Научная статья на тему 'Системы поддержки принятия решений в управлении инновациями в информационном бизнесе'

Системы поддержки принятия решений в управлении инновациями в информационном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
836
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / BUSINESS INFORMATION / INFORMATION SERVICES / INNOVATION / MANAGEMENT OF INNOVATION / SYSTEM DECISION SUPPORT MAKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погонышева Д. А.

В условиях информатизации жизнедеятельности общества информация является стратегическим ресурсом. В основу информационного бизнеса положена продажа информации. Система поддержки принятия решений решает основные задачи в бизнесе: выбор наилучшего решения и упорядочение возможных решений. Обоснованы методы управления инновациями в информационном бизнесе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM SUPPORT DECISION MAKING IN THE MANAGEMENT OF INNOVATION IN THE INFORMATION BUSINESS

In the conditions of Informatization of society information is a strategic resource. The basis of the information of the business based on selling information. System decision support addresses key challenges in business: choosing the best solution and the ordering of possible solutions. Justified methods of managing innovation in the information business

Текст научной работы на тему «Системы поддержки принятия решений в управлении инновациями в информационном бизнесе»

УДК 004.33(035)

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИЯМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ БИЗНЕСЕ

Д.А. Погонышева

В условиях информатизации жизнедеятельности общества информация является стратегическим ресурсом. В основу информационного бизнеса положена продажа информации. Система поддержки принятия решений решает основные задачи в бизнесе: выбор наилучшего решения и упорядочение возможных решений. Обоснованы методы управления инновациями в информационном бизнесе

Ключевые слова: информационный бизнес; информационные услуги; инновации; управление инновациями; система поддержки принятия решений;

Современная организация представляет собой сложную открытую, многокомпонентную, полиструктурную, вероятностную, динамическую систему. В настоящее время отмечается высокая динамичность бизнес-процессов, связанная с изменяющимися потребностями рынка, ориентацией товаров и услуг на индивидуальные потребности клиентов, непрерывным совершенствованием технических и технологических возможностей, глобальной конкуренцией.

Роль информации в современном бизнесе установлена в ходе многочисленных исследований. Это фундаментальные работы Н.Винера и К.Шеннона по проблемам передачи и оценки количества информации. Существенный вклад в теорию информации внесли А.Н. Колмогоров, A.A. Харкевич, В.А. Котельников и др. В процессе формирования концепции информационного общества весомый вклад сделали Д. Белл, М. Порат, А. Тоффлер, Ф. Махлуп, Г. Кан, Т. Стоупьер, П. Друкер, М. Моришима и др., отечественные ученые О.А.Антипина, С.Ю.Глазьев, Г.Р. Громов и др. Исследованиям в области экономических информационных систем посвящены труды Глушкова В.М., Майминаса Е.З., Кравченко Т.К., Черникова Ю.И. и др.

В условиях информатизации жизнедеятельности общества информация стала стратегическим ресурсом. За последнее время произошли существенные изменения информационного пространства России. Исчезла монополия государства на информационные потоки. Однако информационная инфраструктура создавалась хаотично, возникали лишь отдельные элементы информационной поддержки новых рыночных секторов. Создание инфраструктуры слабо увязывалось с хозяйственной деятельностью. Трудности со сбором информации приводили к снижению качества информационных продуктов. Отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры, в том числе информационной, в значительной степени снижает инновационный потенциал различных отраслей российской экономики. В информационном производстве страны недостаточно эффективна организация полноценной системы сбора бизнес-информации.

Информационные потребности субъектов информационного обмена динамичны, зависят от различных объективных и субъективных факторов. Информация, как стратегический ресурс, имеет следующие особенности: неубывающая потенциальная эффективность информации; тиражируемость и многократность использования рыночными агентами; неаддитивность бизнес-информации; кумулятивность информации; зависимость реализуемости и эффективности от интенсивности использования; необходимость пристствия в ходе информационного обмена источника и пользователя; наличие ценности для потребителя и др. В связи с этим при анализе экономической эффективности информационного производства экономисты используют экономические характеристики: цена, издержки, прибыль и др.

Информационный бизнес - это бизнес, в основу которого положена продажа

информации. Информационная услуга представляет собой получение и предоставление пользователю информационного продукта. Информационный продукт выступает специфической услугой, когда ее определенное содержание поступает потребителю как товар. Информационный продукт представляет собой информационную модель конкретной предметной области. Отрасль информационных услуг (информационный бизнес) занимает ключевое место в структуре экономики развитых стран.

