Научная статья на тему 'Ситуационные центры как инструмент повышения эффективности управления'

Ситуационные центры как инструмент повышения эффективности управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
853
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / SITUATION CENTERS / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ / SITUATION APPROACH TO MANAGEMENT / СИСТЕМЫ СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / СИСТЕМЫ СИТУАЦИОННОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / SITUATION DISPLAY SYSTEM / SITUATION MODELING SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холостов К.М.

В статье рассматриваются история возникновения и основы функционирования ситуационных центров в России, анализируются формы их практической реализации и причины недостаточной эффективности, определяются направления совершенствования действующих, а также возможности создания перспективных систем ситуационного моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Холостов К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situation Center, as a tool for Enhancement of management Efficiency

The paper considers the history of situation centers in Russia, the principles of their work, reviews kinds of their practical realization, determines basic directions of their development as well as possibility of creation of advanced system of situation modeling.

Текст научной работы на тему «Ситуационные центры как инструмент повышения эффективности управления»

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2013. X? 1 (25)

К.М. ХОЛОСТОВ,

заместитель начальника центра командно-штабных учений,

кандидат технических наук (Академия управления МВД России)

Ситуационные центры как инструмент повышения эффективности управления

В статье рассматриваются история возникновения и основы функционирования ситуационных центров в России, анализируются формы их практической реализации и причины недостаточной эффективности, определяются направления совершенствования действующих, а также возможности создания перспективных систем ситуационного моделирования.

Ситуационные центры, ситуационный подход к управлению, системы ситуационного моделирования, системы ситуационного отображения информации.

В изучении ситуационного подхода в управлении различными сферами человеческой деятельности наблюдается активный исследовательский интерес, итог — создание различных видов ситуационных центров в федеральных министерствах, при региональных правительствах, в государственных корпорациях и на крупных предприятиях для отслеживания развития определенных ситуаций, анализа результатов реагирования структурных подразделений и территориальных филиалов на происходящие изменения.

В образовательных учреждениях также активно внедряются методы ситуационного обучения.

В целом под ситуационным центром (далее - СЦ) понимается специально отведенное помещение (несколько помещений), оснащенное средствами аудио- и видеоконференцсвязи, интерактивного представления информации, а также системами сбора, обработки и хранения данных, системами поддержки принятия управленческих решений, системами управления силами и средствами, предназначенными для размещения операторов и лиц, принимающих решения. Данный объект вместе с персоналом призван обеспечивать условия для оперативного принятия управленческих решений, осуществлять контроль и мониторинг объектов различной природы, наблюдать за развитием ситуации и решать иные специальные задачи.

Основные функции ситуационного центра: — мониторинг состояния управляемой системы или объектов, а также самой системы управления с использованием средств визуализации и интерактивных систем;

— поддержка информационными и вычислительными ресурсами процесса сбора, обработки и анализа информации об управляемой системе или объектах;

— обеспечение функционирования систем поддержки принятия управленческих решений, связи и автоматизированного управления силами и средствами;

— защита работы климатических систем, систем катастрофоустойчивости, резервных и прочих вспомогательных систем.

Необходимость создания специализированных СЦ обусловлена потребностью комплексного подхода к вопросам управления и сбалансированного сочетания разноуровневых интересов (например, соотношения федеральных и региональных) при решении управленческих проблем, а также возможностью просчитывать и анализировать последствия управленческих решений в режиме реального времени.

Развитие системы СЦ закладывает технологическую основу для функционирования такой, например, структуры государственного управления, как «электронное правительство» [8]. В соответствии с мировыми тенденциями в нашей стране в начале XXI в. была разработана Целевая программа «Электронная Россия», принятая постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В качестве ее продолжения распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р была утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [2, 3].

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации элементы структуры ситуационных центров реализуются в дежурных частях органов внутренних дел в рамках приказа МВД России от 27 августа 2009 г. № 661 «О вводе в эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы дежурных частей внутренних дел Российской Федерации» [4].

