таджикистан:
смена корпоративной политики = выход на новый уровень развития
системы корпоративных политик фирмы
в условиях высокой неопределенности внешней среды
и слабого развития рыночной инфраструктуры
__Аннотация
Статья посвящена применению на практике принципов построения систем корпоративных политик фирмы, функционирующей в условиях высокой неопределенности и слабого развития рыночной инфраструктуры. По мнению автора, применение его рекомендаций может способствовать восстановлению рыночной инфраструктуры и запуску механизмов ускорения инновационного развития отдельных отраслей в странах со слабо развитой экономикой.
_Ключевые слова: корпоративная политика, внешняя среда, рыночная
_инфраструктура, стратегия, стейкхолдеры
Саидов Зокиржон Баходурович
ассистент кафедры общего и стратегического менеджмента, Государственный университет - Высшая школа экономики при Правительстве РФ, г. Москва [email protected]
Корпоративные политики обычно обозначают механизмы принятия и реализации стратегических решений в отдельных функциональных областях деятельности фирмы. Мы же под системой корпоративных политик будем понимать механизмы принятия и реализации решений фирмы по ее отношениям с основными акторами стратегического процесса (акционерами, потребителями, работниками и т.д.).
В управленческой литературе устойчиво закрепилось нестрогое, но наглядное различение уровней неопределенности внешней среды компании [1]:
- низкая неопределенность: менеджменту фирмы известны основные факторы, влияющие на ее деятельность и диапазон значений данных факторов;
- высокая неопределенность: менеджменту фирмы известны основные факторы, влияющие на ее
деятельность, но не известны ни диапазон их значений, ни закономерности их распределения;
- крайне высокая неопределенность, менеджменту фирмы не известны не только значения факторов, диапазон их значений и закономерности их распределения, но не известен и сам состав основных факторов, влияющих на деятельность фирмы.
Стратегическое решение, обеспечивающее возможность функционирования фирмы
Произошедший финансовый кризис внес свои корректировки в существовавшую систему стратегического планирования и управления. В частности, менеджмент ряда крупных компаний открыто признает наличие такого фактора, как высокий уровень неопределенности во внешнем окружении. И причинами, вызвавшими пересмотр стратегических программ, были названы следующие.
- нестабильность и риски роста;
- сохраняющаяся нестабильность на рынках сырья и капитала и отсутствие четких концепций спроса и предложения и на других рынках функционирования компании1;
- пересмотр прогнозов и планов в связи с развитием нетрадиционных рынков сбыта.
Кроме того, волатильность товарных рынков создает особые сложности для экономик наименее развитых стран. В условиях нарушения ценовых пропорций между товарами традиционного экспорта и необходимого импорта происходит дальнейшая эрозия элементов рыночной инфраструктуры данных стран,
- исчезает рынок капиталов;
- наблюдается прогрессирующее закрепощение работников;
- свободные отношения между поставщиками и потребителями замещаются кабальными контрактами;
- разрушаются механизмы поддержания выполнения контрактов;
1 Имеется в виду, что компания одновременно функционирует на четырех рынках: рынке товаров, рынке капитала, рынке рабочей силы и рынке «административного ресурса» (Гурков, 2008, гл. 2).
...под системой корпоративных политик будем понимать механизмы принятия и реализации решений фирмы по ее отношениям с основными акторами стратегического процесса (акционерами, потребителями, работниками и т.д.)
_общеизвестно,
_что в условиях
_крайне высокой
_неопределенности
_невозможно
применение техник _оптимизации
- деградирует физическая инфраструктура совершения денежных трансакций и перемещения товаров от поставщиков к потребителям). Общеизвестно, что в условиях крайне высокой неопределенности невозможно применение техник оптимизации [3]. Между тем, именно в условиях крайне высокой неопределенности устойчивость функционирования фирмы приобретает ключевое значение [4]. Для ее обеспечения требуется принятие стратегических решений, обеспечивающих возможность простого воспроизводства, а в идеале -расширенного.
Стейкхолдеры и их интересы
В этой ситуации возникает вопрос о субъекте, для которого данные решения должны быть приемлемыми. Даже в условиях предельной неопределенности фирма должна обеспечить свое присутствие на основных рынках, а, значит, она должна.
