Научная статья на тему 'Сиволизм в произведении В. Вульф «На маяк»'

Сиволизм в произведении В. Вульф «На маяк» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5761
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЗМ / МОДЕРНИЗМ / ЭМФАЗА / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кобылянская Александра Ильинична

Статья рассматривает проявления символизма в произведении английской писательницы В.Вульф «На маяк». Статья привлекает внимание к значению символов и их связи с характерами героев. Биография автора рассматривается через призму символов, скрытых в романе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сиволизм в произведении В. Вульф «На маяк»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

единения с любимой, и заканчивая кончиной Хитклифа. Дождь и гроза («it poured down till day» [1]) сопровождают героя в печальной развязке романа. Когда Хитклиф умер, Нелли видит, что в его открытое окно « ... the master's window swinging open» хлещет дождь « ... the rain driving straight in» [1]. Список использованной литературы:

1. Bronte E. Wuthering Heights [Электронный ресурс] URL: http://literature.org/authors/bronte-emily/wuthering-heights/index.html

2. Камардина Ю.С. Роман Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби» как роман воспитания (проблемы жанровой поэтики) : дис. ... канд. филол. наук. - Балашов, 2011. - 167 с.

3. Камардина Ю.С. Роман Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби» как роман воспитания (проблемы жанровой поэтики) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2011. - 21 с.

© Камардина Ю.С., 2016

УДК 82-3

Кобылянская Александра Ильинична

студентка, факультет иностранных языков ОГПУ,

г. Оренбург, РФ E-mail: [email protected]

СИВОЛИЗМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ В.ВУЛЬФ «НА МАЯК»

Аннотация

Статья рассматривает проявления символизма в произведении английской писательницы В.Вульф «На маяк». Статья привлекает внимание к значению символов и их связи с характерами героев. Биография автора рассматривается через призму символов, скрытых в романе.

Ключевые слова Символизм, модернизм, эмфаза, искусство.

«Nothing stays, all changes; but not words, not paint.»

Лили Бриско, героиня романа «На маяк»

Начало ХХ века в Англии было ознаменовано концом Викторианской эпохи, и искусство, вместе со страной, вступило в новый период. Литература, с одной стороны, продолжала следовать течениям того времени, а с другой - начинала развиваться в новых жанрах и направлениях. Так, одной из новых линий развития стало модернистское течение, представленное школой «потока сознания» и символизма. Наиболее ярким, на наш взгляд, представителем этого направления была Вирджиния Вульф (1882-1941), английская писательница.

В отличие от классического викторианского романа, повествовательная структура многих произведений В. Вульф распадается на эпизоды, воспроизводящие отдельно взятые этапы жизни главных героев как фрагменты воспоминаний, которые не ограниченны временными рамками. Примером композиционно выстроенного по этому принципу произведения у писательницы является роман «На маяк» - его организация подчиняется музыкальной форме, а именно - сонате. Музыкальная форма сонаты состоит из трёх основных разделов, где в экспозиции (1 раздел) противопоставляются главная и побочная партии, в разработке (2 раздел) эти темы получают своё развитие, в репризе (3 раздел) экспозиция повторяется с различными изменениями, чаще всего тонального характера. Произведение «На маяк» является одним из примеров тесной связи литературы и музыки. Таким образом, роман сoстоит из трeх частей «прoграммнoгo характера»:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

«У oKHa», «Прoходит время» и «Маяк». При этом, В. Вульф описывает лишь два дня, которые разделяют десять лет жизни героев. Роман был написан в 1927 году, в период творческого расцвета Вульф. Многие критики считают, что этот он автобиографичен. Произведение представляет один семейный портрет, сотканный из субъективного восприятия мира основными героями романа. Данный роман импрессионистичен, имеет нестабильный сюжет и незаконченную, невнятную концовку. Большое внимание писательница уделяет исследованию и описанию сиюминутных мыслей и чувств, «потока сознания», а сюжет при этом лишь служит историческим фоном.

