Научная статья на тему 'Ситуативная и проблемная обусловленность формирования интереса при обучении иноязычному говорению'

Ситуативная и проблемная обусловленность формирования интереса при обучении иноязычному говорению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СИТУАТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ГОВОРЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрюхина И.Н.

Рассматриваются контекст ситуации и проблемность как дидактические условия создания, сохранения и активизации коммуникативно-познавательного интереса при обучении иноязычному говорению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрюхина И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуативная и проблемная обусловленность формирования интереса при обучении иноязычному говорению»

УДК 378.147.016:84

И.Н. Митрюхина

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

СИТУАТИВНАЯ И ПРОБЛЕМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ

Рассматриваются контекст ситуации и проблемность как дидактические условия создания, сохранения и активизации коммуникативно-познавательного интереса при обучении иноязычному говорению.

Ключевые слова: коммуникативно-познавательный интерес, ситуативность, проблемность, иноязычное говорение, речевая ситуация.

Разговор - выгуливание своих проблем.

Г. Малкин

Коммуникативно-познавательный интерес (КПИ) как аффективно-когнитивный комплекс формируется и развивается при определенных дидактических условиях, которые стимулируют познавательную и эмоциональную активность обучающихся. Одним из таких условий выступает ситуативность и проблемность организации предмета говорения.

Без принуждения люди обсуждают, как правило, свои насущные дела, интересуются личной жизнью друг друга, спрашивают, как поживает семья, дети, рассказывают что-то из личной жизни, то есть в разговоре люди сообщают о своих проблемах в определенных жизненных ситуациях.

Исходя из определения КПИ как «внутреннего личностного образования, включающего в себя потребностно-мотивационный, эмоционально-ценностный, интеллектуально-исследовательский и социально-эмпатийный компоненты» [1, с. 7], можно утверждать, что формирование интереса происходит в рамках коммуникативно-речевой ситуации, то есть в процессе обмена знаниями, информацией, эмоциями в условиях коллективного взаимодействия. В основе интереса лежит потребность «вмешаться» в данную ситуацию с целью получения информации или ее обмена.

Именно в рамках речевой ситуации у обучающихся появляется возможность активизировать процесс говорения, проявить инициативу и активность, без которых невозможно функционирование интереса. В ситуации субъект активен не только в процессе слушания, но и активно реагирует на

происходящее, то есть появляется внутренняя, мыслительная активность. Но эта активность возможна лишь благодаря тому, что предмет общения значим для говорящего, вызывает определенный эмоциональный отклик, в этой ситуации присутствует «личностный смысл» [2]. Иными словами, предметом потребности в говорении является содержание говорения, то есть определенный речевой материал, потребительски важная информация для студентов. Ситуация выступает эффективной основой организации речевого материала. Предмет говорения не должен быть чуждым тому, кто участвует в говорении. Индивидуальная реакция в процессе обучения иноязычному говорению будет возможна лишь в случае, если стоящая перед студентом задача будет отвечать его потребностям и интересам как личности. Вследствие этого необходимо учитывать индивидуальные и личностные свойства обучающихся: контекст деятельности, сферу интересов и склонностей, жизненный опыт, эмоциональную сферу, статус данной личности в коллективе. Такой подход вызывает к действию внутренние мотивы и внутреннюю активность, которая проявляется на уровне самостоятельного решения речемыслительных задач и установления контактов в процессе говорения.

Одним из основополагающих факторов при формировании интереса является принцип новизны и вариативности. Коммуникативно-речевая ситуация выступает источником, который обеспечивает постоянный эффект новизны и перспективы. Принцип новизны связан с множеством разнообразных ситуаций и коммуникативно-познавательных задач. Это подразумевает вариативность инвентаря ситуации, речевых задач, событий, числа собеседников, новых обстоятельств или проблем.

Интерес определяется многими факторами. Отметим те факторы, которые обусловливаются принципом новизны в ситуации:

- содержание материала (постоянная смена информации и проблем);

- формы уроков: дискуссии, ток-шоу, презентации, мозговые штурмы, заседания круглого стола и т.д.;

- виды и приемы работы;

- смена речевых партнеров;

- разнообразие коммуникативных и социальных ролей;

- использование технических средств, визуализации;

- информация на разных носителях, из разных источников.

Одним из основных принципов организации ситуации при обучении говорению является принцип проблемности. Иными словами, преподаватель должен так моделировать ситуации, чтобы за счет их проблемности, а также проблемности содержания текстового материала способствовать удовлетворению коммуникативно-познавательной потребности студентов.

Именно проблемно-обусловленное содержание помогает вызвать определенную коммуникативно-познавательную потребность, дать необходимую направленность мысли для участия в процессе говорения и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Активная мыслительная деятельность студентов, определяющая гностическую или когнитивную сторону интереса, возникает при определенной формулировке заданий, имеющих проблемный характер. При решении проблемных задач студенты самостоятельно на основе логических операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и так далее осваивают необходимые знания, так как человек доподлинно владеет лишь тем, что сам зарабатывает собственным трудом.

