Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ АЭРОПОРТА '

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ АЭРОПОРТА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гражданская авиация / безопасность полета / мониторинг ВПП / препятствия на ВПП / Civil aviation / flight safety / runway monitoring / obstacles on the runway

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — М.К. Шиферштейн, В.В. Горюшинский, Е.Э. Лизунова, Т.В. Негода, И.И. Горбачева

В исследовательской работе рассматриваются системы контроля взлетно-посадочной полосы, обеспечивающие её непрерывный мониторинг, их характеристики и функции. Также рассмотрены преимущества внедрения таких систем с точки зрения безопасности и эффективности полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — М.К. Шиферштейн, В.В. Горюшинский, Е.Э. Лизунова, Т.В. Негода, И.И. Горбачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUNWAY CONTROL SYSTEMS OF THE AIRPORT

The research work examines runway control systems that ensure continuous monitoring, their characteristics and functions. Also we consider the advantages of implementing of such systems in terms of flight safety and efficiency.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ АЭРОПОРТА »

УДК 629.7.086

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ АЭРОПОРТА

*

М. К. Шиферштейн, В. В. Горюшинский, Е. Э. Лизунова, Т. В. Негода Научный руководитель - И. И. Горбачева

Красноярский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации» Российская Федерация, 660135, г. Красноярск, ул. Взлетная, 15 *E-mail: tanyanegoda96@gmail.com

В исследовательской работе рассматриваются системы контроля взлетно-посадочной полосы, обеспечивающие её непрерывный мониторинг, их характеристики и функции. Также рассмотрены преимущества внедрения таких систем с точки зрения безопасности и эффективности полетов.

Ключевые слова: Гражданская авиация, безопасность полета, мониторинг ВПП, препятствия на ВПП.

RUNWAY CONTROL SYSTEMS OF THE AIRPORT

M. K. Shifershtein, V. V. Goryushinskiy, E. E. Lizunova, T. V. Negoda* Scientific supervisor - I. I. Gorbacheva

Krasnoyarsk branch of Saint-Petersburg state university of civil aviation 15, Vzletnaya str., Krasnoyarsk, 660135, Russian Federation E-mail: tanyanegoda96@gmail.com

The research work examines runway control systems that ensure continuous monitoring, their characteristics and functions. Also we consider the advantages of implementing of such systems in terms of flight safety and efficiency.

Keywords: Civil aviation, flight safety, runway monitoring, obstacles on the runway.

Одна из главных проблем авиации - обеспечение безопасности полета. Самыми опасными этапами полета являются взлёт и посадка, поэтому необходимо сконцентрироваться на надежности взаимодействия воздушного судна с полосой посредством поддержания ВПП в хорошем состоянии. Это означает, что на ней должны отсутствовать посторонние предметы. [1].

Посторонние предметы, обломки конструкций воздушных судов и аэродромной техники, к которым относятся обрывки шин, болты, гайки, элементы тяг и другое, принято называть FOD.

Автоматизированная система обнаружения FOD (Foreign Object Debris Detect), называемая FODetect (обнаружение мусора посторонних объектов), обеспечивает непрерывный мониторинг взлетно-посадочных полос аэропорта для быстрого удаления мусора посторонних объектов в любых погодных условиях.

Из-за относительно небольшого размера посторонних предметов, для их обнаружения на ВПП требуется радар высокого разрешения. В авиации принято оценивать чувствительность FOD-радара по способности распознавания эталонного образца в виде металлического цилиндра длиной 3,1 см и диаметром 3,8 см на расстоянии 1000 м.

Существует множество видов систем контроля ВПП (СКВПП), рассмотрим некоторые из них.

Секция «Молодежь, наука, творчество (направления СПО)»

1. СКВПП - 76

Радиолокатор СКВПП - 76 ГГц предназначен для круглосуточного поиска мусора на взлетно-посадочной полосе аэропорта со следующими функциями:

- циклическое определение местоположения посторонних объектов в зоне действия по 0,5 ширины ВИН по ее длине;

- способность обнаруживать мусор, который соответствует эталону;

- автоматический и ручной режимы сканирования ВИН по заданным координатам;

- возможность стыковки с другими системами контроля и наблюдения, например, с системой видео контроля [2].

Радар сканирует ВПП в пределах 180 градусов от точки установки, автоматически регулируя угол наклона луча (в вертикальной плоскости), чтобы удерживать луч над поверхностью ВПП. Радар осуществляет сканирование в форме петли на половину ширины ВПП по всей ее длине [3].

