Научная статья на тему 'Системы распространения медиа-контента в дистанционном образовании'

Системы распространения медиа-контента в дистанционном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / SOCIAL NETWORKS / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES (MOOCS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дятлова Екатерина Сергеевна

Рассматриваются социальные сети и образовательные платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дятлова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION SYSTEMS OF MEDIA-CONTENT FOR DISTANCE EDUCATION

In this paper are described educational social networks and massive open online coursers.

Текст научной работы на тему «Системы распространения медиа-контента в дистанционном образовании»

УДК 004.5:378.018

СИСТЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕДИА-КОНТЕНТА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Дятлова Екатерина Сергеевна

студентка Института принтмедиа и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]

Аннотация. Рассматриваются социальные сети и образовательные платформы.

Ключевые слова: социальные сети, образовательные платформы, дистанционное образование, образовательные онлайн-курсы

Современные технологии постепенно заполняют собой огромное пространство вокруг нас, в том числе и сферу образования. Они, несомненно, делают процесс обучения продуктивней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс. Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни молодежи, поэтому преподаватели пытаются поспеть за своими подопечными и используют соцсети в процессе образования.

Естественно, применение социальных сетей в качестве инструмента обучения имеет очевидные достоинства. В первую очередь это доступность. Интернет — открытая среда, которой может пользоваться каждый, у кого есть подключение. Кроме того, он может делать это одновременно с другими участниками процесса — так можно осуществить любую групповую работу. Кроме того, размещение важных файлов в интернете дает гарантию того, что ими смогут воспользоваться много людей одновременно и что эти файлы не потеряются и не удалятся.

Конечно, использование интернета имеет и свои минусы. Например, никто не застрахован от несанкционированного использования размещенных данных, нарушения авторского права и плагиата. Но работа над созданием законов, контролирующих степень доступности частной жизни в интернете, проводится каждый день. Государство активно пытается ограничить работу «пиратских» сайтов и иже с ними. Например, уже действует федеральный закон № 152 «О персональных данных».

Процесс начался с вовлечения уже существующих соцсетей в процесс обучения еще в те далекие времена, когда они только появлялись. Следующим шагом после создания страничек преподавателей, например на Фэйсбуке и в Живом Журнале, стало создание собственных сетей, интегрированных платформ и приложений. В совокупности они образуют новую сферу интеграции соцсетей в образование — eLearmng. Это система электронного обучения при помощи информационных технологий. С каждым днем она набирает все большую популярность.

Первой чисто образовательной социальной сетью в России стал интернет-портал Дневник.ру. С 2007 г. он держится на пике популярности. Это система, удобная для каждого представителя сферы образования. Учителя могут разместить там задания, а также заполнить журнал оценок, управлять информацией о домашнем задании, вести статистику класса, а родители и ученики могут это просматривать. Также на сайте собраны видео-, аудиоматериалы и презентации для подготовки к урокам по всем предметам, а также образовательные приложения. В одном месте находится вся программа чтения по литературе. Школьники могут общаться между собой, узнавать о важных событиях, создавать портфолио и хранить в нем свои грамоты и сертификаты. Родители могут использовать тот же функционал, что и их дети. Отличием являются оповещения о важных событиях школьной жизни ребенка. Кроме того, сведения об успеваемости поступают напрямую в госорганы, и таким образом происходит онлайн-мониторинг статистики. Это огромная повсеместная база данных школ. С ее помощью компьютеризуется весь процесс обучения. Днев-ник.ру предлагает новые возможности для дистанционного обучения [7]: виртуальные конференции, проведение тестов в интернете, школьные объявления, новости, хранение файлов класса, библиотека и медиатека готовых учебных материалов.

Пару лет назад стало очень распространено такое явление, как MOOCs (Massive Open Online Courses). Это образовательные платформы, на которых каждый может разместить собственные видеолекции и материалы. Если сначала они представляли собой просто онлайн-доступ к видеозаписям профессоров и электронным версиям учебников для студентов одного вуза, то сейчас это массовое явление, объединяющее пользователей со всего мира. Так, данная технология стала главным инструментом дистанционного образования. Сегодня уже дошло до того, что в функционал сайта входят проверочные работы в автоматическом режиме в виде тестов multiple choice. На подобном сайте содержится информация обо всем и на всех. Более того, с его помощью можно получить сертификат какого-нибудь престижного университета, например Стэнфордского.

