УДК 74. 580
СИТУАЦИОННО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО АУДИТА
О.А. Гаврилова, М.Д. Ильязова, С.С. Панарина
В статье представлен опыт реализации ситуационно-поведенческого тестирования (СПТ) в оценке сформированном^ компетенций выпускников программы повышения квалификации в сфере энергоаудита. СПТ рассматривается как комплекс моделирующих заданий проблемного характера, позволяющих наблюдать поведение испытуемых в ситуации, психологически максимально приближенной к социальному и предметному контекстам профессиональной деятельности
Ключевые слова: энергоаудит, ситуационно-поведенческое тестирование, дополнительное профессиональное образование, компетенция
Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований № 14-0300313 «Регион как социальная и образовательная платформа для развития кадрового потенциала инженерного корпуса
Эффективное использование ресурсов во всех сферах, и особенно в энергетике - одна из наиболее обсуждаемых тем в наше время [8, 10]. Действенным механизмом обеспечения
ресурсосбережения является энергетический аудит, позволяющий выявить места нерациональных энергетических затрат, иногда даже те, которые не заметны специалистам эксплуатационных служб предприятия, находящихся в «текучке» производственного процесса. Для подготовки профессиональных энергоаудиторов в ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа, и в данной статье мы представляем опыт проведения оценки сформированности компетенций
выпускников методом ситуационно-поведенческого тестирования.
Ситуационно-поведенческое исследование/тестирование (СПТ) - комплекс моделирующих заданий проблемного характера, позволяющих наблюдать поведение испытуемых в ситуации, психологически максимально
приближенной к социальному и предметному контекстам профессиональной деятельности (А. А. Вербицкий) [3].
Преимущество такой формы оценки компетенций заключается в том, что, в отличие от психологических тестов, интервью,
представляющих собой, прежде всего, представления респондента о самом себе и самоотчет, СПТ позволяет «непосредственно увидеть» возможности специалиста. При этом
Гаврилова Ольга Анатольевна - АГТУ, канд. экон. наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования, e-mail: idpo-astu@mail.ru Ильязова Марьям Даниловна - АГТУ, д-р пед. наук, профессор, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования e-mail: iliazovamd@yandex.ru
Панарина Светлана Сергеевна - АГТУ, ведущий переводчик, e-mail: svetamilyaeva@gmail.com
моделирующий характер СПТ снижает и так называемую социальную желательность в поведении [1, 2, 5, 6, 8].
В ходе проектирования процедур СПТ мы использовали разработанную ранее модель компетентности энергоаудитора [4], включающую необходимый и достаточный перечень компетентностей - социально-психологических и профессиональных. В число социально-психологических компетентностей (СПК) энергоаудитора вошли:
• СПК-1: умение выбирать на основе большого количества информации ту, что необходима для решения данной задачи (мышление);
• СПК-2: умение активно и последовательно отстаивать свои интересы, открыто заявлять о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих (ассертивность);
• СПК-3: желание и способность тесно контактировать и взаимодействовать с другими людьми (аффилиация);
• СПК-3: умение взять на себя функции распределения времени, последовательности высказываний, структурирует различные типы решений;
• СПК-4: готовность к поиску новых путей решения проблемы (гибкость);
• СПК-5: умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других лиц;
• СПК-6: способность сохранять свои эмоциональные ресурсы в сложной ситуации, при принятии ответственных решений (стрессоустойчивость);
• СПК-7: способность выслушать, понять другого человека, доходчиво и ясно изложить свое мнение (коммуникативные способности).
В качестве профессиональных компетентностей (ПК) энергоаудитора были определены:
• ПК-1: способность к проведению энергетического обследования объекта методом на этапе сбора формальных показателей;
• ПК-2: способность к проведению энергетического обследования методом визуального осмотра объекта;
• ПК-3: способность проводить анализ технической документации на энергопотребляющее оборудование;
• ПК-4: способность к проведению инструментального энергетического обследования объекта;
• ПК-5: способность обрабатывать и анализировать результаты энергетического обследования;
• ПК-6: способность разрабатывать энергетический паспорт предприятия, в том числе перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
• ПК-7: умение составить отчет по результатам энергетического обследования.
Основными субъектами СПТ выступали: 1) оцениваемые работники (энергоаудиторы), 2) ведущий группы, 3) эксперты (наблюдатели). В процессе СПТ перед энергоаудиторами ставились проблемные задачи, которые требовали от них внутригруппового взаимодействия. Участники деловой игры были разделены на две группы энергоаудиторов, каждая из которых на протяжении всей диагностики находилась под наблюдением двух экспертов; минимальный размер группы составлял от 6 до 12 человек. При формировании групп учитывали принцип профессиональной, должностной и возрастной однородности участников группы.
