Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПОЕЗДНОЙ РАБОТОЙ В ЦЕНТРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПОЕЗДНОЙ РАБОТОЙ В ЦЕНТРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ / ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДНОЙ РАБОТОЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ерофеев А.А.

Рассмотрены предпосылки внедрения систем поддержки принятия решений в управлении поездной работой на Белорусской железной дороге. Определены назначение и функциональный состав системы. Установлены структура и этапность создания системы управления поездной работой. Приведены описание и иллюстрации реализации подсистем первого и второго этапов. Произведена оценка предполагаемого экономического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMS OF SUPPORT OF DECISION-MAKING IN MANAGEMENT OF TRAIN WORK IN CONTROL CENTRE OF TRANSPORTATIONS OF THE BELARUSIAN RAILROAD

Preconditions of introduction of systems of support of decision-making in management of train work on the Belarusian railroad are considered. Appointment and functional structure of system are defined. The structure and staging of creation of a control system are established by train work. Are provided the description and illustrations of realization of subsystems of the first and second stages. The assessment of estimated economic effect is made.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПОЕЗДНОЙ РАБОТОЙ В ЦЕНТРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

УДК 004:656.2 (075.8)

А.А. Ерофеев, канд. технических наук, доцент, УО «Белорусский государственный университет транспорта» Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Кирова, 34.

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПОЕЗДНОЙ РАБОТОЙ В ЦЕНТРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Рассмотрены предпосылки внедрения систем поддержки принятия решений в управлении поездной работой на Белорусской железной дороге. Определены назначение и функциональный состав системы. Установлены структура и этапность создания системы управления поездной работой. Приведены описание и иллюстрации реализации подсистем первого и второго этапов. Произведена оценка предполагаемого экономического эффекта.

Ключевые слова: система поддержки принятия решений, Центр управления перевозками, оперативное планирование, диспетчерское управление, управление поездной работой

Организация своевременного пропуска поездов различных категорий всех перевозчиков с минимальными затратами - главная задача оперативного персонала всех уровней управления поездной работой.

Концентрация диспетчерского руководства в центре управления перевозками (ЦУП) на Белорусской железной дороге создала предпосылки для развития и создания систем поддержки принятия решений (СППР) в управлении поездной работы на основе современных технических средств связи и информационных технологий. Их внедрение позволит повысить адекватность разрабатываемых оперативных планов реальному ходу перевозочного процесса и снизить эксплуатационные затраты на пропуск поездов.

С этой целью в 2008 году было принято решение о создании Комплексной системы управления поездной работы на Белорусской железной дороге (КС УПР БЧ), заказчиком которой выступила служба перевозок Белорусской железной дороги. Следует сказать, что аналоги такой системы на данный момент отсутствуют. КС УПР БЧ предназначена для:

- обеспечения сквозного оперативного планирования поездной работы;

- пониточного управления поездами на всем маршруте их следования от станций их формирования (приема) до станций расформирования (сдачи);

- реализации сквозной технологии оперативного управления поездной работой на основе автоматизированного контроля и анализа выполнения плана-графика поездной работы;

- автоматизации управления поездными маршрутами при минимальном участии человека;

- оценки действий диспетчерского персонала по управлению поездной работой. Создание системы управления поездной работой предполагает как разработку новых систем, но и функциональное развитие уже существующих. В соответствии с утвержденным в 2009 году техническим заданием на разработку КС УПР БЧ, система включает несколько независимых подсистем, которые относятся к классу систем поддержки принятия решений:

- разработка нормативного графика движения поездов;

- ведение графика исполненного движения;

- разработка сменно-суточного плана поездной и грузовой работы;

- текущее планирование составообразования;

- увязка поездных локомотивов и бригад к плану поездной работы;

- текущий план пропуска поездов на участках дороги;

- разработка и планирование «окон»;

- вариантный график движения поездов;

- поездное положение на полигоне дороги;

- поездная работа станций;

- учет и анализ поездной работы и расчет основных ее показателей;

- нормативно-справочная и вспомогательная информация;

- выдачи предупреждений на поезда. Функциональная схема КС УПР БЧ приведена на рис 1.

Ж

Сменно-суточный план пропуска поездов __________...

