Системы изоляции объектов для хранения техники
Ь Л московский
■ р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЛ ЖУРНАЛ
УДК 338.012+694.5 Б01 10.24411/2413-046Х-2019-13026 Тер-Закарян Карапет Арменович,
исполнительный директор ООО ТЕПОФОЛ, автор изобретения.
Шокодько Екатерина Александровна, канд. технических наук, старший преподаватель НИУМГСУ, Москва
Фомина Екатерина Дмитриевна, студентка НИУ МГСУ, Москва
Жукова Екатерина Юрьевна, студентка НИУ МГСУ, Москва
Аннотация: В статье рассмотрены системы изоляции хозяйственных объектов для хранения и сохранения технических средств передвижения и, в частности, автотранспорта различного типа: индивидуальных гаражей, крытых стоянок автотранспорта для автоколонн и для хранения техники в условиях ее консервации. Обоснована необходимость изоляции подобных объектов, как с позиций сохранения тепла, так и создания комфортных условий для персонала, а так же обеспечения сохранения техники в рабочем состоянии.
Ключевые слова: сохранение оборудования, технические средства, изоляционная система, экономическая оценка, пенополиэтилен, энергетическая эффективность.
Энергоэффективность современных промышленных зданий и сооружений является важным фактором экономической деятельности современного предприятия. Затраты на переоснащение, эксплуатацию и потребление энергии напрямую влияют на себестоимость выпускаемой продукции. Чем меньше эксплуатационные расходы, тем ниже себестоимость продукции.
На современном производственном предприятии, кроме основного производства, функционируют вспомогательные службы, такие как логистика, складские помещения, автотранспортные мастерские, гаражи автопарка и другие, не относящиеся к
производственным «горячим цехам». Да и само предприятие может заниматься непосредственно транспортными услугами и иметь собственный развитой автопарк, мастерские, службы хранения и поставки различных материалов и запчастей.
Производственные помещения транспортного предприятия возводятся на основе технологий строительства каркасных, бескаркасных и тентовых ангарных помещений с необходимой инфраструктурой хранения, ремонта и обслуживания автотранспорта. Конструкции подобного типа, во-первых, обеспечивают защиту от несанкционированного проникновения на охраняемой территории; во-вторых, эксплуатационную сохранность техники и в третьих, благоприятные условия труда. Энергоэффективность таких помещений реализуется за счёт мер, направленных на сохранение требуемого микроклимата внутри помещения, рационального расходования энергии и снижение эксплуатационных расходов [1-3].
Важным фактором сохранения микроклимата в гаражном помещении является правильно рассчитанная, выбранная и смонтированная теплоизоляция, обеспечивающая тепло -, влаго-, шумозащиту. При этом следует учесть необходимость установки мощных и современных систем принудительной вентиляции для обеспечения достаточного воздухообмена.
На сегодняшний день существуют различные варианты и технологии утепления гаражных помещений на основе пенополиуретана, минеральной ваты, полистирола, несшитого вспененного полиэтилена (НПЭ) и других утеплителей. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, например, система утепления на основе минеральной ваты состоит из нескольких компонентов: пароизоляции, теплоизоляции и гидроизоляции. Многокомпонентность обеспечивает энергоэффективность, но и снижает надёжность системы в целом, предъявляя повышенные требования к точности и квалификации монтажа. Кроме того, важным фактором является срок службы утеплителя. Дополнительный монтаж, замена теплоизоляционного покрытия снижает энергоэффективность и дополнительно увеличивает эксплуатационные расходы.
Система утепления на основе несшитого вспененного полиэтилена лишена таких недостатков. За счёт своих физических свойств, теплоизоляционное полотно НПЭ заменяет собой тепло-, влаго-, паро-, ветро_ и шумозащиту. К достоинствам вспененного полиэтилена относится низкая теплопроводность, эластичность, достаточная прочность и устойчивость к агрессивным средам и вибрациям, что является важным для применения на производственных объектах.
Технология утепления на основе вспененного полиэтилена основана на создании единой герметичной изоляционной оболочки без зазоров и при минимизации мостиков холода. Для этого теплоизоляционный материал рулонного формата механически закрепляется на поверхностях объекта и сваривается в замковых соединениях (рис. 1) при помощи тепловой сварки строительным феном. Эта технология, как и сам теплоизоляционный материал, разработана и производится в России компанией Тепофол (патент №2645190) [4]. Тепло- и энергоэффективность утеплителя многократно повышается при использовании материала с теплоотражающим слоем.
