Научная статья на тему 'Скандинавская мифология в современной английской и американской литературе жанра фэнтези'

Скандинавская мифология в современной английской и американской литературе жанра фэнтези Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2611
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скандинавская мифология в современной английской и американской литературе жанра фэнтези»

О. Б. Рубанец

Скандинавская мифология в современной английской и американской литературе жанра фэнтези

Формирование жанра фэнтези в художественной литературе началось давно. Но для того, чтобы стать полноценным жанром наравне с мифологией, античной легендой, кельтским и средневековым романтизмом, фэнтези пришлось пройти непростой путь, необходимый для того, чтобы завершилось комплектование жанроотличительных признаков. Становление фэнтези как жанра относится к рубежу Х1Х-ХХ вв. Наиболее широко фэнтези можно определить как литературный жанр, основным сюжетным и/или тематическим компонентом которого является магия, т. е. вмешательство или воздействие сил, не поддающихся рациональному объяснению [6], в отличие от научной фантастики, где сюжет не должен хотя бы внешне противоречить современным научным представлениям. Однако в рамках этого направления существует целый ряд поджанров; различной может быть и обстановка действия - от тайного присутствия магии в реальности до сугубо вымышленного мира с неясными пространственно-временными координатами. При этом авторы фэнтези охотно используют мифологические и сказочные мотивы, творчески переосмысливая их, что в сочетании с обстановкой, персонажами и сюжетными ходами других массовых жанров (детективного романа или романа ужасов), а также узнаваемыми реалиями места и времени написания придает их произведениям отчетливо ироническое и пародийное звучание. Среди персонажей фэнтези - широкий спектр мифологических и сказочных существ, представляющих собой мыслительные конструкты, не имеющие точных реальных аналогов и никогда не воспринимавшиеся человеком в целом. Фэнтези, построенное на мифологическом материале, пронизано особыми красками и является особым поджанром среди произведений такого рода.

Обращение авторов к мифологии стало одним из самых популярных приемов в художественной литературе жанра фэнтези. Многие авторы не только вводят в свои произведения мифологические персонажи, но и берут сюжет легенды или мифа в качестве основы всего литературного произведения. Возникают так называемые мифоцентрические произведения, в результате чего авторское сообщение получает более глубокий смысл, благодаря синтезу авторского и мифопоэтического мышления. В качестве примеров можно упомянуть работы таких авторов, как Дж. Р.Р. Толкиен («Властелин Колец», «Сильмариллион» и др.), У. Голдинг («Повелитель мух», «Свободное падение», «Шпиль» и др.), Н. Гейман («Американские боги», «Дети Ананси», «Звездная пыль» и др.) и многие другие. Некоторые исследователи считают, что романы в стиле фэнтези являются показателем продолжающегося развития жанра эпоса [5,

с. 124], так как их сюжет может сохранять некоторые архаические представления о жизни и жизненных ценностях, которые отражались в мифе [1, с. 42-43]. К тому же, выстраивая структуру романа и систему его образов, автор может сохранять законы мифотворчества.

Актуальность исследования особенностей использования персонажей и сюжетов скандинавской мифологии в художественной литературе вообще, и в англоязычной литературе в частности, определяется их особой значимостью для представителя англоязычной культуры в связи с возможностью достичь более глубокого понимания сообщения автора, зашифрованного в тексте для читателей, имеющих определенные общие фоновые знания. С позиций лингвокультурологического подхода мифы рассматриваются как единицы культурного знания, апеллирующие к мифологическим текстам, имеющим историко-культурную и страноведческую ценность [3]. Они составляют историческую память общества или целой языковой культуры, так называемые фоновые знания. Большинство англоязычных авторов, работающих в жанре мифологического фэнтези, берут за основу своих произведений мифологическую модель мира. Это явление обусловлено исторически: древнегерманские племена, смешавшись с кельтами и с норманнами, составили основу будущей английской нации. Поэтому обращение к своим корням исторически оправдано для англоязычных писателей. Сегодня проведено достаточно много исследовательских работ, посвященных изучению данного вопроса. Авторы определяют, что для мифологического фэнтези характерны некоторые специфические признаки, среди которых можно назвать следующие: место действия, особые герои произведения, наличие врага или врагов, описание поединка, магический атрибут и путь, который должен пройти герой для достижения главной цели - победы добра над злом [2-4]. Действие романов происходит не обязательно в вымышленном мире. Например, в романах Элизабет Бойе «Легенды Скарпсея» описывается волшебная страна Скарпсея, напоминающая Скандинавию эпохи викингов. В романе Нила Геймана «Американские Боги» действие происходит в реальном мире. В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец» местом действия является вымышленное место - Средиземье. «Путь Короля» Гарри Гаррисона в связи с реальным местом действия напоминает исторический роман, описывающий эпоху викингов. «Хроники Мерлина» Мэри Стюарт считаются псевдоисторическими романами с элементами фэнтези. Но стоит отметить, что даже если действие происходит в реальном мире, у читателя создаётся ощущение альтернативного пространства: его создают сны, предчувствия, видения, общение с божественными существами.

