником "Таарихи Гомуми" Хариса Файзуллина. Вел уроки учитель Хафретдинов, который, помимо всеобщей истории, преподавал географию и историю России в "рушди", а также арабский язык и изречения Магомета в "игдади" [9].

Каких-то единых стандартов при использовании учебников в медресе не было. Первая попытка составить программу распределения учебников относится к 1907 г., после постановления III всероссийского мусульманского съезда. Это "Мугаллимляря нумуня ибтидаи у рушди

мяктабляр очон" (образец программы для учителей школ низших начальных и высших начальных), изданный К. Ханафеевым [10].

Создание учебников свидетельствует о том, что знания о средневековой истории становятся общественной потребностью. В 1903-1904 гг. была издана "Холасаи тарих гомуми" Хариса Фэйзи Чистапули, 4 и 5 части которой из 6 были посвящены истории средних веков [11].

В свое время был очень популярен, рекомендовался "обществом учителей" для преподавания в медресе [12]. Границы средневекового периода традиционные - от 476 до 1453 г., падение Константинополя представлено как падение последнего оплота Римской империи. В учебнике упоминаются кельты, подробно рассмотрены германцы вплоть до антропологического и этнографического описания, а также племенные союзы: франки, аллеманы, саксы, лангобарды, вандалы, бургунды, ост- и вестготы. В учебнике Х. Фэйзи материал располагается по вехам, которыми являются даты важных событий средневековья: принятие Христианства у франков (496 г.), гибель Остготского королевства (554 г.), разгром лангобардского государства и образование папской области (755 г.), Каролингская эпоха (768-1066 гг.), борьба между императорами и папством (919-1282 гг.), возвышение королевской власти (ХИ-ХУ в.). Традиционно представлен феодализм - постепенное превращение аллодов в бенефиции, создание ленной системы, последующая наследственность ленов, отношение сюзерена и вассала. Окончательное оформление феодализма отнесено ко времени Карла Великого. К этому же времени относится закат языческой (античной) культуры. Кроме того, рассмотрены Франция, Англия, Испания, Германия, Восточная Римская империя. Особое внимание обращено на следующие события: 100-летняя война, война Алой и Белой Роз, коммунальное движение, основание Швейцарского Союза. А также на династии: Саксонскую, Франконскую, Гогенштауфенов, Габсбургов, Люксембургов. История арабов, их халифатов представлена не очень подробно, как ожидалось бы, но видимо потому, что существовал отдельный курс истории ислама.

Общий взгляд на учебник Х. Фэйзи наводит на мысль, что он написан под впечатлением учебников для гимназий, поскольку в нем не видно особых отличий от них. Некоторая подробность в изложении некоторых вопросов, а также подбор дат важнейших событий, позволяют предположить, что учебник написан под влиянием книг Д.И. Иловайского, К.А. Иванова. Возможно, одна из них была просто переведена на татарский язык.

С 1906 г. сторонники нового метода в образовании стали издавать без мусульманского колорита исторические очерки касательно Франции и Германии. Главным образом, это были переводы чужих трудов [13]. На основе признанных русских и турецких учебников были составлены собственно учебники по всеобщей истории М. Рамзи и Ф. Карими (1911) [14]. Также были популярны учебники: Мухаммеда Мурада, вышедший в 1892 г., в Турции (в 1907 г. был переиздан в Казани), и Ш. Хамидуллина, опубликованный в 1903 г. [15].

Преподавание всеобщей истории было делом еще новым, поэтому учителей больше интересовала передача фактического материала, для этого хорошо подходили учебники Иловайского и Беллярминова [16], а не «профессорские» Виноградова, Кареева и Виппера,

которые оказались слишком сложными даже для гимназий, где преподавание всеобщей истории имело уже солидный опыт. Но те выпускники, которые продолжили обучение в гимназии, а затем в университете, отдавали предпочтение «профессорским» учебникам. Так, известный татарский историк Г. Губайдуллин, преподававший историю в медресе "Мухаммадия", в 1914-1916 гг., впоследствии опубликовал учебник по всеобщей истории, основанный на труде Р.Ю. Виппера [17].

Стремление к унификации преподавания в медресе, его улучшению привело к выпуску в 1913 г. печатной программы преподавания предметов во всех классах медресе "Мухаммадия" на 1913/14 гг. В ней содержится и программа истории средних веков, которая является единственным образцом расположения материала по этому разделу в медресе. Главное отличие программы медресе от гимназических и университетских - это развернутое рассмотрение истории арабов и турков. Внимание уделено не только жизни и деятельности Мухаммеда и последующим четырем Халифам, правившим после него, но подробно рассмотрен Омейядский Халифат, Аббасидский Халифат, наиболее знаменитые представители этих династий, развитие науки и культуры в эти периоды. Кроме того, программа предусматривала разбор других династий, правивших в разных уголках мусульманского мира. Особое внимание уделено Андалузскому исламскому государству (Кордовскому Халифату) в Испании. Также подробно рассмотрено Османское государство. В разделе "Духовная жизнь в средние века" главный упор сделан на мусульманскую культуру, правда, европейская тоже не забыта [18].

