Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ЕЕ УЧАСТНИКОВ'

СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ЕЕ УЧАСТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МУСОРНАЯ РЕФОРМА» / БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ТКО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцов С. В., Согомонян Л. А.

Проблема системы обращения с отходами потребления назревала длительное время, но к концу прошлого десятилетия достигла пиковой ситуации, что потребовало принятия ее качественных и всесторонних изменений. Аспекты таких изменений в системе обращения с отходами обсуждались в течение нескольких лет, но соответствующие изменения, внесенные в федеральное законодательство, вступили в силу с 1 января 2019 года. Эту дату принято считать датой начала преобразований в системе обращения с отходами потребления. Среди ученых права, политических деятелей, общественных активистов, населения вопросы, связанные с реформой сферы обращения с отходами, являются самыми обсуждаемыми, и имеют неоднозначную точку зрения на проводимую в этой сфере реформу. Однако большинство из дискутирующих относительно «мусорной реформы» говорят о ее непоследовательности и неполноценности, отсутствии четко обозначенной линии в проводимых в целях ее реализации мероприятий. Ряд целей проводимой реформы не могут быть исполнены, а достижение качественных результатов оказывается невозможным. В этой связи авторы полагают необходимым провести обобщение и анализ нормативной базы, регулирующей вопросы проведения «мусорной реформы», поскольку она является фундаментом, на который опираются все проводимые в ходе реформы мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кравцов С. В., Согомонян Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER WASTE MANAGEMENT SYSTEMS: LEGAL REGULATION AND PROBLEMS OF HARMONIZATION INTERESTS OF ITS PARTICIPANTS

The problem of the consumer waste management system has been brewing for a long time, but by the end of the last decade it reached a peak situation, which required the adoption of its qualitative and comprehensive changes. Aspects of such changes in the waste management system have been discussed for several years, but the corresponding changes made to federal legislation came into force on January 1, 2019. This date is considered to be the date of the beginning of transformations in the system of waste management. Among legal scholars, politicians, public activists, and the population, issues related to the reform of waste management are the most discussed, and have an ambiguous point of view on the reform being carried out in this area. However, most of those discussing the "garbage reform" talk about its inconsistency and inferiority, the absence of a clearly defined line in the activities carried out for its implementation. A number of goals of the ongoing reform cannot be fulfilled, and the achievement of qualitative results is impossible. In this regard, the authors consider it necessary to generalize and analyze the regulatory framework governing the implementation of the "garbage reform", since it is the foundation on which all the activities carried out during the reform are based.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ЕЕ УЧАСТНИКОВ»

СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ

ИНТЕРЕСОВ ЕЕ УЧАСТНИКОВ

Кравцов С. В.,

Северо-Кавказская государственная академия

г. Черкесск Согомонян Л. А.,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов -на-Дону

Аннотация. Проблема системы обращения с отходами потребления назревала длительное время, но к концу прошлого десятилетия достигла пиковой ситуации, что потребовало принятия ее качественных и всесторонних изменений. Аспекты таких изменений в системе обращения с отходами обсуждались в течение нескольких лет, но соответствующие изменения, внесенные в федеральное законодательство, вступили в силу с 1 января 2019 года. Эту дату принято считать датой начала преобразований в системе обращения с отходами потребления.

Среди ученых права, политических деятелей, общественных активистов, населения вопросы, связанные с реформой сферы обращения с отходами, являются самыми обсуждаемыми, и имеют неоднозначную точку зрения на проводимую в этой сфере реформу. Однако большинство из дискутирующих относительно «мусорной реформы» говорят о ее непоследовательности и неполноценности, отсутствии четко обозначенной линии в проводимых в целях ее реализации мероприятий. Ряд целей проводимой реформы не могут быть исполнены, а достижение качественных результатов оказывается

1

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

невозможным.

В этой связи авторы полагают необходимым провести обобщение и анализ нормативной базы, регулирующей вопросы проведения «мусорной реформы», поскольку она является фундаментом, на который опираются все проводимые в ходе реформы мероприятия.

Ключевые слова: «мусорная реформа»; бытовые отходы; экологические проблемы; правовое регулирование; загрязнение окружающей среды; раздельный сбор ТКО; экономический эффект.

Данные опросов, проводимых отечественными и зарубежными социологами, свидетельствует о нарастающем загрязнении окружающей среды, что является одной из самых опасных угроз, с которой население планеты, и в частности нашей страны, столкнулось в конце ХХ века и начале XXI века. В числе главных угроз респонденты называют загрязнение воздуха (26%), проблему накопления отходов потребления (17%) и радиоактивных отходов (11%) [1,2].