Рис. 1. Схема формирования соединения «в замок»
Для хранения частной автомобильной техники используются частные гаражи в гаражных кооперативах, которые возводятся по одной из двух схем: кирпичные стены и бетонные крыша и основания, или корпус из оцинкованного металла с покрытием. Конструкции их таковы, что изолировать подобные объекты можно только изнутри и в индивидуальном порядке.
Использование волокнистой паропроницаемой теплоизоляции непродуктивно, так как паровоздушная смесь, проходя из помещения, конденсируется на несущем покрытии. Капельная влага образующаяся при этом формирует лжепротечки, способствует промерзанию (зимой) и стен и внутренних помещений, делает возможным появление грибка и плесени (в теплый период года). Независимо от времени года, минераловоолокнистая теплоизоляция в подобных условиях быстро приход в негодность.
Рис. 2. Формирование изоляционного контура индивидуального гаража
Использование теплоизоляции, имеющей низкое проницание и с возможностью бесшовного соединения (рис. 2) позволяет сформировать эффективное и долговечное покрытие. Рулонный пенополиэтилен монтируют на стены и потолок, механически закрепляют с помощью тарельчатых дюбелей, а швы, соединенные в замок сваривают строительным феном (рис. 3).
Рис. 3. Монтаж теплоизоляции: а - механическое закрепление листа утеплителя; б -сварка стыков рулонного пенополиэтилена
Более сложной задачей является формирование изоляционной оболочки крупных гаражей или объектов для долговременной консервации техники, расположенных на значительных площадях (рис. 4). В этом случае, помимо архитектурно-компоновочных задач, оценки термического сопротивления изоляционной оболочки, реализации инженерных систем климат-контроля, возникают дополнительные аспекты, связанные с масштабным фактором. Вместе с этим цели защитных мероприятий остаются те же:
сохранение техники в рабочем состоянии, создание благоприятных условий для работы персонала, энергосбережение и снижение затрат на эксплуатацию и объектов и техники.
Рис. 4. Интерьеры теплоизолированных стоянок
На одном из таких производственных объектов, утеплённых вспененным полиэтиленом по технологии Тепофол, специалисты МГСУ провели тепловизионное обследование утеплённых поверхностей. В итоге, температурное поле на поверхности ограждающих конструкций было равномерным, при отсутствии источников потерь.
Проведенные на моделях (рис. 5) исследования показали пригодность разработанных систем изоляции и формирования изоляционно-конструкционной оболочки с применением тентовых сооружений на металлическом несущем каркасе.
Рис. 5. Макет каркасного сооружения с тентовым покрытием
Особо актуальными такие системы теплоизоляции стали при развитии транспортной инфраструктуры МЧС и Минобороны России. Используемая ими техника должна не
только надёжно храниться, но и быть готова к эксплуатации в любой момент времени, в любых климатических условиях. Так, например, объекты хранения и обслуживания техники на полигоне Кадамовский Министерства Обороны России построены на основе тенто - мобильных укрытий и утеплены теплоизоляционным материалом «Тепофол», созданным на основе несшитого вспененного полиэтилена.
В условиях сильных морозов, становится очень важным приведение автотранспорта в рабочее состояние. Опыт текущей зимы для большинства российских регионов и постоянная практика для регионов, где отрицательные температуры - нормальный климатический фактор показывает, что даже завести машину на морозе либо сложно, либо невозможно, либо стоит денег, либо опасно. И в то же время, автотранспорт должен быть готовым к эксплуатации в любой момент. Использование зимних обогреваемых стоянок автотранспорта с эффективной теплоизоляцией позволяет решать все эти проблемы.
Рис. 6. Сооружение с тентовым покрытием
Рис. 7. Монтаж тентового покрытия
Тентовые сооружения, как правило, каркасного типа позволяют сформировать теплоэффективную изоляционную оболочку (рис. 6, 7) и используются при возведении большепролетных конструкций: спортивных сооружений, хранилищ, складов. В качестве каркаса используются системы из профилированного металла и легких металлических конструкций.
Монтаж тентовой системы утепления осуществляется в следующей последовательности. На несущий каркас монтируется обрешетка; по обрешетки раскладывают рулонный пенополиэтилен, листы закрепляют механически; формируется замковое соединение листов и осуществляется их сварка. Далее растягивается тентовое покрытие и механически закрепляется по периметру и ребрам жесткости конструкции. Подобное тентовое покрытие хорошо защищает систему от всех видов атмосферных воздействий, но не является препятствием для несанкционированного проникновения. Поэтому подобные тентовые конструкции рекомендуется устанавливать на охраняемых территориях.
