УДК 327
СИТУАЦИЯ С БЕЖЕНЦАМИ РОХИНДЖА, КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ РЕГИОНА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Борунов П.А.
м>ам>йот1999@таИ ги
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация: Данная статья посвящена роли миграционного кризиса, связанного с беженцами народности рохинджа, в районе Юго-Восточной Азии. В ходе работы будет рассмотрена история кризиса, его влияние на соседние страны, а также непосредственно на саму Мьянму. В ходе исторического анализа мы выявим и рассмотрим первопричину сложившейся негативной ситуации. Помимо прочего рассматриваются особенности взаимоотношений между проживающими в месте конфликта этно-конфессиональными группами. В ходе работы помимо непосредственно политических проблем, возникающих из-за кризиса, мы рассматриваем последствия, в том числе экономические, так как экономические интересы, по нашему мнению, являются одной из основ, формирующихся в капиталистических странах политических процессов и идей по решению политических же вопросов, а также связанных с этим негативных последствий. Нельзя обойти стороной в столь важном геополитическом регионе роль США, как важного глобального игрока. В нынешних условиях для ведения успешной дипломатии необходимо рассматривать все спорные моменты в отношениях стран данного региона.
Ключевые слова: беженцы, рохинджа, миграционный кризис, международные отношения, Юго-Восточная Азия.
Введение
Миграционный фактор становится все более важным в сфере глобальной политики XXI века, нередко провоцируя глубокие кризисы [1]. Из множества информационных потоков современного российского и стран СНГ медиапространства может сложиться впечатление, что миграционный кризис в современных условиях можно наблюдать, так или иначе, только на территории Европейского континента. Это распространённый миф, вызванный ориентированностью СМИ на общественный интерес. Однако, в первую очередь, это все же миф. На самом деле мы можем наблюдать печальную картину всеохватывающих потоков людей, которые вынуждены покинуть свои дома и быт ради поиска укрытия и помощи. Именно таких людей обычно и называют беженцами. Они есть и в Азии, и в Африке, и даже в Америке. Годы либерального строительства, которые должны были привести, по мнению известного Ф. Фукуямы, к торжеству демократии в мире и т.н. «концу истории», фактически показали нам, что на деле капитализм не является панацеей от конфликтов. Наоборот, конкуренция на рынке способствует вскрытию худших сторон человеческих общностей и групп, особенно если эти группы имеют неприязнь или недоверие к иным группам населения своей страны или даже земного шара. Наследие старой колониальной системы, религиозные споры и нетерпимость, различия в культуре - всё это благодатная
почва для начала этнической вражды и даже погромов, чисток, военных столкновений и общественных беспорядков. Если посмотреть на экономические последствия такой миграции людей, то мы увидим, что беженцы являются нагрузкой на экономику принимающих их стран из-за увеличения количества пособий, выплачиваемых данным государством. С другой стороны это эффективный способ политического пиара, коим не брезгуют пользоваться ради своих политических и дипломатических интересов. Завоевание положительной репутации в современных условиях превратилось в одно из главных орудий массовой пропаганды своей политики и ценностей. Завоевание интереса со стороны иностранных граждан, правительств возможных союзников и запугивание противников эффективными действиями карательного характера - вот те инструменты, которыми ныне популярно зарабатывать политические очки, симпатии избирателей и инвесторов. К несчастью, трагедия людей тут мало кому интересна, ибо вопрос стоит о прибыли и благосостоянии целых народов и, в первую очередь, наиболее обеспеченной и властной части этих народов. Всё это усугубляется тем, что люди рохинджа считаются «лицами без гражданства», так как правительство Мьянмы отказывается признавать их в качестве одной из коренных этнических групп страны. По этой причине рохинджа не имеют правовой защиты от правительства Мьянмы. Они считаются просто беженцами из Бангладеша и сталкиваются с сильной враждебностью в стране: их часто описывают как самых преследуемых людей в мире. Проблематична, также, ситуация с источниками информации, в ситуации где власти Мьянмы обвиняются в широкомасштабных нарушениях прав человека, включая внесудебные казни, групповые изнасилования, поджоги и детоубийства. Но пока не было ни одного полноценного независимого расследования на данную тему непосредственно из места событий, чтобы обладать всей полнотой данных. Зачастую имеются только источники мусульманской стороны, без возможности проверки преподнесённой общественности информации.