Роман интересен не только с композиционной точки зрения. Символизм, который является одним из основных художественных приемов в этом произведении, представлен в своей «неклассической» функции -он выполняет объединяющую роль: соединяет отдельные мысли, воспоминания и эпизоды в единое целое, придавая роману окраску таинственности. Основной символической единицей, фигурирующей на протяжении всего повествования, является маяк. Маяк стал символом института семьи, такой же крепкой и неизменной. Но, как показывает многовековый опыт, семьи часто распадаются, члены этой ячейки общества приходят и уходят, сменяют друг друга под влиянием ряда факторов. Так и маяк - то горит, подавая надежду заблудшим путникам, то гаснет, исчезая в ночной глубине. Эта тема динамики и прогресса играет важную роль в произведениях писательницы. У нее концепт «крепкой» семьи лишь иллюзия в глазах хрупкой женщины. У каждой семьи свои очертания, своя траектория движения в бесконечном потоке жизни, своя напряженная грань между идеалом и реальным миром. Обращаясь к тексту произведения, следует отметить особенности языка В. Вульф, к которым она прибегает, вводя в роман символы. Желая показать динамичность и непостоянство света маяка и настроения героев, писательница часто прибегает к антонимичным описаниям. Маяк, как и счастье, то недосягаем («The Lighthouse looked this morning at an immense distance»; «The Lighthouse looked this morning in the haze an enormous distance away»; [1]), то на расстоянии протянутой руки, такой же загадочный и манящий («The Lighthouse was immovable, and the line of the distant shore became fixed»; «The Lighthouse was then a silvery, misty-looking tower ... that opened suddenly, and softly in the evening» [1]). В. Вульф описывает его свет как зеленый огонёк («the green light»). Зеленый цвет, с точки зрения символизма, может трактоваться как позитивность, возрождение, надежда, молодость и стабильность. Интересен также и тот факт, что на протяжении всего произведения приём эмфазы (визуального выделения части текста с целью сделать его заметным и эмоционально окрашенным [2]) воплощен именно в слове Lighthouse, -это выражается в написании слова с заглавной буквы, его персонализации как сюжетно-важного субъекта. Таким образом, символ маяка все же рассматривается с позитивной коннотацией.

Как противовес стабильности и крепости маяка у Вульф выступает море, источник беспокойства и разрушений. Несмотря на то, что иногда писательница описывает море красиво, с любовью («she remembered how beautiful it often is - the sea at night»; «The sea without a stain on it, thought Lily Briscoe, still standing and looking out over the bay. The sea stretched like silk across the bay. Distance had an extraordinary power; they had been swallowed up in it, she felt, they were gone forever, they had become part of the nature of things. It was so calm; it was so quiet. The steamer itself had vanished, but the great scroll of smoke still hung in the air and drooped like a flag mournfully in valediction.»; « The sea was more important now than the shore. Waves were all round them, tossing and sinking, with a log wallowing down one wave; a gull riding on another»[1]), самые яркие эпитеты характеризует ожесточенность, злобу и насилие, что напрямую связано с её тяжелой биографией. «The sea eats away the ground we stand on» [1]. Море у автора - разрушительная сила, напоминающая о бренности и слабости человеческой жизни.

Миссис Рэмзи, одна из ключевых героинь произведения, даже при чтении своим детям сказки на ночь прибегает к отрицательным описательным характеристикам моря. Так, она говорит:

« And when he came to the sea, it was quite dark grey, and the water heaved up from below, and smelt putrid. Then he went and stood by it and said,

'Flounder, flounder, in the sea,

Come, I pray thee, here to me;

For my wife, good Ilsabil,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Wills not as I'd have her will » [1].

Большое внимание в описании морского пейзажа В.Вульф уделяет волнам, что как призраки вольны уходить и являться, пугать и устрашать простого человека, бессильного перед их разрушительной силой.

«The waves breaking in white splinters like smashed glass upon the rocks» [1].

Волны в контексте данного произведения символизируют изменчивость и непостоянство человеческой жизни. Зачастую, мысли и настроения главных героев писательница передает через поведение волн.

«The waves were all round them, tossing and sinking, with a log wallowing down one wave, a gull riding another.»

«.. .the waves breaking and flapping against the side of the boat as if they were anchored in harbor» [1].

Таким образом, маяк и волны в романе у В. Вульф становятся сквозными ключевыми семиотическими концептами, несущими как номинативную, так и оценочно-смысловую нагрузку [3, 46] Глубокую смысловую нагрузку в романе «На маяк» несут в себе не только элементы окружающего мира, но и окружающие героев предметы быта. К примеру, курица, защищающая своих цыплят, в одном из воспоминаний главного героя является символом домашнего очага. Отсылка к прошлому, связанная с этой ассоциацией, повествует о том, как когда-то давно два близких друга, «выпорхнув из под одного крыла», разошлись по разным путям. Мистер Рэмзи стал более домашним и семейным человек, а мистер Бэнкс -наоборот, отстранился от подобного уюта.

