Научная статья на тему 'СИЯНИЕ'

СИЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ РОК / РОК-СПЕКТАКЛИ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ / РОК-МУЗЫКА / РОК-МУЗЫКАНТЫ / РОК-ТЕАТРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пауэр Кристина Юрьевна

В статье предложен анализ рок - спектакля «Сияние» в «Электротеатре Станиславский». В основу постановки вошли двенадцать песен Егора Летова и Янки Дягилевой. Автор исследует синтез панковских протестных песен Летова и психоделического перформанса, разворачивающегося на сцене Электротеатра, где главной героиней является девочка - кукла, образ которой отсылает к Алисе Льюиса Кэрролла. Героиня исполняет произведения Летова, придавая им новый глубинный смысл, соотнесённый с психологическими стадиями принятия неизбежного (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SHINING

The article presents the results of a study of the rock - performance “Shining” at the “Stanislavsky Electrotheatre”. The production was based on twelve songs by Yegor Letov and Yanka Diaghileva. The author analyzes the synthesis of Letov’s punk - protest songs and a psychedelic performance unfolding on the stage of the Electrotheatre, where the main character is a doll - girl, whose image refers to Alice Lewis Carroll. The heroine performs works by Letov, giving them a new deep meaning, correlated with the psychological stages of making the inevitable (denial, anger, bargaining, depression, acceptance).

Текст научной работы на тему «СИЯНИЕ»

УДК 785:792.09 ББК Щ319.85+Щ335.49 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

К. Ю. ПАУЭР

Москва СИЯНИЕ

Аннотация. В статье предложен анализ рок-спектакля «Сияние» в «Электротеатре Станиславский». В основу постановки вошли двенадцать песен Егора Летова и Янки Дягилевой. Автор исследует синтез панковских протестных песен Летова и психоделического перформанса, разворачивающегося на сцене Электротеатра, где главной героиней является девочка-кукла, образ которой отсылает к Алисе Льюиса Кэрролла. Героиня исполняет произведения Летова, придавая им новый глубинный смысл, соотнесённый с психологическими стадиями принятия неизбежного (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие).

Ключевые слова: русский рок; рок-спектакли; театральные постановки; рок-музыка; рок-музыканты; рок-театры.

Сведения об авторе: Пауэр Кристина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории журналистики и литературы, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова.

Контакты: 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 21; kristina.power@yandex.ru

K. Y. PAUER

Moscow THE SHINING

Abstract. The article presents the results of a study of the rock-performance "Shining" at the "Stanislavsky Electrotheatre". The production was based on twelve songs by Yegor Le-tov and Yanka Diaghileva. The author analyzes the synthesis of Letov's punk-protest songs and a psychedelic performance unfolding on the stage of the Electrotheatre, where the main character is a doll-girl, whose image refers to Alice Lewis Carroll. The heroine performs works by Letov, giving them a new deep meaning, correlated with the psychological stages of making the inevitable (denial, anger, bargaining, depression, acceptance).

Keywords: Russian rock; rock performances; theatrical performances; rock music; rock musicians; rock theaters.

About the author: Pauer Kristina Yurevna, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of History of Journalism and Literature, Institute of International Law and Economics named after A.S. Griboedov (Moscow, Russia).

Рок и театр. Театр возник ещё в V в. до н.э. в Древней Греции, однако этот вид искусства процветает и в наше время, трансформируясь и ге-

© Пауэр К. Ю., 2021

нерируя новые направления. Рок-театр возник сравнительно недавно, то есть уже за рамками «классического рока» (этот этап В. А. Гавриков назвал «Третьей песенностью» [2]), однако уже успел вызвать особый научный интерес. Так, Ю. В. Доманский в статье «Рок-театр сейчас: к проблеме идентификации и описания» систематизирует современные примеры исследуемого театрального направления. Исследователь выявляет специфику рок-опер; интеграцию рок-песен как саундтреков к театральным действиям и спектакли о роке, рефлексирующие рок-н-ролл как явление [3]. Учёный приходит к выводу: «...синтез же рока и театра в рок-театр актуализирует такие смыслы рока и такие смыслы театра, которые при автономном их существовании относительно друг друга скрыты, а возможно, и вовсе не существуют» [3, с. 102]. Рассмотрим и проанализируем на конкретном примере взаимодействие рока и театра.