Вопросы, связанные с накоплением отходов потребления и негативными последствиями их воздействия на здоровье и качество жизни людей, как следует из данных АНО Левада-Центр, занимают в опросах второе место и выдвигаются населением страны в число приоритетных. В числе лидеров, наносящих вред окружающей среде, оказались и два региона Юга России: Краснодарский край и Астраханская область, которые вошли в десятку самых загрязненных по количеству произведенных расчетов размера вреда за 2020-2022 годы территорий нашей страны, занимая соответственно второе и пятое место.

По данным Российского экологического оператора в стране ежегодно образуется 65 млн тонн отходов, из которых переработке подвергается только 42

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

7%. Каждая среднестатистическая российская семья, состоящая из четырех человек, в результате ежегодного потребления вносит в состав отходов около 150 кг бывших в употреблении тары или изделий из пластмасс, более 100 кг картона и бумаги и около 1 000 единиц стеклянной тары.

На территории страны накоплено к настоящему времени около 60 млрд. тонн отходов, которые размещены на территории более чем на 1 000 мусорных полигонов около 15 000 санкционированных и более чем на 17 000 несанкционированных свалках [3].

Основным нормативным правовым актом, которым регулируется сфера обращения с отходами, является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в который законодательными актами от

31.12.2017 № 503-Ф3, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 25.12.2018 № 483-Ф3 и от 26.07.2019 № 225-ФЗ от 31.12.2017 № 503-Ф3, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от

25.12.2018 № 483-ФЗ и от 26.07.2019 № 225-ФЗ, от 07.04.2020 N 117-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 273-ФЗ, от 02.07.2021 N 356-ФЗ были внесены наиболее значимые поправки, обусловленные трансформацией в обществе взглядов на систему обращения с отходами потребления и в том числе твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО).

Внесенные поправки можно сгруппировать следующим образом:

1. поправки, связанные с системой обращения с твердыми коммунальными отходами:

а) введен новый субъект в области обращения с ТКО - Российский экологический оператор, на которого в соответствии со ст. 24.14 Федерального закона возложены функции по разработке и корректировке федеральной схемы обращения с ТКО, проведению экспертизы и подготовке рекомендаций при

3

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

утверждении или корректировке региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, территориальных схем обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления ТКО в регионах, планировании расходов в области обращения с ТКО.

Деятельность Российского экологического оператора регулируется Уставом, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 396 «О публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с ТКО «Российский экологический оператор».

Согласно положениям Устава целями Российского экологического оператора, как публично-правовой компании, заявлены: создание федеральной системы обращения с ТКО и обеспечение управления ею, организация работы по предотвращению негативного влияния образующихся отходов потребления на окружающую среду и нанесения вреда здоровью человека, вовлечение ТКО в замкнутый цикл обращения в качестве сырья и материалов, изделий для повторного использования, а также рекуперации энергии.

Российский экологический оператор, реализуя поставленные цели, может принимать участие в разработке и реализации госпрограмм, привлекать инвестиции и проводить мероприятия, направленные на снижение объемов образования отходов, увеличение объемов ТКО, вовлекаемых во вторичный оборот, и снижение их объемов, направляемых на полигоны для захоронения;

б) внесены изменения в полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно статьям 6 и 8 Федерального закона вопросы, связанные с организацией обращения с ТКО, полностью отнесены к ведению субъектов РФ.

В силу статьи 8 Федерального закона к полномочиям органов местного

4

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

самоуправления в сфере обращения с ТКО отнесены создание и содержание мест накопления, определение схемы размещения и ведение реестра мест накопления отходов. На органы местного самоуправления возложена также функция по организации экологического воспитания и формированию экологической культуры в сфере обращения с ТКО;

в) в соответствии с изменениями законодательства кроме территориальных схем обращения с отходами предусмотрена разработка федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, базирующейся на территориальных схемах обращения с отходами, которые были актуализированы регионами страны в 2019 году. На данный момент такая схема не принята.

В отношении территориальных схем обращения с отходами внесены следующие изменения: территориальная схема может быть зонирована и обслуживаться несколькими региональными операторами. За каждым оператором должна быть определена пространственная область его деятельности. Между тем каждый оператор обязан соблюдать установленную территориальной схемой обращения с отходами схему потоков ТКО.

