Научная статья на тему 'Ситуационный подход и методология социально-гуманитарного познания'

Ситуационный подход и методология социально-гуманитарного познания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1716
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА СИТУАЦИИ / КОМПОНЕНТЫ И ПРЕДМЕТ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА / СИТУАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА / ИСТИНА В СИТУАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / СООТНОШЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДОЛОГИЙ / ITUATION / SITUATIONAL APPROACH / THE STRUCTURE OF THE SITUATION / THE SUBJECT AND COMPONENTS OF THE SITUATIONAL APPROACH / SITUATIONAL METHODOLOGY / METHODOLOGICAL FEATURES OF THE SITUATIONAL APPROACH / THE TRUTH OF THE CASE STUDY / THE RATIO OF SITUATIONAL AND FUNDAMENTAL METHODOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плотников А. С.

В статье рассматриваются сущность и методология ситуационного подхода, состояние и перспективы ситуационных исследований. Показана роль ситуационного подхода в условиях локализации процесса познания. Определен предмет ситуационного подхода и обоснован процесс формирования ситуационной методологии. Намечены пути решения некоторых эпистемологических проблем социально-гуманитарного знания. Раскрыта эвристичность и эффективность предложенного подхода. Обосновывается положение о встречной тенденции в социально-гуманитарном познании: от подходов к теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the essence and methodology of the situational approach, the status and prospects of situational research and shows the role of situational approach under the conditions of the cognition process localization. The subject of situationa approach is defined as well as the process of situational methodology forming is substantiated. The paper offers the ways for solution of certain epistemological problems of social and liberal knowledge. The author discloses heuristic and efficient character of the given approach and substantiates the statement for the counter trends in the sociohumanitarian cognition: from approaches to the theory.

Текст научной работы на тему «Ситуационный подход и методология социально-гуманитарного познания»

ТЕОРИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

А. С. Плотников

Учитель истории и обществознания, средней образовательной школы № 491 г. Санкт-Петербурга

Aleksei S. Plotnikov

Teacher of history and

social science,

school № 491,

St. Petersburg

Е-mail: alekseispl@mail.ru

УДК 165.0.165.022

Ситуационный подход и методология социально-гуманитарного познания

В статье рассматриваются сущность и методология ситуационного подхода, состояние и перспективы ситуационных исследований. Показана роль ситуационного подхода в условиях локализации процесса познания. Определен предмет ситуационного подхода и обоснован процесс формирования ситуационной методологии. Намечены пути решения некоторых эпистемологических проблем социально-гуманитарного знания. Раскрыта эвристичность и эффективность предложенного подхода. Обосновывается положение о встречной тенденции в социально-гуманитарном познании: от подходов к теории.

Ключевые слова: ситуация, ситуационный подход, структура ситуации, компоненты и предмет ситуационного подхода, ситуационная методология, методологические характеристики ситуационного подхода, истина в ситуационных исследованиях, соотношение ситуационной и фундаментальной методологий.

1. Понятие «ситуация» и ситуационный подход

В последнее время ситуационные исследования привлекают к себе все большее внимание. В чем секрет? И в каком направлении они движутся? Манифест ситуационного движения опубликован в 2003 году [25]. С тех пор проведены три международные конференции, издано четыре сборника материалов [21, 22, 23, 24], сложился центр ситуационных исследований в г. Казани. Кроме того, выходят отдельные статьи, моногра-

Как цитировать статью: Плотников А. С. Ситуационный подход и методология социально-гуманитарного познания // Ценности и смыслы. 2017. №1 (47). С. 100-111.

фии в различных научных областях, особенно криминалистике [1, 6].

Можно видеть два направления складывающегося ситуационного подхода: объективистское и субъективистское. Первое направление, которому следуют большинство исследователей [26, 27, 28], определяет ситуационный подход как разновидность системного подхода и его закономерностей, но тем самым он теряет с большей или меньшей степенью свою специфику и уникальность. Второе [2] сводит ситуационный подход к личному смыслу, субъективистской интерпретации окружающих человека явлений.