В статье мы поставили следующие задачи: описать сложившуюся ситуацию, выявить основные направления миграции, определить последствия данной миграции.
Методы
В своей работе мы опирались на следующие методы исследования: логический метод, историко-аналитический метод, а также политико-демографический подход. В частности, специфика анализа демографического фактора в этнополитических конфликтах раскрыта в работах В.Т. Сакаева [2-3]. Источниковую базу составили материалы СМИ и других открытых источников в сети Интернет.
Результаты исследования
Для начала необходимо разобраться с понятием «беженец». Под беженцами в современной науке понимаются лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств. Таким образом, мы понимаем, что рохинджа ушли с родных мест не просто так, их
41
что-то подвигло на поиски убежища в других странах. Давайте разбираться. Если заглянуть в историю этнического конфликта на территории современного штата Аракан, то мы увидим, что огромное количество рохинджа прибыло сюда при содействии английской колониальной администрации в качестве дополнительной рабочей силы. На тот момент Мьянма была английской колонией Бирма, население которой в основном исповедовало буддизм, в то время как рохинджа - мусульмане. Таким образом, мы видим явную причину считать данный этнос чужаками для местного населения. Согласно бирманскому исследователю Кяу Зан Та, в ходе одной ракхайнской бойни в 1942 году было убито мусульманами около 50 тысяч человек исповедовавших буддизм [11]. Конечно, это не было оставлено без ответа местным населением в период японской оккупации, когда убивали уже рохинджа. После крушения колониальной системы, в уже независимой Бирме среди мусульман стали популярны сепаратистские настроения. В ответ военное правительство отказало данному народу в гражданстве. Сложилась ситуация, когда на территории государства проживал народ без гражданства и без соответствующих данному статусу прав. Как мы понимаем подобная ситуация - прекрасная почва для этнического конфликта, тем более при такой давней истории межконфессиональной вражды. Это играло на руку, в том числе, и властям Британии, которая при предоставлении независимости своим бывшим колониям, практически всегда, стремилась сохранить в них почву для конфликтов. Тем самым Британия создавала для себя условия для возможности более выгодных переговоров с бывшей колонией и сохранение роли третейского судьи для местного населения. Однако такая политика неизбежно дестабилизирует регион. Последнее, в свою очередь, создаёт необходимость существования третейских судей из сильных мира сего, которые за свои услуги требуют некоторых уступок. Хоть колонии и освободились, но зависимость осталась или же, постепенно возвращается. Может случиться и так, что данная страна окажется в зависимость от иного, не менее сильного игрока, чем Великобритания.
Масла в огонь подлил инцидент в 2012 году, когда буддисты-араканцы (араканцы - этническая группа в штате Ракхайн) обвинили рохинджа в убийстве 26-ти летней женщины-буддистки. По сообщениям русской службы BBC 25 марта 2013 года не менее 300 человек разграбили мечеть Коне в Бирмев, ранее уничтожив 20 домов и магазинов, принадлежавших мусульманам, однако причиной называется спор в мусульманском магазине украшений [4]. Причем, по официальным данным мусульмане составляют в стране 4% населения. Отказ со стороны правительства в гражданстве ведет к тому, что националистические круги провинции создают всё более трудные условия жизни для этого этноса, тем самым принуждая его представителей к эмиграции.
Согласно изданию The Daily Star, на данный момент в Бангладеш, по оценкам УВКБ, может находиться до 500 000 беженцев из рохинджа [7] из которых 32 000 зарегистрированных [8].
