УДК 796.012.412.4 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-3-11-17
СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА В РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
С.И. Бочкарева, Т.П. Высоцкая, А.Г. Ростеванов, Н.Е. Копылова
Предложена методика организации занятий физической культурой на основе скандинавской ходьбы, разработанная для студенток специального учебного отделения. Представлена характеристика заболеваний контингента специальной медицинской группы. Выявлено улучшение показателей функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Результаты исследования позволяют рекомендовать скандинавскую ходьбу в качестве средства повышения работоспособности студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Ключевые слова: скандинавская ходьба, студенты, специальная медицинская группа, физическая кондиция, оздоровительный эффект.
SCANDINAVIAN WALKING IN THE REHABILITATION OF STUDENTS WITH IMPAIRED HEALTH
Bochkareva S.I., senior lecturer, Bochkareva. [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Vysotskaya T.P., senior lecturer, Vysotskaya. [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Rostevanov A.G., senior lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Kopylova N.E., senior lecturer, Kopylova. [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics
A methodology for organizing physical culture lessons based on Nordic walking, developed for female students of a special educational department, is proposed. The characteristics of diseases of the contingent of a special medical group are presented. An improvement in the functioning of the cardiovascular and respiratory systems was revealed. The results of the study allow us to recommend Nordic walking as a means of improving the performance of female students with health problems.
Key words: Nordic walking, students, special medical group, physical condition, health effect.
Бочкарева Светлана Игоревна, старший преподаватель, Bochkareva. [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Высоцкая Татьяна Петровна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Ростеванов Александр Георгиевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Копылова Нина Евгеньевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Методика занятий физической культурой в специальном учебном отделении обусловлена особенностями нарушений состояния здоровья и физического развития обучающихся, отнесенных по данным медицинского обследования к специальной медицинской группе.
Одним из наиболее сложных вопросов в работе с данным контингентом обучающихся является комплектование учебных групп. Ввиду специфики заболеваний и различий в уровне физической подготовленности, им показаны (и/или противопоказаны) различные виды уп-
ражнений, а также разные интенсивность и объем нагрузки. Возможны варианты комплектования групп по нозологическим формам, полу, функциональным возможностям, но чаще формируются общие группы. При таком формировании могут возникать сложно-
сти при дозировании нагрузки. Основной проблемой здесь является поиск методики занятий, которая была бы приемлема для каждого занимающе -гося, и одновременно давала достаточный оздоровительный эффект, обес -печивала высокую работоспособность [1, 2].
Решением проблемы видится проведение физкультурных занятий, часть которых составляет скандинавская ходьба [3, 4]. Скандинавскую ходьбу легко дозировать по длине дистанции, сложности маршрута, темпу ходьбы. Занятия проводятся на свежем воздухе. Данная разновидность ходьбы повышает уровень работоспособности, оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную и кардиореспираторную системы [5, 6].
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику занятий физической культурой в специальном учебном отделе -нии, включающую лечебные комплексы физических упражнений в соответствии с заболеваниями занимающихся и скандинавскую ходьбу.
Задачи исследования:
1) определить виды отклонений в состоянии здоровья контингента, отнесенного к специальной медицинской группе;
2) оценить эффективность влияния предложенной методики на уровень физической кондиции студенток специального учебного отделения.
Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования. В исследовании приняли участие девушки (n=28, возраст 17,9±0,71 года), определенные в специальное учебное отделение по данным медицинского осмотра. Структура заболева -ний, в результате которых занимающиеся были отнесены к специальной медицинской группе, представлена в табл. 1. Приведен перечень противо -показаний различных видов упражнений при определенном заболевании на основании рекомендаций А.В. Токаревой [7].
