СОЦИОЛОГИЯ > ф
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 4. С. 3-11.
УДК 316.343.65-057.36
СИТУАЦИЯ В УКРАИНСКОЙ АРМИИ НАКАНУНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА
Чигрин В. А.
Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: [email protected]
В статье на материалах цикла исследований 2013 года анализируются проблемы отношения украинских солдат и офицеров к воинской службе, а также к имиджу Вооруженных сил. Оценивается общая ситуация в украинской армии, рассматриваются вопросы возможного тогда перехода на контрактную форму службы, анализируются особенности миссии украинской армии в современных условиях (в ее оценках военнослужащими). Анализируются нюансы отношений, которые складываются в воинских частях.
Ключевые слова: Вооруженные силы, имидж армии и военнослужащих, реформирование армии, социально-психологический климат в воинских частях, состояние социальной защиты военнослужащих.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе подготовки статьи нам пришлось знакомиться с источниками, в которых затрагиваются вопросы развития украинской армии, и должны бы затрагиваться вопросы имиджа Вооруженных сил Украины, имиджа воинской службы вообще. К сожалению, приходится констатировать, что за исключением книги Э. Афонина [1], а также труда коллектива под руководством В. Витера [2], серьезные издания, диссертации [3, 4] практически обходили данную проблему, несмотря на то, что развивать любой социальный институт можно только при условии максимального поднятия статуса его акторов, формирования его положительного имиджа. Вспомним 30-е годы, когда, несмотря на репрессии в армии, вся система пропаганды работала на имидж армии, авиации и флота. Выходит, что большевики были более продвинутыми имиджмейкерами, чем современные украинские ученые, политики и журналисты. Мы попробуем обрисовать ситуацию в украинской армии в 2013 году, проанализировав материалы цикла исследований, проведенных ЦНПИ «Социо» под руководством автора этой статьи в январе и ноябре-декабре 2013 года среди военнослужащих основных родов войск. Первым исследованием было охвачено 1439 солдат и сержантов (из них - 941 срочной службы и 498 контрактников), а также 600 офицеров (массовый опрос) и
3
127 офицеров (экспертный опрос). Выборка второго исследования составила 2634 респондента. В ее основе лежали расчеты респондентов по родам войск и регионам их размещения.
Многие из нас, и не только рядовые граждане, но и ученые, политики и журналисты, задаются вопросом: каким же загадочным способом украинская армия без единого выстрела сдала Крым, почему так толерантно вела себя в начале противостояния на Донбассе. Многочисленные нарекания друг на друга украинских политиков-путчистов - это, по нашему мнению, лишь следствия. Причины нужно искать глубже - в самой ситуации в украинской армии, а кроме того в ситуации на Юго-востоке Украины и в Крыму.
Имея уникальные данные более двух десятков репрезентативных опросов, проведенных центром «Социо» по заданию тогдашнего Министра Обороны, центральных штабов ПР и КПУ, мы хотим внести ясность в понимание этой ситуации, используя реальный материал реальных опросов.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Предыстория вопроса.
Анализ результатов деятельности ведущих социологических центров Украины за два десятилетия показывает, что специализированных социологических исследований в разрезе Вооруженных сил Украины, за исключением косвенно затрагивающих армейскую тематику работ Центра Разумкова и Института Горшенина, в Украине целевым образом до 2013 г. не проводилось.
Специализированными следует считать два цикла исследований, проведенных Институтом социологии НАН Украины (1992-1994 гг.), а также ЦНПД «Социо» (2013 г.). Но исследования, выполненные в 1992-1994 гг. под руководством Э. Афонина, по сути дела, могли фиксировать ситуацию «постсоветской армии», поскольку к этому времени никаких существенных изменений в ВС Украины не произошло. Тем не менее, с методической точки зрения, для нас представляли интерес вопросы, которые тогда ставились военнослужащим. Используя их в нашем исследовании, мы могли использовать приемы сравнения.
Вообще, отсутствие таких опросов связано с тем, что социологические исследования в Вооруженных силах любой страны, в том числе и Украины, предполагают разрешение социологам работать в частях и соединениях армии, авиации и флота, которое следует запрашивать в соответствующих структурах Министерства Обороны и Генштаба на самом высшем уровне. Такие разрешения получали, каждый в свое время, ИС НАНУ и ЦНПД «Социо».
Целевые исследования дают возможность отслеживать ситуацию на наиболее важных направлениях развития общества и государства, диагностировать уровень отношения к власти, уровень социальной напряженности, уровень оценки социально-экономических проблем специфическими группами населения страны, какими являются военнослужащие.
В отличие от гражданского населения военнослужащие более организованы, подготовлены к ведению силовых действий, располагают необходимыми материально-техническими средствами для снятия, или, наоборот, создания форс-
4
мажорных ситуаций на разных уровнях. Поэтому социальный мониторинг этой части общества представлялся нам актуальным и необходимым.