Это разделение на направления зависит также от содержания понятия «ситуация», которое лежит в основе ситуационного подхода. Предпосылки для формирования представлений о роли и значении понятия «ситуация» в социально-гуманитарном знании имеются в психологии и социологии ХХ в. [13, 19], современных исследованиях [3, 9, 20]. На наш взгляд, ситуация - это фрагмент объективного мира, высвеченный человеческим взором для каких-либо действий, например познавательных или преобразовательных. Таким образом, в содержание понятия «ситуация» входят:

субъект - действующее лицо ситуации; человек, решающий задачу; объект - часть, фрагмент объективного мира, взятый для рассмотрения, или его модель, отсюда вытекают отношения субъект-объект, для которых характерны отдельность, уникальность, неповторимость понимания и описания культурных и социальных объектов;

субъект, вступающий в отношения, - это не просто активное лицо, а лицо, знающее ту область, которую он исследует. Поэтому третьим компонентом будут знания, как фундаментальные (учитывая множественность ситуаций, их изменяемость и непредсказуемость), так и прикладные (навык, опыт решения ситуаций, алгоритм);

субъект выделяет условия, созданные ходом событий или искусственно сконструированные (воображаемые) для решения какой-либо задачи, моделирует ситуацию;

объект рассматривается через обстоятельства, являющиеся частью объективной действительности, которые выбираются субъектом для доказательства точки зрения, мнения, позиции;

ситуация остается набором условий и обстоятельств, пока не наступает действие, - только тогда ситуация начинает рассматриваться, оцениваться или решаться, в результате возникает отношение субъ-

ект-действие, которое выражает существенный признак ситуации, ее деятельностный характер, ее каркас, определяющее ситуацию как обусловленное действие субъекта в определенных обстоятельствах.

Поскольку действие направлено на объект и направляется оно сознанием, постольку завершающим компонентом будет предполагаемый результат:

правильное решение «снимает» ситуацию, в противном случае требуется ввод новых данных и возникает новая ситуация, что тоже является результатом, но промежуточным; это характеризуется отношением субъект-действие-объект. Но так как, в свою очередь, объект влияет на субъект, то целесообразнее говорить о взаимодействии.

Итак, ситуация - обусловленное и осмысленное действие субъекта с объектом в определенных обстоятельствах для решения каких-либо задач, ведущее к соответствующему результату. Без любого из этих компонентов ситуация невозможна, они ее запускают, являются движущей силой, вариативны и достигают результата.

Ситуационный подход мы понимаем как совокупность способов и методов рассмотрения и познания мира с позиции пересечения двух реальностей: объективной (социальные объекты) и субъективной (субъект познания) через понятие «ситуация» [15, с. 124].

Задача данной статьи - обосновать перспективы ситуационного подхода и показать его возможности в современном социально-гуманитарном познании.

2. Характеристики ситуации

Для этого необходимо определить предмет ситуационного подхода, обосновать ситуационную методологию, показать особенности методологических характеристик при ситуационном подходе.

Предмет ситуационного подхода - рассмотрение социального объекта через призму категории «ситуация», позволяющее увидеть реальность локального, в противовес реальности всеобщего. К характеристикам ситуации относятся: локальность, дискретность, детерминированность сознанием, функциональность и конкретность.

а) Локальность. В познании акцент перемещается от изучения системных связей, всеобщих закономерностей к локальным сторонам отражения объекта, подчиняющихся локальным правилам, главные из которых - способ видения объекта, подход к нему в рамках наме-

тившейся тенденции в эпистемологии - перехода от теорий к методам и подходам [7, с. 561], рассмотрение объекта в его неповторимости, единичности и уникальности. Изучение реальности всеобщего заменяется изучением реальности локального.

б) Дискретность. Разрыв протяженности изучаемых социальных объектов, где объект вырывается из связи с другими объектами, происходит обособление его отдельных сторон, его отражение изучается различными подходами и способами. Такое знание внепричинное, вневременное и внепространственное. Происходит распад «большой целостности» (мир в целом) на меньшие целостности (мир как отдельное). Утверждаются категории отдельности и локальной целостности.

в) Детерминированность сознанием. События не только проходят через сознание действующих субъектов, но и активно формируются ими, где событие может состояться в одном виде или в другом, а может и не состояться вообще.