«Сияние» - это спектакль, основанный на творческом наследии Егора Летова и Янки Дягилевой. Режиссёром постановки выступает Филипп Григорьян. Главную роль исполняет Алиса Хазанова. Премьера рок-спектакля состоялась в Москва 2 октября 2014 года в клубе «Chateau de Fantomas». Однако «Сияние» приобрело популярность и «с непременным аншлагом» [3, с. 123] идёт и сейчас в «Электротеатре Станиславский».

История «Электротеатра Станиславский». Прежде чем анализировать спектакль, остановим внимание на самом Электротеатре. Как следует из названия, это не театр в традиционном представлении. Интересна история самого здания: в 1915 году здесь был основан кинотеатр, а в 1950 этот дом на Тверской перешёл Московскому драматическому театру им. К. С. Станиславского. «Символическое наследие этих трёх мест: драматического театра, оперно-драматической студии и кинотеатра - Электротеатр Станиславский берёт с собой в новую эпоху» [7]. С 2013 года его возглавляет Борис Юхананов.

Специфика Электротеатра. Особенности этого места обусловлены не только его историей, но и современным концептуальным подходом: пространство театра, его интерьер в стиле минимализма, оригинальные театральные «звонки», которые не переливаются звоном, а «трещат» и «булькают». Атмосферу дополняет запись загадочного и томного женского голоса, напоминающего о необходимости отключения мобильных телефонов.

Сценическое пространство. Название спектакля раскрывается в самом начале. Первое, что видит зритель - сияющий алый занавес. На фоне него тихо передвигается нечто, напоминающее то ли гигантского зайца, то ли огромную мышь. Герой оглядывает зал и медленно подходит к сцене. Занавес поднимается, открывая перед реципиентами небольшую комнату кукольного домика. Слева располагается фортепиано, в центре - овальное окно с видом на Кремль, справа - шкаф, стол и кресло. Зайчиха присаживается за музыкальный инструмент, поправляет длинное женское кружевное платье с фартуком. Возле окна сидит большой плюшевый медведь.

Главная героиня выходит на сцену последней. Она напоминает куклу. Готический костюм персонажа отсылает к портретному описанию Алисы в

48

Стране чудес. Однако в интерпретации Ф. Григорьяна героиня повзрослела и вернулась из сказки в страшную реальность.

Сюжет. Музыка. Перформанс. Основой спектакля стали одиннадцать песен Егора Летова и «Печаль моя светла» Янки Дягилевой. Именно она и открывает представление. Главная героиня сидит за столом, пьёт чай и курит сигариллу. Длинный мундштук подчёркивает атмосферу декаданса и усиливает мотив обречённости:

Я повторяю десять раз и снова -Никто не знает, как же мне хуёво [4, с. 5]

Первая песня эксплицирует основную тему «Сияния» - тему тоски, недовольства окружающей действительностью, которая нашла своё продолжение во второй композиции «Хороший автобус». Стоит отметить, что первые две песни относятся к раннему творчеству Я. Дягилевой и Е. Летова. Песня Летова инспирирует трансформацию сценического пространства: «спациум» дополняется автобусной остановкой, где героиня прощается с «хорошим автобусом» [6, с. 232], уехавшим «прочь» [6, с. 232]. Вторая песня эксплицирует мотивы недовольства окружающей реальностью:

Плохие деревья, плохие дома Такие плохие кусты Такие плохие какие дома Особенно эти кусты [6, с. 232]

Строки о хорошем автобусе, который «уехал без нас» [6, с. 232] сменяются описанием мира без главной героини. Об этом третья песня «Без меня». Автобус как метафора счастья оставляет героев, а героиня - оставляет мир:

И убегает мой мир

Убегает земля

Бежит далеко-далеко

Навек далеко-далеко... [6, с. 479]

Эта песня исполняется в стиле кабаре, который заявлен в релизе спектакля. Основной мотив песни Летова - мотив бегства в психоделическую трансцендентальность, который может трактоваться и как мотив смерти («И убегает мой мир / Убегает земля» [6, с. 479]), в постановке Григорь-яна трансформируется в стремление героини покинуть нежелательную действительность, которое связано с мотивом ухода, но не от всего мира в целом, а от конкретного общества, на что указывает высокомерный жест рукой во время исполнения строки: «Корка хлеба без меня» [6, с. 479].

