Научная статья на тему 'Скифская тема в лирике Велимира Хлебникова'

Скифская тема в лирике Велимира Хлебникова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Созина Е. М.

В данной статье автор производит концептуальный анализ дореволюционной лирики Велимира Хлебникова, на основе чего приходит к выводу о принадлежности ряда стихотворений автора к системе, которую образуют стихи поэтов, входивших в общественно-литературную группу «Скифы» (создана в 1917 г.). Это, в свою очередь, позволяет поставить вопрос о существовании в русской литературе т.н. «скифского текста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скифская тема в лирике Велимира Хлебникова»

СКИФСКАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА

© Созина Е.М.*

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва

В данной статье автор производит концептуальный анализ дореволюционной лирики Велимира Хлебникова, на основе чего приходит к выводу о принадлежности ряда стихотворений автора к системе, которую образуют стихи поэтов, входивших в общественно-литературную группу «Скифы» (создана в 1917 г.). Это, в свою очередь, позволяет поставить вопрос о существовании в русской литературе т.н. «скифского текста».

Эсхатологические предчувствия катастрофических перемен, которыми, казалось, был насыщен сам воздух вступившего в XX век мира, вылились в череду исторических событий небывалого масштаба. Русско-японская война, Первая мировая война, революционные потрясения заострили традиционный для русской общественной мысли вопрос о месте России между Востоком и Западом. Крушение гуманизма, кризис старых культурных форм и потеря «почвы» в эпоху «безвременья» послужили психологическими стимулами для обращения к мифологии с целью осмысления происходящего. В сложившейся исторической ситуации на фоне критического эмоционального напряжения культурная память извлекла из своей сокровищницы образ скифа как возможность национально-исторической самоидентификации для русского человека.

Тема скифов стала необычайно популярна в русской культуре XIX -начала XX веков. Интерес к ней вырос после сенсационных открытий археологических памятников в Северном Причерноморье. Скифами занимались выдающиеся историки и филологи (А. С. Лаппо-Данилевский, М.И. Ро -стовцев, Ф.А. Браун и др.). Ими были увлечены художники («Битва славян со скифами» Виктора Васнецова, «киммерийский» цикл Максимилиана Волошина, книжная графика Петрова-Водкина и Полины Хентовой) и музыканты («Скифская сюита» Сергея Прокофьева). Большим успехом пользовался перевод на русский язык книги немецкого ученого Отто Шрадера «Индоевропейцы» (1913), в которой родословная славян возводилась к скифам.

На этой почве интерес к скифской теме возник и у литераторов. Широко известно появившееся в 1917 году литературное объединение «Скифы», возглавлявшееся Р. В. Ивановым-Разумником. Однако тема скифов присутствовала и у писателей, не входивших в это объединение. Историче-

* Методист отдела Аспирантуры, аспирант.

ским скифам был посвящен целый ряд поэтических произведений: «Скифы» («Мы блаженные сонмы...») Константина Бальмонта, «Скифы» и «Древние скифы» Валерия Брюсова, «Пляшущий скиф» Вяч. Иванова, «Скифские суровые дали» Фёдора Сологуба, «Скифия» Георгия Шенгели, поэтический сборник «Скифские черепки» Елизаветы Кузьминой-Караваевой, «Скифское» и ряд других произведений Велимира Хлебникова.

В рамках нашей статьи мы остановимся на «скифской» группе стихотворений последнего автора, с тем, чтобы на примере его лирики продемонстрировать существовавший в русской литературе переход от описания скифов как исторического факта к воспеванию скифов как феномена духа (завершился с возникновением в 1917 году литературной группировки «Скифы» и «скифской идеологии).

Для русского футуризма были характерны такие отличительные черты, как: неприятие внешних ограничений для творчества; программный антииндивидуализм; анархическое бунтарство; увлечение примитивом; антитехницизм (мир техники воспринимался в 10-е годы многими русскими футуристами как враждебная сила, подавляющая и деформирующая органическую основу жизни); культ жизни, имевший архаические корни; тенденция к архаизации содержательной, тематической и формальной стороны творчества [подробнее см. 2, с.145-189]. Все это обусловило возникновение связи между «скифским мифом» и футуризмом в России. К тому же эта связь была во многом обусловлена биографически - известно, что крупные русские футуристы братья Бурлюки и Алексей Крученых родились в Таврии, где в 1900-е годы активно велись раскопки скифских курганов. Не случайно свою группу футуристы назвали «Гилея» - именно там, «в древней Гилее, между гирлами Днепра и Джарылгачем (полуостров, где жила Гидра, убитая в древние века Геркулесом)» [3, с. 28], по преданию, находилась родина скифских царей. Там возникло и русское будет-лянство, ярчайшим представителем которого был Велимир Хлебников.