Таблица 1
Характеристика заболеваний контингента специальной медицинской группы
Заболевание Кол-во, чел. % Противопоказания по содержанию физкультурных занятий
ВСД по гипертоническому типу 4 17,9 Упражнения с большой амплитудой движений для туловища и головы, с задержкой дыхания, силовые
Гипотоническая болезнь 2 7,1 Упражнения с задержкой дыхания, с высоким темпом движений
Различные нарушения осанки 9 28,6 Силовые упражнения, а также упражнения, увеличивающие статическую нагрузку на позвоночник
Окончание табл. 1
Заболевание Кол-во, чел. % Противопоказания по содержанию физкультурных занятий
Заболевания органов дыхания 2 7,1 Упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, упражнения, вызывающие гипервентиляцию
Нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость) 7 25,0 Упражнения высокой интенсивности, связанные с прыжками и подскоками или требующие большого напряжения
Заболевания почек и мочевыводящих путей 4 14,3 Упражнения силовой направленности и/или на выносливость
Таким образом, для большинства занимающихся может быть реко -мендована только физическая активность умеренной интенсивности, без активных беговых и прыжковых упражнений, а также желательно ограничение силовых упражнений. Вместе с тем, программа занятий должна обеспечить общеукрепляющее действие, оптимальную физическую подго -товленность студентов, профилактику и коррекцию отклонений в состоянии здоровья.
Девушки-студентки были распределены на две равноценные группы: контрольную (N1) и экспериментальную (N2) по 14 девушек в каждой.
Эксперимент проходил в течение девяти месяцев на базе вуза. Каждая группа девушек посещала занятия по физической культуре 2 раза в неделю продолжительностью 90 минут.
С девушками группы N1 проводились традиционные занятия в соответствии с действующей программой по физическому воспитанию для специальной медицинской группы. Занятия включали ходьбу, бег, обще-развивающие и корригирующие упражнения, игры, контроль физической подготовленности по основным физическим качествам.
В работе с девушками группы N2 в качестве общеукрепляющего средства была выбрана скандинавская ходьба в ближайшем сквере с интенсивностью нагрузки в пределах 55-70 % от максимальной возрастной частоты сердечных сокращений [8]. Следует отметить, что в работе авторов [8] не проводилось подробное исследование параметров физических кондиций студентов с отклонениями в состоянии здоровья.
Организация занятий в течение учебного года делилась на следую -щие периоды:
- втягивающий (7 недель): основной задачей было введение в тренировочный режим;
- адаптирующий (9 недель): направлен на адаптацию к нагрузке, без увеличения скорости движения, ходьба проводилась в темпе «обычной прогулки»;
- интенсифицирующий (8 недель): постепенное увеличение длительности и скорости ходьбы, усложнение дистанции;
- стабилизирующий (8 недель): продолжительность ходьбы составляла не менее 40 мин, в том числе ускоренным шагом - не менее 20 мин.
Структура занятия на протяжении всего учебного года же оставалась во многом однотипной:
- в подготовительной части занятия применялись дыхательные упражнения и комплекс общеразвивающих упражнений;
- основная часть занятия включала общеразвивающие упражнения, специальные упражнения, соответствующие конкретному заболеванию занимающихся, с целью коррекции индивидуального состояния здоровья и улучшения физической подготовленности, и скандинавскую ходьбу по дорожкам сквера. Скандинавская ходьба выполнялась с промежуточным контролем частоты сердечных сокращений. Дополнительное преимуще-ство состояло в расположении сквера на холмистой местности, что давало возможность варьировать сложность дистанции;
- заключительная часть включала умеренные упражнения на растяжку, на коррекцию осанки, а также ряд дыхательных упражнений.
Результаты исследования и их обсуждение. На основании результатов тестирования в начале эксперимента достоверных различий физических кондиций среди девушек групп N1 и N2 выявлено не было (табл. 2).
