Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

СИСТЕМЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / УСЛОВИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавриченко Е.В., Ильина А.А.

В статье представлено исследование по ведению систем учета, их текущему состоянию, а также по трудностям, которые возникают в работе предприятий под воздействием рисков. Изучено влияние пандемии Covid-19 на хозяйственную деятельность предприятия и на формирование отчетности. Отражены основные изменения по организации деятельности предприятия в современных условиях и по расходам, влияющим на бухгалтерскую отчетность. Обозначены проблемы ведения учета в условиях неопределенности и нарушение обмена информацией между центрами ответственности. Составлена сравнительная характеристика существующих систем бухгалтерского, управленческого учетов и управления рисками. Сформулированы выгоды от оптимизации систем учета при воздействии современных рисков, и детализирована информация по ним в соответствии со спецификой ведения финансовых и хозяйственных операций на предприятиях. Установлена взаимосвязь систем учета и управления рисками, направленная на минимизацию потерь при осуществлении деятельности предприятия в условиях неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING AND MANAGEMENT SYSTEMS AS THE BASIS OF ENTERPRISE DEVELOPMENT

The article presents a study on the management of accounting systems, its current state, as well as on the difficulties that arise in the work of enterprises under the risks’ influence. The impact of the Covid-19 pandemic has been studied on the economic activity of the enterprise and on the reporting formation. The main changes in the organization of the company’s activities in modern conditions and costs affecting the accounting statements have been reflected. The accounting problems in conditions of uncertainty and violation of information exchange between responsibility centers have been identified. The existing systems’ comparative analysis of accounting, management accounting and risk management has been compiled. The benefits of optimizing accounting systems under the influence of modern risks have been formulated and information on them has been detailed, in accordance with the specifics of conducting financial and business operations at enterprises. The interrelation of accounting and risk management systems has been established, aimed at minimizing losses in the implementation of the enterprise’s activities in conditions of uncertainty.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 334.02

JEL M21

DOI 10.26425/1816-4277-2023-7-146-154

Системы учета и управления как основа развития предприятия

Гавриченко Елена Владимировна

Канд. экон. наук, доц. каф. экономики инноваций и финансов ORCID: 0000-0003-3847-2313, e-mail: vlandlenav@rambler.ru

Ильина Анастасия Алексеевна

Студент

ORCID: 0000-0002-1444-1793, e-mail: advantages5anastasia@yandex.ru

Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия

Аннотация

Ключевые слова

В статье представлено исследование по ведению систем учета, их те- Бухгалтерский учет, управленческий учет, кущему состоянию, а также по трудностям, которые возникают в рабо- управление рисками, пандемия Covid-19, те предприятий под воздействием рисков. Изучено влияние пандемии условия неопределенности Сош^19 на хозяйственную деятельность предприятия и на формирование отчетности. Отражены основные изменения по организации деятельности предприятия в современных условиях и по расходам, влияющим на бухгалтерскую отчетность. Обозначены проблемы ведения учета в условиях неопределенности и нарушение обмена информацией между центрами ответственности. Составлена сравнительная характеристика существующих систем бухгалтерского, управленческого учетов и управления рисками. Сформулированы выгоды от оптимизации систем учета при воздействии современных рисков, и детализирована информация по ним в соответствии со спецификой ведения финансовых и хозяйственных операций на предприятиях. Установлена взаимосвязь систем учета и управления рисками, направленная на минимизацию потерь при осуществлении деятельности предприятия в условиях неопределенности.

Для цитирования: Гавриченко Е.В., Ильина А.А. Системы учета и управления как основа развития предприятия// Вестник университета. 2023. № 7. С. 146—154.