Проблема означает осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в определенной ситуации. Проблема, как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако проблемная ситуация, являясь категорией психологической, обусловливает начальную стадию мыслительного процесса, связанную с порождением мотива. На этом этапе выдвигаются предварительные гипотезы относительно способов разрешения проблемной ситуации. Именно на этом первоначальном этапе восприятия ситуации, текста или изображения, связанного с чувственным проникновением и преимущественно образным мышлением, возникают противоречия такого рода:

- объективно существующие противоречия в обществе, отраженные в тексте, фотографии, карикатуре, графике и т.д.;

- противоречия между содержанием текста и субъективным житейским пониманием содержания этого текста;

- противоречие между желанием оценить информацию и невозможностью это сделать без дальнейшего глубинного восприятия и последовательного анализа.

Принцип проблемности при организации предметно-содержательной основы говорения означает наличие проблемы в текстах, видение этой проблемы в графических материалах или других средствах неязыковой знаковой системы (фотографии, карикатуры и т.д.). Важное значение при этом приобретает группировка текстов вокруг определенных проблем. Так, например, в пособии по теме «Мир профессии» мы объединили 16 печатных, звучащих текстов, графиков, диаграмм и карикатур вокруг проблемы «Ежедневный шпагат. Как объединить семью и профессию?»

Как говорят психологи и бизнесмены: «Хочешь решить проблему, преврати ее в задачу!» С целью разрешения проблем мы разработали комплекс упражнений в решении коммуникативно-познавательных задач (рис. 1).

Рис. 1. Комплекс упражнений в решении коммуникативно-познавательных задач

А.А. Леонтьев отмечает, что коммуникативно-познавательная задача возникает в проблемной ситуации и является результатом ориентировки в ней [3]. В связи с этим выделяются КПЗ, связанные с решением проблемной задачи, проблемного вопроса проблемной ситуации. Причем формулировка этих задач должна быть конкретна и включать в себя формулировку цели, инструкцию (что делать и для чего), предмет деятельности и сам речевой продукт.

При формулировке коммуникативно-познавательных задач в соотнесении с коммуникативно-познавательным интересом необходимо учитывать факторы речевой ситуации, а именно: учет потребностно-мотивационного плана слушателей (насколько личностно-значима для него эта задача); степени проблемности и коммуникативного характера задачи; индивидуально -психологических особенностей личности; особенностей предмета речи (трудности объективного и субъективного планов, интересно/неинтересно, затрагивает чувства или нет), ориентации на искомый речевой продукт и планируемый результат. Все эти факторы во взаимосвязи с интересом можно представить в следующей схеме (рис. 2).

Приведем пример проблемной задачи:

Прочитайте текст Petra Sammer(32), München. Что вы можете сказать о стиле ее жизни и работе? Занесите информационные единицы в таблицу и, опираясь на них, подготовьте сообщение для общего обсуждения. Как вы объясните выражение Ein Job geht um die Welt?

Проблемный вопрос может звучать следующим образом:

Наверняка, все согласятся с утверждением: Um eine Karriere zu machen, muss man viel arbeiten! Однако как вы относитесь к таким высказываниям: Arbeiten bis zum Unfallen; Arbeiten wir um zu leben, oder leben wir um zu arbeiten? Обсудите в группе взгляды на эту проблему. Как бы вы хотели работать и почему? Представьте эту проблему в виде схемы и аргументированно докажите свою точку зрения.

Рис. 2. Коммуникативно-познавательный интерес в структуре коммуникативно-познавательных задач

Или:

Понятие Berufsstart имеет различные аспекты. Какие ассоциации вызывает у Вас это понятие? Отобразите эти аспекты с помощью Mind Map. В процессе работы над данной темой Вы сможете дополнять и расширять эту схему, завершив ее в конце изучения темы. Постарайтесь проследить связи между различными аспектами, выделить существующие противоречия и сформулировать на этой основе возникающие проблемы. Попробуйте сделать это изображение системным.

Разрешение проблемных ситуаций идет на уровне коллективного обсуждения. Необходимо отметить, что проблемные ситуации духовно-нравственного или морально-этического уровня нельзя разрешить однозначно. Сколько людей, столько и мнений! Однако именно противоречивость суждений и взглядов, разность опыта и объема информации служит стимулом для столкновения взглядов, порождения противоречий и выражения собственного мнения. Проблемная ситуация может звучать следующим образом:

Переходный период от учебы к работе у молодых людей содержит в себе много трудностей. Меняется темп жизни, отношения с друзьями, степень ответственности, появляется стресс на работе. Все эти проблемы усложняют жизнь молодежи. Как с ними справиться? Как сформировать правильное отношение к данной ситуации? Вероятно, Вы сможете ответить на эти вопросы, поработав с текстами по данной проблеме и решив ряд коммуникативно-познавательных задач. Актуализируйте также свой личный опыт или опыт Ваших друзей! Какие советы Вы могли бы дать сво-

им друзьям и коллегам? Обсудите эти советы с партнерами в группе «за круглым столом» и оформите их в «Книгу советов».