Количество беженцев рохинджа в США выросло с 2014 года. В 2015 году число беженцев из Мьянмы, по разным оценкам, возросло с 650 до 2573. Ещё 2173 беженца рохиджа прибыли в 2016 году [11]. Обама в годы своего президентства снял санкции, введённые в отношении Мьянмы, что позволило Соединённым Штатам помочь большему количеству беженцев из этой стра-
ны. Миграция в Соединённые Штаты из Азии резко возросла, после того, как в 1965 году был приняты закон об иммиграции и гражданстве. С этими двумя законодательными актами была отменена квота для иммигрантов, благодаря чему азиаты и арабы снова могли приезжать в США. Сегодня наибольшее число иммигрантов и беженцев рохинджа в США располагаются в Чикаго, штат Иллинойс. В политическом направлении деятельности Соединённых Штатов мы видим, что военное подавление рохинджа вызвало критику со стороны Вашингтона (упомянувших возможные «преступления против человечества»), правозащитной группы «Международная амнистия», Государственного департамента США, правительства соседнего с Мьянмой Бангла-деша и правительства Малайзии (куда бежали многие рохинджа). Де-факто глава правительства Мьянмы, Аунг Сан Су Чжи, особенно подвергается критике за своё молчание касательно этого вопроса и его нового витка в 2016 году, а также за бездействие в контексте предотвращения военных злоупотреблений и превышения полномочий отдельными лицами и даже политическими структурами государства.
Малайзия изначально отказывала в помощи беженцам, но соглашалась «снабжать провизией и отправлять обратно». Позднее было дано разрешение на временное пребывание беженцев на территории государства.
Индонезия дала разрешение на предоставление временного убежища одновременно с Малайзией. Однако оставила за собой право определять, кто же из мигрантов является рохинджа. Таиланд заявил о готовности предоставить необходимую гуманитарную помощь и убежище. Подобную готовность для 3000 «людей в лодках» выразили и Филиппины.
Весьма затруднительна ситуация в Бангладеше, где существуют лагеря беженцев. Отношение к данным лагерям двоякое. Так, 28 мая 2015 года The Guardian писала о планах правительства Бангладеша по переносу данных лагерей с мест их нынешнего расположения по причине вызываемых ими проблем с развитием туризма в вышеуказанных районах [9]. Всё это не может не беспокоить самих жителей данных лагерей, некоторые из которых проживают там уже на протяжении долгого времени. Все эти меры и действия неизбежно ведут к экономическим последствиям. Огромное количество людей, бегущих из мест, которые они считали родными, стали прекрасной возможностью для разного рода проходимцев получить прибыль. Помимо нелегальной транспортировки людей, продажи судов, начала процветать и торговля людьми [9]. Для принимающих стран, как уже было сказано выше это нежелательная нагрузка на экономику. Практически все данные государства являются развивающимися экономиками с наличием собственных внутренних проблем, а потому прием рохинджа для них не выгоден.
Ситуация с Бангладешем имеет специфику, ведь рохинджа здесь признаются соотечественниками, но опять таки содержание мест их временного пребывания крайне затратно. С другой стороны правительство данной страны старается на данной тематике завоевать себе некоторые дипломатические и политиче-
ские очки, пытаясь заигрывать с национальными настроениями внутри своей страны, а также предпринимая попытки применения давления на правительство Мьянмы. Поиск союзников по этому вопросу также может в перспективе принести дивиденды в виде наличия уже постоянных союзников в регионе и экономических партнёров, что, согласитесь, крайне привлекательный вариант развития событий. При этом сам конфликт может то разгораться, то вновь затихать годами, пока не будет найдено решение по переселению, либо включению рохинджа в общество Мьянмы. Разумеется, с условием мирного сосуществования с немусульманским населением, что, учитывая вышеописанную историю конфликта, вызывает известную долю скепсиса.
