Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
852
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТАРИФНОЕ ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕТАРИФНОЕ ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахов Е. Н.

Таможенные процедуры являются одним из наиболее значимых инструментов правового регулирования таможенных отношений. В статье проведено компаративистское исследование систем правового регулирования таможенных процедур в трех действующих нормативно-правовых актах: Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, Таможенном кодексе Европейского союза. Выявлены сходства и различия в конструировании систем таможенных процедур. Автор приходит к выводу, что, несмотря на неприсоединение России и других стран - членов ЕАЭС к Специальным приложениям Киотской конвенции, в целом система правового регулирования таможенных процедур в Евразийском экономическом союзе соответствует основным международным требованиям. На формальном уровне это позволяет гармонизировать таможенные правоотношения. Вместе с тем в новых условиях обострившихся международных отношений потенциал таможенных процедур может быть использован для достижения национальных экономических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шахов Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS PROCEDURE SYSTEMS: A COMPARATIVE STUDY

Customs procedures are one of the most significant instruments of legal regulation of customs relations. The article presents a comparative study of the systems of legal regulation of customs procedures in three existing regulatory legal acts: the Kyoto Convention on Simplification and Harmonization of Customs Procedures, the Customs Code of the Eurasian Economic Union, the Union Customs Code. Similarities and differences in the design of customs procedures systems are revealed. The author comes to the conclusion that despite the non-alignment of Russia and other EAEU member states to the Special Annexes of the Kyoto Convention, in general the system of legal regulation of customs procedures in the Eurasian Economic Union meets the basic international requirements, which at the formal level allows to harmonize customs legal relations. At the same time, in the new conditions of aggravated international relations, the potential of customs procedures can be used to achieve national economic goals.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Общество: политика, экономика, право. 2022. № 8. С. 53-57. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 8. P. 53-57.

Научная статья УДК 339.5

https://doi.org/10.24158/pep.2022.8.7

Системы таможенных процедур: сравнительное исследование Евгений Николаевич Шахов

Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия, Sen2611@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9088-0192

Аннотация. Таможенные процедуры являются одним из наиболее значимых инструментов правового регулирования таможенных отношений. В статье проведено компаративистское исследование систем правового регулирования таможенных процедур в трех действующих нормативно-правовых актах: Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, Таможенном кодексе Европейского союза. Выявлены сходства и различия в конструировании систем таможенных процедур. Автор приходит к выводу, что, несмотря на неприсоединение России и других стран - членов ЕАЭС к Специальным приложениям Киотской конвенции, в целом система правового регулирования таможенных процедур в Евразийском экономическом союзе соответствует основным международным требованиям. На формальном уровне это позволяет гармонизировать таможенные правоотношения. Вместе с тем в новых условиях обострившихся международных отношений потенциал таможенных процедур может быть использован для достижения национальных экономических целей.

Ключевые слова: таможенные процедуры, система таможенного регулирования, тарифное таможенное регулирование, нетарифное таможенное регулирование, гармонизация таможенных процедур

Для цитирования: Шахов Е.Н. Системы таможенных процедур: сравнительное исследование // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 8. С. 53-57. https://doi.org/10.24158/pep.2022.8.7.

Original article

Customs Procedure Systems: A Comparative Study

Evgeny N. Shakhov

Amur State University, Blagoveshchensk, Russia, Sen2611@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9088-0192

Abstract. Customs procedures are one of the most significant instruments of legal regulation of customs relations. The article presents a comparative study of the systems of legal regulation of customs procedures in three existing regulatory legal acts: the Kyoto Convention on Simplification and Harmonization of Customs Procedures, the Customs Code of the Eurasian Economic Union, the Union Customs Code. Similarities and differences in the design of customs procedures systems are revealed. The author comes to the conclusion that despite the non-alignment of Russia and other EAEU member states to the Special Annexes of the Kyoto Convention, in general the system of legal regulation of customs procedures in the Eurasian Economic Union meets the basic international requirements, which at the formal level allows to harmonize customs legal relations. At the same time, in the new conditions of aggravated international relations, the potential of customs procedures can be used to achieve national economic goals.

