Научная статья на тему 'СКАЗКИ ПУШКИНА ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ'

СКАЗКИ ПУШКИНА ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пушкин / духовно-нравственное воспитание / народная мудрость / русская народная сказка / Pushkin / spiritual moral education / folk wisdom / Russian folk tale

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О.

В данной статье рассматривается как влияют сказки Пушкина на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память, воспитывают нравственные стороны детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUSHKIN'S FAIRY TALES ARE BASIS FOR FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

This article examines how Pushkin's fairy tales affect the spiritual and moral education of the younger generation. Fairy tales instill a love of reading, help develop imagination, memory, and educate the moral sides of children.

Текст научной работы на тему «СКАЗКИ ПУШКИНА ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 37 Королева Л.А., Кавтарадзе Л. О.

Королева Л.А.

педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юннатов» (г. Белгород, Россия)

Кавтарадзе Л.О.

педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юннатов» (г. Белгород, Россия)

СКАЗКИ ПУШКИНА - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается как влияют сказки Пушкина на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память, воспитывают нравственные стороны детей.

Ключевые слова: Пушкин, духовно-нравственное воспитание, народная мудрость, русская народная сказка.

Читайте Пушкина, друзья!

И думайте над каждым словом!

Не прочитать его нельзя, А, прочитав, вернитесь снова!

© Ольга Мегель.

В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю,

страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

Сказки А.С. Пушкина знакомят детей с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности. Сказки великого русского поэта оставляют яркий след в жизни каждого человека.

В каждом сказочном произведении содержится кладезь народной мудрости. Образы, оживающие в его сказках - богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, волнуют воображение маленького читателя и воспоминания взрослых.

Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, и как им удаётся выпутаться из сложных ситуаций.

Сказки Пушкина учат добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё они учат любить и ценить прекрасный русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Добиться такой красоты и такой простоты довольно трудно. Пушкин, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть. Отличительными чертами сказок Пушкина является их оптимизм. В них добро всегда побеждает зло. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!

Например, сказка «О рыбаке и рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс изменить что-то в жизни, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.

Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка из «Сказки о попе и о работнике его Балде» противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» - в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За всё в этой жизни надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить по-другому.

Пушкин в своих сказках показывает чувства. Современные дети не знают названия чувств, из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь - ненависть, радость - горе... А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., а у Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. Каждое из выделенных слов и сочетаний может стать материалом для разговора с читателями-детьми о сложной сфере человеческих чувств... Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но побеждает любовь и прощение. Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, созданных в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобретает в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного воспитания обладают сказки. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.

«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда, - вот вам подсказка,

И пронесёте сквозь года вы радость сказки!»

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Именно сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Чем раньше сказка коснется струн души ребенка, тем больше гарантий, что «чувства добрые» возьмут в них верх над злыми.

Каждый год в июне мы проводим мероприятие «Что за прелесть - эти сказки!», в ходе проведения которого мы выявляем знания наших маленьких читателей. Дети с удовольствием декламируют стихи А.С. Пушкина, цитируя их наизусть. вспоминают полюбившиеся им строчки.

Кроме этого, мы проводим на «Станции юннатов» г. Белгорода выставку рисунков, детских работ, посвященных сказкам А.С. Пушкина. К проведению этого мероприятия мы привлекаем и родителей, они помогают нам оформить выставку по данной теме. Персонажей сказок дети и родители выполняют из самых разнообразных материалов: бисера, картона и бумаги, ткани, соломки и т.д.

Так что же в итоге значат для нас сказки А.С. Пушкина? Они отражают определенный уклад жизни людей, крестьян, старинный быт, приметы, общение друг с другом. Под его пером это не просто сказки, не литературное произведение, это - волшебный и неповторимый мир, где оживают герои, которые воспитывают и помогают нам по - другому взглянуть на жизнь. Именно поэтому сказки А.С. Пушкина так важны, они учат нас верить в себя, в собственные силы, тому, что чудеса происходят не только благодаря волшебству и колдовству - его можно творить своими руками и своим храбрым сердцем. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память детей, воспитывают нравственные стороны. Они всегда будут интересны как взрослому, так и ребенку, и каждый сможет найти в них что-то важное для себя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жесткова Е.А., Малышева О.К. Устаревшая лексика сказок А.С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2, URL: www.science-education.ru/129-22110 (дата обращения: 20.11.2015);

2. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 1-1 - С. 126-130

Koroleva L.A., Kavtaradze L. O.

Koroleva L.A.

Station of Young Naturalists (Belgorod, Russia)

Kavtaradze L.O.

Station of Young Naturalists (Belgorod, Russia)

PUSHKIN'S FAIRY TALES ARE BASIS FOR FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Abstract: this article examines how Pushkin's fairy tales affect the spiritual and moral education of the younger generation. Fairy tales instill a love of reading, help develop imagination, memory, and educate the moral sides of children.

Keywords: Pushkin, spiritual moral education, folk wisdom, Russian folk tale.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.