2. Причины необходимости проведения исследований.
В одном из своих интервью[5] Министр Обороны Украины П. В. Лебедев, в частности, отметил, что один из вопросов, на котором сегодня сосредоточено внимание руководства Министерства обороны, — обеспечение условий для формирования мотивации молодежи на военную службу по контракту (данные нашего первого исследования он уже видел). Министр обещал увеличение вдвое денежного обеспечения военнослужащих Военно-морских сил, Воздушных сил, Высокомобильных десантных войск и Войск специального назначения. Планировалось, что в октябре 2013 года командир бригады Сухопутных войск получит около 5700 грн., командир батальона - 5000 грн., командир роты - 4500 грн., командир взвода - свыше 3300 гривен.
Можно представить, какова была заработная плата офицеров. О солдатах, естественно, речь не шла, поскольку планировалось исключить призыв, переведя вооруженные силы на контрактную форму. Поэтому и отношение к военной службе было у наших респондентов не самое радужное.
40,0% 40,4%
к сожа
рядовые ■ офицеры
Рис. 1. Сравнительные ответы рядовых и офицеров на вопрос: «Сегодня Ваши впечатления от военной службы».
Ответы рядовых не следует принимать в расчет, поскольку исследование проводилось уже после декларации о переводе армии на профессиональную основу, а вот ответы офицеров отражают определенный пессимизм. Этот пессимизм, в немалой степени, определяется воздействием общественного мнения об армии, службе в ней, условиях жизни офицеров и их семей. Нужно учитывать, что жизнь большинства военных протекает в специфических условиях «коллективного мнения», которое выступает в качестве набора «рычагов воздействия» на отдельных военнослужащих. Нужно сказать, что наше исследование наглядно доказало действенность этих рычагов на настроения и взгляды военнослужащих, из числа
5
которых только десятая часть не особенно учитывает содержание и характер общественного мнения:
Таблица 1
Учитываете ли Вы общественное мнение, настроение окружающих, формируя свои взгляды, позиции?
Суждение респондентов Процент ответов
Безусловно, учитываю мнение командиров, товарищей по части, подчиненных 34,2
В целом, учитываю 45,2
Трудно сказать 11,0
Почти не учитываю 7,7
Безусловно, не учитываю 2,0
Как видно из таблицы, почти 80 процентов респондентов исследования учитывают, или в целом учитывают мнения своих командиров, коллег, подчиненных. Определенную роль в формировании суждений респондентов играют также их семьи, в первую очередь, жены офицеров и контрактников, которые активно общаются между собой.
Однако следует отметить, что не только учет мнения командиров, коллег и подчиненных на самом деле востребован военнослужащими для формирования своих взглядов и позиций. Работают и другие каналы формирования общественного мнения, о чем говорят ответы на контрольный вопрос:
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, из каких источников Вы обычно узнаете о событиях в стране и за ее пределами?»
Суждение респондентов Процент ответов
Общенациональные телеканалы 77,7
Интернет 59,2
Газеты 28,3
Областные, местные телеканалы 13,5
Беседы старших офицеров 7,2
Наглядная агитация в части, боевые листки, отраслевые 7,2
издания
Разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми 6,3
Проводное, эфирное радио 5,2
Случайные разговоры в общественных местах, слухи 1,3
Трудно сказать 1,8
6
Из приведенной выше таблицы мы видим, что телевидение и Интернет в значительной степени влияют на военных, формируя самооценку статуса, систему их самоимиджа. А то, что отдельные телеканалы, и, тем более, Интернет часто давали искаженную ситуацию, готовя условия для свержения В. Януковича, мы должны констатировать со всей прямотой.
Во-первых, в самих заголовках статей об армии, флоте, авиации, о Министре обороны использовались приемы грязных технологий. Например, «После выборов Лебедев проникся презрением к севастопольцам, которые за него проголосовали» и так далее.
Во-вторых, очень часто это материалы, призванные дискредитировать любую деятельность по реформированию Вооруженных сил. В журнале Центра Разумкова «Национальная безопасность и оборона» № 4 за 2010 г. [4] была опубликована статья эксперта Алексея Мельника, где он, в частности, анализировал содержание и результаты реформы ВС, четвертый этап которой начался в 2006 году. Из данного текста мы можем сделать вывод о том, что уже к концу 2010 года оппозицией была разработана стратегия борьбы с новой властью в лице регионалов и В. Януковича по линии Вооруженных сил.
К сожалению, СМИ - страшная вещь, под влияние которой попадают многие люди, поэтому непременным условием необходимой корректировки имиджа Вооруженных сил является учет реальной ситуации и ее использование в своих целях.
Как отмечалось нами выше, имидж - это многоуровневое понятие, отражающее особенности социального статуса носителей этого имиджа.