Keywords: customs procedures, customs regulation system, tariff customs regulation, non-tariff customs regulation, harmonization of customs procedures

For citation: Shakhov, E.N. (2022) Customs Procedure Systems: A Comparative Study. Society: Politics, Economics, Law. (8), 53-57. Available from: doi:10.24158/pep.2022.8.7 (In Russian).

Таможенные процедуры (ТП) занимают особое, ключевое место в системе правового регулирования внешнеэкономических отношений в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Они представляют собой выбираемый участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) из предложенных законом вариантов «порядок пользования и/или распоряжения товарами на/вне таможенной территории ЕАЭС, зависящий от цели перемещения товара и определяющий объем применяемых к товарам тарифных и нетарифных мер, а также запретов и ограничений» (Тугушев, 2017).

От других мер регулирования таможенные процедуры отличают: 1) комплексность (совокупность мер тарифного и нетарифного регулирования, запретов, ограничений); 2) доброволь-

© Шахов Е.Н., 2022

\-A\N

ность выбора (выбираются непосредственно участниками ВЭД); 3) обязательность. Такие характеристики делают таможенные процедуры основой стабильной системы таможенных отношений, что предъявляет к системе ТП требования логичности, полноты, эффективности, экономичности. В связи с этим имеет смысл сопоставить системы таможенных процедур, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС1, с аналогичными системами, регламентированными правовыми документами других стран.

В Европейском союзе (ЕС) с 1 мая 2016 г. применяется новый Таможенный кодекс Союза (ТКС)2, отменивший ранее действовавший с 1994 г. Таможенный кодекс Европейского Сообщества. В соответствии с этими нормативными актами в Европе создана собственная система таможенных процедур.

Вопросы унификации и стандартизации таможенных процедур являются предметом пристального внимания Всемирной таможенной организации, в рамках которой разработана и в 1973 г. принята Киотская конвенция, рекомендующая присоединяющимся участникам свою систему таможенных процедур3. Россия подписала и ратифицировала Конвенцию (за исключением Специальных приложений) в 2011 г.

Представляет интерес сравнение систем ТП, предусмотренных этими тремя документами: таможенными кодексами двух таможенных союзов (ЕАЭС и ЕС) и Киотской конвенции, что позволит найти сходства, различия между ними и определить возможные направления модернизации системы ТП в ЕАЭС.

Ниже представлены перечни таможенных процедур, предусмотренных Специальными приложениями Киотской конвенции, Таможенным кодексом ЕАЭС и Таможенным кодексом Европейского союза (ТКС) (табл. 1).

Таблица 1 - Системы таможенных процедур

Киотская конвенция ТК ЕАЭС ТКС

1 2 3

Очистка для внутреннего потребления (Приложение В) Выпуск для внутреннего потребления (гл. 20) Выпуск в свободное обращение (титул 6, гл. 1);

Реимпорт в неизменном состоянии (Приложение В) Реимпорт (гл. 31) Возвращенные товары (титул 6, гл. 2, разд.1)

Полный экспорт (Приложение С) Экспорт (гл. 21) Экспорт (титул 8, гл. 3)

Возврат (Приложение F) Реэкспорт (гл. 32) Реэкспорт (титул 8, гл. 3)

Хранение на таможенном складе (Приложение D) Таможенный склад (гл. 23) Хранение на таможенном складе (титул 7, гл. 3, разд. 2)

Свободная зона(Приложение D) Свободная таможенная зона (гл. 27) Свободная зона (титул 7, гл. 3, разд. 3)

Свободный склад (гл. 28)

Перегрузка (Приложение E)

Каботажная перевозка (Приложение E)

Таможенный транзит (Приложение E) Таможенный транзит (гл. 22) Транзит (внешний и внутренний) (титул 7, гл. 2)

Переработка на таможенной территории(Приложение F) Переработка на таможенной территории (гл. 24) Переработка внутренняя (титул 7, гл. 5, разд. 2)

Переработка вне таможенной территории(Приложение F) Переработка вне таможенной территории (гл. 25) Переработка внешняя (титул 7, гл. 5, разд. 3)

Переработка товаров для внутреннего потребления (Приложение F) Переработка для внутреннего потребления (гл. 26)

Временный допуск (Приложение G) Временный ввоз (допуск) (гл. 29) Временный допуск (титул 7, гл. 4, разд. 1)

Товары, экспортируемые с уведомлением о предполагаемом возвращении (Приложение F) Временный вывоз (гл. 30)

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Таможенный кодекс Союза (ТКС) (принят в г. Страсбурге 09.10.2013), утвержденный Регламентом № 952/2013 Европейского парламента и Совета Европейского союза [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3 Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Совершено в Киото 18.05.1973 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 32, ст. 4810.

