Научная статья на тему 'Ситуационное управление в структуре государственного регулирования использования радиочастотного спектра'

Ситуационное управление в структуре государственного регулирования использования радиочастотного спектра Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / SITUATION CENTER / РАДИОЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР / RADIO FREQUENCY RANGE / СТРУКТУРА УП-РАВЛЕНИЯ / MANAGERIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черторинский Виталий Валерьевич

Рассматривается модель специальной управленческой структуры, называемой ситуационным центром. Особое внимание уделяется механизму государственного управления использования радиочастотного спектра на территории Дальневосточного федерального округа. Проведен анализ современного состояния системы управления использованием радиочастотного спектра при внедрении ситуационного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author describes the model of special managerial structure which is called a situational center. He focuses attention on the mechanism of state regulation of using radio frequency range on the territory of the Far East. The article analyzes the present condition of the system of managing the use of radio frequency range when the situation center is initiated.

Текст научной работы на тему «Ситуационное управление в структуре государственного регулирования использования радиочастотного спектра»

В. В. Черторинский

СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА

Рассматривается модель специальной управленческой структуры, называемой ситуационным центром. Особое внимание уделяется механизму государственного управления использования радиочастотного спектра на территории Дальневосточного федерального округа. Проведен анализ современного состояния системы управления использованием радиочастотного спектра при внедрении ситуационного центра.

Ключевые слова и словосочетания: государственное регулирование, ситуационный центр, радиочастотный спектр, структура управления.

Радиочастотный спектр - ограниченный ресурс, доступ к которому строго регулируется национальными и международными рамками. Ограниченность ресурса требует его эффективного использования, которое заключается не только в эффективном частотном планировании и присвоении частот вводимым в эксплуатацию радиоэлектронным средствам, но и в соблюдении обязательных требований и правил использования частотных присвоений.

В Российской Федерации проводится радиоконтроль, являющийся одним из главных элементов государственного управления использованием радиочастотного спектра. В соответствии с действующим законодательством радиоконтроль за радиоэлектронными средствами гражданского назначения возложен на радиочастотную службу. Федеральное государственное унитарное предприятие «Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа» (ФГУП «РЧЦ ДФО») входит в состав радиочастотной службы Российской Федерации и осуществляет свои функции и задачи в соответствии с Положением о радиочастотной службе. Реализация полномочий, возложенных на радиочастотную службу, возможна только при организации эффективного и оперативного управления деятельностью входящих в ее состав предприятий в целом и их отдельных подразделений, в частности. Управление системой контроля за использованием радиочастотного спектра с учетом особенности его круглосуточного использования должно быть непрерывным. Необходимо учитывать, что эффективная работа предприятий радиочастотной службы невозможна без взаимодействия с другими государственными структурами, отвечающими за надлежащее использование радиочастотного спектра.

Основой системы управления контролем за использованием радиочастотного спектра должны стать ситуационные центры, включающие в себя органы управления и средства управления (сеть связи и передачи данных, автоматизированные системы управления, технологические системы, информационные ресурсы и базы данных). Головным пунктом в системе взаимодействия

уполномоченных государственных органов по вопросу контроля за использованием радиочастотного спектра является действующий федеральный Ситуационный центр Роскомнадзора.

Рассмотрим структуру ситуационного центра, который планируется внедрить в Радиочастотном центре Дальневосточного федерального округа, а также цели, задачи и мероприятия, выполняемые в рамках действующего законодательства.

Управление системой контроля использования радиочастотного спектра в Радиочастотном центре Дальневосточного федерального округа планируется осуществлять из ситуационного центра, который станет информационным звеном системы управления радиочастотным спектром в Российской Федерации. С учетом того, что любое управление невозможно без информационного обеспечения Ситуационный центр ФГУП «РЧЦ ДФО», будет создан для:

- взаимодействия в режиме реального времени с филиалами предприятия, вышестоящими организациями, предприятиями радиочастотной службы;

- сбора, обработки и анализа информации о деятельности предприятия;

- анализа эффективности осуществления мероприятий радиоконтроля;

- сокращения времени доведения приказов, распоряжений, указаний и контроля за их качественным исполнением;

- оперативного реагирования при возникновении внештатных ситуаций в процессе производственной деятельности;

- подготовки формализованной информации в интересах Роскомнадзора, Минкомсвязи и других заинтересованных сторон.

Ситуационный центр позволит в режиме реального времени проводить моделирование радиоэлектронной и электромагнитной обстановки в зоне ответственности радиочастотного центра, обеспечить обоснованность принятия решений по вопросам производственной деятельности, автоматизировать процессы планирования и контроля исполнения решений, организовать видеоинформационное взаимодействие с ситуационными центрами предприятий радиочастотной службы.

Ситуационный центр должен представлять собой интегрированный программно-аппаратный комплекс, реализующий функции подготовки и поддержки принятия решений, доведение решений директорам филиалов, руководителям структурных подразделений и контроля за их исполнением в режиме реального времени.

Основные элементы технического оснащения ситуационного центра следующие: средства организации и проведения совещаний; средства приема и отображения аудиовизуальной информации; технологические средства обеспечения работоспособности функциональных систем; единая система управления ситуационного центра; телекоммуникационные средства, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам и базам данных радиочастотной службы.