И если речь идет о комплексном понятии профессионального самоимиджа, то нужно отметить, что, кроме оценки впечатлений о воинской службе, он включает в себя целый ряд других позиций.
В первую очередь, речь идет о недостаточном уровне социальной защищенности военнослужащих, включая ситуацию с их жилищными условиями. Обратимся к двум следующим таблицам:
Таблица 3
Насколько Вы довольны уровнем своей социальной защищенности?
Суждение респондентов Процент ответов
Очень доволен 2,5
относительно доволен 17,8
трудно сказать (и да, и нет) 17,0
относительно не доволен 26,2
полностью не доволен 36,5
7
Таблица 4
Насколько Вы довольны своими жилищными условиями?
Суждение респондентов Процент ответов
Очень доволен 4,5
относительно доволен 14,5
трудно сказать (и да, и нет) 6,5
относительно не доволен 13,0
полностью не доволен 61,5
Из приведенных таблиц видно, что неудовлетворенность уровнем социальной защищенности и элементарными условиями жизни приводят к падению уровня оценки военнослужащими, в первую очередь, кадровыми офицерами имиджа самой воинской службы.
Подтверждением этого вывода являются ответы офицеров на вопрос «Почему люди, по Вашему мнению, идут служить в Вооруженных силах?». К сожалению, эти ответы, несмотря на внутренние позитивные мотивы, не дают оснований для признания главным мотивом высокого имиджа и социальной престижности воинской службы. Обратимся к материалу следующей таблицы:
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос: Почему, по вашему мнению, люди идут служить в Вооруженных Силах?
Суждение респондентов Процент ответов
От безвыходности 29,3
По призванию 23,8
Для получения материального достатка 11,2
Для достижения стабильного состояния в обществе 11,2
Чтобы выполнить свой гражданский долг 9,3
Чтобы сделать карьеру 5,5
Поскольку это престижно 2,5
Для повышения уровня общей культуры 0,8
Собственное мнение 6,3
Правда, этот вопрос, который мы задали и солдатам, и офицерам, а также контрактникам, дает им возможность высказать отстраненное мнение: «Так, дескать, поступают другие».
В Российской Федерации руководство страны и Министерства Обороны понимает, что для того, чтобы молодые люди, стремящиеся служить Родине, шли на эту службу без страха и сомнения, нужно серьезно продумать и воплотить в жизнь
8
механизм повышения уровня их социальной защиты, обеспечить комфортные условия службы. Какова же была ситуация в оценках военнослужащих ВСУ? Для этого детализируем степень удовлетворенности различными аспектами работы и жизни военнослужащих и сотрудников инфраструктуры МОУ.
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Оцените по каждой строке, в какой степени Вы довольны...»
Доволен Трудно сказать Недоволен
Социально-психологический климат 64,3 27,0 8,6
Состояние оружия и техники 34,3 45,1 20,6
Санитарно-гигиенические условия 58,2 28,4 13,4
Состояние решения социальных проблем 38,5 36,0 25,5
военнослужащих, сотрудников
Организация процесса службы, работы (совершенствование профессионального 59,2 30,9 9,9
мастерства, боевая подготовка и др.)
Размеры заработной платы 33,7 30,9 35,4
Возможность профессионального роста 44,2 38,5 17,4
Разнообразие службы, работы 55,1 35,8 9,2
Отношения с непосредственным 81,0 14,9 4,2
командиром
Отношения с коллегами по службе 89,4 8,8 1,7
Отношения с руководителем воинской 75,8 20,1 4,1
части, предприятия, учреждения
Как следует из таблицы, наиболее высоко оцениваются респондентами отношения с коллегами по службе, с непосредственными командирами и руководителями воинских частей, а также предприятий и учреждений инфраструктуры МОУ. Эти взаимоотношения набирают от 71 до 88 процентов голосов респондентов исследования, что свидетельствует о приемлемом уровне отношений подчиненных и руководства. Правда, здесь оцениваются только усредненные показатели.
Вторая группа оценок собирает от 45 до 56 процентов голосов, и касается она социально-психологического климата, организации процесса службы и работы, их разнообразия и санитарно-гигиенических условий. Как видим, энтузиазм здесь идет на убыль, показывая нам, что резервы в этих аспектах работы и жизни военнослужащих далеко не исчерпаны.
Третья группа, которую, по нашему мнению, можно назвать группой факторов, требующих реагирования, включает в себя всего один, но очень важный показатель. Речь идет о возможностях профессионального роста. Здесь положительный баланс уменьшается до 27-35 процентов.
9
И, наконец, «группа риска», в которую входят состояние вооружений (оружия) и техники, состояние решения социальных проблем соответствующих категорий респондентов и размеры заработной платы, которая имеет минимальный положительный, а в последнем случае - отрицательный баланс.