Рынок ИТ-услуг включает несколько секторов, ориентированных на предоставление пользователям информации различных видов. Биржевую и финансовую информацию генерируют биржи, банки, брокерские фирмы. Экономические статистические базы данных, создаваемые преимущественно государственными организациями, используются в рамках анализа и исследований. Коммерческая информация необходима хозяйствующим субъектам. Информация коммерческих предложений широко используется агентами рынка для создания конкурентных преимуществ. Важная роль в условиях транзитивной экономики принадлежит юридической информации. Информация для специалистов представлена научно-технической информацией, профессиональной информацией и др. Массовая потребительская информация включает информацию служб новостей, потребительскую информацию и др. В информационном бизнесе выделяют следующие сферы: информационно-аналитические услуги, системная интеграция, консалтинг, аутсорсинг и

др[1]

Достаточно широко представлен спектр информационных услуг в Интернете: каталоги, справочники, поисковые системы; справочно-правовая информация госучреждений; получение программного обеспечения; бизнес-информация; электронная коммерция; организация маркетинга; Интернет-банкинг; Интернет-трейдинг; Интернет-страхование и др.[3]

К числу организаций информационного бизнеса относятся исследовательские центры, институты научно-технической информации, консалтинговые компании, агентства, вычислительные центры и т.д. Значительная роль в формировании общедоступных интерактивных ресурсов для бизнеса принадлежит сегодня федеральным и региональным проектам, реализуемым в рамках программ поддержки предпринимательства и проектам, осуществляемым союзами и объединениями предпринимателей.

Производство в организациях информационного пространства имеет ряд особенностей. Предметами труда выступает первичная информация, средствами труда -технологии ее обработки, хранения, передачи. Целью производства является удовлетворение информационной потребности пользователя как экономического субъекта, получение прибыли.

Рынок информационных услуг является важнейшим условием, результатом и сферой экономики, здесь распределяется интеллектуальное богатство. В отличие от других рынков, где распределяются физические блага и традиционные услуги, данный рынок характеризуется неосязаемостью объекта рыночных отношений. Важнейшая роль принадлежит рынку первичной или уникальной информации. В противоположность большинству физических товаров и привычных услуг, спрос на информационные услуги определяется главным образом неценовыми факторами, в первую очередь риском потери потенциальным потребителем ключевой бизнес-информации, обеспечивающей конкурентные преимущества.

К важнейшим функциям информационного бизнеса относят управление финансами и ведение учета, управление кадрами, материально-техническое снабжение, организация производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции, консультационное обслуживание, страхование имущества и информации, организация службы информационной безопасности, сервисное обслуживание и др.

Важнейшими инновациями в отрасли ИТ-услуг выступают процессные и продуктовые инновации. Конкурентные преимущества в информационном бизнесе

приобретает та организация, которая уделяет большое внимание производственным, коммерческим и финансовым составляющим, эффективно решает задачи сбора и обработки данных. Современным инструментом поддержки инноваций выступают информационные технологии (ИТ).

По данным Минэкономразвития, в 2013 году объем ИТ-рынка оценивается в размере 762,3 миллиарда рублей (106,9% в сопоставимых ценах к 2012 году). Общий объем ИТ-продукции, производимой российскими компаниями, составляет около 0,6% от мирового рынка. Отечественная ИТ-отрасль удовлетворяет потребности российского рынка на 25%. В период до 2030 года ожидается устойчивое функционирование информационно-коммуникационных технологий. Развитие будет осуществляться на основе реализации «Стратегии развития информационного общества» и Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Приоритетными направлениями развития станут формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг; развитие экономики на основе использования информационных технологий и др. При развитии экономики по консервативному сценарию (вариант 1) в 2030 году прогнозируется рост рынка информационных технологий в 2,7 раза по сравнению с 2011 годом. Наибольший объем сохранит рынок аппаратных средств. В инновационном сценарии (вариант 2) предполагается повышение роли рынка услуг.

Структура рынка информационных технологий, %[2]

2011 г. 2020 г. 2030 г.

1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.

Объем рынка информационных технологий, % в том числе: рынок аппаратных средств рынок программных средств рынок услуг 100 100 100 100 100 51,2 44,0 41,4 35,1 31,1 20,4 26,5 28,0 33,5 36,8 28,4 29,5 30,6 31,4 32,1

ЛАНИТ — российская многопрофильная группа ИТ-компаний, холдинг, предоставляющий информационно-технологические услуги. В 2009 году компания ЛАНИТ была признана победителем в открытом конкурсе на разработку программного обеспечения общероссийского официального сайта для размещения информации о заказах на поставку товаров, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ или муниципальных нужд. КРОК является ведущим российским партнером HP, EMC, Dell, Fujitsu, Cisco Systems, Avaya, Microsoft, Oracle, Hitachi Data Systems, Symantec и др. КРОК является лидером на российском ИТ-рынке по услугам системной интеграции, в т.ч. для компаний финансовой отрасли. Компания АйТи выступает разработчиком ряда решений под маркой "БОСС", как системный интегратор, создающий инфокоммуникационную среду малого и среднего предпринимательства.

На информационном рынке поддерживается высокий уровень конкуренции, что приводит к диверсификации деятельности компаний и проникновению в смежные сферы бизнеса. Многие ведущие информационные агентства принимают активное участие в мировом финансовом секторе, предоставляя качественный сервис, совмещающий информационные и транзакционные услуги.