Согласно статье 13.4 Федерального закона накопление отходов может осуществляться путём их раздельного накопления, исходя из их морфологического состава, в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок раздельного накопления устанавливается органами власти субъекта РФ.

2. поправки, обусловленные необходимостью информационного обеспечения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:

Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 913 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной

5

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л.А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

системе учета твердых коммунальных отходов" в соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 13.5 Федерального закона утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов, согласно которому установлен порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации федеральной государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов, порядок информационного взаимодействия информационной системы с единой федеральной государственной информационной системой учета отходов от использования товаров и иными информационными системами. [4]

Основная цель создания и функционирования данной системы -информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами, а также осуществление планирования и контроля в области обращения с ТКО. Она содержит информацию об отходах, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов, официальную статистическую информацию и иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО отнесены вопросы ведения реестра мест накопления отходов, что дает возможность на основе информации о местах накопления ТКО выявлять места образования несанкционированных свалок.

К примеру, постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 21.05.2019 № 221, утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования города Черкесска [5], информация о пунктах раздельного сбора отходов размещена на портале Администрации города.

6

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л.А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

3. поправки, обусловленные изменениями в области платы за услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

На начальном этапе реформы в соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за обращение с ТКО входила в состав коммунального платежа.

Позднее плата за обращение с ТКО стала самостоятельной коммунальной услугой, положения о формировании стоимости которой были введены Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232. Указанные положения содержат формулы расчета, которые применяются в зависимости от ведения раздельного или нет сбора и накопления ТКО; действия в регионе принятого решения о расчете платы за обращение с ТКО в зависимости от общей площади жилого помещения.

В то же время, помимо вышерассмотренных экономических факторов, препятствующих широкому использованию раздельного сбора ТКО, темпы его внедрения в практику обращения с такими отходами сдерживают следующие условия существующего правового регулирования, а также практики применения нормативных положений.

По общему правилу части 1 статьи 24.7 Федерального закона об отходах отношения между региональным оператором и потребителями его услуг оформляются договором. Сторонам при заключении такого договора надлежит прийти к согласию о порядке осуществления учета объема или массы ТКО одним из следующих способов: используя расчеты, произведенные исходя из нормативов накопления отходов или же исходя из количества и объема

7

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л.А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

контейнеров для складирования ТКО. Третьим способом, применяемым лишь в определенных случаях, является учет исходя из массы ТКО (п. 15 раздела 5 типового договора на оказание услуг по обращению с отходами) [6].

Согласно ст. 26 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все вопросы, связанные с обращением с отходами, возложены на регионального оператора, за что им взимается плата.

Согласно договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В условиях раздельного сбора ТКО размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в этом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и

8

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

жилых домов [7].

Из этого следует, что при раздельном накоплении сортированных отходов норматив накопления твердых коммунальных отходов в формуле расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не участвует, что ощутимо снижает платеж потребителя за услугу. Это происходит за счет снижения в конкретных случаях оплачиваемого номинального объема ТКО, вывозимого региональным оператором. То есть, в ряде случаев использование порядка расчета платы за услугу по обращению с ТКО на основании объема вывозимых контейнеров, для регионального оператора менее выгодно, чем в случае расчета стоимости коммунальной услуги на основании норматива накопления ТКО.

Однако, право потребителя на выбор наиболее выгодной для него с экономической точки зрения формулы расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО фундаментально не обеспечено правовыми нормами.

Обращаясь к правоприменительной практике, показательным является решение по обращению потребителей на действия регионального оператора, предлагающего в проекте договора по обращению с ТКО установить порядок учета объема/массы отходов исходя из нормативов их накопления. В результате установления такого способа учета объема/массы вместо порядка расчета исходя из количества и объема контейнеров для складирования отходов стоимость услуг регионального оператора возрастает в 6-12 раз.

В условиях раздельного сбора ТКО размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в этом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту п. 148(30) Правил предоставления коммунальных

9

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л.А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов [8].

Из этого следует, что при раздельном накоплении сортированных отходов норматив накопления твердых коммунальных отходов в формуле расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не участвует, что ощутимо снижает платеж потребителя за услугу. Это происходит за счет снижения в конкретных случаях оплачиваемого номинального объема ТКО, вывозимого региональным оператором. То есть, в ряде случаев использование порядка расчета платы за услугу по обращению с ТКО на основании объема вывозимых контейнеров, для регионального оператора менее выгодно, чем в случае расчета стоимости коммунальной услуги на основании норматива накопления ТКО.