При реализации основных элементов технического оснащения в задачи центра входят:

- сбор, накопление, обработка и анализ данных о состоянии использования радиочастотного спектра в Дальневосточном федеральном округе;

- контроль за техническим состоянием сил и средств подразделений радиоконтроля;

- контроль за выполнением внеплановых мероприятий радиоконтроля;

- контроль выполнения мероприятий радиоконтроля в целях обеспечения международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот;

- учет результатов работы подразделений радиоконтроля ФГУП «РЧЦ ДФО»;

- подготовка и предоставление отчетных документов, информационно-аналитических и справочных материалов по результатам производственной деятельности;

- обеспечение визуального отображения информации о реальной электромагнитной обстановке как во всем округе, так и в отдельно взятых районах;

- обеспечение информационного взаимодействия по вопросам использования радиочастотного спектра с федеральным и региональными ситуационными центрами предприятий радиочастотной службы, центральным аппаратом и территориальными органами Роскомнадзора, дежурными службами ФСБ России, ФСО России, Минобороны России, МВД России и МЧС России.

Для реализации функции подготовки и поддержки принятия решений ситуационный центр должен обеспечивать:

- отображение учетной базы РЭС и частотных присвоений с обеспечением возможности формирования типовых запросов по набору критериев и отслеживания их изменений;

- отображение планов работы предприятия, в том числе планов радиоконтроля на год, месяц, день и динамику их выполнения;

- отображение технического состояния и функциональных возможностей радиоконтрольного оборудования;

- отображение данных результатов радиоконтроля в табличных формах с реализацией возможности сравнения их с результатами предыдущих измерений;

- отображение на цифровых картах помеховой ситуации и электромагнитной обстановки приграничных районов ДФО;

- трансляцию учетных данных РЭС и частотных присвоений, результатов радиоконтроля на Ситуационный центр Роскомнадзора;

- проведение видеоконференций с участием центрального аппарата и территориальных управлений Роскомнадзора, взаимодействующими ситуационными центрами радиочастотных центров федеральных округов (РЧЦ ФО), филиалами ФГУП «РЧЦ ДФО» и другими заинтересованными государственными органами.

Организация функционирования ситуационного центра должна быть возложена на отдел обеспечения деятельности ситуационного центра, структурно входящего в состав Управления радиоконтроля ФГУП «РЧЦ ДФО».

Ситуационный центр ФГУП «РЧЦ ДФО» в силу своей важности должен осуществлять свою деятельность круглосуточно. Возможные режимы работ ситуационного центра: штатный и внештатный. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации

ситуационный центр функционирует в режиме повседневной деятельности, в штатном режиме. Внештатный режим работы ситуационного центра может вводиться в случае возникновения на территории Дальневосточного федерального округа особых ситуаций, требующих оперативного принятия решения, в том числе чрезвычайных ситуаций. Основными мероприятиями, проводимыми в режиме «внештатный», являются усиление состава дежурной службы и должностных лиц органов управления; непрерывный сбор, анализ информации об использовании радиочастотного спектра с учетом сложившейся ситуации; предоставление оперативных заключений по ситуации руководству ФГУП «РЧЦ ДФО»; подготовка для руководства предприятия вариантов управленческих решений с учетом складывающейся обстановки.

Учитывая сложившуюся структуру ФГУП «РЧЦ ДФО», контроль за выполнением планов радиоконтроля может осуществляться путем обобщения и анализа поступающих в ситуационный центр ежесуточных, еженедельных и ежемесячных отчетов о результатах работы подразделений радиоконтроля. Результаты анализа в установленной форме предоставляются руководству ФГУП «РЧЦ ДФО» и в вышестоящие организации.

Для оперативной работы Ситуационного центра ФГУП «РЧЦ ДФО» необходима двухсторонняя связь. Она подразумевает, что сотрудники структурных подразделений предприятия должны оперативно (своевременно) и в полном объеме предоставлять в отдел обеспечения деятельности ситуационного центра информацию, необходимую для оперативного выполнения задач. Информация о внештатных ситуациях, в том числе о всех фактах неисправности радиоконтрольного и другого оборудования филиалов, автотранспорта, отсутствия каналов связи и передачи данных, дорожно-транспортных происшествий, изменений в планах работ должна доводиться до начальника отдела обеспечения деятельности ситуационного центра немедленно.

По своей сути ситуационный центр - одна из наиболее эффективных форм реализации систем поддержки принятия решений. Это гибкий инструмент управленческой деятельности, существенным достоинством которого является возможность применения в широком функциональном диапазоне. Интерес к подобным комплексам обусловлен не только задачей повышения оперативности управления процессами на предприятиях и в обществе. Весьма актуальна сегодня проблема повышения ответственности за результаты принятых решений.

Список литературы

1. Бращин Р. М. Методы государственного регулирования естественных монополий // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2008. - № 6 (24).

2. Панов А. В. Разработка управленческих решений: информационные технологии. - М. : Горячая линия - Телеком, 2004.

3. Федеральный закон от 7 июня 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (ред. от 2 февраля 2006 г., с изм. от 28 февраля 2006 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.