Научная статья на тему 'Системы налогообложения: преимущество перехода на патент'

Системы налогообложения: преимущество перехода на патент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГИ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / SUBJECTS OF SMALL BUSINESS / TAXATION / TAXES / SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / PATENT TAXATION SYSTEM / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / PRIMORSKY KRAI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарина Наталья Сергеевна, Коваленко Наталья Александровна

При верно выбранной системе налогообложения организация может существенно понизить налоговое бремя, и развиваться по оптимальной схеме. Стимулирование и формирование благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства является приоритетной задачей государства. Актуальность статьи заключается в том, что для эффективной работы организации необходимо правильно выявлять и оценивать налоговую нагрузку, так как правильный выбор режима налогообложения является одним из ключевых элементов в управлении финансами организации. Поэтому перед субъектами малого предпринимательства встает проблема выбора наиболее подходящей системы налогообложения, которая позволит на законных основаниях снизить налоговую нагрузку. Целью написания статьи является исследование критериев, составляющих налоговую нагрузку малых организаций. В качестве методов изучения использовался метод библиографического поиска и анализа источников информации (с последующим сбором, обобщением и анализом полученной информации). В статье исследованы вопросы, относящиеся к проблемам при выборе системы налогообложения малого бизнеса. Проанализирована степень налоговой нагрузки при общей и упрощенной системах налогообложения. Отдельное внимание в статье было уделено изучению степени налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей при применении патентной системы налогообложения. Исследованы условия льготного режима Свободного порта Владивосток при условии получения статуса резидента. Проанализированы показатели эффективности. Научная новизна: в статье собрана актуальная информация о режимах налогообложения, в том числе реализуемых на территории Приморского края. Рассмотрен вариант смены организационно-правовой формы. По результатам исследования были сделаны заключения о преимуществах при переходе на патентную систему налогообложения, которые могут быть использованы при реформировании налоговой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самарина Наталья Сергеевна, Коваленко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX SYSTEMS: THE ADVANTAGE OF SWITCHING TO A PATENT

With a correctly chosen tax system, an organization can significantly reduce the tax burden, and develop according to the optimal scheme. Stimulating and creating favorable conditions for the development of small businesses is a priority for the state. The article discusses issues related to the tax systems of small businesses. The relevance of the article lies in the fact that for the effective work of the organization it is necessary to correctly identify and assess the tax burden, since the correct choice of the tax regime is one of the key elements in the financial management of the organization. Therefore, small businesses face the problem of choosing the most appropriate tax system, which will legally reduce the tax burden. The methods of studying were used the method of bibliographic search and analysis of sources of information (with the subsequent collection, synthesis and analysis of the information received). The purpose of this article is to study the criteria that make up the tax burden of small organizations. Degree of tax burden has been analyzed at the general and simplified systems of the taxation. Separate attention in the article was paid to the study of the tax burden for individual entrepreneurs in the application of the patent system of taxation. The conditions of preferential treatment of the Free Port of Vladivostok are investigated when obtaining resident status. Performance indicators were analyzed. Scientific novelty: the article contains relevant information on tax regimes, including those implemented in the Primorsky Krai Territory. The variant of change of the organizational-legal form is considered. According to the results of the study, conclusions were made about the benefits of the transition to a patent taxation system, which can be used when reforming the tax sphere.