Во внутренних войсках МВД России работает система центров автоматизированного управления войсками, деятельность которых регламентирована положениями, утвержденными приказом МВД России от 5 февраля 2009 г. № 106 «Об утверждении типового положения о центре

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)

автоматизированной системы управления при управлении оперативно-территориального объединения внутренних войск МВД России» [5]. В рамках реализации приказа МВД России от 30 июля 2011 г. № 891 «О мероприятиях по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел» [6] разрабатывается единая автоматизированная система управлении силами и средствами МВД России на основе ГЛОНАСС.

Министерство внутренних дел Российской Федерации наряду с другими органами исполнительной власти приступило к реализации концептуальных решений правительства по расширению сферы использования автоматизированных систем управления и информационно-аналитического обеспечения в деятельности органов внутренних дел, а также электронному взаимодействию с иными органами государственной власти и гражданами. Об этом свидетельствует и деятельность органов внутренних дел: в рамках вышеприведенных нормативных правовых актов были приняты соответствующие решения, создана система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), использование которой позволяет МВД России оказывать уже сейчас ряд государственных услуг в электронном виде. Отметим, что предоставление услуг посредством единого электронного портала госуслуг осуществляется с 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [ 1 ].

Интенсивное развитие этого направления привело к расширению класса автоматизированных управляющих систем, возникла необходимость в научно-техническом обеспечении их разработки, создании и применении по основному назначению. Это в полной мере касается подразделений органов внутренних дел, в основе функционирования которых лежат ситуационные комплексы (дежурные части, центры оперативного управления, пульты централизованной охраны и др.). Они также требуют модернизации, научного осмысления в части повышения их эффективности. Думается, можно шире применять ситуационные системы управления и в процессе решения иных задач, стоящих перед МВД России.

Остановимся кратко на содержании ситуационного подхода в управлении, рассмотрим основные задачи, решаемые в рамках современных СЦ применительно к органам внутренних дел.

Ситуационный подход к управлению имеет сходство с системным подходом: он является руководством к действию, и вместе с тем выступает в качестве способа, помогающего осмыслить и решить возникшие организационные

проблемы. При ситуационном подходе процесс общего управления схож с применимым при системном подходе, но специфические приемы, которые используются руководителем для эффективного достижения целей, могут значительно различаться. В центре внимания руководителя при рассматриваемом подходе к управлению — ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые влияют на деятельность организации (учреждения) в конкретное время.

Для руководителя органом внутренних дел такое положение дел является стандартным, так как часто в условиях фактически сложившейся ситуации (криминальной, чрезвычайной и пр.) он должен принять решение по минимизации ее последствий.

Таким образом, задача ситуационного подхода видится в установлении связи между конкретными приемами и концепцией управления организацией (учреждением) в конкретной ситуации для достижения намеченных целей наиболее эффективным путем.

Ситуационный подход является одним из перспективных разработок современной науки социального управления. Это один из инструментов, который необходим для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций, проводимого для принятия важных управленческих решений. Вместе с тем он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику процесса выработки решения в конкретной ситуации, а также установить те основные управляющие воздействия, которые способны повлиять на ее развитие.

Однако, по нашему мнению, одно из основных достоинств ситуационного подхода — это возможность формализации ряда процедур подготовки управленческого решения. Это является важным фактором с учетом того, что большинство проблем, решаемых руководителем органа внутренних дел, слабо структурированы. В связи с этим возможность использования стандартных алгоритмов и формальных процедур становится основой для применения в управленческом процессе автоматизированных средств обработки и анализа информации, прогнозирования развития ситуации на базе математических методов. Именно ситуационный подход дает возможность использовать вычислительный и информационный потенциал современных электронно-вычислительных устройств и систем для реализации главных управленческих функций, исключив влияние субъективизма и других недостатков, свойственных управлению, основанному на интуиции («шестом чувстве», «даре предвидения» и пр.).