В начале XX века внимание уделялось и женскому образованию. Образование мальчиков считалось более важным, но девочки также не оставались без образования. Девочек у татар обучали жены мусульманских духовных лиц, которых называли "остабикэ" или "абыстай" (женщина, обладающая мудростью и знанием). Целью обучения девочек было религиозно-нравственное воспитание их как будущих матерей мусульманских семейств. Материальное положение медресе и мектебов было очень жалким, так как царское правительство не отпускало никаких средств на их содержание. Определенных научно выработанных методов преподавания также не было. Каждая абыстай вела обучение соответственно своему умению. Отсутствовали физическое и эстетическое воспитания. Но главным противоречием и препятствием для дальнейшего развития образования, не разрешимым внутри самой системы был, на наш взгляд, конфессиональный характер образования. Следует отметить, что само преподавание татарского языка и литературы в татарских школах имело место, но сами эти дисциплины были растворены в других предметах. Светские, т.е. общеобразовательные науки девочки не изучали. Царское правительство даже в начале XX века, под видом борьбы против "мусульманско-татарского" влияния, пантюркизма и панисламизма, ожесточенно боролось с введением светских предметов даже в программы мужских конфессиональных школ.

Несмотря на противодействие властей, сдвиги все-таки были. В 1908 г. по ходатайству Ф.А. Аитовой, было открыто мектебе для татарских девочек в составе 5 классов [19]. В 1913 г. она обратилась с ходатайством о преобразовании своего мектебе в медресе с 8-летним курсом

обучения. При этом Ф.А. Аитова ссылалась на то, что для татарских женщин еще нет ни одного медресе, и что курс учения в мужских продолжается 12 лет [20]. Результатом ходатайств Аитовой стало открытие 29 октября 1916 г. женской гимназии, что по статусу тогдашнего образования было выше, чем медресе. Программа по истории, как впрочем, и по другим предметам была составлена в объеме государственных женских гимназий [21]. Однако, трудно сказать, как там шло преподавание истории средневековья, так как сохранившийся архивный материал не дает такой информации.

Преподавание в медресе истории средних веков имело некоторые особенности. Поскольку это было мусульманское учебное заведение, следовательно, главный упор делался на изучение арабского и тюркского раздела. Но нельзя сказать, что европейское средневековье подвергалось полному пренебрежению. Следует отметить, что, несмотря на полное отсутствие финансирования со стороны государства в лице Министерства народного просвещения и существование исключительно на частные пожертвования, оно все же соответствовало требованиям учебного заведения. Новометодные медресе в своем роде были уникальны, они давали полноценное духовное и светское образование. Недаром медресе «Мухаммадия» названо в литературе татарским университетом дооктябрьской поры [22].

Всеобщая история, а, следовательно, и история средневековья не занимали в программе предметов медресе, какого-то особого, привилегированного положения. Так же не следует забывать, что хотя из стен этого заведения вышли многие представители татарской интеллигенции, проявившие себя в науке и культуре, все же главной целью медресе было религиозное образование и подготовка духовных служителей. К тому же, воспитанников медресе больше интересовала история татарского и других мусульманских народов, чем какие-либо события европейского средневековья. Наверно, поэтому из-под пера выпускников не вышло ни одной работы по медиевистике. И потом, появление новометодных медресе, а, следовательно, преподавание всеобщей истории, приходилось на начало XX века, которое продолжалось до революции - срок, несомненно, малый для разработки методологии изучения медиевистики, которая способствовала бы появлению кадров, способных поднять уровень истории средневековья в медресе, на иную ступень развития.

Литература:

1. НАРТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 5482. Л. 150.

2. Алишев С.Х. Шигабутдин Марджани в печати. // Все об истории Казани. Казань, 2005. С. 535.

3. Амирханов Р.У. Нива, не полегшая под ветрами... // Татарстан. 1993. № 2. С. 37.

4. НА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3538. Л. 46.

5. Оно нашло внешнее выражение не только в применении в означенных школах улучшенных методов обучения, но и в расширении их программ путем введения преподавания общеобразовательных предметов в целях обращения вероучительных школ в заведения общего типа. Состоявшийся в 1906 г. в Нижнем

Новгороде III мусульманский съезд показал с достаточной ясностью, как много внимания уделялось делам образования и какое ему придавалось значение (НА РТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 5482. Л. 143 об).

