Научная статья на тему 'Ситуация геронтологии как социологическая проблема'

Ситуация геронтологии как социологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1048
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ГЕРОНТОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПОЖИЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ / SOCIOLOGICAL ANALYSIS / GERONTOLOGY / SOCIAL SERVICE / QUALITY OF SOCIAL SERVICES / SOCIAL PROTECTION / ELDERLY POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комлева Елена Романовна

Статья посвящена геронтологической деятельности учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации и в Ханты-Мансийском АО. Выявлены основные затруднения и противоречия в разрешении задач геронтологии с позиций социологии. Проанализированы положительные тенденции развития целенаправленной деятельности, мотивирующей пожилых на активную и продуктивную старость. Предложены рекомендации повышения эффективности в обслуживании пожилого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gerontology situation as the sociological problem

The article is devoted to problems of the elderly population and sociological aspect of these problems is opened. The main aspects of social and state policy concerning older persons are considered. The sociological analysis of gerontological activity of establishments of social service in the country and in Khanty-Mansi autonomous region is given. The basic difficulties and contradictions in the permission of problems of gerontology from sociology positions are revealed. Positive tendencies of the purposeful activity motivating elderly on an active and productive old age are analyzed. The recommendations on the increase of efficiency in service of the elderly population are offered.

Текст научной работы на тему «Ситуация геронтологии как социологическая проблема»

УДК 378.06

Комлева Елена Романовна

Методический центр развития социального обслуживания, Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Сургут

Ivanicheva@list.ru

СИТУАЦИЯ ГЕРОНТОЛОГИИ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья посвящена геронтологической деятельности учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации и в Ханты-Мансийском АО. Выявлены основные затруднения и противоречия в разрешении задач геронтологии с позиций социологии. Проанализированы положительные тенденции развития целенаправленной деятельности, мотивирующей пожилых на активную и продуктивную старость. Предложены рекомендации повышения эффективности в обслуживании пожилого населения.

Ключевые слова: социологический анализ, геронтология, социальное обслуживание, качество социальных услуг, социальная защита, пожилое население.

Социологами, исследователями и учеными различных сфер науки фиксируется возрастающая демографическая нагрузка на общество, определяемая увеличением доли пожилых людей в структуре населения, необходимостью увеличения ресурсного обеспечения достойного уровня и качества их жизни, и укрепления человеческого капитала за счет увеличения доли людей, обладающих важным и нужным обществу социальным, профессиональным и духовным потенциалом.

Второе, не менее важное, обстоятельство связано с сохранением и усилением гуманистического основания современного рационального общества. В этом отношении принципиально важным является закрепление ценности старости как фактора общественного развития, как ценностного основания общественных отношений и необходимости признания роли пожилых людей в современном обществе [2].

Задача заключается в защите старости на основе создания специальных форм проживания и активности пожилых людей, формирование соответствующего социального контекста в целях расширения их возможностей в развитии общества [4].

В этой связи актуализируется создание условий и механизмов эффективного использования социально-трудового потенциала пожилых людей на фоне негативной динамики численности трудоспособного населения и сохранения способности пожилых людей к продуктивной экономической активности. Усиливается потребность в адекватном медицинском обслуживании, расширении спектра и объемов социальных и реабилитационных услуг [1].

В качестве базовых условий, обеспечивающих достойную и активную старость, для российско-

го контекста особое значение имеют основные направления, зафиксированные в международных документах как стратегические задачи политики в отношении пожилых [7].

Отражением проблемы старения населения и признания права пожилых на активную и продуктивную старость стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году «Принципов ООН» в отношении пожилых людей.

В качестве основных принципов были определены:

- независимость:

- обеспечение доступа пожилых людей к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечения их дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи;

- наличие возможности у пожилых людей работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности;

- участие в программах образования и профессиональной подготовки; проживание в безопасных условиях; в том числе дома до тех пор, пока это возможно;

- участие:

- пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, участвовать в принятии политических решений, делиться своим опытом и знаниями с молодым поколением;

- пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которого они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста;

- уход:

© Комлева Е.Р., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

177

- обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членами которого они являются;

- доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия;

- доступ к социальным и правовым услугам;

- возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях;

- возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении обеспечивающем кров, лечение или уход;

- реализация внутреннего потенциала:

- возможность для всесторонней реализации своего потенциала;

- доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;

- достоинство:

- возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию;

- право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономического вклада [5, с. 74 - 79].