Продолжение таблицы 1

1 2 3

Беспошлинная торговля (гл. 33)

Отказ в пользу государства (гл. 35) Особое использование (титул 7, гл. 4, разд.2)

Уничтожение (гл. 34)

Специальная таможенная процедура (гл. 36)

Специальные процедуры (Приложение J): пассажиры Перемещение отдельных категорий товаров (Раздел 5): для личного пользования (гл.37)

почтовые отправления международные почтовые отправления (гл. 40)

Припасы Припасы (гл. 38)

Временный допуск транспортных средств коммерческого пользования Транспортные средства международной перевозки (гл. 38)

Транспортные средства коммерческого назначения

Поставка помощи

Сопоставление списков таможенных процедур позволят выявить следующие различия между ними.

1. Понятие специальных процедур имеет совершенно разное содержание во всех трех документах. Специальным таможенным процедурам Киотской конвенции в целом соответствуют таможенные режимы перемещения отдельных категорий товаров в ТК ЕАЭС (для личного пользования, международные почтовые отправления, припасы, транспортные средства международной перевозки).

В соответствии с ТК ЕАЭС специальной является таможенная процедура, применяемая без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, используемых для решения различных государственных задач: обеспечение функционирования российских и иностранных дипломатических и консульских учреждений, представительств государств; обеспечение воинских частей вооружением, военной техникой, боеприпасами; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций; проведение научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике; допинг-контроль; обеспечение национальных и сборных спортивных команд; строительство и обеспечение функционирования объектов с исключительной юрисдикцией; исследование и использование космического пространства; организация и проведение международных выставок.

Специальными ТП в ТКС названы процедуры, требующие разрешения таможенных органов: транзит, включая внешний и внутренний; хранение, в том числе временное хранение, хранение на таможенном складе и свободные зоны; особое использование, включая временный ввоз и конечное использование; переработка внутренняя и внешняя.

Определение «специальный» в значении «особенный», «отличительный» применительно к таможенным процедурам означает непохожесть на другие процедурные схемы. Но эти отличия проявляется в разных аспектах. Для ТК ЕАЭС и ТКС таким аспектом выступает особая роль государства в этих процедурах. В Европейском союзе - право государственных таможенных органов санкционировать использование данных процедур, в Евразийском экономическом союзе - исключительно публичные цели в ее использовании.

Киотская конвенция «специальность» таможенных процедур видит в особом характере их действия - в ориентации на использование в отношении отдельных категорий товаров (международные средства транспортной перевозки, припасы и пр.) или субъектов (физических лиц). Для таможенных отношений такого типа ТК ЕАЭС конструирует особый правовой институт, не охватываемый понятием «таможенные процедуры», - «перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров» (раздел 5 ТК ЕАЭС).

2. Только в Киотской конвенции есть таможенные процедуры перегрузки и каботажной перевозки.

Перегрузка означает таможенную процедуру, под которой товары перемещаются под таможенным контролем с транспортного средства, используемого при импорте, на транспортное средство, используемое при экспорте, в пределах территории одного и того же таможенного органа, являющегося одновременно таможенным органом импорта и экспорта.

Каботажная перевозка товаров означает таможенную процедуру, по которой товары, находящиеся в свободном обращении, и импортированные товары, которые еще не были задекларированы, при условии, что они должны транспортироваться иным средством водного транспорта,

LAW

нежели средство водного транспорта, используемое при импорте, на котором они прибыли на таможенную территорию, погружаются на борт средства водного транспорта в одном месте на таможенной территории и транспортируются в другое место на той же таможенной территории, где затем они будут выгружены.

В ТК ЕАЭС и ТКС права на подобные действия не выделены в отдельные таможенные процедуры, а включены в другие ТП (транзит, свободный склад, свободная экономическая зона).

3. Только в ТК ЕАЭС таможенными процедурами определяются беспошлинная торговля и свободный склад.