© Гавриченко Е.В., Ильина А.А., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ECONOMICS: PROBLEMS, SOLUTIONS AND PROSPECTS

Accounting and management systems as the basis of enterprise development

Elena V. Gavrichenko

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Innovation Economics and Finance Department ORCID 0000-0003-3847-2313, e-mail: vlandlenav@rambler.ru

Anastasia A. Ilina

Student

ORCID 0000-0002-1444-1793, e-mail: advantages5anastasia@yandex.ru Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletovs, Vladimir, Russia

Abstract

The article presents a study on the management of accounting systems, its current state, as well as on the difficulties that arise in the work of enterprises under the risks' influence. The impact of the Covid-19 pandemic has been studied on the economic activity of the enterprise and on the reporting formation. The main changes in the organization of the company's activities in modern conditions and costs affecting the accounting statements have been reflected. The accounting problems in conditions of uncertainty and violation of information exchange between responsibility centers have been identified. The existing systems' comparative analysis of accounting, management accounting and risk management has been compiled. The benefits of optimizing accounting systems under the influence of modern risks have been formulated and information on them has been detailed, in accordance with the specifics of conducting financial and business operations at enterprises. The interrelation of accounting and risk management systems has been established, aimed at minimizing losses in the implementation of the enterprise's activities in conditions of uncertainty.

Keywords

Accounting, management accounting, risk management, Covid-19 pandemic, uncertainty conditions

For citation: Gavrichenko E.V., Ilina A.A. (2023) Accounting and management systems as the basis of enterprise development. Vestnik universiteta, no. 7, pp. 146—154.

© Gavrichenko E.V., Ilina A.A., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время эффективная работа предприятий невозможна без четко налаженных систем бухгалтерского и управленческого учета. Данные системы учета можно рассматривать как базис системы управления деятельностью предприятия в современных рыночных условиях. Хозяйствующие субъекты, принимая различные решения на всех уровнях финансово-хозяйственной деятельности, могут иметь некоторую долю неуверенности в конечном результате своей деятельности, в правильности реализованных мер ее регулирования, поэтому возрастает опасность возникновения неудач и непредвиденных потерь. Иными словами, вероятность возникновения рисков в любом секторе хозяйствования предприятий велика. И чтобы предотвратить возможные проблемы и неопределенности в дальнейшем, необходимо сравнить систему управления рисками и системы бухгалтерского, управленческого учетов на основе одновременного их функционирования для обнаружения общих и различных задач.

Теории развития системы управления рисками на основе анализа бухгалтерского и управленческого учетов на предприятии в целом уделяется достаточно большое внимание такими авторами научных работ, как Е.С. Потокина, А.А. Халякина, И.Д Демина, С.Н. Меркущенков, С.А. Ситникова и др. [1—3]. Чтобы преуспеть в данной теме исследования, нужны оригинальные решения и действия, которые будут рассмотрены в настоящей статье на фоне изменений под влиянием пандемии Covid-19.

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТЧЕТНОСТЬ

Распространение в 2020 г. пандемии Covid-19 повлияло на глобальные финансовые рынки, внесло определенные коррективы не только в функционирование экономической системы страны, но и в деятельность отдельных отраслей и предприятий. В определенной степени это касается изменений в деловой активности предприятий, специфике размещения рабочих мест (удаленная работа), во внесении поправок в законодательство по учету и отчетности (рис. 1). Пандемия изменила приоритетность действующих нормативных актов, позволила выявить риски, которые оставались без внимания долгое время. Структурные корректировки деятельности бухгалтерских служб показали необходимость проведения анализа тех изменений, которые повлияли на экономические решения хозяйствующих субъектов, принимаемые на основе бухгалтерской отчетности [4].

Исходя из представленной на рис. 1 информации, стоит отметить, что пандемия Covid-19 внесла в систему бухгалтерского учета существенные коррективы, связанные с новыми условиями экономической среды, с дополнениями в системе законодательства, с изменением структуры активов предприятия и появлением новых расходов, с затруднительным получением нужной информации. У предприятий не было твердой уверенности, могут ли они продолжать свою деятельность и строить прогнозы будущих денежных потоков, или же сбои в работе, снижение выручки, потери клиентов, изменение кадрового состава свидетельствуют о прекращении деятельности. Однако вышеописанные изменения в бухгалтерском учете и отчетности не стоит рассматривать как отрицательные моменты, поскольку появившиеся пояснения по отчетам, оптимизация самого учета, оперативность решения проблем и вопросов, упорядочивание действующей системы нормативных актов создают мощный стимул для дальнейшего совершенствования деятельности как бухгалтерских служб, так и финансовых рынков в целом [10; 11]. Нельзя забывать и о помощи государства отдельным отраслям и сферам деятельности, которые наиболее пострадали от распространения пандемии Covid-19. Таким предприятиям были представлены льготы, отсрочки и целевые пособия для поддержания деятельности, что повлекло за собой особенности в учете и отчетности по доходам и расходам.