Данные принципы определили общую направленность политики в отношении пожилых, как активизацию и поддержку активности пожилых в общественной жизни.

В 2009 году был принят Международный план действий по проблемам старения, определяющий политику и практику государств в отношении пожилых людей. Данный документ утвердил необходимость перехода при формировании социальной политики в отношении пожилых к защите их прав на достойную и активную старость.

С учетом вышесказанного в целях совершенствования государственной системы социальных служб автономного округа Ханты-Мансийского автономного округа (АО) - Югры проведены определенные мероприятия: реорганизация ряда учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в результате чего сокращен административный аппарат учрежде-

ний, ликвидированы дублирующие функции и малоэффективные формы работы с населением; открыты филиалы Комплексных центров социального обслуживания населения (с отделением временного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, службы мобильного социального обслуживания, отделения «интернат малой вместимости», отделений с соответствующим расширением перечня оказываемых социальнооздоровительных и реабилитационных услуг.

Номенклатура учреждений социального обслуживания в Ханты-Мансийском АО предусматривает учреждения всех типов и видов, установленных Национальными стандартами Российской Федерации.

Оказание социальных услуг осуществляется в нестационарных, полустационарных и стационарных условиях. В настоящее время штатная численность работников учреждений социального обслуживания автономного округа составляет 6517 единиц; фактически занято 5913 ставок, 586 ставок (9% штатной численности) - вакантны. 3263 человек или 55% работников учреждений социального обслуживания являются специалистами различных профилей: педагогическое образование имеют 38% (1103 чел.); медицинское образование - 23% (697 чел.); социальное образование - 16% (491 чел.); специалисты иных профилей - 23% (689 чел.). Численность специалистов с высшим образованием в сравнении с 2005 годом возросла на 22% и составляет 1659 человек или 51%.

К числу основных задач развития системы социального обслуживания, относятся: 1) повышение качества предоставления социальных услуг пожилым людям, нуждающимся в уходе; 2) формирование мотивации и обучение приемам ухода за пожилыми гражданами; 3) укрепление действующих и открытие новых структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания, обеспечивающих уход на дому за гражданами пожилого возраста и инвалидами; 4) привлечение к участию в социальном уходе на дому, на основе соглашений, учреждений здравоохранения, служб занятости населения, бытового и торгового обслуживания; 5) повышение профессионального уровня и квалификации работников, занятых уходом на дому; 6) развитие гражданской инициативы и добровольчества в системе ухода за пожилыми и инвалидами, более широкое привлечение к этой работе студентов

медицинских образовательных учреждений, волонтеров, спонсоров и благотворителей [5, с. 34].

Важной составной частью формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные меры социальной поддержки - льготы и доплаты, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием.

По данным Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по состоянию на 1 августа 2010 года численность получателей ежемесячной денежной выплаты, возраст которых превысил 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин, составляет 9679,6 тыс. чел. В целом наблюдается тенденция к увеличению количества отказов от набора социальных услуг (64,7% от общего числа всех льготников). Такое же соотношение отказавшихся от данных социальных услуг среди пенсионеров (64,8%).

Общее количество выданных путевок пожилым людям, относящимся к льготным категориям граждан, за период по состоянию на 28 сентября 2010 г. составляет около 60 % объема прошлогодних путевок.

В соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 г. N° 213 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов» с 1 января 2010 г. в целях улучшения материального положения пожилых людей из числа неработающих пенсионеров им устанавливаются социальные доплаты к пенсии. Законом установлено, что в случае, если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ для данной категории населения, назначается социальная доплата к пенсии.

Если установленный в субъекте прожиточный минимум пенсионера ниже среднероссийского уровня, устанавливается федеральная социальная доплата, финансирование которой производится из федерального бюджета. При подсчете общей суммы материального обеспечения учитываются все виды пенсий, дополнительное материальное обеспечение, ежемесячные денежные выплаты и иные меры социальной поддержки. Социальная помощь, предоставляемая в натуральной форме, за исключением льгот по оплате телефона, коммунальных услуг и транспорта, в расчет не берется. По состоянию на 1 августа 2010 года

численность получателей социальных доплат к пенсии по РФ составила 4844,878 тыс. чел., из них: федеральную социальную доплату получают 2403,731 тыс. чел.; региональную социальную доплату получают 2441,147 тыс. чел.