6. Начальное "Иптидаги", составляющее курс мектеба и имеющее приготовительный и 5 классов; второе "Санавийя", образованное с 1913/14 учебного года, где преподавались те же предметы, что и в "Иптидаги", но уже в более широком обзоре, имело 6 классов, здесь готовились к должности мулл, учителей, мугаллимов, азанчи; высшее "Галия", имевшее 1 класс (в будущем содержатели собирались довести до 3 классов), готовило мулл высокой квалификации и заведующих медресе-мударисов, здесь усиленно занимались арабским языком, толкованием Корана, хадисами и философией (НА РТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 5482. Л. 151 об).

7. НАРТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 5482. Л. 163.

8. Там же. Л. 176. Всеобщую историю также преподавали: в 1905-1907 гг. - Юсуф Акчура, а в 1914-1916 гг. - Газиз Губайдуллин. См.: Шакуров Ф.Н. Развитие исторических знаний у татар в конце XIX - начале XX веков: Дис ... канд. ист. наук. Казань, 2003. С. 123.

9. Младшее (мектебе), состоящее из приготовительного и 3 основных классов; старшие (санавийя) - из 8 классов (4 для рушди и 4 для игдади). Всеобщая история преподавалась в 1-3 классах игдади (НА РТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 5482. Л. 174).

10. Обзор учебников принятых к употреблению в татарских конфессионных школах за последние 3 года (1911-13). Казань, 1917. С. 9

11. Фэйзи X. (Чистапули). Холасаи тарих гомуми. Кыйсем 2. Коруне воста тарихы. Казан, 1904.

12. Эмирхан Р. Иманга тугрылык. Казан, 1997. Б. 195. Общество учителей - скорее всего это совещание татарских учителей, прошедшее в мае 1907 г., которое приняло учебные программы для средней ступени. Истории в 5-8 классах отводилось 2 ч. в неделю. См.: Шакуров Ф.Н. Указ. соч. С. 123.

13. Обзор учебников... С. 12. Следует заметить, что были и оригинальные произведения по средневековой тематике. В 1915 г. в журнале «Шура» была опубликована статья Г. Губайдуллина «Марко Поло хакында бер тэжрибэ» (Исследование о Марко Поло), в которой был осуществлен источниковедческий анализ книги Марко Поло о внутренней жизни монгольской империи времен хана Xубилая. Кроме того в 1909 г. в Оренбурге была издана книга Махмуда Марджани «Папалар вэ муллалар яхуд Ян Гус» (Папы и муллы или Ян Гус) об истории гуситского движения. См.: Галиуллина Д. Тематика научных исследований профессора Газиза Губайдуллина // Историк среди историков. Казань, 2001. С. 107; Шакуров Ф.Н. Указ. соч. С. 128.

14. Шакуров Ф.Н. Развитие исторических знаний у татар в конце XIX - начале XX веков. Автореф... канд. ист. наук. Казань, 2003. С. 19.

15. Морад Мэхэммэд. Мохтасар тарихе гомуми. Кыйсем 1-3. Казан, 1907; Xэмиди Ш. Xоласаи тарих гомуми. Казан, 1903; Кэрими Ф. Мохтасар тарихе гомуми. Оренбург, 1911.

16. Татарский просветитель X.-Г. Габаши в одной из своих книг дал положительную оценку учебнику Беллярминова. См.: Габэши X.-Г. Басыйрат. Казан, 1891. Б. 4.

17. Гобэйдуллин Г. Тарихы гомумидэн коруне эувэл. Профессор Р. Виппернын эсэреннэн икътибасэн язылды. Казан, 1918. См.: Газиз Гобэйдуллин: Фэнни-биографик жыентык. Казан, 2002; Галиуллина Д. Тематика научных исследований профессора Газиза Губайдуллина // Историк среди историков. Казань, 2001.

18. Программа на 1913/14 учебный год // Мэхэммэдия мэдрэсэсэ. Казан. 1998. Б. 72-74.

19. В двух последних классах имелись параллельные отделения. Учебное дело было поставлено по образцу новометодных мектебе, система обучения - классная. Всеобщая история не преподавалась, однако 2 раза в неделю в 4 и 5 классе проходили историю ислама (НА РТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 5482. Л. 229).

20. На предложение представить подобную программу предметов она сообщила, что представить ее в скором времени не сможет, а потому попросила разрешить преобразовать мектебе в медресе хотя бы с 6-летним курсом, опять же не предоставив программы и списка преподавателей. "Несомненно, - говорилось в рапорте, - она хотела бы создать тип учебного заведения подобного учительской школе: ей хотелось бы выпускать учительниц-мугаллиматок в мелкие новометодные мектебе"(НА РТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 5482. Л. 228).

21. Амирханов Р.У. Нива, не полегшая под ветрами. С. 41.

22. Там же. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.