В организациях информационного бизнеса существуют следующие виды задач принятия решений с учетом степени информированности: полная определенность, вероятностная определенность, неопределенность, риск; по числу целей одно- и многокритериальные; структурированные, слабоструктурированные и

неструктурированные и др. В условиях интеграции России в мировое информационное пространство руководители организаций отслеживают состояние внешней бизнес-среды. В этом помогают оперативные новости из Интернета, аналитика печатных изданий. Такой

подход существенно повышает роль информационно-аналитических инструментов в управлении организацией. Тенденция последних лет - перемещение информации в Интернет и ее обработка с использованием облачных сервисов.

Для сохранения конкурентоспособности информационного бизнеса руководству приходится решать проблемы развития новых технологий, совершенствования маркетинга, рекламы, развития сети распространения услуг, обеспечения качества сервиса. Во всех деловых процессах необходим анализ огромного количества разнородной информации для получения оптимального финансового результата.

В настоящее время бизнес и ИТ взаимно поддерживают и развивают друг друга. Система поддержки принятия решений (СППР) - компьютерная автоматизированная система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может обеспечивать принятие эффективных решений в бизнесе. С помощью СППР можно проследить за всеми доступными информационными активами, получить сравнительные значения объемов продаж, спрогнозировать доход организации при внедрении новых информационных услуг, рассмотреть возможные альтернативные решения.

Особенностью технологии принятия решений является организация эффективного взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором СППР выступает в роли вычислительного звена и объекта управления. Человек как управляющее звено, задает входные данные и оценивает полученный результат. Окончание итерационного процесса происходит по его требованию. Информационная система совместно с пользователем создает новую информацию для принятия эффективных решений в информационном бизнесе. СППР предоставляет возможность решать слабо структурированные задачи, сочетать традиционные методы доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических методов и моделей, имеют высокую адаптивность. СППР успешно решает две основные задачи: выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация) и упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование). В этих задачах принципиальным моментом является выбор совокупности критериев, на основе которых в дальнейшем будут оцениваться и сопоставляться возможные решения.

Для анализа и выработки предложений в СППР используются разные методы: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и др. Некоторые из этих методов разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то это интеллектуальная СППР. По взаимодействию с пользователем выделяют следующие виды СППР: пассивные, помогающие в процессе принятия решений, но не выдвинающие конкретного предложения; активные, непосредственно участвующие в разработке правильного решения; кооперативные, предполагающие взаимодействие СППР с пользователем.

Выделяют четыре основных компонента СППР: информационные хранилища данных; средства и методы извлечения, обработки и загрузки данных (ETL); многомерную базу данных и средства анализа OLAP; средства Data Mining.

СППР используют преимущественно руководители верхнего уровня, решающие задачи формирования и достижения стратегических целей, планирования ресурсов, поиска источников финансирования, выбора поставщиков, обоснования оптимального портфеля заказов и др. Важнейшей целью использования СППР выступает поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния таких факторов, как конъюнктура целевых для организации рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др.

Эффективная СППР взаимодействует со слабоструктурированными решениями;

может быть использована лицами, принимающими решения различного уровня; позволяет поддерживать как взаимозависимые, так и последовательные решения; способна поддерживать три фазы процесса принятия решения: интеллектуальную часть, создание и выбор; может быть адаптирована для группового или индивидуального использования; позволяет учитывать различные методы и стили решения; способна к адаптации к изменениям в организации, ее внешней бизнес-среды; проста в эксплуатации и модернизации; способна поддерживать технологию моделирования; способна использовать знания.

Считаем, что в условиях формирования информационного общества целесообразно управлять инновациями в сфере информационного бизнеса на основе применения системного подхода, оптимизации архитектуры организации (миссии, целей и задач, бизнес-архитектуры, системной архитектуры), использования СППР. Реализация данных методов обеспечит хозяйствующим субъектам оптимальный финансовый результат, высокие конкурентные преимущества.

In the conditions of Informatization of society information is a strategic resource. The basis of the information of the business based on selling information. System decision support addresses key challenges in business: choosing the best solution and the ordering of possible solutions. Justified methods of managing innovation in the information business

Key words: business information; information services; innovation; management of innovation; system decision support making

Список литературы

1. Андреева И.А., Городничий И.В. Информационные продукты, услуги, решения для предпринимателей: состояние и перспективы развития// Московская международная конференция «Информационное обеспечение предпринимательства «БИНФ0-2002», 2002.

2.Прогноз долгосрочного социально - экономического развития российской федерации на период до 2030 года.-М., 2013

3. Прикладная информатика: Справочник/ Под ред. В.Н. Волковой и В.Н. Юрьева. -М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2010.

Об авторе

Погонышева Д.А. - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой автоматизированных информационных систем и технологий Брянского государственного университета имена академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.