Однако не стоит воспринимать вышенапи-санное как призыв к исключению из управленческого процесса таких фундаментальных понятий,

| 155Ы 2072-9391

£ Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25)

как практический опыт и знания руководителя. Ситуационный центр с его «электронным мозгом» должен стать эффективным и гибким инструментом в руках тех. кто разрабатывает и принимает управленческие решения.

Рассмотрим практическую реализацию идеи СЦ. его состав, оснащенность и результативность работы.

Основу СЦ на практике составляет программно-аппаратный комплекс, включающий в себя различные системы, в зависимости от назначения центра. Главная из них — система ситуационного моделирования (ССМ) - это комплекс программных и аппаратных средств, которые позволяют хранить, отображать, симулировать (имитировать) или анализировать информацию. Остальные системы и подсистемы (связи, контроля доступа, защиты информации), в том числе телеметрические подсистемы, медиасистемы и пр. также важны, но оказывают меньшее влияние на функционирование СЦ в целом.

По назначению ССМ можно разделить на три основных класса: системы ситуационного отображения информации (ССОИ), системы динамического моделирования ситуаций (СДМС) и аналитические ситуационные системы (АСС) [7]. Необходимо отметить, что СДМС должна иметь возможность отображения ситуационной модели и. следовательно, может содержать ССОИ как один из своих компонентов, но для реатизации СДМС не всегда требуется отображение ситуационной модели на экране коллективного пользования. использование когнитивной графики и т. д.

Наиболее известным из всех СЦ в нашей стране является Национальный центр управления в кризисных ситуациях, развернутый в Москве на базе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Данный Центр, как и большинство современных СЦ, построен на основе систем именно ситуационного отображения информации, т. е. это - мониторинговый центр. В таких учреждениях операторами системы производится сбор информации, предварительный ее анализ и последующая визуализация; основной задачей является максимально эффективный сбор сведений о ситуации для последующей их передачи руководителю (или коллективу управленцев). Отметим, что в условиях высокоразвитых технических возможностей такие функции реализуются оперативно.

Думается, огромный потенциал таких центров этими функциями не исчерпывается, и в этом проблема низкой эффективности работы некоторых из них. Для определенного класса СЦ такое решение по реализации ССМ вполне оправданно: типичными для ситуационных систем отображения информации являются зада-

чи наблюдения за большим ареалом земной поверхности; наблюдения (управления) сложными технологическими процессами (например, на атомных электростанциях); управления (навигации) подвижными объектами в обозначенных средах; управления транспортными узлами [10].

Доступное и концентрированное отображение информации о ситуации в графическом, табличном и других видах облегчает руководителю задачу по принятию управленческого решения, однако деятельность СЦ нам видится несколько шире. Например, программно-аппаратные комплексы на основе собранной информации и специально разработанных математических моделей способны эффективно прогнозировать развитие ситуации, производить автоматизированный расчет сил и средств, необходимых для реагирования, запускать автоматизированную систему оповещения, формировать команды на принятие неотложных мер и многое другое. В данном случае в основу работы центра должны быть заложены системы динамического моделирования ситуаций и аналитические ситуационные системы.

Обратимся к работе одного из действующих в Москве ситуационного центра по управлению подвижными нарядами полиции на основе системы ГЛОНАСС.

Система представляет собой комплекс, в который входит сервер обработки данных о местоположении контролируемых объектов, электронная карта города, система передачи информации от подвижных объектов к серверу и абонентских устройств, снабженных навигационными приемниками ГЛОНАСС. Она предназначена для управления силами и средствами МВД России. Но какие элементы управления реализуются на деле? Можно установить местонахождение наряда, наряд может передать сигнал тревоги. Это очень важно, но, по сути, составляет только функцию контроля. При этом оперативный дежурный не сможет спланировать комплексное использование всех нарядов, поскольку при наличии информации об их местонахождении он не знает, какие сейчас задачи выполняют сотрудники (экипаж ДПС, группа немедленного реагирования ОВО, экипаж конвойного подразделения, наряд ППС и т. д.). Осуществлять прогнозирование невозможно по той же причине. И в то же время организация исполнения принятых решений осуществляется по традиционной схеме: по запросу дежурного экипаж (наряд) уточняет выполняемые им задачи и получает указания по дальнейшим действиям. Таким образом, система управления подвижными нарядами на основе системы ГЛОНАСС осуществляет функцию контроля за нарядами с реализованной функцией визуализации и привязки к местности. Следовательно,