- стремиться сохранять основной капитал, то есть поддерживать приемлемые отношения со своими акционерами-,
- поддерживать необходимый уровень оборотного капитала путем реализации производимых ею товаров (услуг) и, дополнительно, путем использования краткосрочных кредитных ресурсов, что предполагает поддержание приемлемых отношений с потребителями и кредиторами,
- иметь возможность привлекать и удерживать необходимое количество работников требуемой квалификации, что предполагает поддержание приемлемых отношений с работниками,
- иметь возможность использовать в необходимых размерах общественные ресурсы, что предполагает поддержание приемлемых отношений с властями. Кроме того, для фирм, чей бизнес в основном сводится к переработке сырья или к использованию покупных комплектующих, ключевым аспектом устойчивого функционирования становится поддержание приемлемых отношений с поставщиками. Вышеперечисленные акторы стратегического процесса, обозначаются нами и как стейкхолдеры. Мы понимаем стейкхолдеров как «вкладчиков» определенных ресурсов фирмы, подобное определение активно используется в последние 10-12 лет как в теоретической [5, 6], так и в эмпирической литера-
туре [7], и имеет ряд серьезных преимуществ над исходным определением Р. Фримана2. Наше определение позволяет обосновать претензии стейкхолде-ров на прямое либо косвенное воздействие на стратегические решения фирмы до принятия данных решений, в то время как остальные акторы стратегического процесса защищают свои интересы после принятия данных решений, в ходе их реализации. Таким образом, можно сформулировать основной критерий для стратегических решений фирмы -они должны быть приемлемыми для всех стейкхол-деров. Кроме того, разработка и реализация любых стратегических решений возможны лишь при активной включенности в этот процесс высшего менеджмента фирмы и его позитивном интересе [9].
Опыт хлопкоочистительных предприятий Таджикистана
В качестве объекта для применения интегрированной модели принципов построения систем корпоративных политик фирмы, функционирующей в условиях высокой неопределенности и слабого развития рыночной инфраструктуры мы выбрали предприятия хлопкоочистительной промышленности Республики Таджикистан. Интересы его основных стейкхолдеров находятся в явном противоречии:
- интересы поставщиков хлопка-сырца (рост закупочных цен на продукцию) противоречат интересам потребителей очищенного хлопка (хлопка-волокна), требующих сдерживания цен;
2 Традиционно под термином стейкхолдер (от анг. stakeholder - владелец доли (получатель процента)) понимается 1) в узком смысле: акционер, участник, то есть лицо, имеющее долю в уставном (складочном) капитале предприятия; 2) в широком смысле - физическое или юридическое лицо, заинтересованное в финансовых и иных результатах деятельности компании: акционеры, кредиторы, держатели облигаций, менеджмент, сотрудники компании, клиенты (контрагенты), общество в целом, правительство и т.д. Именно в этом 2-м значении понятие «стейкхолдер» используется в так называемой «теории стейкхолдеров», первоначально сформулированной Р. Фриманом в 1984 году. Авторское толкование понятия «стейкхолдер», по сути, шире 1-го, но уже 2-го. - Прим.. ред.
...именно в условиях крайне высокой неопределенности устойчивость функционирования фирмы приобретает ключевое значение
Литература
1. Кортни, Х., Киркленд, Д., Вигери, П. Стратегии в условиях неопределенности. Вестник McKinsey. № 2. 2002. С. 69-81.
2. Страхова О.П. О методах организации управления // Менеджмент в России и за рубежом. № 5. 1998.
3. Sniedovich M. (2007) The Art and Sciences of Modeling Decision-Making under Severe Uncertainty -Decision-Making in Manufacturing and Services, 1, 1-2, pp. 111-136.
4. Dorward, N., Weidemann, P. (1981), Robustness as Corporate Objective Function under Uncertainty. Managerial and Decision Economics, 2, 3, pp. 186-191.
5. Frooman, J. (1999): Stakeholder influence strategy, in: Academy of Management Review, 24, 2, 191-205;
6. Scholes K. (1998): Stakeholders Mapping: A Practical Tool for Managers, in: Ambrosini, V. et al. (Eds.) Exploring Techniques for Analysis and Evaluation of Strategic Management. London: Prentice Hall Europe.
- интересы работников, требующих повышения оплаты труда, противоречат интересам потребителей хлопка-волокна;
- интересы акционеров, заинтересованных в основном в стабильности ситуации, противоречат интересам поставщиков, требующих изменения системы кабальных отношений в поставках хлопка-сырца. Что касается рыночной инфраструктуры, то ее деградация в последние 6 лет только ускорилась. Свободного рынка активов в отрасли также не наблюдается3.
Начиная с 2007 г. высший менеджмент одного из предприятий хлопкоочистительной отрасли (ЗАО «Дехкон») согласился с предложенными нами принципами формирования систем корпоративных политик и принял решение перестроить свою деятельность путем «асимметричного расширения зоны приемлемости» стратегических решений и воссоздания рыночной инфраструктуры. Это привело к разработке и реализации в 2007-2010 гг. следующих мероприятий:
- отказ от практики «покупки на корню» урожая хлопка-сырца и переход на денежные расчеты со своими поставщиками. Эта мера привела к улучшению сортности получаемого хлопкового сырья;
- добровольный перевод всего объема продукции в систему республиканского ГОСТа. Это позволило расширить круг потенциальных покупателей продукции и перейти к самостоятельному поиску и отбору потребителей.
