ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Научная статья УДК 159.9
Скандал как способ привлечения зрительской аудитории к каналу YouTube
Гузель Мирхайзановна Шигабетдинова1 Анастасия Валерьевна Фёдорова2
1 2Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия.
2
nastyaek060316@bk. ru
Аннотация. Посвящена исследованию методов увеличения YouTube-аудитории. Изучен феномен скандала как одного способа привлечения внимания к видеоролику. Приведены подходы зарубежных учёных к объяснению сущности конфликта. Перечислены и охарактеризованы актуальные приёмы продвижения видеоконтента на YouTube. В ходе контент-анализа выпуска YouTube-шоу «Музыкалити» на основании выявленных параметров исследована психология аудитории, коммуникатора и сообщения. Определено влияние провокационного эпизода на привлечение зрительской аудитории; приведены данные о количестве просмотров и комментариев под видео. Ключевые слова: YouTube, видеоролик, психология массовой коммуникации, целевая аудитория, скандал, продвижение, просмотры.
HUMANITIES Scientific article
Scandal as a way to attract the viewer audience to the YouTube channel
Gusel M.Shigabetdinova1 Anastasya V. Fedorova2
1 2 Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia.
2nastyaek060316@bk. ru
Abstract. It is devoted to the study of methods of increasing the YouTube audience. The phenomenon of scandal as one way to draw attention to the video is studied. The approaches of foreign scientists to the explanation of the essence of the conflict are given. The current methods of promoting video content on YouTube are listed and characterized. During the content analysis of the release of the YouTube show «Musicality» on the basis of the identified parameters, the psychology of the audience, the communicator and the message was investigated. The influence of the provocative episode on the attraction of the audience was determined; data on the number of views and comments under the video are given. Keywords: YouTube, video, psychology, massmedia, targetaudience, scandal, promotion, views, psychologicalparameters.
Актуальность темы обусловлена стремительным развитием интернета как средства массовой коммуникации; недостаточной научной проработкой выбранной темы; особенностями восприятия аудиторией провокационного видеоконтента.
Объект исследования - методы привлечения зрительской аудитории YouTube, предмет - влия-
© Шигабетдинова Г. М., Фёдорова А. В., 2022
ние скандальных эпизодов на рост просмотров видеоролика. Эмпирический объект - YouTube-шоу «Музыкалити» (выпуск с Ларисой Долиной и Ката^а1). Цель работы - выявить эффективные способы увеличения зрителей на YouTube.
Как показывает многолетняя практика видеохостинга, зрители сильнее реагируют на ролики, содержащие конфликтные эпизоды. Одна из причин - потребность в психологической разрядке: переключая внимание на чужой конфликт, человек отвлекается от собственных
проблем. Поэтому скандал стал одним из способов привлечения аудитории.
Скандал - это рассогласованность взглядов, убеждений, идей оппонентов, которая проявляется в осознании сторонами невозможности одновременного осуществления их желаний. Основу конфликта составляют нарушение интересов личности с позиций
морали/социальной справедливости и проблема, требующая разрешения. Наличие этих факторов приводит к проявлению защитных реакций субъекта на стрессовые ситуации. Следующим «шагом» является публичная огласка инцидента, которая обязательно приводит к общественному возмущению и порицанию. Немецкий учёный Франк Бёш писал, что особенно активно обсуждаются нарушения нравственных норм в том случае, когда в роли оппонентов выступают знаменитости [4, с. 129-130]. Среди участников медиаскандала выделяются несколько сторон: непосредственно оппоненты; средства массовой информации, включая интернет; обобщённый Другой. Являясь формой массовой коммуникации, скандал выполняет деструктивные и конструктивные функции [3, с. 155-158].
Деструктивные функции: ухудшение взаимоотношений; рост психологической напряжённости (в своём поведении стороны зачастую опираются не на разум, а на эмоции: это снижает вероятность адекватного разрешения инцидента); ухудшение репутации одного или обоих оппонентов; эскалация конфликта, расширение числа его участников.
Конструктивные функции: приобретение индивидами опыта в работе над межличностными проблемами; рост внимания к вопросам морали и социальной справедливости; стимулирование личности к положительным изменениям и развитию; выявление интересов людей, прогнозирование и профилактика разногласий в будущем.
Степень активности интернет-пользователей в обсуждении конфликта позволяет оценить эффективность его применения коммуникатором с точки зрения привлечения внимания реципиентов. Вместе с этим использование только скандала как способа увеличения просмотров видеоролика становится
недостаточным. Существует множество методов продвижения YouTube-контента, которые в комплексе дают нужный результат:
В первую очередь - создание «цепляющего» заголовка. Для увеличения числа «кликов» название ролика должно быть интригующим; следует также добавлять цифры и ключевые слова. Эффективно использование скобок: по
результатам исследования компании HubSpot видео, в заголовке которых есть скобки, получают на 30% больше кликов.