«Begun long years ago, their friendship had petered out on a Westmorland road, where the hen spread her wings before her chicks; after which Ramsay had married, and their paths lying different ways, there had been, certainly for no one's fault, some tendency, when they met, to repeat» [1].

Продолжая анализировать символы в этом произведении, стоит отметить такой важный элемент как искусство, а именно - картина Лили. Её картина - это, своего рода, борьба против гендерной конвенции. Чарльз Тэнсли заявляет о том, что женщины не могут быть в искусстве:

«С. Tensley used to say that, she remembered, women can't paint, can't write» [1].

Лили же хочет через свои картины выразить всю женскую сущность - бремя жены и матери. Картина показывает желание принять гендерный опыт предшествующего поколения.

«Mother and child then - objects of universal veneration, and in this case the mother was famous for her beauty - might be reduced, he pondered, to a purple shadow without irreverence» [1].

Помимо этого, её искусство выражает состояние внутренней тревоги, неопределенности и переживаний. Художница синтезирует мировосприятие всех персонажей произведения, создавая сбалансированный и правдивый портрет окружения. Вся разрозненность вещей воплощается в единую гармонию. Сам образ молодой художницы Лили Бриско является довольно автобиографичным. С этой героиней связана проблематика искусства и муки В. Вульф как творца. В одной из своих статей автор романа говорит о том, что для того чтобы начать карьеру писательницы и посвятить этому жизнь, ей пришлось убить в себе такое неотъемлемое женское качество как материнство, из её женской личности исчезла женщина-мать, похожая на одну из героинь романа Миссис Рэмзи.

« Had I not killed her she would have killed me. She would have plucked the heart out of my writing» [4].

Следующий символ - череп кабана, висящий в детской комнате.

«What was the matter? It was that horrid skull again» [1].

Наличие черепа в детской - это тревожное напоминание о том, что смерть всегда рядом, даже в моменты блаженства. Позднее, к подобному символу в литературе прибегнет У. Голдинг в своем дебютном романе «Повелитель мух» (1954):

«the pig's skull grinned at him from the top of a stick» [5].

Итак, роман В. Вульф «На маяк» — один из красивейших примеров того, что в контексте каждое слово, каждый символ обладают своей отдельной и важной смысловой нагрузкой, задают свой тон и являют читателю свои самостоятельные образы. Символизм В.Вульф делает персонажей и их эмоции реальными, объемными, увлекающими читателя в психологический мир писательницы. Именно благодаря смелости в использовании символизма и обращению к новому течению литературной мысли «потока сознания» многие критики ставят саму писательницу и ее роман «На маяк» в один ряд с величайшими творцами и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

произведениями прошлых веков, удостаивают таких эпитетов как «лучшая, лучший; талантливейшая, грандиозный».

Нам представляется возможным визуально изобразить систему ведущих символов и их наполнение следующей схемой:

Список использованной литературы:

1. Woolf, Virginia. To the Lighthouse. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ebooks.adelaide.edu.au/w/woolf/virginia/w91t/

2. Ефремова, Татьяна. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный (онлайн версия). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-122678.htm

3. Бутыркина, И.С., Евстигнеева, М.В. Особенности символизации образа птицы в поэзии английского романтизма / И.С. Бутыркина, М. В. Евстигнеева // Международный научно-исследовательский журнал «International Research Journal. - Екатеринбург: ООО «Компания ПОЛИГРАФИСТ» , 2015. - С. 46-48.

4. Woolf V. Night and Day [Text] / V. Woolf. - London: Penguin Books, 1992 - 452 p.

5. Golding W. Lord of the Flies [Text] / W. Golding - New York: Penguin Group, 2006 -133 p.

© Кобылянская А.И., 2016

УДК 1751

Подставка Полина Александровна

Студентка ВШМБ,ЮИМ г.Краснодар,РФ E-mail: [email protected]

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ЭНТОНИ ПЕТЧА (РОМАН «КРАСИВЫЕ И ПРОКЛЯТЫЕ» СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД)

Аннотация

В нашей статье мы рассмотрим понятие языковая картина мира на примере главного героя романа «Красивые и проклятые». Данная тема весьма актуальна так, как сегодня немногие помнят, что функция язык это не только передача или получение информации, но и отражение быта и культуры целого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.