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (23)

эффективность работы такого ситуационного центра невелика, учитывая затраты на его создание и эксплуатацию.

Следует отметить еще один недостаток, сопутствующий проектированию и созданию центров оперативного реагирования на базе ССОИ: значительная часть информации отображается с помощью устройств визуализации, при этом большинство систем использует в том или ином качестве геоинформационные системы (ГИС). Типичными для рассматриваемых систем являются задачи отображения информации о результатах наблюдения, связанных именно с земной поверхностью. Однако ГИС чаще всего разрабатываются и эксплуатируются с избыточной информативностью, т. е. та дискретность и точность, которая заложена, заведомо выше требуемой для принятия управленческого решения. Избыточность обрабатываемой информации ведет к потерям вычислительных мощностей при работе оборудования, возрастают финансовые затраты на разработку специализированного программного обеспечения и пр.

Исследовав суть ССМ, мы пришли к выводу, что в системах, где применяется динамическое моделирование и анализ ситуации, одна из наиболее востребованных функций, возлагаемых на «электронный мозг», — это прогнозирование реакции управляемой системы на управленческое воздействие. Только при реализации

этой функции модель управленческого цикла, созданная системой моделирования, станет целостной и замкнется, образовав цепь обратной связи [9]. Во всех иных случаях будет происходить переход от ситуации к ее модели только на одном или нескольких участках управленческого цикла, что в корне неправильно и на порядок снижает эффективность работы ситуационного центра. С учетом этого на реализацию функции динамического прогнозирования развития ситуации после предполагаемого управленческого воздействия стоит обратить особое внимание.

По нашему мнению, причины неполного и малоэффективного использования возможностей, предоставляемых ССМ, — прежде всего в недоверии к автоматизированным системам и неготовности руководителей работать в новом «формате».

Учитывая актуальность ситуационного подхода к управлению в социальных системах, а также вышеназванные особенности развития СЦ в органах внутренних дел и других правоохранительных структурах, можно заключить, что основное направление развития рассматриваемых систем — это расширение спектра задач, возлагаемых на СЦ, включая моделирование ситуации и реакции управляемой системы на управляющее воздействие в совокупности со снижением непроизводительных затрат, закладываемых при разработке и создании новых систем ситуационного моделирования.

Список литературы

1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // 6. СПС КонсультантПлюс.

2. О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002— 2010 гг.)»: постановление Правительства РФ

от 10 сентября 2009 г. № 721 // СПС Гарант. 7.

3. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2012-2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р// 8. Рос. газ. 2010. 16 нояб.

4. О вводе в эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы дежурных частей внутренних дел Российской 9. Федерации: приказ МВД России от 27 августа 2009 г. № 661. 10.

5. Об утверждении типового положения о центре автоматизированной системы управления при управлении оперативно-территориального объединения внутренних войск

МВД России: приказ МВД России от 5 февраля 2009 г. № 106.

О мероприятиях по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел: приказ МВД России от 30 июля 2011 г. №891.

Горшенин В.М. Ситуационное управление как основа устойчивого развития государства. URL: http://www.nasledie.ru (дата обращения: 20.11.2012). Жумаев Ю.Г. Электронное правительство -максимальная эффективность управления государством // Правовые вопросы связи. 2009. № 1.

Литвак Б.В. Управленческие решения. М., 2006.

Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами / П.В. Шеметов, JI.E. Череднекова, C.B. Петухова. М., 2007.

E-mail: hkm tula@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.