Другим эффективным способом является разработка «кликабельных» превью. Превью -это небольшая картинка, при нажатии на которую происходит воспроизведение ролика. На превью следует помещать самые интересные моменты из видео. Оформлять такие картинки желательно в едином стиле - так зритель лучше запоминает канал. Необходимо использовать и конечные заставки - «подсказки» или ссылки на другие видео данного YouTube-канала, появляющихся на последних секундах ролика [1, с. 1310-1311].
Следует также применять транскрибацию видео - функцию автоматического перевода аудио в текст. Субтитры, которые видит пользователь при просмотре ленты, могут заинтересовать его и побудить к открытию ролика [2, с. 179-182].
На основе изученных теоретических источников нами выявлена структурированная критериальная основа для дальнейшего анализа эмпирического объекта: психология аудитории; психология коммуникатора; психология сообщения.
Нами было проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа видеоролика (выпуск YouTube-шоу «Музыкалити» от 08.04.2021).
Анализ показал, что успешность реализации функций массовой коммуникации зависит от того, насколько при разработке контента учтены три важные составляющие: психология аудитории, коммуникатора и сообщения.
Для того чтобы привлечь внимание к видеоконтенту, важно принимать во внимание социально-демографические параметры целевой аудитории. Главным из них является возраст (18-30 лет). Остальные характеристики не имеют чётких границ: пол - и мужской, и женский; образование - и среднее, и высшее; преобладающий вид деятельности - студенты или молодые специалисты, конкретного распределения по профессиям нет; география -жители как городов, так и сельской местности.
Также коммуникатору необходимо знать индивидуально-психологические параметры потенциальных зрителей YouTube-канала: их интересы (современная музыка); ценности и установки (свобода, искренность, творчество, самовыражение, индивидуальность, дружба, уважение к предпочтениям других людей, стремление к признанию).
Число просмотров видеоролика напрямую
зависит от уровня цикличности аудитории. Данный показатель отличается в зависимости от типа СМК. Цикличность аудитории YouTube выглядит следующим образом. Суточная: пик посещаемости - с 12:00 до 18:00, поэтому ролики публикуются приблизительно в 16:00. Недельная: рост числа зрителей к выходным, соответственно, шоу обычно выходит по четвергам или пятницам. Сезонная: увеличение аудитории с декабря по март и с сентября по ноябрь, вследствие чего шоу выпускается сезонами (в одном сезоне примерно 8 выпусков, шоу выходит 1 раз в неделю).
Структура коммуникатора в системе массовых коммуникаций (МК) включает 2 компонента: издатель и собственно коммуникатор. Издатель - это социальные институты, влияющие на МК. Издатель шоу «Музыкалити»
- творческое объединение «GazgoЫer». Собственно коммуникатор - лицо или группа лиц, занятых производством и распространением сообщения (журналисты, дикторы, ведущие). Коммуникатором исследуемого объекта является шоумен Максим Галкин.
Охарактеризуем функцию издателя. Цель шоу
- познакомить зрителей и участников с музыкальными новинками; определить и показать особенности восприятия тенденций в музыке представителями разных поколений.
Индивидуально-личностные характеристики коммуникатора делятся на 2 группы: внешние (имиджевые) и внутренние (личностно-образные).
К имиджевым характеристикам можно отнести внешний вид (стиль одежды ведущего -спортивный, современный, т. к. целевая аудитория шоу - молодёжь). Что касается поведенческих реакций, то здесь коммуникатор преподносит информацию эмоционально, часто шутит, реагирует на высказывания гостей и даёт свои комментарии. Он достаточно активно жестикулирует, но это не вызывает раздражения реципиентов, т. к. в развлекательном шоу динамичность движений уместна.
По классификации Газарха, ведущий использует ближнедистанционный тип общения: он смотрит в камеру, постоянно ведёт диалог с аудиторией, задаёт вопросы. То есть происходит имитация непосредственного общения, и зритель словно включается в происходящее. Такой подход позволяет реципиенту эффективнее усвоить информацию: находясь как будто в студии, в процессе обсуждения он лучше поймёт, как оценивают музыку представители разных возрастных групп.
Наиболее значимыми оказываются внутренние характеристики коммуникатора. Он обладает хорошими риторическими навыками: грамотная речь, чёткая дикция, умение говорить убедительно. Зрители дают ведущему такие оценки: широко образованный, интеллектуальный, дипломатичный, вежливый, терпеливый, обладает чувством юмора, профессионал своего дела. Он способен контролировать ситуацию, переводить конфликт в шутку так, чтобы программа не потеряла своего смысла и её цель была достигнута.
