СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
УДК/UDC 796.51+572.941.1
Поступила в редакцию 21.11.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Семёнова1 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Шемятихин1 Аспирант Е.Б. Тимофеева1
1Уральский федеральный университет, Екатеринбург
NORDiC WALKiNG AS AN EFFECTIVE MEANS OF DEVELOPiNG STUDENT YOUTH ENDURANCE
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor G.I. Semyonova1
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor V.A. Shemyatikhin1
Postgraduate student E.B. Timofeeva1
1 Ural Federal University, Yekaterinburg
Аннотация
Цель исследования - определить влияние занятий скандинавской (северной) ходьбы на повышение выносливости студенческой молодежи. Методика и организация исследования. Изучение проводилось на базе Уральского федерального университета в период с 2018 по 2021 г. В нем приняли участие 54 студента (27 юношей и 27 девушек), у которых занятия по физической культуре проводились на основе использования скандинавской (северной) ходьбы. Для определения выносливости использовалось тестирование на прохождение студентами 3 км, которое осуществлялось шесть раз за три года (в начале и конце 1-го, 2-го и 3-го годов обучения в университете). Результаты исследования и выводы. Положительная динамика показателей выносливости у студентов обоего пола, занимающихся скандинавской ходьбой на занятиях по физической культуре, свидетельствует об эффективности использования данного вида двигательной активности для повышения выносливости у студенческой молодежи. Также выявлены достоверные различия между показателями в ходьбе на 3 км у юношей и девушек на всех этапах тестирования. Таким образом, очевидно, что скандинавскую ходьбу целесообразно использовать как одно из эффективных средств повышения выносливости студентов и такой вид двигательной активности можно рекомендовать для широкого использования в процессе физического воспитания студентов.
Ключевые слова: скандинавская (северная) ходьба, выносливость, двигательная активность, циклические упражнения, студенческая молодежь.
Abstract
Objective of the study was to offer and test benefits of an endurance training Nordic walking model in application to university students. Methods and structure of the study. We sampled for the new endurance training Nordic walking model testing study (run at Ural Federal University in 2018 to 2021) the Ural Federal University students (n=54, 27 boys and 27 girls) from the non-physical education departments, with the endurance training Nordic walking model tested as complementary to the regular physical education service. Practical Nordic walking trainings included combinations of different practices (standard Nordic walking in a few versions; dorsal muscle group training and physical conditioning practices with sticks; postural control practices etc.). Endurance was tested by the 3km Nordic walking tests (six tests for three years run on a pre- versus post-year basis).
Results and conclusion. The three-year endurance training Nordic walking model in application to university students was tested beneficial as verified by the significant gender group progress in the 3km Nordic walking tests. The gender gap in the progress tests demonstrates the need for the Nordic walking model to be prudently customized and individualized for the students\ actual progress needs, health and challenges.
Keywords: nordic walking, endurance, physical activity, cyclic exercises, student youth.
Введение. Скандинавская (северная) ходьба, Nordic Walking, в настоящее время стала очень популярной во всем мире. По сравнению с обычной ходьбой она является сложнокоординационным видом двигательной активности [1], способствующей развитию и формированию физических качеств у лиц разного возраста, в том числе у студенческой молодежи.
Для повышения результативности спортивной деятельности необходим учет ее специфики, чтобы определить наиболее значимые физические качества спортсмена и акцентировать тренировочный процесс на их развитии. Скандинавская ходьба относится к циклическим видам спорта и способствует развитию общей и специальной выносливости. Выносливость - это основная физическая сторона человеческого развития, которая проявляется в повседневной, профессиональной, а также спортивной
деятельности. Она отображает общий уровень работоспособности людей [3,4, 5].
Для развития выносливости, как правило, используют циклические упражнения, выполняемые в большой промежуток времени. Скандинавская ходьба относится к таким упражнениям. Однако исследований по влиянию скандинавской ходьбы на повышение уровня развития выносливости у лиц разного возраста недостаточно. Имеющиеся российские и зарубежные исследования описывают в основном оздоровительный и общеукрепляющий эффект ходьбы с палками для лиц пожилого возраста [2, 6, 7]. Таким образом, актуальным является изучение влияния скандинавской ходьбы, как доступной спортивной дисциплины, на развитие выносливости у студенческой молодежи.
Цель исследования - определить влияние занятий скандинавской (северной) ходьбы на повышение выносливости студенческой молодежи.
№1 • 2022 Январь | Yanuary
http://www.teoriya.ru
Таблица 1. Статистические показатели динамики результатов в скандинавской ходьбе на 3 км у юношей (мин)
Показатели Начало 1-го семестра Конец 2-го семестра Начало 3-го семестра Конец 4-го семестра Начало 5-го семестра Конец 6-го семестра
x 24,4 23,8 23,2 22,7 21,9 21,1
о 1,7 1,6 1,6 1,4 1,4 1,2
mx 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2
V 6,9 6,8 6,7 6,3 6,3 5,6
Таблица 2. Статистические показатели динамики результатов в скандинавской ходьбе на 3 км у девушек (мин)
Показатели Начало 1-го семестра Конец 2-го семестра Начало 3-го семестра Конец 4-го семестра Начало 5-го семестра Конец 6-го семестра
x 26,4 25,8 24,9 24,3 23,8 23,0
о 2,1 1,8 1,8 1,6 1,5 1,3
mx 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2
V 7,8 6,9 7,2 6,6 6,1 5,7
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Методика и организация исследования. Изучение проводилось на базе Уральского федерального университета в период с 2018 по 2021 г В нем приняли участие 54 студента (27 юношей и 27 девушек), у которых занятия по физической культуре проводились на основе использования скандинав-ской(северной)ходьбы.