Что касается управленческого учета в современных условиях, то недостаточное понимание его значения привели к неэффективному использованию его инструментария на предприятии. Так, к основным изменениям можно отнести нехватку четких ориентиров при принятии управленческих решений, трудность получения доступа к необходимой информации, уменьшение количества мероприятий (курсов повышения квалификации, вебинаров, семинаров), направленных на обучение сотрудников и т.д. В это непростое время предприятия осознали важность своевременного получения информации, которая должна быть достаточно полной и точной. Были выявлены и введены в оборот все ранее неиспользуемые ресурсы. Рассмотрим рис. 1.

Примечание: ФЗ - Федеральный закон, ПБУ - Положение по бухгалтерскому учету. Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Изменения в бухгалтерской отчетности в период пандемии Covid-19

Описанные изменения активизировали и ряд рисков, связанных с деятельностью предприятия: финансовые, правовые, социально-экономические. Для их минимизации предприятиям потребовалось время, чтобы наладить работу своих отделов и сделать их рабочий процесс более эффективным, упорядоченным и прозрачным.

ВЕДЕНИЕ СИСТЕМ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Как было сказано выше, в условиях усиливающейся конкуренции существенно изменились требования к ведению систем учета и управления. Так, процесс их оптимизации — процедура затратная и трудоемкая, которая требует постоянной систематизации информации и четкого понимания того, для каких целей она нужна. Например, сведения бухгалтерского учета позволяют инвесторам оценить перспективы развития предприятия, а данные управленческого учета помогают принять верные решения в таких вопросах, которые связаны с ценообразованием, бюджетированием, уменьшением затрат и т.д. Но в любой момент в сфере управления затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия могут возникнуть трудности, которые необходимо вовремя предотвратить, поскольку цена неверно принятого решения может быть высока (вплоть до банкротства) (рис. 2).

Анализируя рис. 2, можно отметить, что бухгалтерский и управленческий учеты нужны предприятию для учета, контроля, планирования, анализа, принятия верных решений. Существующая система документооборота сложна, поэтому в процессе ведения исследуемых систем учета невозможно обойтись без трудностей. Если изменения, происходящие в период кризиса и неопределенности, затрагивают основы ведения систем учета, снижают эффективность центров ответственности предприятия, влекут появление дополнительных затрат, то необходимо своевременно выявить и оценить признаки проявления рискового события и устранить его.

Трудности ведения систем учета (бухгалтерского и управленческого) в условиях неопределенности

1. Динамичность требований к системам учета Фиксировать требования в условиях неопределенности на длительный срок и соответствовать им достаточно сложно, так как предприятия стремятся адаптироваться к нововведениям и стараются качественно управлять своими ресурсами, придерживаясь всех изменений 3. Документальное обеспечение затруднено в кризисной ситуации Трудно собрать всю необходимую информацию и одновременно обеспечить ее целостность, выбрать единые формы отчетов. Если единство правил документирования нарушается, то начинают издаваться иные документы (планы работ, отчеты, стандарты, положения) <г

2. Несоответствие теоретических основ систем учета и управления с практикой их ведения Теория систем учета может сильно отличаться от применения ее основ на практике. В итоге происходит затягивание сроков и даже искажение результатов. Предприятия в период кризиса должны корректировать свою практику с учетом новых законодательных актов 4. Рассогласованность интересов, нарушение центров ответственности Начинают меняться приоритеты и методы ведения систем учета, что приводит к затруднению функционирования бухгалтерских и управленческих основ, поскольку без единого понимания специфики деятельности невозможно улучшить результат <г

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Трудности ведения систем учета в условиях неопределенности

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ УЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Развитие комплексной системы управления рисками, оценка ключевых индикаторов при решении задач и иных вопросов в управлении рисками имеют большое значение при обосновании бухгалтерских и управленческих решений, так как устойчивость рыночных отношений предприятий требует эффективного ведения хозяйства, активного внедрения информационных технологий для достижения конкретных внутренних и внешних целей [12]. Основой для оценки ключевых индикаторов является управленческий учет. В свою очередь, управленческий учет на предприятии — это не просто учетная система, но и ключевое ядро всей системы управления предприятием в целом. Сам управленческий учет непосредственно связан с бухгалтерским финансовым учетом (бухгалтерским учетом) и имеет свои отличительные характеристики, которые представлены в табл. 1. Стоит отметить, что взаимосвязь присущих каждому учету элементов служит основой получения единого массива первичной информации, от четкости которой будет зависеть процесс планирования, контроля, управления и принятия решений на предприятии [13; 14].