Если исходить из уровней проблемности, определяемых И.А. Зимней, то такого типа ситуации находятся на третьем уровне проблемности, когда слушатели сами решают, изменяют ситуацию и она ими присваивается, то есть переходит из разряда объективных ситуаций в субъективные [4].

Решение КПЗ разной сложности в рамках совместной деятельности способствует формированию неоднозначных суждений и не дает одинакового решения. Обсуждение подобных ситуаций ведет к столкновению различных мнений, вызывает потребность отстоять свою точку зрения, услышать мнения других. Решение проблемы в рамках совместной деятельности дает ощущение значимости вклада в общее дело, способствует формированию команды и возникновению позитивных эмоций [5].

Важное значение в рамках проблемного обучения приобретает принцип визуализации. Особенно это актуально на первом ориентировочном этапе занятия. В начале темы или цикла занятий преподаватель пытается пробудить интерес слушателей к определенной проблематике с тем, чтобы вызвать у них возможность идентификации с последующим учебным материалом. Необходимо исходить из того, что уже в начале занятия мы делаем слушателей причастными к обсуждаемым проблемам. Роль импульса к мыслительной деятельности, к формулировке собственно проблем выполняют различные изображения, фотографии, картинки, карикатуры. В содержание принципа проблемности необходимо внести и принцип визуализации. Любая форма визуальной информации несет в себе признаки проблемности: визуальный материал выражает свернутую мысль, создает проблемную ситуацию, активизирует познавательную деятельность. Среди наиболее распространенных неязыковых знаковых средств, сопровождающих текст или специально подобранных, можно выделить фотографии, рисунки, карикатуры, комиксы, схемы, графики, диаграммы и др. Например, по проблемам «Равноправие женщин» и «Начало карьеры» мы нашли множество изображений в Интернете. Богатым ресурсом, в частности, обладает немецкий сайт www.lustich.de.

Задача преподавателя выбрать такие изображения, с помощью которых студенты сами могут почувствовать массу проблем и сформулировать проблемные вопросы и проблемные ситуации. Недаром говорят, что правильно подобранное изображение скажет больше, чем тысяча слов. Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности, возбуждает любопытство и вызывает различные ассоциации, поэтому ее влияние более непосредственно, чем влияние текстов. Многие из фотографий заставляют задуматься и побуждают к высказыванию. На этом этапе происходит ориентировка в проблеме:

«Определите, какую проблему хотел обозначить автор, какую проблему можете назвать Вы?»

Проблемные ситуации возникают и при столкновении противоречивых мнений великих ученых, людей, писателей. Можно привести примеры афоризмов авторов разных эпох, противоречивых по своей сути, что также будет актуализировать интерес, выступит средством провокации и дальнейшего разделения точек зрения и будет являться аутентичным источником.

Итак, в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что создание, моделирование преподавателем различных проблемных ситуаций дает возможность обучающимся самим находить ответы при разрешении проблем, узнавать что-то новое, оригинальное, использовать свой жизненный опыт, выходить из затруднительного положения и взаимодействовать друг с другом. А это активизирует мыслительную деятельность и вызывает положительные эмоции, тем самым развивая и поддерживая КПИ, к чему стремится и преподаватель, и обучающийся.

Список литературы

1. Митрюхина И.Н. Методика формирования коммуникативно-познавательного интереса при обучении иноязычному говорению переводчиков в сфере профессиональной коммуникации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2010.

2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд,

2010.

4. Зимняя И.А. Проблемность в обучении неродному языку // Про-блемность в обучении иностранным языкам в вузе / отв. ред. Т.С. Серова. -Пермь, 1994. - С. 10-17.

5. Серова Т.С., Горева Т.А. Формирование умений коммуникативно-речевого взаимодействия при обучении иноязычному деловому общению / Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2005.

Получено 1.04.2013

I.N. Mitryukhina

SITUATION- AND PROBLEM-ORIENTATION AS CONDITIONS OF FORMING INTEREST IN TEACHING TO SPEAK FOREIGN LANGUAGE

The situation context and problem-orientation are considered to be didactic conditions of forming, maintaining and stimulating communicative and cognitive interest in teaching to speak foreign language.

Keywords: communicative and cognitive interest, situation-orientation, problem-orientation, foreign language speaking, speech situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.