Эти факторы способствуют политическому давлению на Мьянму с целью скорейшего урегулирования конфликта и возвращения беженцев. Положение дел в самой Мьянме не могло долго оставаться вне поля зрения международного сообщества. С началом нового витка насилия и нетерпимости на территориях где проживают рохинджа и началом связанного с этим кризиса, Amnesty International заявила о том, что военные действия против данного народа могут быть приравнены к преступлениям против человечности [9]. События в 2017 году также поражают. Часть рохинджа, недовольные существующим положением дел стали объединяться в боевые радикальные группы. Согласно официальным правительственным данным 9 октября 2016 года произошли нападения на множество государственных зданий и пограничную полицию одного из районов Мьянмы. Склады с вооружением были разграблены. В конце сентября 2017 некий Абу Алям представившийся членом «Армии спасения рохинджа Аракана» в интервью журналисту Channel News Asia Джеку Боарду заявил, что они умышленно устроили нападения на военнослужащих армии Мьянмы с целью вызвать ответные действия и таким образом заострить внимание мирового сообщества на преследованиях рохинджа со стороны властей [7]. Вскоре, 24 сентября 2017 года власти Мьянмы выступили с обвинением «Армии спасения рохинджа Аракана» в том, что около 300 её членов захватили в плен 100 жителей окрестных деревень и большую часть из них убили. Это было дополнением к обвинению в насилии и убийствах местного немусульманского населения. В свою очередь агентство Би-би-си указывало, что подобные заявления не могут быть подвергнуты независимой проверке постольку, поскольку власти страны весьма ограничили иностранных и местных журналистов и независимых наблюдателей в свободном передвижении в штате Ракхайн, ссылаясь на соображения безопасности, что крайне мешает полноценному изучению проблемы.
Все это бьет по репутации Мьянмы. Националистические круги данного государства в ответ на эти претензии требуют прекратить винить во всём их, ибо с точки зрения конституции и закона Мьянмы рохинджа незаконно пребывают на территории государства. Официальные власти говорят о том, что это внутреннее дело государства и многие доклады по данной проблематике сфабрикованы с различными целями [8]. Подобные заявления не вносят
ясности при взгляде на реальное положение дел. Ситуация в провинции Рак-хайн по мере развития конфликта стала выглядеть как полноценное военное столкновение, где вооруженные силы Мьянмы применяли оружие и даже жгли дома тех, кого они называли «повстанцами» [8]. Как итог мы видим взаимную ненависть и насилие.
Весьма интересна, на наш взгляд, позиция Китайской Народной Республики. По данным агентства Синьхуа, во время визита в Бангладеш Министра иностранных дел КНР Ван И, была изложена позиция китайского государства по проблеме рохинджа в мьянманском штате Ракхайн, что, как уже упоминалось, привлекает пристальное внимание мирового сообщества [5]. Министр отметил, что беспорядки в Мьянме оказали негативное влияние на государство Бангладеш, правительство которой смогло преодолеть множество трудностей и всё же предоставило гуманитарную помощь людям, пострадавшим от беспорядков и их семьям [5]. Китайская сторона высоко оценивает все приложенные Бангладешем усилия по регулированию сложившегося положения с частью их соотечественников. Китай оказал гуманитарную помощь Бангладешу и впредь продолжит политику предоставления ему всей необходимой поддержки. Ван И, в ходе встречи с журналистами особо подчеркнул, что такие страны, как Бангладеш и Мьянма являются соседями и добрыми друзьями Китая. Пекин и дальше намерен играть посильную конструктивную роль, необходимую для урегулирования проблемы рохинджа в регионе. Китайское государство уже множество раз предлагало Мьянме добиться перемирия в кратчайшие сроки во избежание массовой миграции в сторону Бангладеша мирных лиц, пострадавших в ходе конфликта, а также провести переговоры с правительством Бангладеша для поиска путей разрешения проблемы, которые будут приемлемы для обеих заинтересованных сторон. В данном вопросе власти Китая считают, что сложившаяся проблема должна быть урегулирована совместно Бангладешем и Мьянмой. Только при существовании согласия в обществе и между обеими странами оно может быть достигнуто, выполнено и быть достаточно жизнеспособным, также необходимо достигнуть понимания и поддержки жителей стран. Для выполнения такой важной исторической миссии международное сообщество, естественно включая СБ ООН, должно создать все условия для содействия переговорам и сотрудничеству в разрешении вопроса между Бангладешем и Мьянмой.
Интересен тот факт, что важной причиной беспорядков и конфликтов признаётся крайняя бедность населения. В этой связи международному сообществу необходимо обратить большее внимание на ликвидацию бедности и нищеты в этом регионе. Необходимо всестороннее развитие местной экономики, дабы устранить, по мнению ряда исследователей и политиков, коренную причину проблем рохинджа.