Бухгалтерский учет отражает учетную деятельность, поэтому бухгалтерская информационная система должна быть адаптирована для конкретных потребностей предприятия, определять ключевые цели и задачи функционирования (например, на базе программы 1С). Как показывает практика предприятий, причины возникновения рисков различны, это может быть недостаток финансовых средств, некачественная оценка хозяйственных партнеров, технические аварии, неэффективная структура активов и т.д. Чтобы обеспечить эффективность своей деятельности, предприятия должны создать такую систему управления, которая позволит осуществить качественное управление не только предприятием в целом, но и рисками. Авторы настоящей статьи представили сравнение системы управления рисками с существующими системами учетов на предприятии.

В соответствии с табл. 1 процесс управления рисками связан со стратегическими задачами развития предприятий, с необходимостью обеспечения их безопасности на рынке, а также с принятием информационно обоснованных бизнес-решений. Все это обуславливает особую необходимость раскрытия подробной информации о рисках в отчетности. Поскольку, как известно, в предпринимательской деятельности существует опасность потери денежных средств, вытекающая из специфики ведения финансовых и хозяйственных операций. Управление предприятием и идентификация рисков — взаимосвязанные компоненты экономической системы [14].

Таблица 1

Сравнение систем учета и управления рисками на предприятии

Критерии оценивания Бухгалтерский учет Управленческий учет Управление рисками

Юридическая обязательность ведения Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ (ст. 2, п.1) [15], федеральные стандарты бухгалтерского учета Отсутствует, руководители сами определяют основы ведения учета Факультативна, но можно использовать международные и отечественные стандарты по управлению рисками

Цель ведения Подготовка информации о состоянии обязательств предприятия, рациональное использование ресурсов, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности Обеспечение информацией для оперативного принятия управленческих решений, для достижения конкретных показателей деятельности. Определение состояния текущей деятельности предприятия Своевременное обнаружение имеющихся проблем, выявление событий, которые повлияли на результаты деятельности предприятия, поиск способов их минимизации

Охват деятельности Сплошной учет всей деятельности предприятия Только в рамках поставленных целей По отдельным видам деятельности, по влиянию на целевые показатели предприятия

Информационная база Информация о свершившихся или свершающихся фактах хозяйственной деятельности. Источники информации: первичные документы, отчеты, нормативные документы Это могут быть как фактические данные, так и плановые, прогнозные. Источники информации: учетная, вне-учетная, планово-нормативная документация Фактические данные рисков предприятия и планируемые показатели управления рисками. Источники информации: статистические данные, материалы проверок, документация, опросы

Кто осуществляет деятельность Работники бухгалтерского отдела (квалифицированные финансовые специалисты) Бухгалтер или специалист по управленческому учету, финансовый менеджер Отдельные менеджеры по управлению рисками, совет директоров, служба внутреннего аудита

Главные потребители информации отчетности Внутренние пользователи: акционеры, менеджеры, работники предприятия; внешние пользователи: налоговая инспекция, кредиторы, аудиторы Внутренние пользователи: собственники бизнеса, менеджеры предприятия, управленческий персонал Внутренние пользователи: владельцы рисков, линейные менеджеры

Составлено авторами по материалам исследования

Более того, в процессе проведенного анализа были учтены все особенности систем учета и управления рисками, а именно: управленческий учет помогает предприятию своевременно принимать верные, взвешенные решения, имеет персональный подход в каждом отдельном случае; в бухгалтерском учете видны результаты его финансово-хозяйственной деятельности, то есть это некий показатель эффективности работы, а в системе управления рисками необходимы данные управленческого учета в качестве индикаторов риска по отдельным операциям для контроля и оперативного реагирования на негативные изменения в хозяйственной деятельности [16; 17]. Успешно обрабатывать данные исследуемых систем учета позволит автоматизация задач бухгалтерского и управленческого учета с элементами управления рисками в программе 1С.