2. RunWize

RunWize - комплексное решение для обнаружения угроз на ВПП, совмещенное с краевыми огнями взлетно-посадочной полосы, которое использует сочетание радаров миллиметрового диапазона с электрооптическими изображениями высокого разрешения. Усиленная искусственным интеллектом, система обеспечивает превосходную производительность обнаружения различных угроз на ВПП [4].

Возможности, включенные в RunWize, дополняют друг друга, создавая вместе агрегированное решение, которое революционизирует мир операций в аэропортах. Основные преимущества решения заключаются в следующем:

- улучшена общая безопасность на взлетно-посадочной полосе;

- улучшенные пропускная способность и эффективность взлетно-посадочной полосы;

- снижение финансового ущерба, вызванного авариями, задержками рейсов и отменами рейсов;

- непрерывный мониторинг и контроль над взлетно-посадочной полосой;

- управляемый данными анализ угроз на взлетно-посадочной полосе.

Сенсоры включают радар с частотой 76-77 ГГц и видеокамеру. Система обеспечивает продолжительное наблюдение сканируемых поверхностей с распределённой системой сенсоров, которые интегрированы в светосигнальную систему ВПП и рулежные дорожки.

RunWize установлен на данный момент в таких аэропортах, как: Бангкок Международный Аэропорт Суварнабхуми, Международный Аэропорт Бостон Логан, Тель-Авивский Международный Аэропорт Бен-Гурион, Международный Аэропорт Сиэтл-Такома, База ВВС Израиля, Пекинский Международный Аэропорт Шоуду, Международный Аэропорт Пекин-Дасин.

3. Tarsier

Tarsier - первая в мире система управления рисками взлетно-посадочной полосы с полностью автоматическими возможностями обнаружения мусора и посторонних объектов (FOD). Разработана специально для обнаружения потенциально опасного мусора на взлетно-посадочных полосах аэропортов. Эта современная технология обеспечивает постоянный контроль [5].

Tarsier революционизирует способ, которым операторы аэропортов проверяют свои взлетно-посадочные полосы, что приводит к повышению безопасности, эффективности операций и экологичности аэропорта.

Функции:

- круглосуточное прослеживание взлетно-посадочной полосы;

- при обнаружении интегрированная камера высокой спецификации увеличивает масштаб для того, чтобы определить FOD, позволяя предпринять соответствующие действия;

- изображения FOD могут быть произведены во всех условиях освещенности, обеспечивая операторам большую уверенность в любое время суток.

Вблизи ВПП установлены от 2 до 4 сенсорных систем. Каждый сенсор включает миллиметрово-волновый радар и MIL-SPEC камеру с инфракрасным излучением. Все сенсоры связаны для обеспечения тщательного покрытия поверхности ВПП. Эти системы надежны и способны поддерживаться в исправном состоянии, не прерывая операций на ВПП.

Tarsier может увеличить пропускную способность ВПП и сократить выбросы. Включая сверхэффективный автоматический процесс обнаружения и удаления FOD, Tarsier помогает минимизировать нарушение нормальной работы ВПП. В некоторых случаях это позволило пользователям сократить время извлечения FOD вдвое, обеспечивая увеличение пропускной способности взлетно-посадочной полосы до четырех временных интервалов в часы пик.

Tarsier устанавливается в различных аэропортах по всему миру, включая Лондон Хитроу, Дубай Интернешнл, Доха Интернешнл и Ванкувер.

Библиографические ссылки

1. Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества [Текст]: сборник тезисов и докладов. - М.: ИД Академии Жуковского, 2018. - 372 с.

2. Система контроля взлетно-посадочной полосы аэропорта. Руководство пользователя. -СПб.: ООО «ДОК», - 2016. - 32 с.

3. Радар СКВПП-76 для контроля поверхности ВПП аэропортов [Электронный ресурс]. URL: http://dokltd.ru.

4. Federal Aviation Administration. Performance Assessment of a Hybrid Radar and Electro-Optical Foreign Object Debris Detection System. - Нью-Джерси, 2012. - 36 c.

5. Система автоматического определения FOD взлетно-посадочной полосы задержки [Электронный ресурс]. URL: https://pdf.nauticexpo.com/pdf/moog-components-group/tarsier-automatic-runway-fod-detection-system/40026-93907-_3.html.

© Шиферштейн М. К., Горюшинский В. В., Лизунова Е. Э., Негода Т. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.