Сознание - фактор познания и преобразования социальной действительности, где идеи вначале создаются как идеальные, а затем осуществляются на практике как реальные. Сознанием определяется методологическая детерминация и самодетерминация познающего субъекта.

г) Функциональность. Здесь в центре познания находятся функции объекта, дробление объекта по принципу полезности, значение имеет та функция, которая на данный момент востребована. На первый план выходит прикладной характер функций, их применяемость к социальной действительности. Субъект распознает и использует функцию. Функции существуют отдельно друг от друга и от сущности объекта. Этим достигается наибольшее дробление объекта и максимальная польза от отдельной функции. Отсюда функциональная грамотность, компетентность субъекта. Он растворяется в функции, становится ее приложением, осуществлением. О нем судят по тому, в какой степени он овладел функцией.

д) Конкретность - ориентирование на результат. Прикладное преобладает над фундаментальным, единичное над множественным. Значение имеет действие в определенных границах и конкретных условиях. Востребованы практикоприменимые методы, проектное мышление, практикоориентированность, «клиповость». Конкретность требует особого подхода, мало связанного с теорией, с систематическим

знанием. Формируется предметодология субъекта (дометодологиче-ский уровень), объясняющая конкретные действия. Возникает простота понимания, доступность объекта, что служит мощным стимулом локального познания.

Таким образом, локализация процесса познания ведет к переходу от фундаментальных форм к прикладным, в том числе ситуационным формам; предмет ситуационного подхода сочетает как изучение отдельных ракурсов познаваемого объекта, так и особенности соответствующих им действий познающего субъекта (познающее действие и познаваемые стороны).

3. Ситуационная методология

Методология ситуационного подхода преломляется через характеристики ситуации и ее формы, а также соответствующий им инструментарий. Особенностью ситуационного подхода является личностная составляющая.

Потребность ориентирования в социальной реальности, предполагающая поиск знаний о путях/способах ее познания, а также включенность субъекта в социальную реальность, имеющихся представлений о ней как бы изнутри, предполагает формирование собственной методологии - предметодологического личностного знания (неявного, приблизительного, личностно окрашенного, обыденного знания, выработанного жизненным опытом). Оно является базой, прообразом научного знания. Мы считаем необходимым его выделение как отдельный вид в структуре личностного знания, наряду со знанием о себе и об объекте. Предметодология формируется в процессе отбора, фильтрации и систематизации ситуационного знания. Предметодологическое личностное знание - основа для развития личности, а именно: субъ-ектности, инициативности, опыта оценочной и рефлексивной деятельности. Включенность субъекта в реальность локального, где ситуация - предпосылка и результат субъект-объектного взаимодействия, предполагает не только формирование, но и развитие такого вида знания.

Складывающаяся ситуационная методология призвана дать ответ: для чего нужен ситуационный подход и каким способом с его помощью познается социальный объект:

- для работы с информацией с целью получения конкретного про-

дукта (проекта) методом проектирования;

- для познания и использования функций объекта через моделирование ситуаций и построение функциональной модели объекта;

- для ориентации и практических действий в социальной реальности путем решения задач на практическую применимость знаний;

- для выработки умений действовать в условиях неопределенности и вероятных действий в виде разыгрывания ситуаций (деловые игры, ролевые игры и т. д.).

Таким образом, различным формам ситуационного подхода соответствуют различные способы деятельности: проектирования, моделирования, решения практических задач и разыгрывания ситуаций, что соответствует формам, которые принимает ситуация: проект, модель, задача, игра. Вокруг этих способов формируется ситуационная методология.

Теперь посмотрим на соотношение локальной методологии и фундаментальной. Анализ литературы по данному вопросу [8] позволяет сформировать следующие позиции:

- противопоставление локальной методологии фундаментальной;

- применение общенаучной методологии к локальной;

- предписывающий характер фундаментальной методологии;

- погружение локального в фундаментальное;

- автономность локальной методологии для решения практических задач;

- разработка локальной методологии с учетом фундаментальной.