ВЫВОДЫ
Как следует из полученных данных, украинские вооруженные силы накануне государственного переворота находились в достаточно сложном положении, что называется, «на перепутье». Тогдашнее руководство Министерства Обороны понимало, что ситуация с боеспособностью армии постоянно ухудшается, но причины этого ухудшения, а, тем более, пути выхода из сложившейся ситуации виделись Министром Обороны и его окружением по-разному. Часто они были диаметрально противоположными. Собственно, это и породило инициативу П. Лебедева о проведении исследований. В результате многое прояснилось, но было уже поздно. Социально-психологический климат в частях, «нестыковки» в вопросе о переходе на контрактную службу и многое другое - все это и привело к известной нам ситуации. Мы планируем подготовить и опубликовать еще несколько материалов данного цикла исследований, в надежде показать ситуацию в Вооруженных силах Украины, что называется, «изнутри».
Список литературы
1. Афошн Е. А. Становления збройних сил Украши: сощальт та сощально-психолопчш проблеми / Е. А. Афошн / 1н-т соцюлоги НАН Украши; в1дп. ред. Л. В. Сохань, Л. Ф. Бурлачук. - К. : 1нгерграфж, 1994. - 304 с.
2. Сощально-психолопчне вивчення, прогнозування i корекцш поведшки вшськовослужбовця / В. I. Вггер, Ю. М. Доленко, О. Р. Охрименко [та ш.]. - К. : НДМЦ МО Украши, 1994. - 80 с.
3. Требш М. П. Армш в суспiльствi, що трансформуеться (сощально-фшософський аиалiз) : автореф. дис. ... д-ра фшософ. наук : спец. 09.00.03 / М. П. Требш / ХНУ iH. В. Н. Каразша. - X., 2005. - 32 с.
4. Мельник О. Оборонна реформа: певш устхи, непевш перспективи / О. Мельник / Нацюнальна безпека i оборона. - 2010. - № 4. - С. 42-45.
5. 1нтерв'ю Мшстра оборони П. В. Лебедева 13.02.2013 р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.unian.net/archive/20130211. - Назва з домашньо! сторшки 1нтернету.
THE SITUATION IN THE UKRAINIAN ARMY ON THE EVE OF THE STATE COUPLING
Chigrin V. A.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: [email protected]
Based on the materials of the 2013 research cycle, the article analyzes the problems of the attitude of Ukrainian soldiers and officers to military service, as well as to the image of the Armed Forces. The general situation in the Ukrainian army is assessed, issues of a possible transition to the contract form of service are then considered, the
10
features of the mission of the Ukrainian army in modern conditions (in its assessments by the military) are analyzed. The nuances of relations that are formed in military units are analyzed. The conducted studies allow us to draw a number of conclusions. Firstly, by 2013, the motivation of young Ukrainians to serve in the armed forces sharply decreased. Almost 30 percent of the respondents said the main motive is a hopeless situation. Secondly, the level of satisfaction of officers of the Ukrainian army with a state of social security is extremely low. First of all, we are talking about the size of wages, as well as the unresolved housing problem. Thirdly, only a little more than a third of respondents were satisfied with the condition of weapons and equipment. This was fully confirmed in the fighting in the Donbass. Thus, on the eve of the coup, the Ukrainian armed forces were in a rather difficult situation, both in terms of material support and in terms of organization and discipline. Attempts by the leadership of the Ministry of Defense to reform the army on a contractual basis, in fact, were doomed to failure.
Keywords: Armed forces, image of the army and military personnel, army reform, socio-psychological climate in military units, state of social protection of military personnel.
References
1. Afonin E.A., Stanovlennja zbrojnih sil Ukraini: social'ni ta social'no-psihologichni problem, In-t sociologii NAN Ukraini, vidp. red. L.V. Sohan', L.F. Burlachuk, 304 s. (Intergrafik, K., 1994).
2. Viter V.I., Dolenko Ju.M., Ohrimenko O.R. [ta in.], Social'no-psihologichne vivchennja, prognozuvannja i korekcijapovedinki vijs'kovosluzhbovcja, 80 s. (NDMC MO Ukraini, K., 1994).
3. Trebin M.P.,Armija v suspil'stvi, shho transformuet'sja (social'no-filosofs'kij analiz): avtoref. dis. ... d-ra filosof. nauk: spec. 09.00.03, 32 s. (HNU im. V.N. Karazina, H., 2005).
4. Mel'nik O., Oboronna reforma: pevni uspihi, nepevni perspektivi, Nacional'na bezpeka i oborona, 4, 42 (2010).
5. Interv'ju Ministra oboroni P.V. Lebedeva 13.02.2013 r. [Elektronnij resurs]. - Rezhim dostupu: http://shhshhshh.unian.net/archive/20130211. - Nazva z domashn'oi storinki Internetu.
11