Рис. 1. Работа экспертов в процессе СПТ Учитывая, что групповые процессы способствуют обнаружению социально-психологических характеристик изучаемых работников, стимулировали ситуационную мотивацию (конкурентные или кооперативные мотивы), повышающую их активность и вовлеченность в процесс совместной деятельности, создавали ситуации эмоциональной напряженности или, наоборот, нивелировали ее. В начале работы ведущий рассказал участникам о целях и процедуре СПТ, познакомил их друг с другом, представил помощников и экспертов, предложил задания для решения, рассказал об условиях каждой задачи, распределил роли в играх, выдал необходимые документы. В данном СПТ
были использованы четыре упражнения: Упражнение 1 «Последовательность действий энергоаудитора», Упражнение 2 «Задачи -инструменты-проблемы-компетенции», Упражнение 3 «Анализ кейса «Энергоаудит в МБОУ Среднебаскунчакская школа», Упражнение 4 «Ролевая игра «Энергоаудит в МБОУ «Среднебаскунчакская школа».
В состав экспертной группы вошли специалисты в сфере энергетического аудита и энергетического менеджмента, члены
некоммерческого партнёрства «Каспийская ассоциация энергоаудиторов, аудиторских и экспертных организаций», представители академической среды - преподаватели Института морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского государственного технического университета, топ-менеджеры филиала ОАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго». Эксперты обеспечивали постоянную и всестороннюю оценку специалистов по необходимым критериям. При необходимости ведущий также привлекал экспертов к деятельности внутри группы, переадресуя им некоторые вопросы, которые были заданы ему. Кроме того, эксперты выполняли и педагогическую функцию: в некоторых видах групповой деятельностиони консультировали испытуемых (что было предусмотрено сценарием СПТ) по вопросам технологий проведения энергетического аудита (Рис. 1).
Наблюдение экспертов за деятельностью испытуемых было структурированным: оценку и анализ поведения оцениваемых специалистов проводили по заранее заданным критериям. При определении критериев учитывали требования однозначности и измеримости, описывали их в виде поведенческих паттернов так, как их можно наблюдать непосредственно в самом процессе исследования, при решении предлагаемых задач.
Например, СПК-2 (ассертивность) была описана в следующих проявлениях: умеет активно и последовательно отстаивать свои интересы, открыто заявлять о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих, задает общий эмоциональный фон в группе, позитивные или негативные изменения настроения данного члена группы немедленно отражаются на состоянии остальных, может увлечь остальных членов группы своей идеей, пусть даже совершенно нелогичной.
Рис. 2. Выполнение задания «Последовательность действий энергоаудитора»
Задача экспертов заключалась не только в том, чтобы наблюдать, но и фиксировать результаты своего наблюдения. При оценке степени выраженности каждой компетентности была использована интервальная трёхбалльная шкала: «компетентность проявлена в полной мере», «компетентность проявлена в достаточной мере», «компетентность не проявлена». В данном СПТ мы использовали стратегию непосредственного оценивания поведения испытуемых в процессе наблюдения за ними. Фиксация результатов осуществлялась по определенной схеме, в специально подготовленных бланках (чек-листах). Каждое задание, предлагаемое для решения участникам группы, являлось самостоятельным этапом и предполагало отдельную оценку по всем критериям. В результате испытуемый получал столько оценок по каждому конкретному критерию, сколько было заданий, дававших возможность исследовать это качество. Итоговой оценкой сформированности компетентности участника СПТ выступала в нашем исследовании медиана, для получения которой выстраиваются все оценки по степени возрастания и их них берется та, которая находится в середине между всеми остальными, либо, среднее значение между двумя средними оценками.
Ситуационно-поведенческие задания
основаны на имитации реальной деятельности специалиста или ее отдельных ключевых моментов. Задания для СПТ разрабатывались таким образом, чтобы они максимально полно соответствовали по своим психологическим характеристикам тем задачам, которые возникают перед энергоаудитором в его трудовой деятельности. Моделирование профессионального и социально-психологического контекстов в упражнениях достигалось решением проблемных задач и разыгрыванием ролей. Так, в ходе выполнения упражнений «Последовательность действий энергоаудитора» (Рис. 2) и «Задачи-инструменты-проблемы-компетенции» (Табл. 1) участникам СПТ предлагалось расставить в логической последовательности задачи, которые решает энергоаудитор в ходе проведения энергетического обследования объекта, определить инструменты, которыми руководствуется энергоаудитор на каждом этапе, обсудить и сформулировать проблемы, возникающие при реализации каждого этапа, определить и записать компетенции, необходимые для достижения успеха, защитить своей проект в форме презентации с последующим обсуждением принятых решений.