Психоделическая песня «Без меня», написанная в 2002 году, сменяется «Заплатой на заплате», относящейся к раннему периоду творчества Е. Летова. Четвёртая песня в «Сиянии» также интерпретируется иначе -главная героиня совершает балетные па под протестный текст панк-рокера:

Сорванные глотки, стреляные гильзы Проданные деньги, грозные плакаты Драные колени, липкие кровати Пойманная рыба постигает ветер [6, с. 247]

Синтез протестной тематики, аллитерации и элементов балета подчёркивает проблему абсурдности бытия, что эксплицируется во фрагменте танца, где актриса снимает с себя бинты, после чего совершает эротические движения при исполнении строк:

Тело отдаёт молодое тепло

Объективная реальность да целует в лоб [6, с. 247]

Сочетание текста и перформанса подчёркивает семантическую двойственность: танец раскрывает внешний смысловой слой, а текст указывает на скрытый смысл - тело, отдающее молодое тепло, становится образом, коррелирующим с темой смерти, так как традиционно покойников при прощании принято целовать именно в лоб.

Примечательно, что на логоцентричность русского рока указывают субтитры на английском языке, транслирующиеся на двух экранах по бокам от сцены. Ю. В. Доманский и В. А. Гавриков как сторонники интермедиального подхода уже не раз доказывали синтетическую природу рок-поэзии (текст, музыка, перформанс). Стоит отметить, что в случае театральной постановки на основе рок-произведений перформанс как бы выходит на передний план, однако фортепиано на сцене и экраны с трансляцией текстов песен, на наш взгляд, не только уравновешивают все три составляющие синтетического произведения, но и усиливают их.

Пятая песня «Крепчаем» относится к зрелому этапу развития творчества Летова. В исполнении А. Хазановой интерпретация Григорьяна отличается от авторской, так как речитативные куплеты трансформируются в стихотворное чтение под аккомпанемент. На наш взгляд, такая подача текста представляется оправданной, так как эксплицирует ницшеанскую цитату, использованную в рефрене: «Ведь всё, что нас не убивает - нас делает сильней» [6, с. 482]. Важность этого тезиса определяется психологической линией сюжета спектакля: композиция и порядок песен обусловлены пятью стадиями принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Однако летовская философия деформирует порядок по модели Кюблер-Росс [5]. В спектакле опускаются первые три пункта (отрицание, гнев, торг) и возникает сразу четвёртая стадия (депрессия): «Печаль моя светла», «Хороший автобус». Песни «Без меня», «Заплата на заплате» («Терпеливый я») и «Крепчаем» соответствуют последней стадии (принятие).

«Крепчаем» становится переходной к другому этапу развития сюжета. Героиня сначала грустит, затем принимает несовершенство мира, анализируя и перечисляя его недостатки:

Поджечь всю эту поебень и оглушительно сгореть

Кто не боится помирать - тот и не сможет постареть [6, с. 482]

Героиня стремится к бегству от ужасной реальности, что отражено в песне «На хуй»:

Хуй на всё на это И в небо по трубе! [6, с. 490]

Однако попытка эскапизма реализуется лишь в финале, однако в этом переломном моменте и далее героиня бежит от реального мира ментально, превращая орехи в кокаин и выпивая из графина (стадии отрицания и торга).

С точки зрения хронометража самой продолжительной песней является «Семь шагов за горизонт», развивающая мотив воображаемого пути к свободе:

Вольный кораблик, послушный поток Семь озорных шагов за горизонт <...>

обратной дороги нет [6, с. 308]

Стоит отметить, что этот путь к свободе от государства и власти начался в предыдущей песне («На хуй»):

Иде же моя хата, незалежний коммутзьм?! [6, с. 490]

Здесь возникает мотив протеста против режима (стадия гнева), характерный для раннего творчества Летова. Знаменательно, что символом государства является декорация - Кремль за окном дома главной героини. Этот объект отражает её настроение, так как на протяжении всего действия погода за окном меняется: дождь, снег, радуга и т.д. Например, во время исполнения восьмой песни («Красный смех» (Роман Неумоев, 1989)) Кремль горит, становясь одним из действующих лиц спектакля. Более того, действие призывает к интерактиву: из-за кулис сначала на сцену, потом в зал проникает дым, заполняя всё пространство. Таким образом, реципиент вовлекается в действие, интегрируясь в «спациум» спектакля.