Текст научной работы на тему «Системы налогообложения: преимущество перехода на патент»

УДК 336.221.4

СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕХОДА НА ПАТЕНТ

© 2018

Самарина Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и управления» Коваленко Наталья Александровна, магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. При верно выбранной системе налогообложения организация может существенно понизить налоговое бремя, и развиваться по оптимальной схеме. Стимулирование и формирование благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства является приоритетной задачей государства. Актуальность статьи заключается в том, что для эффективной работы организации необходимо правильно выявлять и оценивать налоговую нагрузку, так как правильный выбор режима налогообложения является одним из ключевых элементов в управлении финансами организации. Поэтому перед субъектами малого предпринимательства встает проблема выбора наиболее подходящей системы налогообложения, которая позволит на законных основаниях снизить налоговую нагрузку. Целью написания статьи является исследование критериев, составляющих налоговую нагрузку малых организаций. В качестве методов изучения использовался метод библиографического поиска и анализа источников информации (с последующим сбором, обобщением и анализом полученной информации). В статье исследованы вопросы, относящиеся к проблемам при выборе системы налогообложения малого бизнеса. Проанализирована степень налоговой нагрузки при общей и упрощенной системах налогообложения. Отдельное внимание в статье было уделено изучению степени налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей при применении патентной системы налогообложения. Исследованы условия льготного режима Свободного порта Владивосток при условии получения статуса резидента. Проанализированы показатели эффективности. Научная новизна: в статье собрана актуальная информация о режимах налогообложения, в том числе реализуемых на территории Приморского края. Рассмотрен вариант смены организационно-правовой формы. По результатам исследования были сделаны заключения о преимуществах при переходе на патентную систему налогообложения, которые могут быть использованы при реформировании налоговой сферы.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, налогообложение, налоги, упрощенная система налогообложения, Свободный порт Владивосток, патентная система налогообложения, индивидуальный предприниматель, Приморский край.

TAX SYSTEMS: THE ADVANTAGE OF SWITCHING TO A PATENT

© 2018

Samarina Natalia Sergeevna, candidate of economical sciences, associate Professor of «Economics and management» Kovalenko Natalia Aleksandrovna, graduate student Vladivostok State University of Economic and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected])

Abstract. With a correctly chosen tax system, an organization can significantly reduce the tax burden, and develop according to the optimal scheme. Stimulating and creating favorable conditions for the development of small businesses is a priority for the state. The article discusses issues related to the tax systems of small businesses. The relevance of the article lies in the fact that for the effective work of the organization it is necessary to correctly identify and assess the tax burden, since the correct choice of the tax regime is one of the key elements in the financial management of the organization. Therefore, small businesses face the problem of choosing the most appropriate tax system, which will legally reduce the tax burden. The methods of studying were used the method of bibliographic search and analysis of sources of information (with the subsequent collection, synthesis and analysis of the information received). The purpose of this article is to study the criteria that make up the tax burden of small organizations. Degree of tax burden has been analyzed at the general and simplified systems of the taxation. Separate attention in the article was paid to the study of the tax burden for individual entrepreneurs in the application of the patent system of taxation. The conditions of preferential treatment of the Free Port of Vladivostok are investigated when obtaining resident status. Performance indicators were analyzed. Scientific novelty: the article contains relevant information on tax regimes, including those implemented in the Primorsky Krai Territory. The variant of change of the organizational-legal form is considered. According to the results of the study, conclusions were made about the benefits of the transition to a patent taxation system, which can be used when reforming the tax sphere.

Keywords: subjects of small business, taxation, taxes, simplified taxation system , Free port of Vladivostok, patent taxation system, individual entrepreneur, Primorsky Krai.

Правильность выбора налогового режима во многом обеспечивает экономическую успешность развития предприятия и ведения бизнеса. Проблемы выбора налогового режима на предприятиях малого бизнеса как оптимизация налоговой нагрузки достаточно широко освещены Меркуловой Т.Ю. [1], Васильевой Т.Ю. [2], Ивановой Е.В. [3] и другими авторами [4-7]. Проблемы и перспективы развития Свободного порта Владивосток рассмотрены Варкулевич Т.В. [8]. Несмотря на большое количество публикаций по данной проблематике, в налоговом законодательстве постоянно происходят изменения налоговых ставок, льгот и тарифов, поэтому освещение данного вопроса является актуальным. В Российском законодательстве существует понятие субъектов малого предпринимательства, это российская коммерческая организация или индивидуальный пред-

