Научная статья на тему 'Скидки, предоставляемые торговой компанией покупателям, и особенности их учета в налоговом законодательстве РФ'

Скидки, предоставляемые торговой компанией покупателям, и особенности их учета в налоговом законодательстве РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКИДКИ / РЕТРО-СКИДКИ / НАЛОГОВОЙ УЧЕТ СКИДОК / DISCOUNTS / RETRO DISCOUNTS / TAX REGISTRATION OF DISCOUNTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Анна Сергеевна, Вальц Ольга Викторовна, Новицкая Елена Викторовна

Статья посвящена методам стимулирования сбыта продукции путем предоставления торговой компанией скидок для своих покупателей. Автором рассмотрены скидки, объявленные до момента заключения договора, и скидки, установленные после реализации товара. Также в статье рассмотрен порядок их налогообложения и учета в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discounts provided by the trade company buyers and Peculiarities of their registration in the taxlegislation of the Russian Federation

This article is devoted to the methods of sales support by providing discounts the trading company for its customers. The author considers the discounts announced before the conclusion of the contract and the discounts installed after sale of the goods. Also the order of their taxation and registration in the Russian Federation is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Скидки, предоставляемые торговой компанией покупателям, и особенности их учета в налоговом законодательстве РФ»

СКИДКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ТОРГОВОЙ КОМПАНИЕЙ ПОКУПАТЕЛЯМ, И ОСОБЕННОСТИ ИХ УЧЕТА В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ

Морозова Анна Сергеевна

канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры экономики и управления, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего

профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске, РФ, г. Анжеро-Судженск

E-mail: [email protected]

Вальц Ольга Викторовна

канд. техн. наук, доцент кафедры экономики и управления, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего

профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске, РФ, г. Анжеро-Судженск

E-mail: valts olga@mail. ru

Новицкая Елена Викторовна

канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры экономики и управления, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего

профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске, РФ, г. Анжеро-Судженск

Морозова А.С., Вальц О.В., Новицкая Е.В. Скидки, предоставляемые торговой компанией покупателям и особенности их учет в налоговом законодательстве РФ //

Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5) .

URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1176

DISCOUNTS PROVIDED BY THE TRADE COMPANY BUYERS AND PECULIARITIES OF THEIR REGISTRATION IN THE TAXLEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Morozova Anna

Candidate of Physical and Mathematical sciences, Associate professor of chair of economics and management, The branch of the federal state educational institution of higher professional education “Kemerovo state university ” in Anzhero-Sudzhensk,

Russia, Anzhero-Sudzhensk

Valts Olga

Candidate of Technical sciences, Associate professor of chair of economics and management, The branch of the federal state educational institution of higher professional education “Kemerovo state university” in Anzhero-Sudzhensk,

Russia, Anzhero-Sudzhensk

Novitskaya Elena

Candidate of Physical and Mathematical sciences, Associate professor of chair of economics and management, The branch of the federal state educational institution of higher professional education “Kemerovo state university” in Anzhero-Sudzhensk,

Russia, Anzhero-Sudzhensk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена методам стимулирования сбыта продукции путем предоставления торговой компанией скидок для своих покупателей. Автором рассмотрены скидки, объявленные до момента заключения договора, и скидки, установленные после реализации товара. Также в статье рассмотрен порядок их налогообложения и учета в Российской Федерации.

ABSTRACT

This article is devoted to the methods of sales support by providing discounts the trading company for its customers. The author considers the discounts announced before the conclusion of the contract and the discounts installed after sale of the goods. Also the order of their taxation and registration in the Russian Federation is considered in the article.

Ключевые слова: скидки, ретро-скидки, налоговой учет скидок.

Keywords: discounts, retro discounts, tax registration of discounts.

В настоящее время в розничных торговых сетях при реализации и покупке товаров широко используются скидки. К видам скидок, предоставляемым покупателям в момент реализации товаров, относятся сезонные, праздничные скидки, распродажи, скидки за единовременную оптовую покупку и другие.

В данной статье речь идет о скидках, которые объявлены покупателям до момента заключения договора, например, скидка 50 % на летний ассортимент товаров. При этом скидка включается в договорную или покупную цену товара. Можно сказать, что скидка в данном случае выступает моральным стимулом для покупателя, который решил приобрести товар, т. е. она утрачивает свою гражданско-правовую ценность. Для исключения проблем, связанных с налоговым учетом, скидку на товар вместе с ценой необходимо изначально указывать в договоре купле-продажи и затем во всех товаросопроводительных и первичных документах.