ж

Прикладные программы

Техплан

План формирования поездов

Прикладные программы

АС «Окна»

Экспресс-3

Предупреждения (АС ПРЕД)

Нормативный ГДП

Р5!

|=я

Автоматизированная система пропуска поездов

Корректировка базы данных пассажирских поездов

Корректировка базы данных грузовых поездов

Моделирование пропуска пассажирских поездов

Моделирование пропуска грузовых поездов направлениях

Увязка поездных локомотивов

Увязка поездных бригад

=>

Согласование ГДП и ввод в ГИД

"Я"

АС ГИД «Неман»

ИАС ПУР ГП

Модель отправок

Вагонная модель

Поездная модель

Локомотивная модель

Модель работы локомотивных бригад

Планирование составообразо-вания (УСОГДП)

К—5

АСУ С План поездо-образования на технических станциях

АСУ ЛР План поездооб-разования местных поездов на участках и узлах отделения

САПОД

План перевозок

на месяц

на сутки

ДЦ «Неман»

Подсистема съема поездного положения, формирования ГИДП и его отображения

Подсистема формирования команд телеуправления по пропуску поездов

Рис. 1. Функциональная структура комплексной системы управления поездной работой на Белорусской железной дороге

Создание КС УПР БЧ предусматривает следующие этапы:

- формирование единой дорожной сети передачи данных, разработка и внедрение информационно-справочных систем, поэтапный переход к современным системам диспетчерской централизации на участках Белорусской железной дороги, реструктуризация районов управления, создание на базе оперативно-распорядительного отдела службы перевозок ЦУП с обеспечением безопасных условий организации движением

поездов, перевод диспетчерского персонала по управлению поездной работой в ЦУП (с организацией в отделах перевозок отделений диспетчерского персонала по планированию, управлению местной работой и контролю эксплуатационной работы станций и обеспечению на них безопасности движения и охраны труда), совершенствование системы анализа и учета эксплуатационной работы, разработка необходимой технической, технологической и нормативно-правовой документации;

- разработка и внедрение информационно-планирующих систем, полный перевод диспетчерского аппарата по управлению поездной работой в ЦУП, реструктуризация системы управления перевозками на отделениях Белорусской железной дороги, реструктуризация причастных служб, разработка необходимой технической, технологической и нормативно-правовой документации;

- переход к прогнозным и информационно-управляющим системам и системам поддержки принятия решений, проведение мероприятий по дополнительной централизации и концентрации управления на дороге, реструктуризация системы управления перевозками на линейном уровне, разработка перспективных мероприятий, разработка необходимой технической, технологической и нормативно-правовой документации.

С позиции создания КС УПР БЧ первый этап включает в себя контроль и отображение состояния устройств СЦБ, отслеживание поездной ситуации, автоматизацию задания маршрутов следования поездов, ведение исполненного графика движения и приложений к нему, анализ выполнения графика, ведение вагонной и локомотивной моделей дороги в рамках системы ИАС ПУР ГП. На Белорусской железной дороге эти задачи на данный момент реализованы. На всех участках управления действует система диспетчерской централизации ДЦ «Неман» с функцией автоматического ведения графика исполненного движения (реализовано подсистемой ГИД «Неман»). Ее внедрение позволило существенно снизить загрузку поездных диспетчеров. В результате потребное количество диспетчерских кругов на Белорусской железной дороге сократилось с 33 до 21.

Интерфейс реализованных на первом этапе систем приведен на рис. 2.

Рис. 2. Реализация систем первой очереди

К подсистемам второго этапа относятся: построение прогнозного графика движения поездов, планирование составообразования на станциях, планирование обеспечение локомотивами и локомотивными бригадами составов, готовых к отправлению на основе имитационного моделирования поездной работы. В настоящее время большинство из этих систем находится в промышленной и опытной эксплуатации в ЦУП. В их разработке принимали участие специалисты Белорусской железной дороги при непосредственном участии сотрудников БелГУТ. Внедрены в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы сбора заявок и планирования предоставления «окон» АС «Окна» и система учета и выдачи предупреждений на поезда АС ПРЕД. Находятся в опытной эксплуатации система оперативного планирования составообра-зования УСОГДП и система автоматического построения прогнозного графика движения поездов АС ПГДП.

Параллельно БелГУТом выполнены работы по автоматизации разработки нормативного и вариантных графиков движения поездов, решены отдельные задачи автоматизации расчета плана формирования поездов.

Внедрение задач второй очереди позволило обеспечить ритмичность пропуска поездопотоков, сократить простои составов на станции в ожидании отправления, снизить потребный парк поездных локомотивов. Интерфейс реализованных на первом этапе систем приведен на рис. 3.

мспсвсшпеен^^^^^^™ -ил

ОТПЩМ и| сомкмгм««

Рис. 3. Реализация систем первой очереди

В настоящее время активно ведутся работы по созданию сквозной системы сменно-суточного планирования погрузки выгрузки, которая включает все уровни управления. На данный момент утверждено техническое задание на разработку АС ССП и ведется разработка программного продукта. Для этих целей привлечен резидент Пар-

ка высоких технологий компания IBA, которая выиграла тендер на разработку системы. В активной стадии находится разработка системы актуального графика движения поездов АС АГДП.

Таким образом, созданы предпосылки для внедрения систем поддержки принятия решений третьей очереди. К таким системам относятся - автоматическое приготовление поездных маршрутов, выдача рекомендации по вводу поездов в график движения, оптимальному скрещению и обгону поездов, регулировочных мер по недопущению или ликвидации затруднений в пропуске поездов. Задачи третьей очереди могут быть реализованы к 2015-2016 годам.