Таким образом, мы видим крайнюю заинтересованность множества региональных игроков в урегулировании данного кризиса. Китай в данном вопросе занимает весьма конкретную позицию в связи с несколько похожей проблемой уйгурского мусульманского населения. К тому же, как упомина-
лось выше это соседние с КНР страны, а значит, в них проживает некоторое количество представителей китайского этноса. Подобный фактор в условиях растущего авторитета пекинского правительства и роста политической и экономической мощи КНР вынуждает власти заботиться о проблемах благосостояния, как это называют в России, соотечественников за рубежом. Что это значит? Это значит, что Мьянма находится в очень жёстких политических тисках, сжимаемых со всех сторон её соседями для получения собственной выгоды. Главные заинтересованные игроки в данной ситуации это соседний Китай, США, Англия и Бангладеш. Старые, ещё колониальные связи пока что не были окончательно забыты и активно используются для собственных нужд в условиях всё ухудшающихся экономических тенденций на фоне Брекзита. Соединённые Штаты в существующей гонке экономик стремятся укрепиться в регионе и подорвать позиции Китая, тем самым выиграв ещё одно соперничество сверхдержав, но уже в новом веке. Радикальным методом решения вопроса было бы возвращение рохинджа на их историческую родину, но:
1) это неизбежно вызовет критику со стороны международного сообщества и возможны санкции со стороны заинтересованных держав, что приведёт к некоторой изоляции государства и к ещё большим проблемам в экономике и, как следствие, в политике;
2) осложнение гуманитарной ситуации, возможность гуманитарной катастрофы, экономический кризис в большинстве стран региона из-за банальной невозможности на данный момент обеспечить всех беженцев элементарными материальными благами, в том числе медицинской помощью;
3) возможность усугубления конфликта, перерастания его в полномасштабные военные действия, например с Бангладешем, где в таких условиях может произойти эволюция националистических настроений в желание мести за судьбу соотечественников за границей;
4) возможен рост терроризма и радикализма, в том числе на почве исламского фундаментализма. Не стоит исключать возможность появления буддистского террористического радикализма, как развитие мысли о мести за павших братьев по вере и идеи о самозащите буддистских ценностей против мусульманского натиска.
Выводы
Подводя итоги, автор хотел бы выделить следующие существенные моменты. Во-первых, данный конфликт базируется на этническо-конфессиональной почве и имеет давнюю историю. Во-вторых, нынешний кризис беженцев - это последствие очередного витка напряженности вызванного неприязнью буддистской части общества к рохинджа, которых до сих пор считают иностранцами, а также нетерпимостью части мусульман-рохинджа к представителям иной религии. В-третьих, существующее положение вещей не устраивает ни одну из стран региона не только по причине бедствий одной народности, но и из-за связанных с этим экономических издержек, роста преступности и незаконной деятельности, процветающих на этой почве.
В-четвёртых, данный кризис используется, в том числе и как одна из возможностей предъявить претензии к Мьянме со стороны их политических и экономических противников в регионе, которые сами могут поступать не лучшим образом на своей территории. Если же всё соединить вместе, то понятно, что данный кризис является существенным фактором дестабилизации обстановки как в Мьянме, Бангладеше, так и в целом в регионе Юго-Восточной Азии. В сложившихся обстоятельствах всякая информация фактически дублируется, изменяется под нужды пропаганды заинтересованных сторон и выдаётся под нужным углом. Необходим сбор данных непосредственно с мест событий, беспристрастные исследования проблемы на основе данных, очищенных от пропагандистской шелухи, что опять возвращает нас к мысли о необходимости научного анализа и изучения в так называемых «полевых условиях», что на данный момент проблематично. Если же говорить о целостной картине, то как видно из имеющейся информации эта проблема по-настоящему регионального масштаба. Мьянма не может проводить какую бы то ни было политику не опираясь на итоги собственных же действий по решению вопроса. Всякие действия правительства сталкиваются с националистическими настроениями собственного народа, этноса рохинджа и экономическими факторами, включающими бедность. Однако и побороть бедность сложно в условиях непрекращающихся этно-конфессиональных конфликтов, где ни одна сторона не желает уступать, а уступки означают зачастую потерю доверия со стороны собственного народа. Потому мы видим и весьма жёсткие проявления существующего режима в Мьянме, где для выживания государства демократические институты были, мягко говоря, принижены в своих правах в пользу более тоталитарных схем власти, где армия играет, естественно, не последнюю роль. Мы постарались разобрать все стороны конфликта чтобы показать, что все процессы общества в данной стране фактически проистекают из внутренних государственных противоречий. Без разрешения их мы не увидим спокойную и быстро развивающуюся Мьянму, какие бы усилия ни прилагали власти и какие бы демократические институты там не были. Наоборот, сила и принуждение со стороны правящей элиты сдерживают негативные особенности местного общества, если бы этого сдерживающего фактора не было, то, скорее всего, насилия было бы ещё больше, и мы бы увидели новый полномасштабный геноцид подобный геноциду в Руанде или Хрустальной ночи в нацистской Германии, но более продолжительный и ужасающий.