При этом налоговые органы компетентны вести проверки правильности использования цен по сделкам продажи в том случае, если разница составляет более 20 % от цен по сделкам продавцов по однородным товарам в течение непродолжительного отрезка времени относительно поставки. В настоящий момент возможность таких проверок и контроля со стороны налоговых органов является единственной сложностью, поэтому необходимо, чтобы продавец обосновывал предоставление скидки, когда устанавливает ее в размере более 20 % от рыночной цены товара. Если обоснования не будет, то налоговыми органами выносится решение о доначислении налогов и пени, в зависимости от среднерыночной цены. Но при этом цена товара при осуществлении сделки между невзаимозависимыми партнерами считается рыночной и пересчету не подлежит. Что касается сделок между взаимозависимыми лицами в Российской Федерации, то они контролируются согласно статье

105.14 Налогового кодекса [1]. Согласно данной статье к сделкам между взаимозависимыми лицами относятся:

1. совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом);

2. сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3. сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территории, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

Таким образом, использование системы скидок получило в настоящее время широкое распространение, так как правильно выбранная политика в области предоставления скидок торговой компании для своих клиентов, позволяет удерживать покупателей у себя, создавая наилучшие для них условия. А также своевременное применение скидок привлекает новых покупателей продукции, товаров, услуг, уменьшает потери торговой организации от порчи и излишков товаров на складе. Использование системы скидок позволяет продавцам увеличить свою прибыль как за счет своих постоянных покупателей, так и за счет новых покупателей, тех, кто впервые обращаются в торговую компанию в период проведение акции «Скидки». Одновременно с увеличением прибыли у торговой компании появляется проблема налогового учета и налогообложения.

Для облегчения данной проблемы в налоговое законодательство были внесены изменения, а именно: введение с 1 октября 2011 г. корректировочных счетов-фактур (Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

о налогах и сборах») и вступающие в силу с 1 декабря 2011 г. новые правила налогового контроля за ценами (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»), которые должны привести к облегчению работы торговых компаний тех, кто в целях стимулирования сбыта использует скидки [3; 4].

Еще одним методом стимулирования покупателей являются ретро-скидки, это скидки, которые изменяют цену товара по договору, например, если покупатель приобретает товар на определенную сумму, то продавец по своему усмотрению может пересмотреть цену на товар, либо изменение цены может произойти в результате покупки определенного объема товара, а также продавец может пересмотреть цену товара за досрочную оплату за него.

Таким образом, бонусы, предоставляемые продавцом своему покупателю за выполнение определенных условий, после реализации товара в виде «подарка» либо денежного вознаграждения тоже относятся к скидкам и называются ретро-бонусами, которые изменяют первоначальную цену продукции. В этом случае при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость величина суммы всей выручки подлежит определению с учетом предоставленных продавцом скидок. Данное обязательство используется независимо от того, какой метод поощрения выбрала торговая компания: установила скидки, которые определяют размер возможного снижения первоначальной цены товара, указанной в договоре, или предоставила бонус, например, работает программа «подарок за покупку».

То есть порядок налогообложения и налогового учета скидок, которые предоставляются продавцами покупателю после отгрузки товара, не зависит от вида скидки и распространяется на все виды ретро-бонусов.

С 1 октября 2011 г. введены четкие правила налогового учета ретроскидок. В главе 21 Налогового кодекса определена обязанность продавца товара в случае изменения стоимости реализованных товаров (выполненных

работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав выставлять покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов (п. 3 ст. 168 НК РФ, в ред. Закона № 245-ФЗ от 19 июля 2011 г.) [2].Покупателю, который получил ретро-скидку, необходимо восстановить сумму налога на добавленную стоимость, ранее принятую к вычету, в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, в ред. Закона № 245-ФЗ) [3].

Продавец имеет право на вычет по налогу на добавленную стоимость в размере разницы между суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения (абз. 1 п. 13 ст. 171 Налогового кодекса, в ред. Закона № 245-ФЗ) [3].

Указанные вычеты производятся на основании: корректировочных счетов-фактур, договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров, в том числе из-за изменения цены отгруженных товаров.

Указанные вычеты производятся не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры (п. 10 ст. 172 Налогового кодекса, в ред. Закона № 245-ФЗ) [3].

Таким образом, все предоставленные продавцом покупателю скидки должны быть документально подтверждены, так как это необходимо для исчисления налога на прибыль, а именно: учета расходов

на предоставление скидки у продавца и для начисления налога на добавленную стоимость в части получения вычета. Все документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. От 28.12.2013)/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 5.03.2014).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. От 28.12.2013)/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 5.03.2014).

3. Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 5.03.2014).

4. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ/ [Электронный ресурс]. —

Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения:

5.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.