4. Киотская конвенция не содержит описания ряда завершающих ТП, имеющихся в ТК ЕАЭС и ТКС (под названием особое использование): уничтожение, отказ в пользу государства.

5. В ТКС отсутствует таможенные процедуры переработки для внутреннего потребления и временного вывоза, имеющиеся в Киотской конвенции и ТК ЕАЭС.

6. Есть отличия в терминологии, часть из которых может объясняться проблемами межя-зыкового перевода: «очистка для внутреннего потребления» (Киотская конвенция) / «выпуск для внутреннего потребления» (ТК ЕАЭС) / «выпуск в свободное обращение» (ТКС); «реимпорт в неизменном состоянии» (Киотская конвенция) / «реимпорт» (ТК ЕАЭС) / «возвращенные товары» (ТКС); «переработка на таможенной территории» (Киотская конвенция и ТК ЕАЭС) / «переработка внутренняя» (ТКС); «переработка вне таможенной территории» (Киотская конвенция и ТК ЕАЭС) / «переработка внешняя» (ТКС).

Сопоставление систем таможенных процедур позволяет сделать вывод, что, несмотря на неприсоединение России и других стран - членов ЕАЭС к Специальным приложениям Киотской конвенции, в целом система правового регулирования таможенных процедур в Евразийском экономическом союзе соответствует основным международным требованиям. В свою очередь, такое положение на формальном уровне позволяет гармонизировать таможенные правоотношения с другими странами и таможенными союзами - участниками Киотской конвенции, включая страны Европейского союза. Таможенное законодательство ЕАЭС в части регулирования таможенных процедур вполне унифицировано с европейским за счет использования рекомендаций Киотской конвенции. Различия в правовом регулировании не критичны и связаны с некоторыми особенностями национальной практики таможенного управления.

Вместе с тем, несмотря на решение задачи адаптации к международным правилам, на наш взгляд, система таможенных процедур, предусмотренная ТК ЕАЭС, не в полной мере отвечает национальным экономическим интересам. Можно согласиться с авторами, предлагающими расширить список таможенных процедур в ЕАЭС созданием новых правовых схем, направленных на решение актуальных национальных проблем, в том числе возникающих в новых условиях обострившихся международных отношений: насыщение рынка недостающими импортными товарами, поощрение импортозамещения, стимулирование экспортной ориентированности отечественного производства и т. п. (Кодякова, 2015; Чермянинов, 2012) Система таможенных процедур обладает существенным потенциалом, который может быть использован для достижения национальных экономических целей при условии дальнейшего развития евразийского таможенного законодательства.

Список источников:

Кодякова Т. А. Таможенная процедура как экономическая мера стимулирования экспорта // Российское предпринимательство. 2015. № 4 (274). С. 579-584.

Тугушев А. К. К вопросу о понятии и классификации таможенных процедур в ЕАЭС // Административное и муниципальное право. 2017 № 7. С. 34. http:// doi: 10.7256/2454-0595.2017.7.23550

Чермянинов Д. В. Таможенные процедуры: понятие, назначение, перспективы // Российская юстиция. 2012. № 10. С. 27-30.

References:

Chermyaninov, D. V. (2012) Tamozhennyye protsedury: ponyatiye, naznacheniye, perspektivy [Customs Procedures: Concept, Purpose, Prospects]. Rossiyskaya yustitsiya, 10, 27-30. (in Russian)

Kodyakova, T. A. (2015) Tamozhennaya protsedura kak ekonomicheskaya mera stimulirovaniya eksporta [Customs Procedure as an Economic Measure to Stimulate Exports]. Rossiyskoye predprinimatel'stvo, 4 (274), 579-5849. (in Russian)

Tugushev, A. K. (2017) K voprosu o ponyatii i klassifikatsii tamozhennykh protsedur v YEAES [On the Issue of the Concept and Classification of Customs Procedures in the EAEU]. Administrativnoye i munitsipal'noye parvo, 7, 34. Available from: doi: 10.7256/2454-0595.2017.7.23550. (in Russian)

Информация об авторе

Е.Н. Шахов - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного бизнеса и туризма Амурского государственного университета, Благовещенск, Россия.

Information about the authors E.N. Shakhov - PhD in Law, Associate Professor at the Department of International Business and Tourism, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 23.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.