Практические занятия включали физическую подготовку (ходьба с палками и ее разновидности, бег с палками и его разновидности, комплексы общеразвивающих упражнений с палками для укрепления мышц спины с целью сохранения правильной осанки) и техническую подготовку, включающую базовые элементы скандинавской ходьбы.
Для определения выносливости использовалось тестирование на прохождение студентами 3 км, которое осуществлялось шесть раз за три года (в начале и конце 1 -го, 2-го и 3-го годов обучения в университете). Следует отметить, что в исследовании принимали участие студенты разных (нефизкультурных) специальностей.
Результаты исследования и их обсуждение. Данные, представленные в таблицах 1 и 2, демонстрируют положительную динамику показателей в беге на 3 км, характеризующих выносливость студентов. При этом оценка прироста показателей от этапа к этапу на основе сравнения по критерию Стьюдента показала, что лишь за первый год занятий в вузе прирост был незначительный ^=1,3 у юношей, t=1,2 у девушек). Уже в следующем семестре и далее до конца исследования прирост показателей выносливости у юношей и девушек становится существенным (различия достоверны на высоком уровне значимости, р<0,001).
Положительная динамика показателей выносливости у студентов обоего пола, занимающихся скандинавской ходьбой на занятиях по физической культуре, свидетельствует об эффективности использования данного вида спорта как для юношей, так и для девушек (см. рисунок). При этом результаты юношей на всех этапах исследования выше, чем у девушек. Оценка достоверности различий это подтверждает ^ от 3,9 до 5,8).
Вывод. Скандинавская ходьба является эффективным средством развития выносливости студенческой молодежи. Достоверные различия между исходными и конечными показателями в ходьбе на 3 км у студентов подтверждают это. А различия между юношами и девушками на всех этапах исследования говорят о необходимости дифференцированного подхода в процессе тренировки лиц разного пола, занимающихся скандинавской ходьбой.
Литература
1. Ачкасов Е.Е. Основы скандинавской ходьбы: учебное пособие / Е.Е. Ачкасов, К.А. Володина, С.Д. Руненко. - М.: Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), 2018. - 224 с.
26,4
■ Ряд1 Ряд2
Динамика результатов в скандинавской ходьбе на 3 км, мин Примечание: ряд 1 - девушки, ряд 2 - юноши
Владимиров О.А. Лечебная дозированная ходьба как новая современная форма ЛФК в санаторно-курортных условиях: методические рекомендации / О.А. Владимиров. - Киев: Олимпийская литература, 2011. - 19 с.
Воротник А.Н. Повышение физической подготовленности курсантов вузов МВД России средствами и методами развития выносливости / А.Н. Воротник, П.Н. Войнов, А. В. Апальков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2014. - № 1. - С. 27-31.
Кизько А.П. Физическая культура. Теоретический курс: учеб. пособие / А.П. Кизько, Л.Г. Забелина, Е.А. Кизько. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. - 128 с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
3.
4.
5.
3.
4.
5.
6.
7.
References
Achkasov E.E., Volodina K.A., Runenko S.D. Osnovy skandinavskoy khodby [Basics of Nordic walking]. Study guide. Moscow: Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University) publ., 2018. 224 p.
Vladimirov O.A. Lechebnaya dozirovannaya khodba kak novaya sovremennaya forma LFK v sanatorno-kurortnykh usloviyakh: metodicheskie rekomendatsii [Therapeutic dosed walking as new modern form of exercise therapy in sanatorium-resort conditions: guidelines]. Kiev: Olimpiyskaya literatura publ., 2011. 19 p. Vorotnik A.N., Voinov P.N., Apalkov A.V. Povyshenie fizicheskoy podgotovlennosti kursantov vuzov MVD Rossii sredstvami i metodami razvitiya vynoslivosti [Endurance building means and methods to excel physical fitness of cadets of higher educational establishments of Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014. No. 1. pp. 27-31. Kizko A.P., Zabelina L.G., Kizko E.A. Fizicheskaya kultura. Teoreticheskiy kurs [Physical education. Theoretical course]. Study guide. Novosibirsk: NSTU publ., 2016. 128 p. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sports. Study guide for university students]. Study guide for physical culture universities. Moscow: Academia publ., 2000, 480 p. Piech K. Nordic walking - a versatile physical activity fit for everyone (a literature review). / K. Piech, J. Piech, Grants J. LASE Journal of Sport Science. 2014. Vol. 5. No 1. p. 46-56. Seong, D.P. The effects of Nordic and general walking on depression disorder patients' depression, sleep, and body composition / D.P. Seong, H.U. Seong. The Society of Physical Therapy Science. 2015. Vol. 27. No. 8. p. 2481-2485.
http://www.teoriya.ru
№!• 2022 Январь | Yanuary
30
25
20
15
10