Еще одним несомненным преимуществом «муков» является удобство сбора информации о статистике обучения. Это огромный источник информации для ученых. Их анализ приводит нас к лучшему пониманию того, как люди учатся. Есть надежда, что в будущем мы будем наблюдать процесс улучшения качества онлайн-образования аналогично тому, как наблюдали процесс улучшения качества поиска в интернете последние 15 лет. Единственная проблема состоит в том, что ученые еще не научились сопоставлять собранные данные, так как образование очень разное, и нет понятной системы метрики.

Первыми вступили на тропу онлайн-образования американцы. Самой известной образовательной платформой на данный момент является коммерческая Coursera. Она была основана профессорами Стэн-фордского университета. На сегодняшний день у нее больше пяти миллионов пользователей, для которых предоставлено больше тысячи курсов на разных языках и по разным тематикам: от психологии до творчества группы Rolling Stones в 1960-е гг. На сайте размещены лекции не только иностранных университетов, но и российских: МФТИ, ВШЭ, Физтеха, СПбГУ и т.д. Coursera предоставляет неограниченные возможности для самообразования. На западе сертификаты Coursera засчитываются как дополнительное образование.

Другой ведущей платформой стала edX. Это некоммерческое творение Гарвардского и Массачустетского университетов. На данном ресурсе уже зарегистрированы миллионы студентов от 20 до 95 лет. Темы размещенных лекций также варьируются от самых сложных до несерьезных. Самые популярные на сегодняшний день - «Введение в облачные технологии», «Введение в сталь», «Креативное решение задач и принятие решений». Ученые заметили некую тенденцию в выборе курсов посетителями — это научный подход к здоровому образу жизни. Сайт также предоставляет возможность получения сертификата. Кроме того, это первый ресурс, который анонсировал личный агрегатор курсов для любого пользователя — mooc.org. Но у него есть один существенный минус — он полностью на английском языке.

Khan's academy известна тем, что начиналась как блог на YouTube. Его создатель Салман Хан решил добиться того, чтобы образование стало доступно по всему миру. На сегодняшний день проект финансируется Фондом Билла и Мелинды Гейтс и корпорацией Google. Ресурс располагает тысячами небольших видеороликов, более легких для восприятия, чем длинные лекции. Также у них собственная система тестов и задач. Сайт удобен, потому что не требуется прослушивать весь громоздкий курс, а можно вычленить только необходимую информацию.

Нельзя забывать и о других первопроходцах: ими стали организаторы всемирно известных конференций TED. Они создали собственный ресурс TedX, где выкладывают материалы своих мероприятий. Это уникальная возможность для пользователей по всему миру прослушать профессоров-звезд. Это по-настоящему вдохновляющие ролики. «Фишка» в том, что для съемок применяются специальные техноло-

гии, которые позволяют удерживать внимание просматривающих. Подобные записи выигрывают у часовых нудных лекций. На сайте также нет тестов и проверочных работ. TedX создан для удовольствия.

Среди образовательных платформ ярко выделяется проект «ПостНаука». Его основная особенность в том, что этот сайт позволяет ученым рассказывать о своих исследованиях всему миру от первого лица. Научные открытия происходят с завидной регулярностью, но информация об этом редко доходит до людей. «Мы считаем важным рассказывать в первую очередь о фундаментальной науке, перенося на нее акцент с прикладных областей, а также освещать актуальные теории, идеи, концепции, законы и понятия в современных областях знания», - поясняют организаторы. Данный ресурс подразумевает наличие текстов и лекций, сложных для понимания обычного человека. Также там нет обычных курсов, тестов и заданий.

Наиболее перспективными российскими образовательными интернет-проектами считаются «Универса-риум» и Eduson.

«Универсариум» был основан в 2013 г. с целью продвижения российских университетов в мире. Одними из организаторов проекта стали Агенство стратегических инициатив и РИА-Новости. В основном там публикуются профессора МГУ им. Ломоносова. Основные направления, по которым создаются и будут разрабатываться курсы: химия, физика, математика, экономика, программирование, астрономия, биология. Отличительной чертой являются межфакультетске курсы, и курсы, находящиеся на стыке дисциплин. На первом этапе проекта предполагается преподавание на русском языке, затем планируется перевод курсов на основные европейские языки.