- фирма осуществила строительство нового хлопкоочистительного предприятия в соседнем районе, что резко уменьшило общее транспортное плечо по доставке сырья и расширило круг поставщиков;
3 В частности, среди 15 хлопкоочистительных предприятий, функционирующих на территории Согдийской области Республики Таджикитан, 4 образованы в виде открытого акционерного общества, но акции ни одного ОАО не находятся в свободном обращении. Кроме того, хлопкоочистительные заводы признаны де-факто «стратегическими предприятиями», иностранный контроль над которыми всячески ограничивается. В частности, в 20042006 гг. произошли акты экспроприации ряда хлопкоочистительных заводов, попавших в собственность иностранных фирм.
- руководство фирмы произвело изменение корпоративной структуры, выделив владельческую компанию в отдельное юридическое лицо. Это значительно снизило риски акционеров, особенно в отношении угрозы враждебного поглощения.
- была произведена оптимизация фонда мощностей: станки и участки, имеющие низкий уровень загрузки, были выведены из активного использования путем изменения схемы производства, что снизило коэффициент использования мощностей на 30%. В результате смены схемы использования оборудования производительность труда выросла на 80%, что сопровождалось ростом уровня оплаты труда - в среднем по предприятию заработная плата за 2008-2010 гг. выросла на 80%.
Запуск механизма ускорения инновационного развития отрасли
Общие результаты использования попыток применения предложенного нами подхода в создании системы корпоративных политик в компании, функционирующей в условиях высокой неопределенности и слабого развития рыночной инфраструктуры можно признать более чем удовлетворительными, особенно по сравнению с референтными фирмами - иными хлопкоочистительными предприятиями отрасли. Приведенный пример является иллюстрацией как содержательной части предложенного подхода, так и возможности его применения в самых неблагоприятных условиях хозяйствования менеджерами весьма умеренной квалификации.
Представляется, что повышение информационной открытости может не только частично снять проблему оппортунистического поведения в отрасли, но и способствовать модификации ментальных моделей руководителей иных фирм отрасли. Это, в свою очередь, будет способствовать массовому применению предлагаемой модели и поможет запустить в действие механизм ускорения инновационного развития отрасли в целом. До сего момента мы описывали индивидуальные усилия изолированной фирмы. Наиболее интересные эффекты могут возникать, если корпоративные политики, основанные на принципах интегрированной модели построения системы корпоратив-
Литература
7. Bendheim, C.L., Waddock, S.A., Graves, S.B. (1998) Determining Best Practices in Corporate-Stakeholder Relations using Data Envelopment Analysis: An Industry Level Study. Business and Society; 37, 3, pp. 306-338.
8. Scholes K. (1998): Stakeholders Mapping: A Practical Tool for Managers, in: Ambrosini, V. et al. (Eds.) Exploring Techniques for Analysis and Evaluation of Strategic Management. London: Prentice Hall Europe.
9. De Wit, B., Meyer R. Strategy Synthesis, London, Thompson Publishers, 1999; 2nd ed. - 2005; 3rd ed. - 2009
ных политик в условиях высокой неопределенности внешней среды охватывают ряд фирм одной отрасли, использующих единую (неразвитую) рыночную инфраструктуру. Прежде всего, аккумулирование усилий по воссозданию рыночной инфраструктуры не только позволяет воссоздавать элементы рыночной среды с меньшими удельными издержками для каждой отдельной фирмы, но и более быстрыми темпами уменьшает квазиренты стейкхолдеров, то есть «подпирают снизу» «зону приемлемости». Далее, фирмы, желающие сохранить прежний диапазон «зоны приемлемости», будут вынуждены еще выше продвигаться в сторону больших выгод основных стейкхолдеров. Это, в свою очередь, потребует продолжения «спирального развития компетенций», но теперь уже многих фирм и, в конечном счете, может запустить в действие механизм ускорения инновационного развития отрасли в целом. Однако быстрое распространение описываемых моделей действий фирмы возможно лишь при существенной внешней информационной открытости «фирмы-пионера», схожести ментальных установок высшего менеджмента «фирмы-пионера» и «фирм-последователей», а также при отсутствии оппортунистического поведения в деле воссоздания рыночной инфраструктуры.
Zokirzhon B. Saidov
Assistant, Chair of General and Strategic Management, State University -Higher School ofEconomics under the Government of the Russian Federation, Moscow
Systems of Corporate Policies of a Firm in a Highly Uncertain External Environment and Weak Development of the Market Infrastructure
_Abstract
The article is devoted to the practical application of the principles for building the systems of corporate policies of firms operating under conditions of high uncertainty and weak development of the market infrastructure. The author believes that application of his recommendations can help to restore the market infrastructure and to launch the innovative mechanisms for accelerating the development of individual sectors in countries with underdeveloped economies.
Keywords: corporate policy, external environment, market infrastructure, strategy, stakeholders
_..можно
_сформулировать
_основной критерий
_для стратегических
_решений фирмы -
_они должны быть
приемлемыми для всех