Создания КС УПР БЧ предполагает параллельную техническую и информационную поддержку. Техническая поддержка включает:

- внедрение микропроцессорных систем диспетчерской централизации с расширенным составом функций;

- внедрение систем интервального регулирования движения поездов;

- внедрение МПЦ на станциях;

- развитие СПД на основе высокоточной координатной системы;

- создание цифровой радиосвязи с объектами подвижного состава и инфраструктуры;

- создание системы контроля местонахождения подвижного состава.

Информационная поддержка заключается в расширении функционального состава действующих на данный момент на Белорусской железной дороге систем и внедрение новых технологий:

- создание интегрированной системы управления перевозочным процессом;

- создание системы организации вагонопотоков;

- внедрение системы электронного документооборота;

- развитие средств САПОД, «Месплан», формирование единой системы в грузовой работе;

- развитие автоматизированной системы контроля и разработки прогнозного графика движения поездов;

- расширение функционального состава АСУБД;

- создание интегрированной информационной системы состояния инфраструктуры и подвижного состава на основе расширения функционального состава отраслевых АС;

- развитие моделей ОДКЛ, ОДКБ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономический эффект от внедрения систем поддержки принятия решений в управлении поездной работы достигается за счет:

- сокращения простоя поездов на технических станциях в ожидании отправления;

- экономии энергоресурсов за счет ликвидации дополнительных остановок поездов связанных с неприемом поездов;

- экономии от сокращения нарушений в графике движения поездов в связи с отклонением поездов от расписания;

- сокращения затрат на переработку вагонов на технических станциях в связи с планированием сквозных ниток графика;

- сокращения потребности в локомотивах за счет детализированного, достоверного планирования;

- сокращения времени переработки локомотивных бригад;

- экономии от сокращения количества и продолжительности «окон» за счет применения «окон», постоянно включенных в график движения поездов.

Внедрение КС УПР БЧ в полном объеме позволит не менее чем на 5% увеличить производительность поездных локомотивов, сократить на 2,5% оборот вагонов, повысить производительность труда оперативных работников на 30 %.

Список литературы:

[1] Ерофеев А.А. Информационные технологии на железнодорожном транспорте // Учеб.-метод. пособие: в 2 ч. Ч. 1; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель : БелГУТ, 2012. - 231 с.

[2] Ерофеев А.А., Ерофеева Е.А. Автоматизированная система разработки прогнозного графика движения поездов на Белорусской железной дороге // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: Наука и транспорт. № 1 (22), 2011 г. - С. 67-75

[3] Ерофеев А.А., Ерофеева Е.А. Автоматизация диспетчерского управления поездной работой на Белорусской железной дороге // Вюник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту iменi академжа В. Лазаряна Випуск №40, 2012 г - С. 133-139.

[4] Ерофеев А.А. Интеллектуальные системы ЦУП // Проблемы безопасности на транспорте: Материалы VI Международной научно-практ. конференции. / Под ред. В.И. Сенько - Гомель: БелГУТ, 2012. - С. 16-17.

[5] Порядок планирования, организации предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно--монтажных работ на Белорусской железной дороге. СТП 09150.15.0752008. Минск, 2008 г. - 55 с.

[6] Порядок разработки графика движения поездов на Белорусской железной дороге СТП 09150.15.114-2009. Минск, 2009 г. - 112 с.

[7] Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте. Под ред. П.С. Грунтова. М.: Транспорт, 1994 г. - 459 с.

SYSTEMS OF SUPPORT OF DECISION-MAKING IN MANAGEMENT OF TRAIN WORK IN CONTROL CENTRE OF TRANSPORTATIONS OF THE BELARUSIAN RAILROAD

A.A. Erofeev

Preconditions of introduction of systems of support of decision-making in management of train work on the Belarusian railroad are considered. Appointment and functional structure of system are defined. The structure and staging of creation of a control system are established by train work. Are provided the description and illustrations of realization of subsystems of the first and second stages. The assessment of estimated economic effect is made.

УДК 330.341.1

В.И. Жмачинский, доктор экономических наук, проф. ФБОУ ВПО «ВГАВТ» Л.Л. Сафонова, ст. преподаватель ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИИ

В статье рассматриваются проблемы транспортно-логистического обеспечения экономики территорий. Исследуется структура логистической поддержки производства. Проводится теоретический анализ особой роли транспорта во внедрении логистических технологий обслуживания. Исследуются цели и задачи по развитию транспортного комплекса РФ и транспортной инфраструктуры РФ на период до 2030 года.

Ключевые слова: транспортно-логистическое обслуживание, логистический центр, транспортный комплекс, транспортная стратегия, транспортная инфраструктура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.