Eduson отличается от «Универсариума» тем, что изначально был ориентирован на мировой рынок, поэтому сначала появилась англоязычная версия. К сожалению, проект имеет существенный минус: практически все курсы Eduson платные. Он ориентирован на работников корпораций, бизнесменов, желающих повысить уровень своей квалификации по тем или иным темам. Для получения доступа к лекциям и заданиям необходимо оформить договор. Контент предоставляется преподавателями из престижных университетов, в основном из США.

Uniweb — это еще одна платформа для онлайн-обучения. На ней размещены как отдельные курсы, так и целые программы. Их составителями являются преподаватели из РАНХиГС, МГУ, МГИМО, РМОУ. Есть как платные, так и бесплатные курсы. По итогам прослушивания лекций выдается сертификат одного из университетов.

«Лекториум» — это академический проект, в котором собрана одна из самых крупных медиатек образовательных медиа-лекций. Пользователи получают свободный и бесплатный доступ к видео, записанным лучшими преподавателями России.

Digital October — это площадка для встречи профессионалов в сфере высоких технологий и предпринимательства. Они создали свой собственный ресурс, на котором стали размещать переведенные лекции с

Coursera. Также в рамках проекта запущены «открытые лаборатории» — прохождение оригинального курса на Coursera с помощью российских менторов. 1.

Технология MOOC не стоит на месте. Функционал образовательных платформ постоянно расширяется. Уже созданы специализации: это курсы, объединен- 2. ные в группы по темам и датам, что удобно, практично и понятно. Также они лучше монетизируется.

Высшие учебные заведения внедряют онлайн-курсы в обычное обучение студентов. Происходит со- 3. вмещение семинарских занятий и оффлайн-проектов с видеолекциями и интернет-тестами. Такое обучение назвали смешанным или SPOC (Small Private Online 4. Course). Кроме этого сайт Coursera запустил программу Learning Hubs. Это реальные площадки и встречи для обсуждения онлайн-курсов.

Вышеупомянутые ресурсы планируются как плат- 5. формы для создания специализированных приложений. Например, интерактивный конструктор интегральных схем, онлайн интерпретатор кода, задачи по биоинформатике и т.д. Разработчики программ смо- 6. гут добавлять их на сайты к курсам.

МООС — это постоянно развивающаяся технология, создателям которой предстоит решить еще множество проблем: вопросы авторского права и интел- 7. лектуальной собственности, конфиденциальности, сертификации и лицензирования, социальной составляющей курсов и т.п. Тем не менее очевидно, что MOOC — это переход от устаревших форм обучения к современным и более востребованным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

Образовательные платформы [Электронный ресурс]. — URL: http://dopedu.ru/index.php (дата обращения: 08.11.15).

Российские образовательные онлайн-платформы [Электронный ресурс]. — URL: http://www.skolkovo.ru (дата обращения: 08.11.15).

Образовательная сеть «Дневник.ру»

[Электронный ресурс]. — URL: https://dnevnik.ru (дата обращения: 08.11.15).

Арсентьев Д.А., Денисов Д.А. Использование мобильных технологий в образовании // Вестник МГУП Имени Ивана Федорова. — 2013. — № 9. — С. 8-11.

Программные и аппаратные средства систем мультимедиа. Ч.1. Аппаратные средства / Демидов Д.Г., Васьковский А.М., Николаев А.Б. [и др.] — М.: МГУП, 2014. — 78 с. Программные и аппаратные средства систем мультимедиа. Ч.2. Программные средства / Демидов Д.Г., Васьковский А.М., Николаев А.Б. [и др.] — М.: МГУП, 2014. — 70 с. Попов Д.И. Методы и технологии поддержки открытого образования на основе интеллектуальной информационно-образовательной среды дистанционного обучения. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 168 с.

DISTRIBUTION SYSTEMS OF MEDIA-CONTENT FOR DISTANCE EDUCATION

Ekaterina Sergeevna Dyatlova

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. In this paper are described educational social networks and massive open online coursers.

Keywords: e-learning, distance education technologies, social networks, massive open online courses (MOOCs).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.