Леонтьев В.В. группа ТБмдо-2104а Тольяттинский государственный университет
СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ КАК ВИД КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГО И ЧС
Аннотация: в статье рассматриваются системы оповещения как вид комплексной системы безопасности ГО и ЧС.
Ключевые слова: экстренная информация, гражданская оборона, локальная система оповещения, техногенный характер, экстренное оповещение населения.
Leontiev V. V.
TBmdo-2104a group Togliatti State University
WARNING SYSTEMS AS A TYPE OF INTEGRATED SECURITY SYSTEM OF CIVIL DEFENSE AND EMERGENCY SITUATIONS
Abstract: the article considers warning systems as a type of integrated civil defense and emergency security system.
Keywords: emergency information, civil defense, local warning system, technogenic nature, emergency notification of the population.
Целью гражданской обороны является защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Для достижения этой цели Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены 15 основных задач. Одна из них (вторая по порядку) -оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804) основными мероприятиями по решению этой задачи, являются:
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
- создание локальных систем оповещения;
- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
- комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;
- сбор информации и обмен ею.
С 1 января 2021 года вступили в силу 2 совместных приказа МЧС России и Минкомсвязи России от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» и «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения». Целью их принятия является совершенствование деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В связи с вступлением в силу указанных приказов следует ожидать актуализации региональных и муниципальных положений о системах оповещения населения и федеральных и региональных методических рекомендаций по организации оповещения населения.
Новое Положение о системах оповещения населения определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности. Одновременно введено в действие новое Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
По системе оповещения населения незамедлительно передается экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей
среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты.
Короче говоря, система оповещения обеспечивает доведение до населения, органов управления ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Система оповещения представляет комбинацию взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи РФ.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) -это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, представлявшие собой специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Системы оповещения предназначены для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и РСЧС субъекта РФ;
- территориального органа МЧС России;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
- сил ГО и РСЧС субъекта РФ;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих локальные системы оповещения;
- людей, находящихся на территории соответствующего субъекта
РФ.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;
- сил ГО и РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих локальные системы оповещения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны, объектового звена РСЧС и персонала организации;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
- людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.
Использованные источники: 1. Анализ эффективности информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием
общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей: отчет о НИР (заключ.) / ФГУ ВНИИ ГОЧС. М.: МЧС России, 2010.
2. Асанин А. В., Асхадеев А. И., Фофанов С. Н. Особенности в организации информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-v-organizatsii-informirovaniya-i-opovescheniya-naseleniya-pri-ugroze-i-vozniknovenii-chrezvychaynyh-situatsiy (дата обращения: 06.02.2023).
3. Концепция развития региональных подсистем ОКСИОН с привлечением средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций: отчет о НИР (заключ.) / ЦСИ ГЗ. М.: МЧС России, 2006.
4. Концепция создания и использования мобильного сегмента ОКСИОН: отчет о НИР (заключ.) / ОАО «Интеллект-Телеком». М.: МЧС России, 2005.
5. Лукьянович А. В., Алымов А. В., Пашков А. А. Развитие ОКСИОН в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» // Технологии гражданской безопасности. 2011. №2.
6. Российская Федерация. Постановления Правительства. О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»: Пост. Прав.: принят Правит. РФ 06.01.2006.
7. Системотехнический проект ОКСИОН: отчет о НИР (заключ.) / ОАО «Интеллект-Телеком». М.: МЧС России, 2005.