ВЗАИМОСВЯЗЬ БУХГАЛТЕРСКОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА С ЦЕЛЬЮ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятия, которые ведут управленческий и бухгалтерский учет, рассчитывают на снижение трудозатрат ведения данных систем учета, на обладание точными данными в конкретный момент времени, на сокращение рисковых ситуаций в бизнесе. Так ли это на самом деле? Смогут ли предприятия минимизировать риски и исключить дублирование функций вместе с неизбежными проблемами, создав системы бухгалтерского и управленческого учета? Сейчас растут требования к анализируемым системам учета, которые должны быть гибкими и адаптивными в современной экономике.

Успех предприятия в конкурентной борьбе связан с его готовностью адаптироваться к новым рискам, что повышает требования к качеству управления. Проявление неопределенности задерживает наступление запланированных событий, может вызвать их нежелательное развитие, в результате чего поставленная цель не будет достигнута [18; 19]. Управленческий учет на предприятии может вестись совместно с бухгалтерским учетом или параллельно, основываясь на единых данных. При этом информация должна быть достаточно детализирована для принятия оперативных решений [20]. Рассмотрим ряд выгод, которые приобретут предприятия, объединив данные системы учета с системой управления рисками (табл. 2).

Таблица 2

Выгода для предприятий от совместного ведения бухгалтерского и управленческого учетов

Возможный риск на предприятии Выгода от совместного ведения

Дублирование документов и большие расходы Сокращаются затраты на подготовку управленческой отчетности, на поддержание финансово-учетной функции, упрощается контроль движения ресурсов и проверка самих отчетов

Отсутствие точной информации и четкой инструкции по заполнению отчетов Детальное описание учетных процессов и сформированных требований к более высокой детализации статей затрат образует определенный порядок действий в нестандартных ситуациях

Появление барьеров между бухгалтерией и структурными подразделениями предприятия Образуется единое информационное пространство, достигается взаимопонимание, исчезнут расхождения между данными систем учета и управления (если вновь возникнут проблемы, то будет проще понять причины их возникновения)

Отсутствие механизма сверки данных систем учета и сохранения их целостности Повысится эффективность контроля, в отчетах будут отражаться необходимые аспекты деятельности предприятия, качество составления отчетов повысит точность при принятии управленческих решений

Составлено авторами по материалам исследования

Рассмотрев возможные риски в деятельности предприятия и выгоду от налаженной системы взаимодействия учетов и управления рисками, можно сказать, что положения Учетной политики управленческого учета не должны существенно отличаться от основ бухгалтерского учета. При наличии целостного представления о своих потенциальных возможностях у предприятия появляются стимулы, которые побуждают к объективному раскрытию в отчетности своего реального положения, повышается его статус на рынке, а также вырабатывается конкретный план действий по снижению негативных последствий рисков. Иными словами, со временем предприятиям придется искать золотую середину в этом вопросе. Обладая такой информацией, предприятия смогут держать под контролем свое финансовое состояние и своевременно выявлять негативные признаки от своей деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая проблемы предприятий, можно сказать, что избыточный документооборот без надлежащего контроля приводит к задержке учетной информации и, как следствие, к искажению данных для принятия управленческих решений по управлению рисками. Профессиональное управление рисками при взаимодействии с системами учетов приведет к успешному ведению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В современных условиях огромного потока информации без создания единой системы учета и управления очень сложно принимать решения по управлению бизнес-процессами, а тем более успешно вести бизнес.

Учитывая все вышесказанное, необходимо объединить текущее состояние каждой системы учетов и управления, приняв во внимание специфику деятельности конкретного бизнеса в условиях неопределенности, для создания единой автоматизированной системы ведения учета и управления на предприятии. Предприятию нужно решить возникшие проблемы и убедиться в том, что учет и итоговая отчетность содержат всю необходимую информацию о его финансово-хозяйственной деятельности. Накопленный опыт и уместное переориентирование учета на минимизацию рисков, и повышение финансовых результатов помогут эффективно контролировать хозяйственную деятельность предприятия, улучшить ожидаемые результаты в режиме реального времени.