Литература
1. Сакаев В.Т. Демография как фактор глобальной политики. Власть. 2014. № . С. 48-52.
2. Сакаев В.Т. Демографические и миграционные процессы как фактор этнополитиче-ских конфликтов. Общество и этнополитика: материалы Шестой Международной научно-практич. Интернет-конференции, 1 мая - 1 июля 2013 г. (Новосибирск, РАНХиГС). Новосибирск: РАНХиГС, Сиб. ин-т упр., 2013. С. 43-56.
3. Сакаев В.Т. Демографический фактор в этнополитических конфликтах: методологические аспекты анализа. Ро1йВоок. 2012. № 3. С. 45-59.
47
4. Антимусульманские погромы распространяются по Бирме [Электронный ресурс] // BBC News/русская служба. 25 марта 2013. URL: https://www.bbc.com/russian/rolling_news/2013/03/130325_rn_burma_mosques_ravaged.shtml (дата обращения 01.09.2019).
5. Ван И изложил позицию Китая по проблеме рохинджа [Электронный ресурс] // Синьхуа новости. 19.11.2017. URL: http://russian.news.cn/2017-11/19/c_136763822.htm (дата обращения 01.09.2019).
6. Food cards for 32,000 Rohingya refugees [Электронный ресурс] // The Daily Star - 12:00 AM, September 13, 2014 URL: https://www.thedailystar.net/food-cards-for-32-000-rohingya-refugees-41471 (дата обращения 01.09.2019).
7. Fleeing Rohingya fighters accept suffering and exile in exchange for world's attention [Электронный ресурс] // Channel News Asia. 07:07 AM, Sep 26, 2017 URL: https://www.channelnewsasia.com/news/asia/fleeing-rohingya-fighters-accept-suffering-and-exile-in-exchange-9250596 (дата обращения 01.09.2019).
8. Bangladesh plans to move Rohingya refugees to island in the south [Электронный ресурс] // The Guardian. 28 May 2015. URL: https://www.theguardian.com/world/2015/may/28/bangladesh-plans-to-move-rohingya-refugees-to-island-in-the-south (дата обращения 01.09.2019).
9. Rohingya abuse may be crimes against humanity: Amnesty [Электронный ресурс] // Аljazeera. 19 Dec 2016. URL: https://www.aljazeera.com/news/2016/12/rohingya-crimes-humanity-amnesty-161219045655733.html (дата обращения 01.09.2019).
10. Indonesia Joins Search for Bangladeshi and Rohingya Muslim Migrants at Sea. Anita Rachman and Shibani Mahtani [Электронный ресурс] // The Wall Street Journal. May 25, 2015. URL: https://www.wsj.com/articles/indonesia-searches-for-bangladeshi-and-muslim-rohingya-migrants-at-sea-1432456894 (дата обращения 01.09.2019).
11. Ефремова К.А. Кризис вокруг рохинджа: национальные, региональные и глобальные аспекты. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2018. Т. 1, № 1 (38). С. 144-160.
