О. А. Кирпичева
Сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения.
Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития младших школьников обладают сказки. Знакомство с ними происходит с самого раннего детства и продолжается в течение всей жизни.
Именно начиная со сказки ребенок знакомится с захватывающим литературным миром. Кроме того, зачастую в сказках отражаются взаимоотношения, присущие человеческому миру. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, которые символизируют эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки. Но несмотря на это герои сказок не теряют поэтичность, многогранность и оставляют широкий простор для развития воображения.
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка неисчерпаемый источник воспитания духовно-нравственных чувств ребенка [4, с. 143].
Сюжет сказки показывает не только то, что в мире нас окружает множество трудностей, но и учит не остерегаться преград, а храбро с ними справляться. Положительные герои сказок становятся образцом для подражания, они добры, находчивы, трудолюбивы.
Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании младших школьников обладают сказки А.С. Пушкина, преимущество которых заключается в том, что:
- знакомят с народным творчеством, историей и традициями народа, так как зачастую в сказках Пушкина за вымыслом скрывается реальная жизнь людей: «...Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком»; «Кабы я была царица, - Говорит одна девица.»;
- способствуют формированию нравственных эталонов. Прежде всего, трудолюбия, доброты, смелости и т.д. так же формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности: «Он рыбачил тридцать лет и три года, и не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую. И сказал ей ласковое слово: "Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе"...» [8, с. 103];
- обогащают знания об окружающей природе и жизни: «.Там на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках, Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны, На брег песчаный и пустой.»;
- прививают интерес к русскому слову и чувство прекрасного: «.Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный, Свои мне сказки говорил».
Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несет в себе какой-либо нравственный урок: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» [3, с. 97].
Предлагаем методические материалы на тему: «Изучение "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина».
Эта сказка «синтезирует особенности всех жанров русского эпоса: сатирической, волшебной, животной сказки, былины». В ней есть такие элементы, как испытание, награда и наказание, при этом духовные испытания, которым подвергаются герои, не выдерживаются ими.
Начало сказки знакомит читателей со стариком и старухой, живущими «у синего моря», «тридцать лет и три года». Случайно или намеренно, но Пушкин называет цифру «тридцать три», заставляя задуматься о земной жизни Иисуса Христа и тех искушениях и испытаниях, что ему предстояло пройти дальше в своей земной жизни. Традиционная для волшебной сказки ситуация «недостачи»: «...Раз он в море закинул невод, - Пришел невод с одною тиной; Он в другой раз закинул невод, - Пришел невод с травою морскою.» [8, с. 221].
Сказка заканчивается тем, что старик обретает улов - волшебную, говорящую человеческим языком золотую рыбку-дарителя. В благодарность за освобождение рыбка предлагает старику откуп -все, что только он пожелает. Дальнейшее развитие сюжета могло быть таким: старик за доброту и бескорыстие получил бы от рыбки награду, но в пушкинской сказке есть старуха, ее желания и будут дальнейшим «двигателем» сюжета. Она искушает не посмевшего взять с рыбки выкуп старика: «Хоть бы взял ты с нее корыто...».
«Тебя искушают - а ты не искушайся», - гласит православная традиция. Каждому искушению - испытанию в сказке предшествует предостережение, но старик не внемлет им: «море слегка разыгралось», «помутилося синее море», «не спокойно синее море», «по-
чернело синее море», «на море черная буря». Он выполняет волю старухи, и рыбка четыре раза отплачивает добром старику, неизменно повторяя «Ступай себе с богом». Может быть, старается образумить старика, может, дает время на исправление старухе?
Но в старухе, неизменно получающей все, что она желает, просыпается гордыня. Желание власти и богатства совершенно отравили ее - «белены объелась». Если раньше старик был для нее «дурачиной», «простофилей», теперь она обращается с ним как со слугой, рабом - существом бесправным и бессловесным: «.На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала; Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа; На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела [8, с. 222].
Она вошла в роль дворянки, затем царицы, и, одержимая гордыней, потребовала того, что возвысило бы ее даже над волшебной золотой рыбкой - быть «владычицей морскою». Ей нужна власть, способная возвысить ее над всем миром. И старик не дерзает перечить старухе-царице, вновь подчиняется ее воле, не имея собственной. Не сопротивляясь злу, старик становится рабом этого зла. Обращаясь к рыбке с последней просьбой старухи, старик взывает: «Что мне делать с проклятою бабой?». А ведь «делать» что-либо старику нужно, прежде всего, с собой, со своей духовной немощью.
Волшебство сказки Пушкина разрушается именно в тот момент, когда старуха пытается подчинить себе золотую рыбку: терпение рыбки переполнилось. Финал сказки горек и согласуется с народной мудростью - Бог долго терпит, да крепко бьет: «.Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился, - Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто» [1, с. 223].
Так наказывается непомерная старухина гордыня. Наказан и старик: народ относится к нему как к дурачку, чудаку: «.А народ-то над ним насмехался: "Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!"».
Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самую глубь души в ее бессознательные слои, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.
Список литературы
1. Жесткова Е.А. Цуцкова Е.В. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1330.
2. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопр. теории и практики. - 2014. -№ 4-3 (34). - С. 70-74.
3. Жесткова Е.А., Рыбакова Е.Н. Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: http://www.science-education.ru/125-19783 (дата обращения: 20.11.2015).
4. Жесткова Е.А., Малышева О.К. Устаревшая лексика сказок А.С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2; URL: www.science-education.ru/129-22110 (дата обращения: 20.11.2015).
5. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 1-1 - С. 126-130.
6. Лучина Т.И. Нравственное воспитание современных школьников // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси: материалы пед. чтений / отв. ред. О.Р. Каюмов. - Омск, 2015. - С. 70.
А. В. Койвунен
Информационное пространство образовательных организаций
среднего общего образования
В современном мире стремительно развиваются новые технологии, что дает целый спектр совершенно новых возможностей для реализации образовательных задач. В настоящее время проблема информатизации российского образования является особо актуальной. Об этом свидетельствуют нормативно-правовые акты (федеральные законы, постановления, программы) и научные исследования проблем создания и развития информационного пространства в образовании. Ежегодное изменение технологий и расширение возможностей в сфере 1Т влекут за собой совершенствование сфер деятельности, где задействованы данные технологии, в том числе сферы образования. В свою очередь, развитие информатизации в системе образования положительно сказывается на образовательном процессе.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р одним из приоритетов государственной политики в сфере развития информационного общества в Российской Федерации является формирование единого пространства электронного взаимодействия [1].
В научный оборот было введено понятие «информационное пространство». Оно раскрывает взаимосвязи различных информационных сред, таких как единое информационное пространство, мировое сообщество, страна, регион. Исходя из этого информационное пространство должно максимально полно удовле-