К «скифской» группе у Велимира Хлебникова можно отнести такие стихотворения, как «Скифское» (конец 1908) и «Семеро» (1912) - в центре каждого из них лежит образ скифа, эпизоды легендарной истории этого племени. Несомненную принадлежность «скифскому» мифу также демонстрируют такие произведения Велемира Хлебникова, как стихотворение «Курган» (1915) и поэма «Каменная баба» (10 марта 1919). К этому заключению мы приходим на основе контекстуального анализа данных произведений.

Раннее, 1908 года, стихотворение Хлебников назвал «Скифское», отбросив предыдущее название - «Подруга». При жизни поэта стихотворение не публиковалось, впервые его черновая редакция увидела свет во втором томе собрания сочинений, вышедшем в 1930 году. В центре повествования помещен воин-всадник. Прозрачный текст со множеством архаизмов построен

как хитроумная стихотворная загадка, ответ на которую не дает ни одно из его названий. Однако намек на возможную разгадку содержат последние строки: «Он держит путь, где хата друга. / Его движения легки. / За ним в траве бежит подруга - / В глазах сверкают челноки [8, с. 54].

Как замечает исследователь творчества Велимира Хлебникова В.Я. Мор-дерер, последняя строка «В глазах сверкают челноки» (или вариант: «Ее глаза - среброчелноки») «на специфически «охотничьем» или кинологическом языке означает «челночный ход» собаки. Веселая подруга отважного воина, столетиями спящего со своим верным конем в могильнике -собака (или уж совсем попросту - надежный пёс) [6]».

Тот же исследователь указывает, что в таком случае название стихотворения - «Скифское» - отсылает нас к геродотовой «Истории»: весьма вероятно, что Хлебников дает поэтическую вариацию на тему своеобразного способа охоты одного из скифских племен, описанного Геродотом : « За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним» [4, с. 193].

Поэт живописует не сцены охоты, а боевые стычки воинственных племен. При этом В.Я. Мордерер обращает внимание на греко-латинский корнеслов стихотворения и отмечает такие русско-латинские звуковые переклички, как земля (tellus), стрела (telum), ткань и замысел (tela) («Земля сырая - обувь, Земля в ней жалом жалится», «И в межи роя узких стрел <...> Бросают стаи конских тел»); петь ('cano'), конь и 'canis'-собака, бегущая в куге-камыше ('canna').

Особенно важна перекличка латинского 'laete' (радостно, весело) и русского «лаете». Благодаря ей в этом стихотворении поразительно много смеха: «хохочет и смеется» не только всадник, но и его подруга («В их взорах голубое / Смеется вечно ведро, Бежит вблизи бегунья, / Смеются тихо оба»). Именно в этом экстатическом смехе заключен пафос стихотворения.

Стихотворение «Семеро» (1912) связано с легендой о происхождении савроматов от скифов и амазонок, рассказанной в кн. IV «Истории» Геродота. Исследователи (Н.И. Харджиев, Г. Баран) обнаружили у Велимира Хлебникова ряд перекличек с ней.

Центром повествования являются «семь могучих оборотней», ставших «хребтом и обличьем» подобны коню и «холодные сердцем» «дщери великой Гилеи». Их любовный союз описывается как скачка, бой и распря

(«Они сядут на нас, белые, / И помчат на зов войны», «А если девичья конница / Бой окончит, успокоясь?/ Страсти верен, каждый гонится, / То -варищ и друг, / страсти верен, каждый гонится / Разрубить мечом их пояс», «Кратких кудрей, длинных влас / Распри или вас достойны?»). Однако семеро утверждают «Этот спор чарует нас, / Ведут к счастью эти войны».

Стихотворение «Курган» (1915) «навеяно запорожским железным крестом (найден при раскопках на Киевщине)» [8, с. 666]. Возможно, «скифская» тема в этом произведении появилась по ассоциации между Киевскими раскопками и археологическими изысканиями в Северном Причерноморье. Её формируют такие концепты, как курган, курганный воин, курганный день, конь, конница, а также мотив вечного движения, создающийся за счет насыщения небольшого текста (в стихотворении всего двенадцать строк) соответствующими глаголами: конница - летит, день - течет, конь - несется.

Поэма «Каменная баба» (10 марта 1919) выстроена иначе. Ее темой является тема времени - ведущая в творчестве Велимира Хлебникова. Поэтому для нас особенно важно то обстоятельство, что цементирует художественную ткань поэмы и организует ее образную структуру образ степного идола, какие сооружали кочевники. Через обращение к «деве степей» автор свободно перемещается во времени, обретает способность видеть окружающий мир как живой организм, «текучее» состояние материи.

Каменная баба находится как бы на перекрестке единичного, индивидуально-личностного и общечеловеческого, мирового. Она - алтарь язычника, и в молитве у этого алтаря жаждущему открывается связь времен, встреча настоящего с прошлым и будущим.

«Смотрело каменное тело на человеческое дело». Перед степным истуканом, немым свидетелем веков, изливал и смирял поэт свою смертную истому и обиды частного существования. В грубом камне открывал некое четвертое измерение: «Стоит с улыбкою недвижной, / Забытая неведомым отцом...» [8, с. 255].