Тип харизматической личности ведущего имеет название «антигерой», поскольку его образ приближен к образу зрителя. Это проявляется и во внешнем виде, и в стиле общения - ведущий разговаривает с аудиторией «на равных», как будто это просто дружеская беседа. Тип личности «антигерой» одобряется зрителями: некоторые пишут о том, что смотрят шоу не столько из-за гостей, сколько из-за ведущего.
Приведём основные результаты анализа психологии сообщения.
Направленность текста (по Харашу). Текст сообщения является открытым (персонифицированным). Так как в шоу обсуждается музыка, мнения аудитории с большой вероятностью будут отличаться. Сообщение, содержащее оценку музыки, носит субъективный характер. В таком случае допускаются различные интерпретации этой информации зрителями.
Классификация медиатекста осуществлялась по нескольким основаниям: по критерию канала распространения - интернет-сообщение; по жанровой принадлежности: обзор, дискуссия, развлекательное шоу; по тематике - музыкальный; по каналам восприятия - аудиовизуальный; по используемым кодам: креолизованный (состоит как из вербальных: говорение, слушание, так и невербальных: мимика, жесты, позы, взгляды) частей.
По типологии новостей сообщение относится к лёгким новостям. Шоу носит развлекательный характер, в сообщениях не говорится о кризисных событиях. Транслируемую информацию нельзя рассматривать в качестве безотлагательной.
Программа с провокационной ситуацией получила активную обратную связь: пользователи YouTube делились своим мнением: одни поддерживали известную артистку, другие - заступались за начинающую певицу. Обсуждение не ограничилось рамками видеохостинга: инцидент освещали интернет-СМИ («Комсомольская
правда», «Аргументы и факты», «Газетами», «РИА Новости» и др.), пользователи оставляли комментарии в социальных сетях. Это означает, что скандал действительно является эффективным способом привлечения
зрительской аудитории.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод: конфликтные эпизоды способны существенно повлиять на увеличение просмотров видеоконтента. Вместе с этим, успешному продвижению медиапродукта способствует комплексность применяемых методов. Издатель программы использует такие приёмы, как объединение роликов в плейлисты; конечные заставки; слоган; фирменные музыкальные заставки в начале и конце видео; единый стиль превью. Благодаря такой стратегии выпуск «Музыкалити» с Ларисой Долиной и Кагпа.уа1 стал одним из самых просматриваемых за всю историю шоу.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Вопилова А. А. Эффективные способы продвижения Ютуб-канала // Молодёжь третьего тысячелетия : сборник научных статей (Омск, 01-26 апреля 2019 года). Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2019. С. 1308-1312.
2. Малышев В. К. Оценка эффективности способов продвижения Youtube-канала «редакция» с помощью средств массовой коммуникации // Символ науки: международный научный журнал. 2021. №4. С. 179-183.
3. Соснин В. А. Феномен скандала как форма социального конфликта // Прикладная юридическая психология. 2014. №4. С. 153-163.
4. Ушанова И. А. Скандал как форма медиа-тизированной коммуникации // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. №73-1. С. 129-132.
Информация об авторах
Г. М. Шигабетдинова - доцент, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный технический университет; А. В. Фёдорова - студентка группы СОбд-21, гуманитарный факультет, Ульяновский государственный технический университет.
REFERENCES
1. Vopilova A. A. Effektivnye sposoby prodvizheniya YUtub-kanala [Effective ways to promote the YouTube channel]. Molodyozh' tret'ego tysyacheletiya : sbornik nauchnyh statej, Omsk, 0126 aprelya 2019 goda [Youth of the third millennium: a collection of scientific articles, (Omsk, April 01-26, 2019)]. Omsk: Omskij gosudarstvennyj universitet im. F. M. Dostoevskogo [Omsk State University. F. M. Dostoevsky], 2019, pp.1308-1312.
2. Malyshev V. K. Ocenka effektivnosti sposobov prodvizheniya Youtube-kanala «redakciya» s pomoshch'yu sredstv massovoj kommunikacii [Evaluation of the effectiveness of ways to promote the Youtube-channel «editorial» with the help of mass media]. Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal[Symbol of science: international scientific journal]. 2021, No. 4, pp. 179-183.
3. Sosnin V. A. Fenomen skandala kak forma social'nogo konflikta [The phenomenon of scandal as a form of social conflict]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied Legal Psychology]. 2014, No. 4, pp. 153-163.
4. Ushanova I. A. Skandal kak forma mediatizirovannoj kommunikacii [Scandal as a form of mediatized communication]. Vestnik Novgorods-kogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of the Novgorod State University]. 2013, No. 73-1, pp.129-132.
Information about the authors G. M. Shigabetdinova - Associate professor, candidate of pedagogical sciences, Ulyanovsk State Technical University;
A. V. Fedorova - student of the Sod-21 group, Faculty of humanities, Ulyanovsk State Technical University.
Статья поступила в редакцию 31.05.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 12.06.2022.
The article was submitted 31.05.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 12.06.2022.