THE SITUATION OF ROHINGYA REFUGEES, HOW FACTOR OF DESTABILIZATION OF SOUTHEAST ASIA
P. Borunov Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract: This article is devoted to the role of the migration crisis associated with the Roh-ingya refugees in the region of Southeast Asia. The work will examine the history of the crisis and its impact on neighbouring countries, as well as directly on Myanmar itself. In the course of historical analysis, we will identify and consider the root cause of the negative situation. Among other things, the features of relations between ethno-confessional groups living in the place of the conflict are considered. In the course of the work, in addition to the political problems arising from the crisis, we consider the consequences, including economic ones, since economic interests, in our opinion, are one of the foundations ofpolitical processes and ideas emerging in capitalist countries to address political issues, as well as the associated negative consequences. It is impossible to ignore the role of the United States as an important global player in such an important geopolitical region. In the current conditions for successful diplomacy it is necessary to consider all the controversial issues in the relations of the countries of the region
Keywords: refugees, Rohingya, migration crisis, international relations, Southeast Asia.
References
1. Sakaev V.T. Demografiya kak faktor global'noy politiki. Vlast'. 2014. №6. S.48-52.
2. Sakaev V.T. Demograficheskie i migratsionnye protsessy kak faktor etnopoliticheskikh konfliktov. Obshchestvo i etnopolitika: materialy Shestoi Mezhdunarodnoi nauchno-praktich. Inter-
net-konferentsii, 1 maya - 1 iyulya 2013 g. (Novosibirsk, RANKhiGS). Novosibirsk: RANKhiGS, Sib. in-t upryu, 2013. S.43-56.
3. Sakaev V.T. Demograficheskii faktor v etnopoliticheskikh konfliktakh: metodologicheskie aspekty analiza. PolitBook. 2012. №3. S. 45-59.
4. Antimusul'manskie pogromy rasprostranjajutsja po Birme [Elektronnyj resurs] // BBC News/russkaja sluzhba. 25 marta 2013 URL: https://www.bbc.com/russian/rolling_ news/2013/03/130325_rn_burma_mosques_ravaged.shtml (accessed September 1, 2019).
5. Van I izlozhil poziciju Kitaja po probleme rohindzha [Elektronnyj resurs] // Sin'hua novosti. 19.11.2017. URL: http://russian.news.cn/2017-11/19/c_136763822.htm (accessed September 1, 2019).
6. Food cards for 32,000 Rohingya refugees [Elektronnyj resurs] // The Daily Star - 12:00 AM, September 13, 2014. URL: https://www.thedailystar.net/food-cards-for-32-000-rohingya-refugees-41471 (accessed September 1, 2019).
7. Fleeing Rohingya fighters accept suffering and exile in exchange for world's attention [Elektronnyj resurs] // Channel News Asia. 07:07 AM, Sep 26, 2017. URL: https://www.channelnewsasia.com/news/asia/fleeing-rohingya-fighters-accept-suffering-and-exile-in-exchange-9250596 (accessed September 1, 2019).
8. Bangladesh plans to move Rohingya refugees to island in the south [Elektronnyj resurs] // The Guardian. 28 May 2015. URL: https://www.theguardian.com/world/2015/may/28/bangladesh-plans-to-move-rohingya-refugees-to-island-in-the-south (accessed September 1, 2019).
9. Rohingya abuse may be crimes against humanity: Amnesty [Elektronnyj resurs] // Aljazeera. 19 Dec 2016. URL: https://www.aljazeera.com/news/2016/12/rohingya-crimes-humanity-amnesty-161219045655733.html (accessed September 1, 2019).
10. Indonesia Joins Search for Bangladeshi and Rohingya Muslim Migrants at Sea. Anita Rachman and Shibani Mahtani [Elektronnyj resurs] // The Wall Street Journal. May 25, 2015. URL: https://www.wsj.com/articles/indonesia-searches-for-bangladeshi-and-muslim-rohingya-migrants-at-sea-1432456894 (accessed September 1, 2019).
11. Efremova K.A. Krizis vokrug rokhindzha: natsional'nye, regional'nye i global'nye aspekty. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya. 2018 T. 1, №1(38). S. 144-160.
Сведения об авторе Author of the publication
Борунов Павел Александрович, студент, Pavel Borunov, student, Kazan Federal Univer-Казанский (Приволжский) федеральный уни- sity. Email: [email protected] верситета, г. Казань, Россия. Email: [email protected]
Дата поступления 15.12.2019