приниматель, целью которых является извлечение прибыли. Существуют определенные критерии, которые устанавливает государство для отнесения к субъектам малого предпринимательства. Основные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства касаются размера годового дохода и численности работников. Организации и индивидуальные предприниматели с численностью до 15 человек и выручкой от деятельности не превышающей 120 млн по результатам отчетности предыдущего года относят к микро. Для малых предприятий максимально допустимая сумма годовой выручки за предыдущий год не должна превышать 800 млн рублей, численность работников должна быть не более 100 человек. По сведениям Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2017 года в России действовало 2 770 562 малых и микро

Samarina Natalia Sergeevna, Kovalenko Natalia Aleksandrovna TAX SYSTEMS: THE ADVANTAGE ...

предприятий, оборот составлял 38 877 026 921 рублей и численность работников да данную дату, составляла более 11 млн человек [9]. Данные показатели говорят о высокой роли данного сектора экономики. Однако если взять данные за предыдущие года и сравнить с показателями 2017 года, то прослеживается негативная тенденция спада количества малых и микро предприятий, а это в свою очередь говорит о снижении численности человек занятых в малом бизнесе. Из года в год благополучие людей снижается, количество безработных растет. Поэтому количественный спад малых и микро предприятий становится социальной, политической и экономической проблемой, которая должна уже решаться на государственном уровне. Льготы и специальные налоговые режимы были созданы для стимулирования и развития субъектов малого предпринимательства. При верно выбранной системе налогообложения организация или индивидуальный предприниматель может существенно понизить налоговую нагрузку, и развиваться по наиболее экономичной в части налогов схеме. В налоговом законодательстве регулярно происходят перемены налоговых ставок, тарифов, введение и отмена льгот, поэтому режим налогообложения, который выгодно было применять в прошлом налоговом периоде, способен стать причиной дополнительных финансовых затрат, при применении его в последующем налоговом периоде.

Поэтому малым предприятиям необходимо регулярно проводить анализ целесообразности применения того или иного режима налогообложения, сравнивать варианты и оптимизировать налоговую нагрузку. Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству. Вновь созданные организации при правильном выборе режима налогообложения обеспечивают себе большую рентабельность [10-14].

Субъекты малого предпринимательства могут применять общую систему налогообложения или специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН) [15], патентная система налогообложения [16], единый налог на вмененный доход (ЕНВД) [17], единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) [18].

Если рассматривать общую систему налогообложения [19], то субъектам малого предпринимательства придется оплачивать следующие виды налогов: налог на прибыль организаций (20%), налог на доходы физических лиц (13%), налог на добавленную стоимость (18%). Также необходимо будет оплачивать налог на имущество организаций, ставка по которому не должна превышать 2,2% и налог на имущество физических лиц от 0,1% до 2%. Ставки по последним двум налогам устанавливаются местными властями. Помимо налогов, необходимо оплачивать следующие взносы: на обязательное пенсионное страхование (22%), на медицинское страхование (5,1%), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%) и страховые взносы от несчастных случаев (на сегодняшний день установлено 32 различных тарифа страховых взносов от несчастных случаев).

Список налогов и сборов при общей системе налогообложения достаточно объемен, поэтому для субъектов малого предпринимательства общая система налогообложения является самым тяжёлым налоговым режимом не только по части уплаты налогов, но и относительно предоставления отчетности в контролирующие органы. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения и ведут деятельность с контрагентами, также применяющими основную систему налогообложения, и являются плательщиками НДС.

При применении упрощенной системы налогообложения [20] необходимо уплачивать следующие виды на-

логов и сборов: налог на доходы физических лиц, ставка для резидентов составляет 13%, налог при применении упрощенной системы налогообложения (6 % доходы или 15 % доходы расходы). Взносы: на обязательное пенсионное страхование (22%), на медицинское страхование (5,1%), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%) и страховые взносы от несчастных случаев. По сравнению с общей системой налогообложения, при применении упрощенной системы налоговая нагрузка значительно ниже. При высоких, официально подтвержденных расходах наиболее подходящим будет выбран режим с пятнадцать процентной ставкой. Если у организации незначительные затраты, то оптимально будет применение ставки 6%.