Библиографический список

1. Потокина Е.С., Халякина А.А. Влияние рисков и неопределенностей на систему управленческого учета производственных предприятий. Управленческийучет. 2022; 7-3:454-459. https://doi.org/10.25806/uu7-32022454-459

2. Демина И.Д., Меркущенков С.Н. Концепция риск-ориентированной системы бухгалтерского чета в коммерческих организациях. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015; 1(45):26-35.

3. Ситникова С.А. Принципы риск-ориентированного управленческого учета. Международный бухгалтерский учет. 2018. 21(8): 466-478. https://doi.Org/10.24891/ia.21.4.466

4. Шлычков Д.С., Корзун И.А., Урусова Е.О. Тенденции изменений бухгалтерской отчетности в период пандемии. Экономические науки. 2021; 12(205): 500-511. https://doi.Org/10.14451/1.205.500

5. Российская Федерация. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях»> от 08.12.2020 № 407-ФЗ. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_370070 (дата обращения: 19.04.2023).

6. Российская Федерация. Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». http://www.kremlin.ru/acts/ bank/45400 (дата обращения: 19.04.2023).

7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»» ПБУ 18/02 (с изм. и доп.). https://base.garant.ru/12129425 (дата обращения: 21.04.2023).

8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности ,,ПБУ 16/02"»(с изм. и доп.). https://base.garant.ru/12127725 (дата обращения: 23.04.2023).

9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (с изм. и доп.) https://base.garant.ru/12121299 (дата обращения: 25.04.2023).

10. Вейнер И.Н., Генералова Н.В., Гузов Ю.Н и др. Бухгалтерскийучет в XXI веке: монография.. Санкт-Петербург: Скифия-принт; 2021. 250 с.

11. Дедова Т.В., Путилов А.В. Взаимосвязь бухгалтерского учета и экономической безопасности предприятия, влияние рисков на экономическую безопасность. В кн.: Учетно-аналитическое и правовое обеспечение экономической безопасности коммерческой организации. Материалы I Международной студенческой научно-практической конференции. Воронеж, 14 апреля 2018 г. Воронежский государственный университет; 2018. С. 33-35.

12. Солодов А.К. Основы финансового риск-менеджмента: учебник. М.: MasterPrint; 2018. 286 с.

13. Завьялкин Д.В., Гаврилова Е.В., Пальчиков И.Б. Управленческийучет. М.: ООО «1С-Паблишин; 2019. 256 с.

14. Кулешова Е.В. Управление рисками проектов: учебное пособие. 2-е изд., доп. Томск: Эль Контент; 2015. 188 с.

15. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/2aa205bfa2c4aee5cac9d905e809a7b7728ccd0f

16. Борисов С.А., Колесов К.И., Плеханова А.Ф. Управление затратами и контроллинг: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева; 2017. 168 с.

17. Егорова С.Е., Богданович И.С. Перспективы применения информационных технологий в бухгалтерском учете в условиях глобализации бизнеса. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019; 12(6): 38-48. https://doi.org/10.18721/JE.12603

18. Романов М.С. Управленческий учёт и его роль в управлении организацией. Сервис в России и за рубежом. 2017; 11(1): 6-16. https://doi.org/10.22412/1995-042X-11-1-1

19. Рожков Р.С., Рожков С.Н. Долгосрочное планирование FMCG-компаний с учетом экономических рисков в условиях мирового экономического спада. Бюллетень транспортной информации. 2022; 3 (321): 44-50.

20. Зиновьева Ю.С. Парадигма взаимодействия бухгалтерского учета и риск-ориентированного финансового контроля в концепции обеспечения экономической безопасности корпораций. Бизнес. Образование. Право. 2021; 2(55): 155-160.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Potokina E.S., Khalyakina A.A. Influence of risks and uncertainties on the management accounting system of manufacturing enterprises. Management accounting. 2022; 7-3: 454-459. https://doi.org/10.25806/uu7-32022454-459 (In Russian).

