Научная статья на тему 'Ситуационно-функциональная природа образовательной взаимодеятельности'

Ситуационно-функциональная природа образовательной взаимодеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ИНВАРИАНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ФУНКЦИЯ / СОВОКУПНОСТЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОТРЕБНОСТЬ / КЛАССНЫЙ ЧАС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиночка Эмиль Григорьевич

Предлагается структура ситуации образовательного процесса (урока, воспитательного мероприятия и т.п.) и структура его функциональной системы, раскрывается их единство, соотношение субъект-объективных связей. Анализ и построение процесса по этой схеме может быть использован в педагогической практике и науке для построения структуры планируемого и выполняемого образовательного действия и его исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационно-функциональная природа образовательной взаимодеятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371 ББК 74.20 М 19

Э.Г. Малиночка

Ситуационно-функциональная природа образовательной взаимодеятельности

(Рецензирована)

Аннотация:

Предлагается структура ситуации образовательного процесса ^ртка, воспитательного мероприятия и т.п.) и структура его функциональной системы, раскрывается их единство, соотношение субъект-объективных связей. Анализ и построение процесса по этой схеме может быть использован в педагогической практике и науке для построения структуры планируемого и выполняемого образовательного действия и его исследования.

:

, , , , -, , , , , .

В образовательном процессе выполнение любого действия - учебного и воспитательного, коллективного и индивидуального, большого и малого обусловлено некоторыми обстоятельствами и осуществляет некоторую функцию, являющуюся его предназначением. Совокупность складывающихся обстоятельств представляет собой образовательную ситуацию, а необходимую функцию выполняет создаваемая образовательная функциональная система.

Ситуация создается перед началом планируемой деятельности. Каждое выполненное действие своими результатами вносит изменение в ситуацию, вследствие чего она переходит в новое текущее состояние. Это вызывает необходимость изменить функциональное действие, сделать его адекватным изменившимся условиям. Эти изменения инвариантны относительно предмета, характера и объема усваиваемого материала и продвинутое™ в развитии учащегося, студента, слушателя и т. п.

Педагогическая природа образовательной функциональной системы заключается в том, что в ней выполняется взаимодеятельность человека более образованного с человеком менее образованным, направленная на обогащение образованности последнего, которое может заключаться в появлении нового качества и в развитии существующего.

Рассмотрим процесс образования-рздвития менее образованного участника педагогической

взаимодеятельности - учащегося.

Мы исходим из того, что образовательный процесс всегда начинается с создания образовательной ситуации и существует в форме образовательной функциональной системы.

Образовательная ситуация - это совокупность условий, выполнение которых необходимо для существования этого процесса, а функциональная система - взаимодея-

тельность его сущностных участников (педагога и учащегося), направленная на получение желаемого психологического продукта Образовательная ситуация, функциональная система и ее продукт как компоненты разной природы представляют собой интеграционное единство, выступающее в качестве сущностной ячейки образовательного процесса

Рассмотрим структуру образовательной ситуации. Она представлена на рис. 1. Основные ее компоненты: готовность педагога к организации образовательного процесса» (лекции, классного часа, урока и т. п.), готовность учащегося (воспитанника т.п.) к образовательным действиям, готовность средств освоения компонентов образования.

Готовность педагога состоит из его педагогической образованности, знания компонентов содержания образования, образовательных возможностей (вну^енних и внешних) его учащихся и программы образовательных действий, которая составляется им на основе первых двух компонентов.

Готовность учащегося к образовательным действиям складывается из потребности общества в образованной личности, состояния ее образованности (обученности, воспитанности и т. п.), се потребности, желания и конкретной текущей цели образовательного действия.

Готовность средств освоения компонентов образования - это подготовленность средств обучения учебной литературы, лабораторного оборудования, технических средств и т. д.), воспитания, среды (социальной, учебной и др.), в которой учащиеся находятся и действуют.

Состояние образованности вместе с желанием (мотивом) обусловливают образование цели действия учащегося. В процессе образования цели происходит взаимное влияние друг на друга ее и желания (мотива).

Готовность обучаемого к образовательным действиям

Г отовность педагога

-

ская образованность

Программа образовательной деятельности учащегося

Информационность об образованности учащихся

Образовательные

свойства

Образовательные

действия

Подготов-

ленность

процесса

образования

Средства освоения компонентов образования

-

ные

-

тельност-

ные

Рис.1. Ситуация процесса образования личности

Средства образования имеют специфический состав. Он адекватен природе качеств (свойств) личности. В этих свойствах присутствует понимание явлений природы, которые отображаются в сознании учащегося теориями. В них существует также проявление эмоций. Отношение человека к любому явлению зависит от приятного гаи неприятного переживания его созерцания или иного восприятия (например, мысленного). Человек обращает внимание на те явления, которые вызывают у него отношение к ним и представляют для него какую-либо ценность. Каждое явление образовательного пространства вызывает представление о его значимости, которое влияет на обращение к нему внимания, на стороны и глубину осмысления его. А это и есть его преобразование в сознании.