Патентная система это добровольный налоговый режим, который могут применять только индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [21]. Суть данного льготного налогового режима заключается в получении специального документа, патента, который дает право на осуществление определенного вида деятельности.

Для применения патентной системы необходимо удовлетворение следующих требований:

- средняя численность наемных работников, привлекаемых предпринимателем по всем видам осуществляемой деятельности, не должна превышать пятнадцать человек;

- объем годовой выручки, полученной от деятельности в рамках патентной и упрощенной систем - 60 млн рублей.

- патентная система налогообложения не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом;

Прежде всего, необходимо отметить, что переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам осуществляется предпринимателем добровольно и на необходимый ему срок. По выбору индивидуального предпринимателя это может быть период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Это очень удобно для индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют сезонные работы.

Необходимо и учесть тот факт, что список разрешенных для патента видов деятельности, указанных в статье 346.43 НК РФ [22], местные власти могут только дополнить, а не сократить. На официальном сайте федерально налоговой службы можно рассчитать стоимость патента для данного вида деятельности [23].

Налоговая база при ПСН определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патент. Он определяется на календарный год законом субъекта РФ.

Величина максимального размера потенциально возможного годового дохода, составляет 1 000 000 рублей. При этом в силу п. 9 ст. 346.43 НК РФ предусмотрена индексация на коэффициент-дефлятор, установленный на календарный год.

Приказом Минэкономразвития России для патентной системы налогообложения коэффициент-дефлятор на 2018 год установлен в размере 1,481, на 2017 год установлен в размере 1,425 и на 2016 год установлен в размере 1,329.

Таким образом, максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в 2018 году составит 1 481 000 рублей, в 2017 году - 1 425 000 рублей и в 2016 году -1 329 000 рублей.

Одним из плюсов применения патентной системы налогообложения является ставка страховых взносов. Страховые взносы индивидуальные предприниматели

платят за работников в размере двадцати процентов от начисленных им сумм только на пенсионное страхование. На медицинское и социальное страхование перечислять не нужно. Платить взносы по низкой ставке можно только с зарплат сотрудников, которые заняты в бизнесе на патенте. Такая льгота распространяется не на все патенты, а зависит от вида деятельности, на розничную торговлю, общественное питание и сдача в аренду недвижимости данная льгота не действует. Самым большим плюсом патента является то, что его применение освобождает предпринимателя от уплаты ряда налогов: налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, торгового сбора, налога на имущество.

Стоимость патента зависит от базового дохода, отличного для каждого вида работ и разных регионов, а также срока, на который вы желаете оформить ПСН.

Порядок исчисления налога при сроке действия патента двенадцать месяцев рассчитывается путем умножения базовой доходности на ставку 6%. Чтобы ничего не высчитывать и не заниматься поиском базовой доходности, необходимо зайти на официальный сайт федеральной налоговой службы и произвести расчет стоимости патента по определенному виду деятельности.

Для примера можно рассмотреть Приморский край, Находкинский городской округ и в качестве примера выбрать основной вид экономической деятельности «Монтаж прочего инженерного оборудования», который имеет следующий код ОКВЭД: 45.34.

Сумма налога, при применении патентной системы налогообложения для данного вида предпринимательской деятельности на 12 месяцев при средней численности наемных работников в количестве двух человек составит: 19 206 рублей.

Помимо стоимости патента, необходимо будет оплачивать страховые взносы за индивидуального предпринимателя и за наемных работников. Минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года для Приморского края составляет 11 163 рублей, с 1 июля 2017 года, рублей составлял 7 800 рублей. В данной статье рассмотрим показатели за 2017 и 2016 год.