Таблица 1
Перечень задач для определения порядка их выполнения энергоаудитором в ходе энергетического
исследования
Задачи, которые решает энергоаудитор в ходе проведения энергетического обследования Порядковый номер
анализ технической документации на энергопотребляющее оборудование
инструментальное обследование
определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности
определение показателей энергетической эффективности
сбор объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов
составление отчета по результатам энергетического обследования
обработка и анализ результатов энергетического обследования
разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
осмотр объекта
проведение стоимостной оценки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
проведение предварительного технико-экономического обоснования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
составление энергетического паспорта
получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов
разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведения их стоимостной оценки
В ходе выполнения второго упражнения «Задачи - инструменты - проблемы - компетенции» (Табл. 2) испытуемых просили определить инструменты (конкретные методические материалы, инструкции, нормативные правовые акты, технические регламенты, ГОСТы и (или) специфическое материально-техническое
обеспечение), которыми руководствуется энергоаудитор на каждом этапе, обсудить и
сформулировать проблемы (Табл. 3), которые возникают при реализации каждого этапа, определить и записать компетенции, необходимые для достижения хороших результатов. Упражнение завершала презентация коллективного решения. В ходе презентации испытуемым и экспертам-наблюдателям была предоставлена возможность задавать вопросы.
Таблица 2
Расп ределение задач, инструментов и компетенций энергоаудитора
Этапы энергетического аудита Инструменты (конкретные методические материалы, инструкции, нормативные правовые акты, технические регламенты, ГОСТы и (или) специфическое материально-техническое обеспечение, которые будут использованы) Компетенции энергоаудитора, необходимые для выполнения данной задачи
Актуальной диагностикой профессиональной компетентности стал анализ конкретной ситуации кейса и заполнение энергетического паспорта реально существующего объекта -Среднебаскунчакской основной
общеобразовательной школы, его энергетическая экспертиза. В кейсе были представлены характеристика организации, данные для расчета показателей энергопотребления. Задача кейсовых упражнений состояла в диагностике и решении проблем, которые возникают в ходе энергетического обследования. Помимо прочего, к ним относятся проблемы социально-психологического характера -
Распределение задач энергоаудитора
нежелание руководителей предприятий идти на контакт с энергоаудитором и недостаточно развитые коммуникативные навыки специалистов в области энергосбережения.
В основе энергетического аудита лежит желание руководства иметь достоверную картину о физическом состоянии основных средств, иметь список энергосберегающих мероприятий с оценкой их стоимости, целесообразности, окупаемости. Энергетический паспорт и программа энергосбережения составляются энергоудитором. Фактически от него зависит мониторинг потенциала энергосебережения предприятия или организации.
Таблица 3
и проблем, возникающих при их решении
Задачи, которые решает энергоаудитор в ходе проведения энергетического обследования Проблемы, возникающие при выполнении данной задачи
Проблемы технического, инженерного характера Проблемы социально-психологического характера
Применение технологий ситуационно-поведенческого тестирования в оценке компетенций энергоаудиторов позволяет не только выявить недостающие компоненты отдельных компетенций, которые необходимо реализовать в ходе энергетического обследования, но и восполнить эти пробелы посредством моделируемых
профессионально ориентированных ситуаций. Исследования в этой области ведутся и будут продолжены, предварительные результаты говорят об эффективности предложенного подхода.
Литература
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-239с.
2. Баллантайн И. Центры оценки и развития// И. Баллантайн, Н. Пова. -М.: HIPPO, 2003.-201 с.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
Астраханский государственный технический университет
4. Ильязова М.Д., Панарина С.С. Модель выпускника программы повышения квалификации в сфере энергетического аудита: компетентностный подход//Технологии построения систем образования с заданными свойствами: материалы IV Международной научно-практической конференции, 21-22 ноября 2013 г.-М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.- 254с. С.59-61.
5. Мотовилин О.Г., Мотовилина И.А. Оценка персонала в современных организациях. Ассесменттехнологии. Профессиография. Организационная диагностика. - М.: Изд-во Института консультирования и системных решений, 2009.-388с.
6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.-СПб.: Речь, 2007.-448 с.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. 2446-р. Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
8. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.
9. http://portal-energo.ru/.
SITUATIONAL AND BEHAVIORAL TESTING WHILE ASSESSING THE COMPETECIES OF A GRADUATE IN A SKILL-BUILDING PROGRAM IN THE AREA OF ENERGY AUDIT
O.A. Gavrilova, M.D. Iliazova, S.S. Panarina
The paper presents the experience of organizing situational and behavioral testing (SBT) while assessing the level of formed competences of the graduates in a skill-building program in the area of energy audit. SBT is a composition of modeling problem-oriented tasks. It allows to watch the behavior of the testees in a situation which is psychologically maximum close to social and subject contexts of professional activities
Key words: energy audit, situational and behavioral testing, continuing education, competency