Мы видим, что эти положения сводятся либо к противопоставлению методологий, либо к их взаимодействию, где фундаментальному отводится решающая роль. При всей правомерности такого взгляда предложим к рассмотрению следующую позицию: «восхождение от локальной методологии к фундаментальной» через надлокаль-ную / надситуационную методологию - получим следующие этапы «восхождения»:

предметодология ■ ситуационная ■ надситуационная ■ частные ситуационные ■ методология ■ методология ■ теории ■ ситуационные теории, где:

- предметодология - комплекс идей вокруг рассмотрения той или иной ситуации, и ее первоначальный этап: знания не систематизированы, но позволяют делать наблюдения и выводы об объекте, досто-

верное знание субъекта еще не становится таковым для других;

- ситуационная методология - совокупность методов использования ситуационного подхода;

- надситуационная методология - обобщение в познании однородных ситуаций;

- частная теория - обобщение и выявление на уровне нескольких ситуаций локальных закономерностей и формулирование определенных приемов и способов познания;

- полная теория - обобщение, выявляющее общие признаки и закономерности на основе анализа данного класса ситуаций.

В первом случае - это представление о способах действия субъекта, во втором и третьем - уровень фактического анализа ситуации, в третьем и четвертом - уровень теоретического анализа. В познании есть еще проблемная ситуация, когда субъект проблематизирует объект, меняет / конструирует угол зрения на него.

Как мы видим, соотношение локального и фундаментального, возможность автономного существования ситуационного подхода или теоретических обобщений зависит от предмета ситуационной методологии. Это позволяет говорить о разнообразии в использовании ситуационного подхода и подводит к необходимости интеграции подходов для получения более полного и всестороннего знания об объекте.

Освещение вопросов интеграции содержится в работах о межпара-дигмальности, трансдисциплинарности, триангуляционном подходе, цепочке подходов как социально-гуманитарной технологии [4, 5, 29].

Все это свидетельствует о встречном движении - сдвиге в эпистемологии от подходов к теории (только наметившемся) и еще не сформулированном в современной науке.

4. Методологические характеристики ситуационного подхода

Вследствие этих процессов в ситуационном познании происходит видоизменение основных характеристик. Субъект - активный участник «дробного» познания, которое колеблется от субъективного до субъектного. Он свободен в выборе средств, способов познания, ракурса рассмотрения объекта, должен доказать правомерность своего видения, учитывать авторские позиции других участников познавательного процесса, доказательность их суждений. Ситуационный подход более «индивидуализирует» автора, чем «коллективизирует»,

в условиях плюрализма мнений результат достигается соглашением, но способ познания остается индивидуальным, а не коллективным, как утверждает С. А. Лебедев в статье «Пересборка эпистемологического» [11]. Движение методологической мысли идет от субъекта к коллективному субъекту (научному сообществу), доказывая свою точку зрения и завоевывая позиции, она (через промежуточные сообщества -научные школы) становится одной из коллективных идей. И наоборот, методологические установки направления / школы оказывают влияние на авторов, определяя эпистемологические и методологические границы познания. В целом, надо избегать как преувеличения, так и упрощения субъективного фактора в ситуационном познании.

Объект дробно включен в процесс познания как локальная целостность, выделяются его отдельные стороны с точки зрения применимости: функциональной, практической и т. д. Субъекты познания рассматривают его с различных позиций, одна сторона может быть включена в различные схемы рассуждения (вплоть до противоположных). Такая охваченность имеет как плюсы - все аспекты рассматриваются, так и минусы - сложно согласовать взгляды, выстраивать доказательство даже локальной истины. Постоянство достигается аналогичным решением сходных ситуаций (прецедент). Закономерности объекта не исследуются, это позволяет сконцентрировать внимание на единичном, уникальном, неповторимом в объекте, познать его именно в этом качестве.

Движение познания от локального к целому позволяет открыть многие стороны, «невидимые» при встречном движении.

Способы действия, перечень которых дан выше, подбираются в каждом случае соответственно объекту познания. Можно различить индивидуально-субъектные (свойственные субъекту индивидуальные средства, соответствующие его знаниям и опыту), собственно ситуационные и общетеоретические. Эти три уровня и соответствующий им инструментарий для решения познавательных задач в соответствии со структурой ситуации и ее характеристиками составляют основу ситуационной методологии. Проектирование, моделирование локальных сторон и процессов, решение задач, игровые методы позволяют не только решать эти задачи, но и выходить на более высокий теоретический уровень. Их выбор зависит от объекта, его особенностей и от ценностных ориентаций и других индивидуальных предпочтений субъекта, то есть носит субъект-объектный характер,

соответствующий природе ситуационного познания.