Кроме патента, необходимо еще оплатить страховые взносы за себя (установлены Налоговым кодексом на 2017 год): 4 774 рубля — фиксированная часть за год на обязательное медицинское страхование (ОМС), которую нужно выплатить в любом случае, независимо от факта получения дохода. Фиксированная часть за год на обязательное пенсионное страхование составляет 24 336 рубля. Также необходимо оплатить 1% с дохода, превышающего 300 тысяч в год, дополнительно на обязательное пенсионное страхование, который составит за 2017 год 11 570 рублей и за 2016 год 10290 рублей. Расчет суммы страховых взносов за работника равен в 2017 году 18 720 рублей и в 2016 году 18 000 рублей. Страховые взносы индивидуальные предприниматели за работников платят в размере двадцати процентов [24] от начисленных им сумм только на пенсионное страхование. Необходимо отметить, что на патентной системе нельзя уменьшить налог ПСН на уплаченную сумму страховых взносов (ни с выплат работникам, ни за себя) - налоговым кодексом Российской Федерации это не предусмотрено.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения на медицинское и социальное страхование страховые взносы перечислять не нужно. Данная льгота существенно уменьшает налоговую нагрузку.

Таким образом, можно сделать вывод, что при выборе патентной системы налогообложения, налоговая нагрузка будет минимизирована, расчеты просты и понятны, что позволяет заранее спрогнозировать сумму предстоящих расходов. На патентной системе платеж в бюджет зависит не от реального дохода, а от потенциально возможного для этого вида деятельности (даже если заработать намного больше потенциального дохо-

да, от которого считается стоимость).

Так как для исследуемого вида экономической деятельности налоговые режимы ЕНВД и ЕСХН не подходят, рассматривать их в данной статье нецелесообразно.

В Приморском крае созданы территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток, в которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности [25]. Приморский край занимает лидирующие позиции среди регионов Дальневосточного федерального округа по основным показателям развития малого предпринимательства. Создание комфортных условий для ведения бизнеса - это приоритетная задача для региональной власти. Резиденты получают ряд преференций: налоговые льготы, упрощение таможенных и визовых процедур, максимальное снижение административных барьеров. Поэтому в данной статье необходимо рассмотреть налоговую нагрузку при получении статуса резидента Свободного порта Владивосток. Существуют следующие налоговые льготы для резидентов Свободного порта: общий размер страховых взносов на 10 лет, при получении статуса резидента в течение 3-х лет после принятия закона равен 7,6%, ставка налога на прибыль равна 0% в федеральный и не более 5% в региональный бюджет. Ставка налога на землю и налога на имущества в течение первых 5 лет равна 0% и ставка налога на имущество в течение последующих 5 лет будет иметь ставку 0,5%.

Предварительный расчет налоговой нагрузки (если сделать расчет на основе данных по прибыли патентной системы за 2017 (2016) год на двух человек, со средней зарплатой для каждого в размере 16 500рублей) составит: по налогу на прибыль в течение первых 5 лет -71 250 (66 450) рублей в год. Страховые взносы в течение 10 лет - 30 096 (30 096) рублей в год.

Несмотря на всю простоту и минимизацию налогов для резидентов, есть еще два критерия, которые являются основными при присвоении статуса резидента, это создание новых экономических мощностей и не менее 5 млн рублей инвестиций в течение трех лет. При всей привлекательности данного режима, последний критерий является непосильным для малого предпринимательства на начальной стадии его развития.

Расчет налоговой нагрузки для тех же данных при применении упрощенной системы налогообложения со ставкой 6 % за 2017 (2016) год показал, что по размер ежегодного налога при применении упрощенной системы налогообложения будет составлять 85 500 (79 740) рублей и по налогу на доходы физических лиц 51 480 рублей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составят 87 120 рублей, на медицинское страхование 20 196 рублей и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 11 484 рублей.