Таблица 2
Показатели физической кондиции студенток специальной медицинской группы в начале и конце исследования (Х±о)
Показатели N [1 N Г2
Начало Конец Начало Конец
Индекс массы тела, кг/м2 21,0±2,9 21,2±2,7 21,2±2,1 19,9±0,8
Частота сердечных сокращений в покое, уд/мин 66,7±1,18 65,4±1,44 66,1±1,02 63,6±1,02
Систолическое артериальное давление, мм рт.ст. 112,2±8,7 112,2±7,6 113,5±9,2 116,4±5,6
Диастолическое артериальное давление, мм рт.ст 73,9±7,3 74,1±7,1 73,5±6,7 76,2±5,8
Индекс Руфье 7,6±0,8 7,1±0,7 7,7±0,9 5,9±0,7*
Проба Генчи, с 27,7±2,2 29,4±2,1 28,2±4,8 38,1±2,1*
Проба Штанге, с 39,6±2,5 51,2±7,1 40,1±2,2 62,0±3,8*
Проба Ромберга «Аист», с 5,3±2,1 5,5±1,9 5,6±1,7 8,1±1,4*
Уровень физической кондиции по Ю.Н. Вавилову, усл. ед. -0,34±0,4 -0,31±0,3 -0,33±0,3 -0,26±0,3*
Примечания: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; N1 - контрольная группа, N2 - экспериментальная группа; * - достоверность различий (р<0,05).
В конце эксперимента в показателях физической кондиции проявлялась различная динамика. В группе N1 значительных изменений не произошло. В группе N2 особенно примечательны были изменения индекса массы тела (ИМТ): в начале учебного года у трех девушек он оказался пониженным (от 17,3 до 18,4 кг/м2), у семи - повышенным, хотя и не достигал степени ожирения (от 24,9 до 28,6 кг/м2), у четырех - находился в норме. В конце учебного года ИМТ был ниже нормы только у одной девушки, выше - у четырех. Несмотря на относительную недостоверность этого показателя (хотя он и приближается к нижней границе значимости), наблюдалась достаточно значимая его нормализация у занимающихся.
Отсутствие достоверности изменений показателей кровяного давления и частоты сердечных сокращений указывает, в данном случае, на адекватность нагрузки - тем более, что в группах имелись девушки как с гипер-, так и с гипотоническими нарушениями.
Достоверное изменение индекса Руфье было отмечено в группе N2, у большинства занимающихся он достиг среднего уровня, что свидетельствовало о значительном повышении выносливости их сердечно-сосудистой системы. Также достоверное повышение наблюдалось в результатах проб Штанге и Генчи, на основе положительной динамики которых можно утверждать, что предложенная методика занятий обеспечивает совершенствование дыхательной системы.
Кроме того, выявлено повышение показателей устойчивости (проба Ромберга) в группе N2 - с неудовлетворительного уровня до нормального, что указывает на повышение координированности движений у девушек.
Вместе с тем, поскольку специфика групп не предусматривала силовых тренировок, уровень физической кондиции в группе N2 повысился хотя и достоверно, но для всех занимающихся остался на уровне удовлетворительных значений.
Девушки из группы N2 отмечали, что подобные занятия «придают им сил и бодрости, уверенности в себе», то есть способствуют достижению не только физического, но и психологического эффекта.
Выводы
1. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика апробирована, обеспечивает индивидуальный подход, улучшение работоспособности кардиореспираторной системы, функционирования нервной системы, повышение уровня физической подготовленности.
2. Применяемая методика оценивается положительно практически всеми занимающимися в части достижения как физического, так и психологического эффекта.
3. Организация занятий по периодам, их длительность, структура и содержание наилучшим образом обеспечила положительную динамику уровня физической кондиции занимающихся.
4. Все студентки смогли выполнить нагрузку стабилизирующего периода. В ходе занятий ни от кого из занимающихся не поступало жалоб на усталость, повышенную нагрузку. Между тем, у девушек, при использовании традиционной программы занятий физическими упражнениями в прошлые годы, также как и в контрольной группе N2, периодически отмечались жалобы, особенно в начале и конце учебного года.
Список литературы
1. Хлюпина Е.Г. Дифференцированный подход к физкультуре для студентов специальной группы // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 241-243.