Истина в условиях ситуационного познания многовариантна. Она субъектна и субъективна. Субъект - активный создатель способов в движении к истине, не свободный от своих индивидуальных предпочтений и опыта. Ситуационность сочетает особенности субъекта познания со смыслом и способами действия в подобных ситуациях, соответствующих коллективному опыту.

Истина конвенциональна. Для продвижения по пути познания необходима фиксация общепризнанных положений. Процесс выработки единого мнения включает процедуры дополнительного исследования, доказательства, проверки, оценки до признания определенной частью научного сообщества или всем сообществом как поступательного движения к истине.

Истина также востребует людей, выделяющихся познаниями и способностями. Это экспертное сообщество. Это дополнительный канал легитимизации субъектных, субъективных и субъективно-объективных истин. Оно оказывает профессиональную эпистемологическую помощь на всех этапах ситуационного познания (от подготовительного до теоретического). В итоге достигается гармония в соотношении «истина для себя» и «истина для других» в интересах личности, общества и социального познания. Это наиболее полно соответствует природе гуманитарного знания.

5. Перспективы ситуационных исследований

Обозначив общие контуры применимости ситуационного подхода, ответим на вопрос: что дает ситуационный подход?

а) Приобретаемый субъектом опыт:

- оценочной деятельности; ситуационное знание - основа действия, а точнее, оценка ситуации. Она определяет правильность действия и оптимальный набор способов действия и средств (ситуацию надо оценить);

- инициативности, формирующей мыслительные стратегии действия, практический порядок, тактику поведения в ситуации;

- поисков смысла как ориентира в субъект-объектной реальности (смысл включен в структуру реальности и автоматически выводит на его поиски);

- рефлексии (постоянная тренировка субъекта по поводу действий,

решения и разрешения ситуации), а также методологической рефлексии по поводу средств и способов поиска истины. Ситуация постоянно меняется, примененное действие меняет ситуацию, поэтому рефлексия - обязательный компонент ситуационного познания.

б) Практические навыки:

- функциональной грамотности (финансовой, правовой и т. д.);

- в получении результатов (практикоприменимость в аналогичной ситуации);

- в умении решать задачи;

- в определении позиции другого автора/авторов (ситуация предполагает широкий диапазон авторского видения);

- ситуационного моделирования и проектирования.

в) Специфические средства познания:

- собственную «методологию»/«предметодологию», позволяющую решать локальные задачи, получать опыт первоначальных рассуждений (доступность объекта в первом приближении, за которым следует второй);

- использование метода ассоциаций, его доля в ситуационном анализе значительна вследствие ослабления логических связей;

- способы понимания текста (включенность в текст, субъективиза-ция текста как переход к объективизации);

- включенность объекта в процесс познания, вследствие этого -«видение объекта» с помощью ситуационных технологий [16];

- возможность коррекции не только процесса познания, но и познавательных действий субъекта (эффект «наблюдателя»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- гуманитарность - сам субъект определяет границы ситуаций, выбирает точку зрения на объект, среду и способы изучения объекта, высказывает отношение к ситуации, определяет ее смысл и дает оценку ситуации;

- инновационные качества, так как подвижность и видоизменяемость ситуации требуют активности субъекта и поиска новых решений.

Вот, вкратце, некоторые особенности и преимущества ситуационного подхода.

6. Выводы:

- Определены: сущность ситуационной методологии, процесс ее формирования и комплексное использование по принципу дополни-

тельности к фундаментальной методологии.

- Установлена адекватность ситуационного подхода особенностям социально-гуманитарного знания.

- Выявлены эвристичность, гуманитарность, эффективность ситуационного подхода, его возможности в решении эпистемологических проблем.

- Показаны перспективы использования ситуационного подхода в социально-гуманитарном познании.

Литература

1. Ахметьянов В.Р. Философские аспекты ситуационного движения // Вестник КРСУ. 2012. Т. 12. № 3. С. 74-78.