Однако, право потребителя на выбор наиболее выгодной для него с экономической точки зрения формулы расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО фундаментально не обеспечено правовыми нормами.

Обращаясь к правоприменительной практике, показательным является решение по обращению потребителей на действия регионального оператора, предлагающего в проекте договора по обращению с ТКО установить порядок учета объема/массы отходов исходя из нормативов их накопления. В результате установления такого способа учета объема/массы вместо порядка расчета исходя из количества и объема контейнеров для складирования отходов стоимость услуг регионального оператора возрастает в 6-12 раз.

Из анализа же проекта договора в редакции регионального оператора следует, что формула для расчета объема или массы ТКО определяется только исходя из нормативов накопления отходов, что не соответствует нормативным положениям. Такое положение свидетельствует об ограничении прав

10

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

потребителей услуги по обращению с ТКО в выборе способа учета ТКО и навязывании невыгодных условий договора, что противоречит требованиям пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» [9].

Другим примером правоприменительной практики является отмена прокуратурой КЧР решения, принятого региональным оператором ООО УК «Глобус», по передаче ООО «Полигон» и ЧГ МУП «САХ» полномочий по заключению договоров на оказание услуги по обращению с ТКО и приему платежей. При этом региональный оператор разделил услугу по обращению с ТКО на две части, выделив в ней услугу по «захоронению ТКО», передав полномочия по ее оказанию ООО «Полигон», и услугу «транспортировка ТКО», оказание которой было передано ЧГ МУП «САХ» на основании договоров с указанными предприятиями. За каждую из разделенных услуг соответствующими предприятиями взимался платеж.

Рассмотренные авторами группы изменений, и содержание изменений каждой из групп составляют наиболее сущностные поправки, внесенные в федеральные законодательные и нормативные акты в сфере обращения с ТКО.

Необходимо отметить, что внесенные изменения коснулись и перераспределения нагрузки по нормативному обеспечению обращения с ТКО между уровнями исполнительной власти: основными организаторами в вопросах обращения с ТКО стали субъекты РФ, именно они в соответствии с внесенными изменениями отвечают за организацию и реализацию «мусорной» реформы в регионе.

Вопросы обращения с ТКО затрагивают не только органы исполнительной власти всех уровней, но и интересы бизнеса, и самих потребителей услуги, под которыми авторы понимают частные интересы организаций и индивидуальных

11

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

предпринимателей, оказывающих услуги в сфере обращения с отходами, в целях получения максимальной прибыли от своей деятельности, и интересы потребителей, связанные с качеством получаемой услуги за возможно меньшую стоимость. Интересы бизнеса и потребителей в части качества и стоимости услуги могут вступать в противоречие, в части же экологии их интересы совпадают, поскольку характеризуют потребности общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49) [10].

Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, определенный Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», был осуществлен большинством регионов с 1 января 2019 года только после внесения в него изменений (Федеральный закон № 503) в 2017 году. Внесенные Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N 503-ФЗ содержали: уточненные понятия в сфере сбора, накопления отходов; более развернутые требования к территориальным схемам обращения с отходами; местам (площадкам) накопления отходов; введение ограничительных сроков работы регионального оператора и обязанности соблюдения им схемы потоков ТКО.

На территории Карачаево-Черкесской Республики активная фаза работы по формированию комплексной системы обращения с отходами, как и в большинстве регионов страны, началась в 2019 году.

Между тем, работа по формированию системы обращения с отходами в

12

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

республике велась с 2011 года, когда Правительством Карачаево-Черкесской Республики была принята республиканская целевая программа "Экологическая безопасность в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2018 годы". Данной программой предусматривалось строительство 5 полигонов и 5 мусоросортировочных комплексов. Однако программа не была осуществлена, поскольку республиканским бюджетом средства на реализацию программы не были предусмотрены.

В 2013 году в республике экспертами Общероссийского народного фронта было организовано обследование более 60 населенных пунктов, в ходе которого выявлены несанкционированные свалки, общей площадью 11,8 га. Это стало побуждающим мотивом для начала строительства завода по переработке и хранению твердых бытовых отходов, который был запущен в эксплуатацию 7 сентября 2018 года.