Героями романа могут быть не обязательно вымышленные персонажи, но и вполне реальные люди. Например, светлые и черные альвы, боги, тролли, гномы, альфары и гоблины в романах Элизабет Бойе, по-

лубоги-полулюди и реальные люди в романе Нила Гейтса «Американские Боги», короли и герои эпопеи «Путь Короля», хоббиты, эльфы, гномы или реальные люди в Средиземье. Обязательным элементом мифологического фэнтези является наличие героя и его врага или врагов. Например, героем является Мирддин Эмрис, ставший со временем великим магом Мерлином в цикле «Хроники Мерлина» Мэри Стюарт, его врагом - коварная ведьма Моргауза. Героем романа Нила Геймана «Американские Боги» является человек по имени Тень и старый бог Один в образе Мистера Среды, его врагами - новые Боги, порожденные цивилизацией. В цикле Элизабет Бойе «Легенды Скарпсея» мы встречаем Огненных Магов и Ледяных Колдунов во главе со снежным великаном Суртом. Демон является врагом Гэндальфа в трилогии Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин Колец».

Особое место в мифологическом фэнтези занимают мифологические персонажи. Например, внешний облик Гэндальфа соответствует тому, как в мифологии описывается скандинавский Один: высокий старик с длинной бородой, в плаще и широкополой шляпе, вечный странник. Тот же образ бога Одина появляется и в романе Н. Геймана в виде Мистера Среды. Автор также использует традиционную внешность Одина - рыжие волосы, высокий рост, крепкое телосложение. В романе Н. Геймана широко используются и другие божественные персонажи из скандинавских мифов. Поединок обычно является кульминацией романов мифологического фэнтези. В цикле Элизабет Бойе Легенды Скарпсея поединком является противостояние праведных Огненных Магов и каверзных Ледяных Колдунов, где помощниками являются люди. В «Хрониках Мерлина» Мэри Стюарт описаны козни злой ведьмы Моргау-зы против молодого короля Артура, впоследствии изгнанной из дворца с помощью Мерлина, и ее месть Мерлину за это. Противостояние старых и новых Богов в романе Нила Геймана «Американские Боги» привело к их встрече для последнего боя, который предотвращает главный герой -Тень. Дж. Р. Р. Толкиен в произведении «Властелин Колец» описывает путь героев, который показан в виде подземных лабиринтов и бесконечной лестницы, где лабиринт символизирует загробный мир, в котором души умерших осуждены на неизбежные страдания.

Следующий признак мифологического фэнтези - магический атрибут. Например, в цикле «Легенды Скарпсея» магический атрибут -волшебный меч Элидагрима, погребенный с ним в могиле. В романе Нила Геймана «Американские Боги» таких атрибутов несколько. Основной из них - мировое дерево, встречающееся в виде булавки Мистера Среды и в реальности во время бдения Тени. Это волшебное гигантское дерево ясень Иггдрасиль (Лерад) - Мировое дерево, называющееся деревом жизни, в виде которого скандинавы представляли себе модель мира. Ясень Иггдрасиль, представлен древом, соединяющим девять ми-

ров. Этот образ появляется и в романе Толкиена «Властелин Колец» в виде так называемой «мировой оси». Также Нилом Гейманом в качестве магического атрибута использованы образы монет - серебряной и золотой, помогающие Лоре не умирать и спасающие Тень от неверных решений. В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец» магическим атрибутом являются магические кольца. В скандинавской мифологии с кольцами связаны гномы и карлики, охраняющие их, так как кольца не только несут помощь, но и таят в себе скрытую опасную силу. По мнению некоторых исследователей, в типологическом же смысле образ магического кольца восходит к волшебному предмету - одному из проявлений волшебного помощника (персонифицируемой сверхъестественной способности героя, получаемой при посвящении) [6, с. 277278]. Еще одним немаловажным отличительным признаком мифологического фэнтези являются аллюзии к скандинавским мифам или события из них. Например, источник Урд - источник кармической памяти в романе Нила Геймана «Американские Боги». Погружаясь в прошлое и проигрывая заново его события, но по-иному переписывая прошлое в самом себе, человек тем самым меняет свое настоящее и будущее. Н. Гейман в романе использует еще некоторые мифологические аллюзии -аллюзию на обряд посвящения и троекратного питья меда для скрепления уз и аллюзию на ритуал жертвоприношения. Итак, отсылка к скандинавским сказаниям и эпосам и употребление мифологических сюжетов и образов в качестве героев в романах играют роль литературных свидетельств, расширяют семантику текста за счет подключения различных ассоциаций, культурных аллюзий, служат средством характеристики персонажей, а также являются примером авторской металитературной игры с читателем.

Список литературы

1. Баркова А. Л. Толкиенистская субкультура глазами мифолога // Смутные времена: Хроники Дома Финарфина. - СПб., 2003.

2. Белоусова Е.А. Окказиональное слово в произведениях современной научной фантастики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Майкоп, 2002. - 20 с.

3. Кабаков Р.И. «Повелитель Колец» Дж.Р.Р. Толкиена и проблема современного литературного мифотворчества: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л.: ЛГПУ, 1989. - 24 с.

4. Кошелев С.Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж.Р.Р. Толкина, У. Голдинга и К. Уилсона 50-60-х гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.: МГПИ, 1983. - 28 с.

5. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М.,

1986.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки // Морфология. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.