Для удобства восприятия и оценки эффективности налоговой нагрузки рассмотрим графическое соотношение трех систем налогообложения, представленных на рисунке 1

Рисунок 1 - Численное соотношение налогов и взносов при применении различных систем налогообложения на 2016-2017 гг.

Samarina Natalia Sergeevna, Kovalenko Natalia Aleksandrovna economic

TAX SYSTEMS: THE ADVANTAGE ... sceinces

Цифровые значения и графическое изображение на рисунке 1.1 наглядно показывает, что при выборе патентной системы налогообложения, налоговая нагрузка значительно снизится по сравнению с двумя другими системами. Необходимо также отметить то, что, несмотря на всю привлекательность получения резидента СПВ налогообложения, для резидентов, есть один существенный критерий, который являются основным при присвоении статуса резидента, это инвестиции в размере не менее 5 млн рублей в течение трех лет. Поэтому применительно к малому предприятию рассматривать данный вид налогообложения не целесообразно.

Если провести сравнительный анализ упрощенной и патентной системы налогообложения, то можно сделать следующие выводы:

- стоимость годового патента для индивидуального предпринимателя является постоянной, не меняется в течение года, то есть заранее можно запланировать расходы, связанные с приобретением патента;

- патентная система налогообложения выгодна тем, чей фактический доход превосходит установленный государством потенциально возможный годовой доход;

- при патентной системе налогообложения необходимо оплачивать только страховые взносы, и ставка страховых взносов за сотрудников имеет льготный процент;

- при упрощенной системе налогообложения можно уменьшить налог на сумму страховых взносов, уплаченных в расчетном периоде. На патентной системе уменьшить налог нельзя, его сумма остается фиксированной.

- при применении упрощенной системы налогообложения, если фонд оплаты труда составляет крупную сумму, то налог можно уменьшить на сумму страховых взносов и по окончании налогового периода налог может оказаться меньше, чем на патентной системе налогообложения.

Применительно для основного вида экономической деятельности «Монтаж прочего инженерного оборудования, расчеты показали, что наиболее целесообразной является патентная система налогообложения. К минусам данной системы налогообложения можно отнести ограниченный список видов экономической деятельности. Единственным ограничением в применении данного вида налогообложения является организационно правовая форма. Только индивидуальные предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения. Следовательно, для обществ с ограниченной ответственностью с численностью до 15 человек и объемом годовой выручки, полученной от деятельности в рамках патентной и упрощенной систем, 60 млн рублей, встает вопрос о возможности перемены организационно-правовой формы компании на еще более простую, без образования юридического лица, то есть регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. На уровне законодательства не предусмотрено возможности перехода напрямую из ООО в ИП. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано исключительно в иное юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель является физическим лицом, поэтому реорганизация невозможна. Следовательно, можно порекомендовать следующий порядок действий: регистрация учредителя в качестве индивидуального предпринимателя, оплата государственной пошлины, получение подтверждения регистрации в качестве ИП, частичный перевод персонала с общества с ограниченной ответственностью, переоформление имущества.

По результатам проведенного исследования были изучены действующие механизмы общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов (упрощенной системы налогообложения, патентной системы и вариант при получении статуса резидента Свободного порта Владивосток) и определены направления по их улучшению, выявлены налоговые льготы специальных режимов налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства. Малый бизнес 140

нельзя рассматривать как миниатюрный вариант средних или крупных предприятий, поэтому такие субъекты хозяйствования требуют особенного подхода, и, соответственно, специальной адаптированной документальной базы. Для развития и стимулирования малых предприятий необходимо выработать программу действий по снижению налоговой нагрузки на труд и перестройке специальных режимов. В настоящее время для субъектов малого предпринимательства наиболее простой и подходящей с точки зрения начисления, уплаты налогов и предоставления отчетности является патентная система, но так как данная система подходит только для индивидуальных предпринимателей, общества с ограниченной ответственностью с численностью до 15 человек нуждаются в перестройке специальных налоговых режимов. Простота предоставления отчетности и количественная минимизация уплаты налога является ключевым моментом для развития и устойчивого функционирования субъектов малого предпринимательства. Такие меры способствуют повышению мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Меркулова Е.Ю. Проблемы выбора налогового режима на предприятиях малого бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 2 (12). С. 74-80.