Строительство завода должно было решить проблему с утилизацией отходов и улучшить состояние окружающей среды. Общая площадь застройки составляет 20 гектаров. Производительность сортировочной линии 40 000 т/год. Полигон состоит из участка складирования отходов, хозяйственной зоны, инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность полигона: линии электропередач и подъездных дорог. Завод ТКО должен был позволить сократить на 27% количество отходов, подлежащих захоронению, производить предварительную сортировку 100% захораниваемых на полигоне ТКО, уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, а также ликвидировать три крупные несанкционированные свалки.

На заводе предусмотрена сортировка мусора для вторичного сырья: сортировке подвергаются шесть видов вторичного сырья, в частности, изделия

13

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л.А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

из металла, алюминия, картона и бумаги, стекла, пластика и полиэтилена.

Правительством Карачаево-Черкесской Республики были разработаны и внесены в Минприроды России предложения по созданию в шести районах региона мусоросортировочных комплексов, а также мероприятия по рекультивации первой очереди хвостохранилища Урупского горнообогатительного комбината и трех полигонов твердых коммунальных отходов в г. Карачаевске, станице Зеленчукской и селе Первомайском.

В результате конкурсного отбора в апреле 2018 года в республике был определен региональный оператор по работе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - ООО управляющая компания "Глобус" сроком на 8 лет и 7 месяцев. Компания должна была обеспечивать деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на всей территории республики.

Внесенные на федеральном уровне изменения в законодательные и нормативные акты потребовали корректировки нормативных актов и подходов к организации системы обращения с отходами на региональном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После того, как в 2019 году заработала новая схема обращения с ТКО, в КЧР было определено две зоны деятельности региональных операторов. Практически всю территорию КЧР, кроме г. Черкесска и Ильичевского сельского поселения (их обслуживает региональный оператор ООО «ЭкоСервис») обслуживает ООО УК «Глобус».

Региональные операторы собирают, транспортируют и отправляют мусор на пункты обработки ТКО, расположенные в а. Кумыш Карачаевского района и п. Курджиново Урупского района, а затем - для захоронения на лицензированные полигоны в г. Усть-Джегуте и с. Пригородное.

14

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

Территориальной схемой КЧР для более качественного предоставления услуги в курортных зонах республики определен еще один полигон, строительство которого планируется в Зеленчукском районе.

В республике наиболее эффективной на данном этапе признана двухконтейнерная система раздельного накопления ТКО. Минстроем КЧР в этих целях приобретено 1 780 контейнеров двух цветов, которые размещены в 15 муниципальных образованиях. Однако в большинстве населенных пунктов республики контейнерные площадки для сбора мусора не оборудованы, санитарное состояние мест сбора мусора не отслеживается, подъездные пути разбиты, что отрицательно влияет на качество оказываемой услуги. Между тем вопросы оборудования и содержания контейнерных площадок, подъездных путей к ним отнесено к ведению муниципальной власти.

С 1 января 2019 года в отношении всего населения Карачаево-Черкесской республики действует единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 433,84 руб. за 1 м3. Плата рассчитывается исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении человек и принятых в республике норм накопления ТКО. При расчете платы за ТКО с одного человека за один месяц, норма накопления ТКО, установленная на одного человека в год, умножается на единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и делится на количество месяцев в году.

В Карачаево-Черкесии тарифы в сфере обращения с ТКО для населения республики составили от 72,31 руб. до 119,31 руб. с человека в месяц.

Например, в городе Черкесске для населения, проживающего в частных домах, величина платежей за обращение с твёрдыми коммунальными отходами составит 119,31 руб. с человека в месяц, а для населения, проживающего в

15

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л.А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

многоквартирных домах республиканской столицы, стоимость составит 93,28 руб. с человека в месяц. В республике, несмотря на «коммунальный» статус услуги, существует проблема неплатежей за вывоз мусора.

Как следует из вышерассмотренных недостатков правового регулирования и иных факторов, влияющих на состояние региональной системы обращения с ТКО, на сегодняшний день нет оснований для вывода о фундаментальной обеспеченности баланса интересов бизнеса и потребителей в сфере обращения с ТКО, что негативно сказывается на состоянии системы обращения с ТКО, затрудняет повсеместное введение раздельного сбора и утилизации отходов, оптимизацию бюджетных расходов, связанных с функционированием территориальной схемы обращения с отходами.

Литература

1. Кузнецова Е. Россияне назвали загрязнение природы угрозой страшнее терроризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/23/01/2020/5e2893299a79472b28203508.