2. Demina I.D., Merkuschenkov S.N. The concept of a risk - oriented accounting system in commercial organizations. Economics andmodern management: theory andpractice. 2015; 45:26-35 (In Russian).

3. Sitnikova S.A. Principles of risk - oriented management accounting. International accounting.. 2018; 21(8): 466-478. https://doi.org/10.24891/ia.21A466 (In Russian).

4. Shlychkov D.S., Korzun I.A., Urusova E.O. Trends in accounting changes during the pandemic. Economic sciences. 2021; 12(205): 500-511. https://doi.Org/10.14451/1.205.500 (In Russian).

5. Russian Federation. Federal Law No. 407-FZ dated 08.12.2020 "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation in Regard to Regulation of Remote (Remote) Work and Temporary Transfer of an Employee to Remote (Remote) Work on the Employer's Initiative". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370070 (accessed 19.04.2023) (In Russian).

6. Russian Federation. Federal Law dated 01.04.2020 No. 98-FZ "On Amendments to Certán Legislative Acts of the Russian Federation on the Prevention andElimination of Emergency Situations". http://www.kremlin.ru/acts/bank/45400 (accessed 19.04.2023) (In Russian).

7. Order of the Finance Ministry of the Russian Federation. Regulations on accounting Accountingfor corporate income tax settlements" PBU 18/02 (revised and enlarged). https://base.garant.ru/12129425 (accessed 21.04.2023) (In Russian).

8. Order of the Finance Ministry of the Russian Federation. Regulation on accounting "Information on discontinued activities" ,,PBU 16/02"(revised and enlarged). https://base.garant.ru/12127725 (accessed 23.04.2023) (In Russian).

9. Order of the Finance Ministry of the Russian Federation. Accounting regulation Accountingfor state aid" PBU 13/2000 (revised and enlarged). https://base.garant.ru/12121299 (accessed 25.04.2023) (In Russian).

10. Veiner I.N., Generalova N.V, Guzov Yu.N et al. Accounting in the XXI century: monograph. St. Petersburg: Scythia-print; 2021 (In Russian).

11. Dedova T.V, Putilov A.V. The relationship between accounting and economic security of the enterprise, the impact of risks on economic security. In: Accounting, analytical and legal support of the economic security of a commercial organization. Materials of the I International Student Scientific and Practical Conference. Voronezh, April 14, 2018. Voronezh State University; 2018. 33—35 pp. (In Russian).

12. Solodov A.K. Fundamentals of financial risk management: textbook. Moscow: MasterPrint; 2018 (In Russian).

13. Zavyalkin D.V, Gavrilova E.V, Palchikov I.B. Management Accounting. Moscow: 1S-Pablishin; 2019, 256 p. (In Russian).

14. Kuleshova E.V Project risk management: a tutorialo 2nd ed. And enlarged. Tomsk: El Content; 2015 (In Russian).

15. Federal Law No. 402-FZ of December 6, 2011 (as amended on December 5, 2022) "On Accounting" (as amended and supplemented, effective from January 1, 2023) https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_122855/2aa205b-fa2c4aee5cac9d905e809a7b7728ccd0f (In Russian).

16. Borisov S.A., Kolesov K.I., Plekhanova A.F. Cost management and controlling: a tutorial. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod state technical university named after R.E. Alekseev; 2017 (In Russian).

17. Egorova S.E., Bogdanovich I.S. Prospects for the use of information technologies in accounting in the context of business globalization. Scientific and technical statements of SPbSPU. Economic sciences. 2019; 12(6): 38-48. https://doi.org/10.18721/ JE.12603 (In Russian).

18. Romanov M.S. Management accounting and its role in managing an organization. Service in Russia and abroad. 2017; 11(1): 6-16. https://doi.org/10.22412/1995-042X-11-1-1 (In Russian).

19. Rozhkov R.S., Rozhkov S.N. Long-term planning of FMCG companies taking into account economic risks in the context of the global economic downturn. Transport Information Bulletin. 2022; 3 (321): 44-50 (In Russian).

20. Zinovieva Yu.S. The paradigm of interaction between accounting and risk-oriented financial control in the concept of ensuring the economic security of corporations. Business. Education. Right. 2021; 2(55): 155-160 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.