2. Васильева Т.Ю., Васильев П.А. Выбор налогового режима как оптимизация налоговой нагрузки [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5 — Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14716

3. Иванова Е.В. Методика и методы оптимизации налогообложения как способа снижения налоговой нагрузки предприятия // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 3(19). С. 41-45.

4. Власова Е.В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие. — Scientific magazine Kontsep, 2014.

5. Логинова Т.А., Семкина Т.И. Предпосылки необходимости внесения изменений в действующую систему налогообложения в виде ПСН//Налоги и налогообложение. 2017. № 10. С.45-54.

6. Пансков В.Г. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 1. С. 112-119.

7. Зайцева Г.В. Налоговая система России: проблемы развития финансового обслуживания малого бизнеса // проблемы современной экономики. 2015. № 8. С. 147-151.

8. Варкулевич Т. В., Дейненко Т.В.. Свободный порт Владивосток: перспективы развития и проблемы. // Ани: Экономика и управление. 2016. № 2 (15). С.82 -87.

9. Справочники Федеральной службы государственной статистики (Росстата) Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятий) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr_m.htm

10. Кулькова Н.С. Патентная система налогообложения — специальный налоговый режим //Вестник НГИЭИ. 2013. № 5 (24). С. 26-37.

11. Чинахова С.Е. Оценка эффективности применения различных систем налогообложения на примере коммерческой организации // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 107-110.

12. Шнайдер О.В., Смагина А.Ю. Реальные проблемы оптимизации налогообложения современной экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 84-89.

13. Бондаренко Т.Н., Войнова Е.Л. Патентная система налогообложения: плюсы и минусы для индивидуальных предпринимателей // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 64-66.

14. Левкина Е.В., Дмитренко Д.А., Лебедкин А.А. Значение упрощённой системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 72-75.

15. Семенихин В.В. Упрощённая система налогообложения Учебно-практическое пособие. — М.: ГроссМедиа, 2016. — 810 с.

16. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. От 11.10.2018) Глава 26.5 Патентная система налогообложения [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28165/601ccc77a2e1a946466f51ac661e287 26728f0e7/.

17. Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ envd/

18. Сельское хозяйство — Единый сельскохозяйственный налог [Электронный ресурс]//Федеральная налоговая служба — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/ip/ip_pay_taxes/sh_esn/

19. Налоги и налогообложение: учебник для СПО/пол ред. Л.Я. Маршавиной, Л.А. Чайковской. — Москва: издательство Юрайт, 2016 — 503 с. — Серия: Профессиональное образование

20. Левкина Е.В. Лебедкин А.А. Дмитриенко Д.А. Роль упрощенной системы налогообложения в развитии малого предпринимательства //Карельский научный журнал 2017 № 2 (19) с. 109-111.

21. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Глава 26.5. Патентная система налогообложения [Электронный ресурс]//Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/601ccc77a2e1a946466f51 ac661e28726728f0e7/

22. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000N 117-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Статья 346.43.[Электронный ресурс]//Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/dfe8 7d3a71d81daff6243d64c49ef41c5c3302eb/

23. Расчет стоимости патента [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. — Режим доступа: https://patent. nalog.ru/info/#

24. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c5c16c86f95c5db636 01047b1c0a5942bd77c824/

25. Варкулевич Т. В., ПашукН. Р. Основные проблемы функционирования свободного порта Владивосток как фактора развития экономики приморского края. //Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С.132-135.

Статья поступила в редакцию 24.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.