Научная статья на тему 'Системы улавливания паров нефтепродуктов при сливе топлива и заправке автомобилей на АЗС'

Системы улавливания паров нефтепродуктов при сливе топлива и заправке автомобилей на АЗС Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
1214
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы улавливания паров нефтепродуктов при сливе топлива и заправке автомобилей на АЗС»

СИСТЕМЫ УЛАВЛИВАНИЯ ПАРОВ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ СЛИВЕ ТОПЛИВА И ЗАПРАВКЕ АВТОМОБИЛЕЙ НА АЗС

А.В. Попов,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

Р.С. Мамонтов,

ОНД по г. Курску и Курскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Курской области.

А.Н. Золотов,

ФГКУ «2 ОФПС по Тамбовской области», г. Тамбов,

М.В. Иванов,

ФГКУ «1 Отряд ФПС по Нижегородской области» г. Нижний Новгород

Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе страны. Он перевозит более 80% народнохозяйственных грузов, что обусловлено высокой маневренностью автомобильного транспорта, возможностью доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных перегрузок в пути, а, следовательно, высокой скоростью доставки и сохранностью грузов.

Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности.

Высокая мобильность, способность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автомобильный транспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. На его долю приходится почти половина пассажирооборота.

Наряду с тем, что автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания, но, в то же время, он вызвал и многие отрицательные явления: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль - один из главных факторов шумового загрязнения; дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир [1].

Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. С одной стороны, они облегчают человеку жизнь, с другой - отравляют её в самом прямом смысле слова. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 400 млн. единиц мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Но ни один вид транспорта,

включающий автомобиль, автобус, трактор и др. не может обойтись без топлива, которое обеспечивается автозаправочной станцией. И потребность всего этого транспорта в бензине или дизельном топливе будет только повышаться. Чтобы ликвидировать энергетический голод в потреблении топлива возникает необходимость в строительстве большего числа автозаправочных станций. Когда вопрос охраны окружающей среды стал одним из самых важных в масштабах человечества, к автозаправочным станциям (АЗС) начали предъявлять высокие экологические требования. Основным отрицательным экологическим аспектом эксплуатации АЗС являются загрязнение воздуха, возникающее при сливе топлива в резервуары, а также за счет испарения топлива при заправке автомобилей [2].

Уменьшение выбросов загрязняющих веществ на АЗС обеспечивается поддержанием в полной технической исправности резервуаров, технологического оборудования и трубопроводов, обеспечением их герметичности; поддержанием технической исправности дыхательных клапанов, своевременным проведением их технического обслуживания и соответствующих регулировок; обеспечением герметичности сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, проведение операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения; недопущением переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта; оборудованием резервуаров АЗС и топливораздаточных колонок системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина при их сливе в резервуары автозаправочных станций и комплексов [2].

Система сбора (рекуперации) паров нефтепродуктов без газовозврата при правильном ее использовании способна собрать и впоследствии переработать до 60 % выбрасываемых в атмосферу паров нефтепродуктов. Применяемая конденсато-абсорбционная технология рекуперации многокомпонентных смесей углеводородов основана на снижении парциального давления паров при снижении температуры паровоздушной смеси и взаимной растворимости последних. Абсорбционный способ основан на процессе поглощения газа жидким поглотителем (абсорбентом), чаще всего дизельным топливом, что определяет основные преимущества и недостатки технологии. Абсорбционные процессы проводят в специальных массообменных контактных аппаратах (абсорберах). Конструктивно абсорберы выполняются в виде вертикальных статических аппаратов.

Преимущества абсорбционных аппаратов это высокая степень улавливания. Так же они имеют ряд недостатков, таких как большая металлоёмкость и габариты, значительное гидравлическое сопротивление, необходимость в абсорбенте (в среднем до 100 литров на 1 м3 паровоздушной смеси), пожаровзрывоопасность.

Применение системы рециркуляции паров АЗС с газовозвратом имеет ряд преимуществ перед предыдущей системой. Это новейшая и самая эффективная в мире система рекуперации паров которая предотвращает выброс паров в атмосферу, тем самым заботясь об охране окружающей среды. Она помогает

владельцам заправочных станций экономить средства, предотвращать утечку паров, повышать показатели прибыли, преобразовывая пары в продаваемое жидкое топливо, быстро окупиться вложенным денежным средствам. Пары, образующиеся в процессе выдачи топлива, а также высасываемые насосами, остаются в подземных резервуарах, а не возвращаются в транспортную цистерну, и не испаряются в атмосферу. Эти пары обрабатываются и конденсируются обратно в жидкую фазу. Одним из основным преимуществ данной системы является высокий уровень окупаемости благодаря тому, что улавливыемые системой пары топлива (до 90-92%), которые возвращается обратно в цистерну, превращаются в топливо, годное к продаже. Таким образом, данная система помогает экономить деньги, и защищает окружающую среду, предотвращая выброс паров в атмосферу.

Вывод. Применение данной системы улавливания паров нефтепродуктов снижает экологическую нагрузку и повышает безопасность проведения технологического процесса слива нефтепродуктов в резервуары и заправки автотранспорта.

Список использованной литературы

1. Мякинин А.С., Косицина Э.С., Ганжа О.А. АЗС, расположенные на городских территориях, как объект экологической опасности. М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. 25 с.

2. Майорова О.О загрязнении окружающей среды мегаполисов при эксплуатации АЗС и мегаполисов. М.: Изд-во МНОИЗ, 2002. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.