Однако только ли торжество над быстролетящим мигом видел Хлебников в «кумирном камне»? И торжество ли? Сюжет поэмы «Каменная баба» утверждает скорее обратное. На «грубые и плоские» глаза истукана «прилег крылами» цветной мотылек. Мотыльковый удел, миг, мгновение ... И - ожил истукан, ибо понял в этот миг прежде недоступное ему -небо: «И каменной бабе огня многоточие / Давало и разум, и очи ей. / Синели очи и вырос разум / Воздушным бродяги указом. <...> Раньше слепец, сторож овец, / Смело смотри большим мотыльком... / В небо смотри мотыльком» [8, с. 256].

Следует заметить, что о поэмах Велимира Хлебникова написано немало научных исследований. Помимо специальных исследований, это целый ряд интересных наблюдений попутного характера. Степанов Н. указывал,

что «творчество Хлебникова производит впечатление недописанного эпоса, оно состоит как бы из фрагментов и набросков какой-то единой, но не осуществленной до конца эпической поэмы» [7, с. 344]. Мирский Д. заметил следующее: «Мифологические поэмы Хлебникова - свободные сны о каком-то прекрасном и немножко страшном мире, мире стихийных и значительных вещей, совершенно непохожем на уродливую буржуазную действительность. Этот мир каким-то образом смыкается с другим прекрасным и несовременным миром, миром... будущего» [5, с. 222].

Все сказанное можно в полной мере отнести к поэме «Каменная баба». Впечатление незавершенности, фрагментарности, мифологичность и маргинальность изображаемого, сложное взаимоотношение лирического и эпического - все это есть в поэме. Однако благодаря своему центральному образу поэма приобретает особое значение в общем ряду. Впоследствии образ каменной бабы стал одной из образных доминант в творчестве Хлебникова, и семантика его связана с проживанием «Вселенского полного мига» [1, с. 171].

Выделяется поэма и в ряду «скифских» стихов Велемира Хлебникова. Если стихотворения объединяет апология «жизненной силы» и поэтизация стихийного начала, экстатичность стиля и группировка текстов вокруг фигуры вечного всадника, то в поэме акцентируется архаика и евразийский контекст, присутствовавшие, впрочем, и в стихах.

Проследив развитие «скифской» темы в творчестве поэта, мы можем отметить переход от простого описания исторических скифов к апологии стихии, духовного бунта, экстатичности стиля, интересу к »евразийскому контексту» и архаике, т.е. к духовному «скифству», наиболее ярким выразителем которого стала возникшая в 1917 году группа «Скифы». Помимо этого можно отметить то, что концептосфера данного множества стихотворений в значительной мере совпадает с концептосферой стихотворного наследия поэтов-»скифов» (А. Блок, А. Белый, С. Есенин, Н. Клюев и др.).

Таким образом, мы можем утверждать, что ряд стихотворений одного из ведущих поэтов футуризма Велемира Хлебникова, входит в систему текстов, охватывающую также творчество позднее созданной литературно-философской группировки «Скифы». Это, в свою очередь, позволяет поставить вопрос о существовании в русской литературе «скифского текста» (в другой терминологии - сверхтекста) - сложной системы интегрированных текстов, не прикрепленных к какому-либо литературному направлению, имеющих общую внетекстовую ориентацию (исторические скифы, их рецепция в русской и евразийской культуре) и образующих незамкнутое единство, отмеченное смысловой (единство тем) и языковой (набор концептов) цельностью.

Определяющими признаками «скифского текста» в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков являются:

- миф о родстве скифской и славянской ментальности, обнаружение в другой эпохе истоков всемирной славянской миссии;

- идея спасения через гибель;

- пафос разрушения сложившихся форм жизни во имя утверждения новых;

- поэтизация стихии как животворящей энергии бытия;

- наличие особой единой концептосферы; пафос разрушения старых форм жизни во имя утверждения нового; поэтизация стихии как животворящей энергии бытия.

При этом обращает на себя внимание надэстетическая природа «скифского» феномена, неприкрепленность к теоретическим платформам основных течений поэзии «серебряного века», отражение в «скифстве» общих тенденций духовного и эстетического сознания русского общества эпохи предреволюционного рубежа.

Список литературы:

1. Башмакова Н. Слово и образ: О творческом мышлении Велимира Хлебникова. - Хельсинки, 1987.

2. Бобринская Е. Футуризм. - М., 1999.

3. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. - СПб., 1994.

4. Геродот. История в девяти книгах / Пер. и приме. Г. А. Стратановско-го. - Л., 1972.

5. Мирский Д. Литературно-критические статьи. - М., 1978.

6. Мордерер В. Меркнут знаки зодиака... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ka2.rU/nauka/valentina_1.html#n2.

7. Степанов Н. Поэты и прозаики. - М., 1966.

8. Хлебников В. Творения. - М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.