Научная статья на тему 'Ситипати'

Ситипати Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситипати»

Словарь буллийской иконографии Л. Чандры

DICTIONARY OF BUDDHIST ICONOGRAPHY BY L. CHANDRA ОТ РЕДАКЦИИ: Уважаемые читатели!

По разрешению выдающегося ученого Локеша Чандры мы продолжаем публиковать статьи из его «Словаря буддийской иконографии» (Нью-Дели, 2005) в переводе С.М. Белокуровой. Предыдущие публикации — в №4, №5, №6, №8, №9 и №10 журнала «Искусство Евразии».

Локеш Чандра «Словарь буддийской иконографии» Т. 3, с. 831-832.

Ситипати

Ситипати — (тиб. Dur.khod.bdag.po) два скелета, мужской и женский, изображенные танцующими на двух телах. Их руки и ноги переплетены, оба держат в руках хаккара (ритуальные жезлы), увенчанные черепом и раковиной [1, с. 171]. Ситипати символизирует пляску смерти. Две фигуры означают вечно дуалистическую природу смерти. На дальнем плане изображения хищных животных, ищущих трупы. Такая иконография утверждает конец бытия. Ситипати играет важную роль в монастырских ритуальных танцах (рис. 1-2).

300 Icons.253 (с. ad 1751)

Рис. 1. Изображение Ситипати.

Рис. 2. Изображение Ситипати.

В сборнике «500 Icons. 138b 1810 г. (=R.L.I.44b3)» фигуры скелетов изображены отдельно.

В сборнике «360 Icons». 337 ( 1761 г.) (Кит. Fen-chu hu-fa, маньчж. Eifu yafan-I ejen akadacun tuwakiyangga, монг. Ukeger-un ejen, тиб. Dur.khod.bdag.po) Ситипати изображается следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Изображение Ситипати в сборнике «360 Icons». 337 (1761 г.).

Ситипати представляют собой «1сат drab> — брата и сестру (яма — ями), яб юм. Мужской скелет обладает особенно пугающим обликом. Он держит булаву с черепом и раковину с кровью. Оба скелета окружены многочисленными изображениями дакини [2, с. 86]. Цветное изображение содержится у Ли [3, с. 142] (танка в монастыре Са-скья), у Цултэма [4, с. 35-36] (рис. 4) (Музей-дворец Богдо-хана, частная коллекция Дашбалдана).

2. Ситипати является одним из восьми сопровождающих Панджары Махакалы в монгольском Ганджуре (1717—1720 г.) [5, с. 328], монг. Ukeger-un ejen, в правой и левой руках — копья со знаменем, стоит в позе алидха (рис. 5).

Рис. 4. Цветное изображение Ситипати. Рис. 5. Изображение Ситипати в монгольском

1. Alice Getty. The Gods of Northern Buddhism, photographic reprint of the second edition of 1928, Tokyo 1962 (Charles Tuttle Co.).

2. Rene de Nebesky-Wojkowitz. Oracles and Demons of Tibet, The Hague, 1956 (Mouton&Co).

3. Li Jicheng. The Realm of Tibetan Buddhism, New Delhi, 1986 (UBS Publishers Distributors Ltd.).

4. N. Tsultem. Development of the Mongolian National Style Painting "Mongol Zurag" in Brief, Ulanbbator, 1986 (State Publishing House).

5. Lokesh Chandra. Buddhist Iconography, Satapitaka Series №342, New Delhi, 1991 (Aditya Prakashan).

Ганджуре (1717-1720 г.)

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.