Апофеоз интерактива со зрителями возникает в песне «Про мишут-ку (Песенка для Янки)»: на сцене оживает ещё один персонаж - плюшевый мишка, который медленно спускается в зал, продолжая объединять героев и зрителей. Эта песня о напрасных и неоценённых стремлениях сделать мир лучше (стадии отрицания и торга):

Шёл войною прямо на Берлин \ Смело ломал каждый мостик перед собой <...>

Значит кто-то там знает Значит кто-то там верит Значит кто-то там помнит Значит кто-то там любит [6, с. 290]

Десятую песню «Долгая счастливая жизнь», относящуюся к позднему творчеству Е. Летова, можно трактовать как первую стадию смирения с неизбежным - отрицание:

потрясениям и праздникам - нет горизонтам и праздникам - нет вдохновениям и праздникам - нет, нет, нет, нет <...>

искушениям и праздникам - нет

преступлениям и праздникам - нет

исключениям и праздникам - нет, нет, нет [6, с. 489]

В это время Кремль переливается калейдоскопом гипнотизирующих психоделических красок.

В одиннадцатой песне «Осень», которая также относится к позднему творчеству Е. Летова, вновь возникает мотив ухода:

Хватит веселиться, хватит горевать

Можно расходиться, можно забывать [6, с. 517]

В момент исполнения «Осени» главная героиня начинает собирать чемоданы. Эту песню можно отнести к последней стадии - смирение:

Кто бы что ни сделал, кем бы кто ни стал Никто не проиграл [6, с. 517]

Финальная песня «Сияние», давшая заглавие спектаклю, также относится к трансцендентному этапу творческого пути Е. Летова и одновременно имеет черту романтизма - двоемирие. «Сияние» (стоит отметить, что эта песня имеет и второе, авторское заглавие - «Колыбельная») становится «happy end-ом»: героиня, взяв чемоданы и мишку за лапу, отправляется в путь, уходя с надеждой, что когда-нибудь и здесь, в реальности, станет лучше и светлее:

Но сиянье обрушится вниз Станет твоей душой Но сиянье обрушится вниз Станет твоей землёй Но сиянье обрушится вниз Станет самим тобой [6, с. 518]

Интрига спектакля продолжается вплоть до выхода актёров на поклон. Энергетика и драйв пианиста позволяла зрителям думать, что за фортепиано в костюме кэрролловского зайца сидит харизматичный мужчина, но, сняв маску, музыкантом оказалась женщина. Во время спектакля наивный реципиент предполагал, что в роли плюшевого мишки может выступать ребёнок, однако актёром оказался взрослый Вано Миранян. Режиссёр и актёрская труппа мастерски раскрыли философию Летова, что всё не то, чем кажется на первый взгляд, что нужно искать более глубокие смыслы, в чём и заключается идея концептуального рока.

Литература

1. Гавриков, В. А. Рок-искусство в контексте исторической поэтики /

B. А. Гавриков // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - 2007. - Вып. 9. -

C. 21-30.

2. Гавриков, В. А. Третья песенность / В. А. Гавриков // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Екатеринбург ; Тверь, 2017. - Вып. 17. - С. 25-35.

3. Доманский, Ю. В. Рок-театр сейчас: к проблеме идентификации и описания / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2019. - Вып. 19. - С. 102-135.

4. Дягилева, Я. С. Выше ноги от земли : сборник / Я. С. Дягилева. -М. : Выргород, 2018. - 176 с.

5. Кюблер-Росс, Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. - М. : София, 2001.

6. Летов, Е. Стихи / Е. Летов. - М. : Выргород, 2011. - 548 с.

7. Официальный сайт «Электротеатра Станиславский». - URL: https://electrotheatre.ru/theatre/index.htm (дата обращения: 18.10.2020). -Текст : электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.