Теплоизоляционный материал на основе вспененного полиэтилена экологически безопасен, прост в эксплуатации и применении, имеет высокую эксплуатационную стойкость. При расчёте экономической эффективности, утепление производственного помещения вспененным полиэтиленом даёт явное преимущество по сравнению с применением утеплителей других видов.
Системы на основе вспененного полиэтилена является наглядным примером реализации принципов энергетической эффективности, которые могут быть сформулированы следующим образом: снижение расходов на обогрев помещения;
использование материалов и конструкций допускающих быстрое и неэнергоемкое возведение сооружений; создание оптимальных условий для работы персонала. Применительно к сооружениям для хранения техники так же является немаловажным создание условий для сохранения машин и механизмов, а так же из безремонтной эксплуатации.
Список литературы
1. Иванова Н.А. Основные направления перспектив развития жилищного строительства на местном уровне / Московский экономический журнал. №4. 2018. С. 65-74
2. Жук П.М., Жуков А.Д. Нормативная правовая база экологической оценки строительных материалов: перспективы совершенствования // Экология и промышленность России. 2018. № 4. С. 52-57.
3. Умнякова Н.П., Цыганков В.М., Кузьмин В.А. Экспериментальные теплотехнические исследования для рационального проектирования стеновых конструкций с отражательной теплоизоляцией // Жилищное строительство. 2018. № 1-2. С. 38-42
4. Патент РФ № 2645190 «Замковая технология теплоизоляционного материала для бесшовной сварки соединительных замков» зарегистрирован 16 февраля 2018 г.
5. Жуков А.Д., Тер-Закарян К.А., Тучаев Д.У., Петровский Е.С. Энергоэффективное утепление продовольственных складов и овощехранилищ // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1. С. 65-67.
6. Жуков А.Д., Тер-Закарян К.А., Бессонов И.В., Семенов В.С, Старостин А.В. Системы строительной изоляции с применением пенополиэтилена // Строительные материалы. 2018. № 9, С. 58-61
7. Жуков А.Д., Тер-Закарян К.А., Боброва Е.Ю. Инновационные технологии сельского строительства // Московский экономический журнал (QJE.SU) № 5/2018
8. Zhukov A. D., Ter-Zakaryan K. A., Semenov V. S.. Insulation systems with the expanded polyethylene application. Science DirectIFAC PaperOnLine Volume 51, Issue 30, 2018, Pages 803-807. DOI: 10.1016/j.ifacol.2018.11.191.
References
1. Ivanovа N.A. The main directions of the prospects for the development of housing at the local level / Moscow economic journal.№4. 2018. pp. 65-74
2. Zhuk P.M., Zhukov A.D. Normative legal base of environmental assessment of building materials: prospects for improvement // Ecology and industry of Russia. 2018. № 4. рр. 52-57.
3. Umnyakova NP, Tsygankov V.M., Kuzmin V.A. Experimental heat engineering studies for the rational design of wall structures with reflective insulation // Housing construction. 2018. № 1-2. pp. 38-422.
4. Patent for Russian Federation invention no. 2645190 « lock technology of thermal insulation material for seamless welding of connecting locks», registered on February 16th, 2018
5. Zhukov, A.D., Ter-Zakaryan, K.A., Tuchaev, D.U., Petrovskij, E.S. Energy-efficient warming of food warehouses and vegetable stores // International Agricultural Journal. 2018. № 1(361), pp. 65-67.
6. Zhukov A.D., Ter-Zakaryan K.A., Bessonov I.V., Semenov V.S., Starostin A.V. Systems of building insulation with the use of polyethylene // Building materials. 2018. № 9, P. 58-61.
7. Zhukov A.D., Ter-Zakaryan K.A., Bobrova E.Yu. Innovative technologies for rural construction // Moscow Economic Journal (QJE.SU) № 5/2018.
8. Zhukov A. D., Ter-Zakaryan K. A., Semenov V. S.. Insulation systems with the expanded polyethylene application. Science DirectIFAC PaperOnLine Volume 51, Issue 30, 2018, Pages 803-807. DOI: 10.1016/j.ifacol.2018.11.191.