2. Самые загрязненные страны и регионы мира (история данных за 20182021 гг.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iqair.com/ru/world-most-polluted-countries.

3. Мусорная статистика: в России перерабатываются только 4% отходов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir24.tv/news/16268644/musornaya-statistika-v-rossii-pererabatyvayutsya-tolko-4-othodov.

4. Постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 913 Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов [Электронный ресурс]. - Режим

16

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л.А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

доступа: https://base.garant.ru/404733863/#block_1000.

5. Постановление мэрии муниципального образования города Черкесска от 21.05.2019 .№ 221. Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования города Черкесска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW272;n=35323# qAa2UDT6STIfTgws .

6. Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641: Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 47. - Ст. 6640.

7. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.04.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247.

8. Федеральный закон О защите конкуренции: от 26.07.2006 № 135-Ф3: // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49.О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2018. -№ 2.

17

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

CONSUMER WASTE MANAGEMENT SYSTEMS:

LEGAL REGULATION AND PROBLEMS OF HARMONIZATION INTERESTS OF ITS PARTICIPANTS

Kravtsov S. V., North Caucasus State Academy

Cherkessk Soghomonyan L. A., Rostov State University of Economics (RINH),

Rostov-on-Don

Annotation. The problem of the consumer waste management system has been brewing for a long time, but by the end of the last decade it reached a peak situation, which required the adoption of its qualitative and comprehensive changes. Aspects of such changes in the waste management system have been discussed for several years, but the corresponding changes made to federal legislation came into force on January 1, 2019. This date is considered to be the date of the beginning of transformations in the system of waste management.

Among legal scholars, politicians, public activists, and the population, issues related to the reform of waste management are the most discussed, and have an ambiguous point of view on the reform being carried out in this area. However, most of those discussing the "garbage reform" talk about its inconsistency and inferiority, the absence of a clearly defined line in the activities carried out for its implementation. A number of goals of the ongoing reform cannot be fulfilled, and the achievement of qualitative results is impossible.

In this regard, the authors consider it necessary to generalize and analyze the regulatory framework governing the implementation of the "garbage reform ", since it

18

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

is the foundation on which all the activities carried out during the reform are based.

Keywords: "garbage reform"; household waste; environmental problems; legal regulation; environmental pollution; separate collection of MSW; economic effect

References

1. Kuznetsova E. Russians called the pollution of nature a threat worse than terrorism [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/politics/23/01/2020/5e2893299a79472b28203508 .

2. The most polluted countries and regions of the world (data history for 20182021) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.iqair.com/ru/world-most-polluted-countries .

3. Garbage statistics: only 4% of waste is recycled in Russia [Electronic resource]. - Access mode: https://mir24.tv/news/16268644/musornaya-statistika-v-rossii-pererabatyvayutsya-tolko-4-othodov .

4. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 913 of May 20, 2022 On the Approval of the Regulations on the Federal State Information System for Solid Municipal Waste Accounting [Electronic resource]. - Access mode: https://base .garant.ru/404733863/#block_1000.

5. Resolution of the Mayor's Office of the municipal formation of Cherkessk dated 21.05.2019 No. 221. About the approval of the register of places (sites) of accumulation of solid municipal waste located on the territory of the municipal formation of the city of Cherkessk [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc ;base=RLAW272;n=35323#qAa2UDT6STIfTgws .

6. On the management of solid municipal waste and amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation dated August 25, 2008 No. 641: Decree

19

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

of the Government of the Russian Federation dated 11/12/2016 No. 1156 (together with the "Rules for the management of solid municipal waste") // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2016. - No. 47. - St. 6640.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of 06.05.2011 N 354 (ed. of 28.04.2022) "On the provision of utilities to owners and users of premises in apartment buildings and residential buildings" (together with the "Rules for the provision of utilities to owners and users of premises in apartment buildings and residential buildings") [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247 .

8. Federal Law On Protection of Competition: dated 26.07.2006 No. 135-FZ: // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2006. - No. 31 (1 h.). - Article 3434.

9. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 49 dated 30.11.2017.On some issues of the application of legislation on compensation for damage caused to the environment // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. - 2018. - № 2.

20

Ссылка для цитирования: Кравцов С.В.. Согомонян Л. А. Системы обращения с отходами потребления: правовое регулирование и проблемы гармонизации интересов ее участников [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 2. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/173-sistemy-obrashcheniya-s-otkhodami-potrebleniya-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-garmonizatsii-interesov-ee-uchastnikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.