На основе отмеченного логично выделить следующие четыре группы средств освоения компонента образования - теорийные (сово^пность необходимых теорий), эмоцийные (состав проявляемых в этом состоянии эмоций), ценностные (оценивательные) и жизнедеятельностные. Каждая из этих групп имеет две стороны - содержательную и преобразовательную.

Теорийные средства предоставляют возможность: изучать теорию, содержание предмета, характеристики его компонентов; оперировать его понятиями, компонентами, выполнять с ними разнообразные мыслительные операции. Эмоцийные средства позволяют организовывать переживания наслаждения или отвращения при рассмотрении появляющихся в поле внимания объектов, без чего не может быть полноценного осмысления их. Ценностные средства предоставляют возможность устанав-

ливать значимость рассматриваемых объектов, явлений, чтобы понять, есть ли смысл обращать на них внимание. Жизнедеятельностные средства дают возможность реально включить или мысленно представить включение рассматриваемого объекта в жизненные условия, чтобы правильно понять их место и роль.

Выделенные группы средств не изолированы друг от друга, существуют во взаимосвязях и

взаимообусловленностях. Они выступают и в

материальных, и в идеальных формах. Их совокупность носит средовой характер и предоставляет возможность выполнения образовательных действий, среди которых решающую роль играют действия учения. Эта совокупность может быть более благоприятной или менее благоприятной, но ее присутствие - необходимое условие существования образовательного процесса

Совокупность готовности педагога, учащегося и средств усвоения компонентов образования должна соответствовать требованиям их согласованности и адекватности поставленной образовательной задаче.

Подготовленность образовательного процесса заключается в существовании интеграционного единства всех перечисленных условий, т. е. в их одновременном присутствии и наличии всех необходимых логических связей между ними. Если все они присутствуют, то достаточно выполнить пусковое организационное действие, чтобы процесс начал функционировать.

Однако природу запуска и функционирования образовательного процесса тоже нужно осознать. Каждый процесс может иметь место только благодаря присутст-

вию в нем функциональной системы. Рассмотрим ее сущность.

Сознание педагога Пробуждение обучаемого к действию в соответствии с разработанной программой образовательной деятельности

Сознание учащегося Осмысление предъявленного объекта, цели обогащения представления о нем, способов его преобразования

Выполнение действия по преобразованию объекта

ч

©

сх

с

Е О ЯЗ 5Е

О

о

. 92

ш Й И

» а У

5 я <о

га ш ,5°

ООО

т

- Е

а. а>' с X О £ о

£

а> Е а;

3 га са

X ~7 си

X 2 ю га и

ей о а>

2 са о

со 5 ¡и N ю о Ю О

т

го

0> е

х х

а> а>

I £

Э е

А о

Е га н а

о и

X 5Я

2

о

г

§

§

.сх Ьй

Н

га ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 'Й

о О

т

-

-

є р-

« Е

ё ® Ьй со В § * з 5

о

О

га

-

га а>

о ю о О га л

а. £

5Н о Й 2 ас

Ф £

р* 05 и ^ к о.

т

Проявление объектом нового свойства (сущностный результат), предусмотренного программой

Образовательный объект действий учащегося

Проявление информации о выполнении учащимся заданного действия (функциональный результат)

Рис. 2. Функциональная система сущностных действий образования.

Основы природы функциональной системы раскрыл П.К. Анохин. Ее особенности в предмете педагогики рассмотрены в наших публикациях [1; 2; 3]. На рис. 2 приведена структура образовательной функциональной системы, в процессе действия которой формируется или развивается компонент образованности учащегося.

В образовательной взаимодеятельности функционируют два сущностных участника - педагог и учащийся. В сознании каждого из них существует свой действийный центр. Педагог передаст учащемуся информацию о сложившейся гаи задаваемой образовательной ситуации и задание (задачу), которое требуется выполнить (^шить). Эта информация поступает в сознание учащегося, в котором (в памяти) хранится освоенная им образовательная информация и находится действийный ^правдяющий действиями) компонент личности, приводящий в движе-

ние инструментарий изменения рассматриваемых объектов образования.

Этот инструментарий многопланово многосторонен. Он имеет внутренние и внешние компоненты. У них мы выделяем когнитивную, эмоцийную, ценностную (оцени-вательную) и жизнедеятелыюстную стороны. Каждое качество, свойство личности имеет когнитивное содержание, вызывает эмоциональные переживания (^асивое или некрасивое), ценностные отношения (^жное или ненужное и т. п.; имеет некоторую значимость для него: полезное, бесполезное, вредное, приятное, непонятное...) и проявляется в жизненных действиях (во взаимоотношениях его с другими людьми, с природой и т.д.). В выполняемых учащимся в образовательном процессе действиях приводятся в движение все эти компоненты.