Гражданам пожилого возраста оказывается социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В большинстве субъектов РФ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставлению льготного проезда на городском общественном транспорте, по осуществлению ремонта жилых помещений, установке квартирных телефонов и компенсации расходов на оплату услуг телефонной связи установлены за счет средств региональных бюджетов труженикам тыла.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Учитывая, что активные пожилые люди испытывают потребность в образовании, при центрах социального обслуживания создаются так называемые университеты «третьего возраста» с факультетами права, охраны здоровья, политических и экономических знаний, психологии, агротехники, культуры. Работа таких университетов способствует росту социальной активности пожилых людей и формированию их позитивного имиджа в обществе. На базе социальных учреждений для граждан пожилого возраста создаются кружки «Компьютерной грамотности», работают телефоны доверия.

Одним из направлений работы центров социальной помощи является организация обслуживания пожилых людей на дому. Надомное социальное обслуживание - наиболее востребованная гражданами, приближенная к их потребностям и, одновременно, экономически выгодная форма социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату [3].

Вместе с тем, решить социальные проблемы пожилых людей в полном объеме пока не удает-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

179

ся. Сохраняются различия в подходах субъектов РФ к нормативному правовому обеспечению доступности, качества и безопасности предоставления социальных услуг. Региональные законы не содержат в достаточном объеме положений принципиального характера, которые в интересах пожилых людей должны одинаково соблюдаться всеми субъектами РФ.

В результате затрудняется оценка деятельности социальных служб в региональном разрезе, а также принятие обоснованных решений о возможности предоставления субъектам РФ финансовой помощи на эти цели. Очередность во все типы стационарных учреждений социального обслуживания для пожилых людей составляет более 20 тысяч человек. Наиболее сложная ситуация в Алтайском крае, Республике Башкортостан, Иркутской, Московской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, где на протяжении последних лет эта очередь практически не снижается.

Материально-техническая база стационарных учреждений социального обслуживания, формировавшаяся в основном в послевоенный период, значительно устарела. Около 600 зданий требуют реконструкции, находятся в аварийном состоянии или признаны ветхими, что нередко является причиной пожаров, не единожды приводящих к трагическим событиям - гибели людей.

Серьезной проблемой социального обслуживания остается организация предоставления социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. Перечень социальных услуг, которые оказываются сельскому населению социальными работниками, значительно отличается от тех, которые требуются городским жителям. Учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать специфические для сельской местности работы (вскапывание огородов, доставку топлива и пр.).

В регионах не хватает геронтологических центров. Недостаточно домов-интернатов малой вме-

стимости, необходимых для пожилых людей, проживающих в сельской местности и малых городах.

Социальная защита - это отрасль, в которой наименее развиты рыночные отношения [6, с. 137]. Ростки привлечения бизнеса только формируются. По всей стране частных социальных стационарных учреждений насчитываются единицы. Слабо развито частно-государственное партнерство, привлечение негосударственного сектора в оказание социальных услуг населению. Во многом это объясняется недостатками нормативной правовой базы, не всегда позволяющей размещать заказ на социальные услуги в негосударственном секторе.

Таким образом, проведенный социологический анализ свидетельствует о значимости решения проблем геронтологии в нашей стране, и требует усиления внимания всех социальных институтов, способных предложить новационные способы улучшения жизнедеятельности пожилого населения.

Библиографический список

1. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. - М.: Академия, 2007. - 363 с.

2. Крупин В. Государственная политика в области образования взрослых в России в начале ХХ в. (20-30-е гг.) // Методическая работа в школе. - 2009. - № 3. - С. 17-24.

3. Настольная книга специалиста социальной службы. - Киров: КГПУ, 2005. - 311 с.

4. Образование и возраст: философские и методологические аспекты инновационного развития в образовании взрослых: Сб. статей. - СПб.; Иваново: Фил. СЗАГС, 2008. - 232 с.

5. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы / авт.-сост. А.А. Козлов. -М.: Союз, 2009. - 275 с.

6. Социологический энциклопедический словарь / гл. ред. ГВ. Осипов. - М.: ИНФРА-М, 2008. -423 с.

7. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми: учеб. пособие. - М.: Дашков и К°, 2010. - 321 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.