2. Оздоровительные технологии физической культуры в вузе / С.А. Воробьева [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 52. С. 280-286.
3. Скрипниченко Е.В. Скандинавская ходьба как универсальное средство получения физической нагрузки для студентов специальной медицинской группы здоровья // 01утР1ш. Гуманитарная версия. 2020. № 1 (10). С. 67-68.
4. Курбатова Т.К., Вилков-Юдин Н.Г. Методика проведения занятий по скандинавской ходьбе со студентами специальной медицинских группы // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 12 (63). С. 292-297.
5. Нагейкина С.В. Эффективность реализации элективного курса по физической культуре с применением скандинавской ходьбы в условиях ву -зовского образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. Т. 15. № 1. С. 67-75.
6. Ушаков В.И., Голубина Н.В. Методические основы использования скандинавской ходьбы в учебном процессе по физической культуре в вузе // Физическая культура и спорт в системе образования. Инновации и перспективы развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. СПб: Изд-во СПбГУ, 2020. С. 299-305.
7. Токарева А.В. Организации занятий со студентами специальной медицинской группы в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 (29). С. 28.
8. Чистякова Е.В., Соколова И.В. Методика проведения занятий по скандинавской ходьбе со студентами подготовительной и специальной медицинских групп в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 1 (12). С. 83-97.
References
1. Hlyupina E.G. Differencirovannyj podhod k fizkul'ture dlya studentov special'noj gruppy [A differentiated approach to physical education for students of a special group] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2022. No. 5 (96). P. 241-243.
2. Ozdorovitel'nye tekhnologii fizicheskoj kul'tury v vuze [Health-improving technologies of physical culture at the university] / S.A. Vorob'eva [et al.] // Sovremennye nau-koemkie tekhnologii [Modern science-intensive technologies]. 2022. No. 5-2. P. 280-286.
3. Skripnichenko E.V. Skandinavskaya hod'ba kak universal'noe sredstvo poluche-niya fizicheskoj nagruzki dlya studentov special'noj medicinskoj gruppy zdorov'ya [Nordic walking as a universal means of obtaining physical activity for students of a special medical health group] // OlymPlus. Gumanitarnaya versiya [OlymPlus. Humanitarian version]. 2020. No. 1 (10). P. 67-68.
4. Kurbatova T.K., Vilkov-Yudin N.G. Metodika provedeniya zanyatij po skandi-navskoj hod'be so studentami special'noj medicinskih gruppy [Methodology for conducting Nordic walking classes with students of a special medical group] // Alleya nauki [Alley of Science]. 2021. Vol. 1. No. 12 (63). P. 292-297.
5. Nagejkina S.V. Effektivnost' realizacii elektivnogo kursa po fizicheskoj kul'ture s primeneniem skandinavskoj hod'by v usloviyah vuzovskogo obrazovaniya [ ] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Efficiency of the implementation of the elective course in physical culture with the use of Nordic walking in the conditions of higher education]. 2020. V. 15. No. 1. P. 67-75.
6. Ushakov V.I., Golubina N.V. Metodicheskie osnovy ispol'zovaniya skandinavskoj hod'by v uchebnom processe po fizicheskoj kul'ture v vuze [Methodological bases of the use of Nordic walking in the educational process in physical culture at the university] // Physical culture and sport in the education system. Innovations and development prospects: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 2020. P. 299-305.
7. Tokareva A.V. Organizacii zanyatij so studentami special'noj medicinskoj gruppy v vuze [Organization of classes with students of a special medical group at the university] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation]. 2013. No. 9 (29). P. 28.
8. Chistyakova E.V., Sokolova I.V. Metodika provedeniya zanyatij po skandinavskoj hod'be so studentami podgotovitel'noj i special'noj medicinskih grupp v Sankt-Peterburgskom gumanitarnom universitete profsoyuzov [Methodology for conducting Nordic walking classes with students of preparatory and special medical groups at the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions] // Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methods of physical culture and sports]. 2019. No. 1 (12). P. 83-97.