Действия учащегося изменяют его объект, приводят его в новое состояние. Функциональная информация об

этом состоянии поступает и к нему, и к педагогу. Но она не является сущностной, образовательный процесс создается не для того, чтобы преобразовывать этот объект. В изменении объекта проявляются его свойства, информация о которых откладывается в сознании учащегося. Это и есть сущностная информация образовательного процесса, ради которой он проводится.

Эта информация о свойствах объекта обогащает сознание учащегося, вследствие чего следующее действие с ним он выполняет на более высоком уровне компетентности.

Функциональная информация помогает учащемуся оценивать сущностный результат, а преподавателя ставит в известность о том, что учащийся соответствующее действие выполнил, а также о правильности его выполнения.

Рассматриваемая система состоит из двух подсистем (систем второго порядка). В каждой из них имеется свой субъект и объект. В первой субъектом является педагог, а объектом - учащийся. Во второй подсистеме субъект -учащийся, а объект - осваиваемая действительность. В функционировании этих систем решающую роль играет вторая, поскольку именно она дает сущностный, необходимый продукт (из действий учащегося формируются, развиваются его качества, свойства). Первая подсистема играет ведущую роль, так как она наводит учащегося на действия, выполнение которых дает желаемый результат.

Функциональный подход к рассмотрению субъект -объектных отношений в образовательном процессе вуза позволяет заключить следующее. Ведущим субъектом в нем является педагог. Учащийся же является объектом действий педагога. В то же время, учащийся является субъектом решающих событий, в которых производится тот продукт, ради которого существует этот процесс. Значит учащийся - решающий субъект. Объектом его действий является изучаемая действительность.

Учащийся всегда выполняет две необходимые роли

- объекта ведущей и субъекта решающей подсистем. Он является связующим функционалом этих подсистем. Без выполнения им двух рассмотренных функций образовательного процесса не может быть. Действия учащегося интегрируют все рассмотренные нами обстоятельства в единую систему образовательного процесса.

В процессе образовательного мероприятия в каждой системе происходит обмен информацией между субъектом и объектом. При воздействии субъекта на объект осуществляется прямая связь между ними, а в противоположном действии - обратная связь. Воздействия могут осуществляться крупными блоками и малыми порциями. Основные трудности в организации функционирования систем заключаются в обеспечении обратных связей, особенно в решающей системе (связи в ней называются внутренними). Учащемуся всегда нужно знать, правильно он действует или неправильно, а своих оценочных возможностей у него недостаточно. Ему нужна помощь из-

вне. Но преподаватель не может контролировать и направлять действия каждого учащегося в отдельности постоянно, часто и одновременно. Для повышения частоты внутренних обратных связей применяют обучение самообучению, особые способы организации самоконтроля, технические средства обратной связи.

При обеспечении частого осуществления внутренней обратной связи процесс формирования сущностного продукта идет плавно, постепенно и неуклонно. Преподавателю информация об успехах каждого учащегося поступает значительно реже, но учащихся много, поэтому есть возможность загрузить его продуктивными действиями.

По мере накопления у учащегося нового продукта его сознание обогащается, а это влияет на все компоненты образовательной ситуации, которая непрерывно изменяется. Изменение ситуации влияет на процессы в функциональных системах. Содержание действий в них поднимается на более высокий уровень.

Итак, анализ взаимосвязи образовательной ситуации и функциональной системы подтвердил, что они обусловливают друг друга, ни одна из них не имеет смысла без существования другой.

Структура образовательной ситуации - это как бы единое неизменяющееся сооружение, в котором обозначены постоянные места для обозначенных видов информации. Эти места в каждом конкретном случае наполняются своей конкретной информацией, которая в процессе выполнения действий преобразовывается.

Выполненный анализ показывает функциональное подтверждение единства субъект - объектных отношений в образовательном процессе и необходимости выполнения учащимся и объектной, и субъектной ролей в нем.

Ситуационно-функциональный подход позволяет с особых позиций взглянуть на явления, происходящие в процессе обучения, воспитания, образования.

Примечания:

1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М., 1980.

2. Малиночка Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1989.

3. Малиночка Э.Г. Обратная связь как педагогическая категория // Проблемы до школьной, школьной и вузовской педагогики: Сборник научных трудов. Вып. 2. - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 1997. - С.152-165.

4. Малиночка Э.Г. Обратная связь и рефлексия в педагогическом процессе Шртеетирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Маг-лы 4-й меж-дународ, науч.-метод. конф. Ч. 1. - Сочи: СГУТ и КД, 2001. -С. 129 - 131

5. Крохмаль ЕВ., Малиночка Э.Г. Социализация учащихся

средствами детской организации: Науч. изд-е. - Краснодар: КубГУ. 2005. '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.