2. Векленко П.В. Ситуационный подход в познании. Монография. Омск : изд-во «Амфора», 2012. 144 с.

3. Гришина Н.В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:psystudy.ru (дата обращения: 26.12.2015).

4. Гуманитарное знание и социальные технологии (материалы «конференции - круглого стола») // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 3-30.

5. Гусельцева М.С. Триангуляция как метафорический конструкт: история и методологические перспективы // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 3-14.

6. Давыдов С.И. Ситуационный подход в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Монография. Барнаул : изд-во Барн. юрид. ин-та МВД России. 2009. 264 с.

7. Касавин И.Т. Ситуационные исследования // Новая философская энциклопедия в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет. предс. В. С. Степин, заместители предс. А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. М. : Мысль, 2001. 420 с.

8. Касавин И.Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Альфа-М, 2013. 560 с.

9. Корнилов Ю.К. На пути к психологии практического мышления //Под ред. А. В. Карпова, Е. В. Коневой, Е. А. Сергиенко. Сост. С. Ю. Коровкин. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 2014. 407 с.

10. Криминалистические чтения, посвященные 100-летию со дня рождения проф. Б. И. Шевченко // Тезисы выступлений. М. : МАКС Пресс, 2004. 113 с.

11. Лебедев С.А. Пересборка эпистемологического // Вопросы философии. 2015. № 6. С. 53-64.

12. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М. : Эдиториал УРСС. 2001. 256 с.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984. 444 с.

14. Наука. Технологии. Человек. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 5-39.

15. Плотников А.С. Роль ситуационного подхода в развитии субъектности школьников в цикле социально-гуманитарного знания: акмеологический аспект // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов Х1Х симпозиума / Под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М. : ФГНУ «Психологический институт РАО». 2014. С. 123-127.

16. Плотников А.С. Ситуационный подход в современном образовании // Педагогика. 2015. № 6. С. 46-52.

17. Пржиленский В.И. Юридическое познание и правоприменительные практики в контек-

сте неклассической эпистемологии // Вопросы философии. 2015. № 8. С. 42-52.

18. Пружинин Б.И. Культурно-историческая эпистемология: концептуальные возможности и методологические перспективы // Вопросы философии. 2014. № 12. С. 4-13.

19. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М. : Аспект-Пресс. 1999. 429 с.

20. Сергодеева Е.А. Культурологический и социологический «повороты» в современных историко-научных исследованиях // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 10. С. 275-282.

21. Ситуационные исследования: по материалам Всероссийского семинара /под общ. ред. Н. М. Солодухо. № 1. Казань. Изд-во Казанского государственного технического университета. 2005. 184 с.

22. Ситуационные исследования: Типология ситуаций / под общ. ред. проф. Н. М. Солодухо / По материалам Всероссийского семинара. Казань : Изд-во Казанского государственного технического университета. 2006. Вып. 2. 150 с.

23. Ситуационные исследования // Ситуационность бытия: колл. Монография / под общ.ред. Н. М. Солодухо / По матер. междунар. (СНГ) науч.-филос. конф. Казань : КГТУ-КАИ. 2011. Вып. 3. 166 с.

24. Ситуационные исследования // Ситуационная картина мира / под общ. ред. проф. Н. М. Солодухо / По матер. междунар. (СНГ) науч.-филос. конф. Казань : изд-во Казанского государственного технического университета. 2011. Вып. 4. 156 с.

25. Солодухо Н.М. Манифест ситуационного движения // Вестник Татарстанского отделения Российской экологической академии. Казань. 2003. № 3. С. 3-4.

26. Солодухо Н.М. Методология ситуационного подхода в научном познании // Фундаментальные исследования. 2005. № 8. С. 85-87.

27. Солодухо Н.М., Сабирзянов А.М. Переоценка теории факторов: методология ситуационного подхода // Ученые записки Казанского государственного университета / Серия «Гуманитарные науки». 2007. Том 149. Книга 5. С. 53-61.

28. Солодухо Н.М. Ситуационный подход как общенаучное средство познания // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. 2009. № 3(55) С. 116-119.

29. Черникова И.В. Трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки // опросы философии. 2015. № 4. С. 26-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.