здоровое поведение в различных условиях - дома, в гостях, в путешествиях и др. С помощью руководителей образовательной организации общественные организации могут сотрудничать с ними, чтобы разработать и предложить соответствующие для конкретной категории обучающихся ценные ресурсы для их безопасности и здоровья.
Литература:
1. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М.: ВЛАДОС: Золотые уроки России, 2003. - 271 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: методика обучения, основы национальной безопасности, основы медицинских знаний: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Оренбург. гос. пед. ун-т; сост. Л.А. Акимова [и др.]. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 204 с.
3. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2016. - 214 с.
4. Горина Л.Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе / Л.Н. Горина, А.А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2010. - Т.12. - №5. - С. 35-40.
5. Давыдова Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: дис. ... канд. пед. наук / Т.Ю. Давыдова. - Тула, 1999. - 208 с.
6. Добротворская С.Г. Психолого-педагогическая оценка готовности студентов к здоровому образу жизни / С.Г. Добротворская // Образование и саморазвитие. - 2008. - № 7. - С. 24-34.
7. Костецкая Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы / Г.А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. - М.: «Новые технологии», 2016. -С. 37-40.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М., 2015. - 304 с.
9. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности школьника / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 8. - С. 13-16
10. Науменко Ю.Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности / Ю.Л. Науменко // Материалы научного конгресса: Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. - М., 2015. - С. 3-14.
11. Немкова И.Н. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. ...канд. пед. наук / И.Н. Немкова. - Тамбов, 2005. - 19 с.
12. Плющ И.В. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства [Электронный ресурс] / И.В. Плющ, Н.А. Склянова, Н.Н. Шелегин // Сибирский учитель. - 2001. - № 1. -С. 13-19.
13. Шабалина В. Зависимое поведение школьников / В. Шабалина. - М.: Медицинская пресса, 2001. - 176 с.
Педагогика
УДК 377
преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гусев Евгений Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
СИСТЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Современная система профессионального образования с каждым годом подвергается множеству усложнений и дополнений, носящих в долгосрочно-перспективный инновационный характер. Вместе с тем, формирование инновации невозможно без учета традиционного в образовании. Так, в контексте статьи, авторами рассматривается такая составляющая профессионального образования, как системы и концепции, являющиеся по своей сути различными подходами к организации подготовки специалиста, имеющие различные как положительные, так и отрицательные стороны (достоинства и недостатки), определяющие возможность практического применения данных концепций. Так, в ходе статьи авторами были рассмотрены пять основных концепций и систем профессионального образования, проанализированы и даны характеристики каждой из них, а также выявлены характерные особенности инновационного развития и его связи с концепциями.
Ключевые слова: профессиональное образование, системы и концепции профессионального образования, инновация, развитие с учетом традиций.
Annotation. Every year the modern system of vocational education is subjected to many complications and additions, which are of a long-term and innovative nature. At the same time, the formation of innovation is impossible without taking into account the traditional in education. So, in the context of the article, the authors consider such a component of vocational education as systems and concepts, which are essentially different approaches to organizing specialist training, having different both positive and negative sides (advantages and disadvantages) that determine the possibility of practical application of these concepts. So, in the course of the article, the authors considered five basic concepts and systems of vocational education, analyzed and gave characteristics of each of them, and also identified the characteristic features of innovative development and its relationship with concepts.
Keywords: vocational éducation, vocational éducation systems and concepts, innovation, development taking into account traditions.
Введение. На современном этапе образование становится одной из приоритетных сфер развития, т.к. именно оно предопределяет устойчивость интеллектуального потенциала населения. Так, образование в 21 веке становится приоритетной сферой не только государственного, но и частного инвестирования - в образование вкладывается все больше средств, т.к. людьми понимается необходимость и неизбежность его влияния на все сферы жизни человека. Развитие системы профессионального образования является следствием динамичности современной человеческой деятельности, требующей непрерывного повышения квалификации, как одного из критериев, выдвигаемых со стороны современного общества. Понимание общей специфики развития и становления системы подготовки специалистов становится важным процессом в рамках повышения качества образования [5]. Так, важным, в контексте инновационного развития общества, становится понимание и знание всех основ профессионального образования. К таким основам можно отнести системы и концепции профессионального образования, выступающие как исторически сложившиеся траектории подготовки специалистов с определенной спецификой течения данных процессов.
Формулировка цели статьи - рассмотреть основные системы и концепции профессионального образования, а также проанализировать их характерные особенности в контексте инновационного развития профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. Динамичное и инновационное развитие общественных институтов, усложнение нового и устаревание старого, главенство информации - все это характеризует современную ситуацию, влияние которой не обходит стороной профессиональное образование. В Российской Федерации существуют некоторые особенности инновационного развития; так, инновация невозможна без учета специфики развития и становления системы, она не может противоречить старому, а лишь гармонично дополнять и улучшать уже исторически сложившиеся установки. В редких случаях инновация может стать чем-то совершенно новым, не опирающимся на старый опыт. Инновационное развитие профессионального образования является сложным процессом, т.к. также требует учета различных, в том числе и исторических аспектов.
Системы и концепции профессионального образования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Так, на современном этапе в Российской Федерации действует система многоуровневого профессионального образования, включающая в себя множество характерных особенностей. В рамках современного развития существуют следующие устойчивые концепции профессионального образования:
- концепция обучения одной профессии. Сущность данной концепции заключается в организации процесса обучения посредством специальной подготовки специалиста по какой-либо профессии с единым учебным планом за цикл обучения, на этапе завершения которого происходит сдача экзамена по определенной (изучаемой) профессии. На современном этапе реализация данной концепции является довольно устаревшим и несоответствующим современным стандартам противоречивым и попросту невозможным процессом. Так, видимыми преимуществами данной концепции становятся непрерывность образования и последовательность его течения - подготовка специалиста происходит строго в рамках единого учебного плана. Вместе с тем, реализация данной концепции не позволяет создать гибкую образовательную среду, индивидуальную траекторию развития личности профессионала и формирования широкого спектра компетенций, что подчеркивает невозможность организовывать мобильную подготовку специалистов, способных отвечать всем современным требованиям мировой экономики [6];
- многоуровневое профессиональное обучение. На современном этапе в Российской Федерации действует данная модель обучения, которая предполагает разделение профессионального обучения на два компонента подготовки: общеобразовательная и профессиональная подготовка. Обучающийся в зависимости от профиля (гуманитарного, технологического, естественнонаучного и т.д.) получает широкое общее образование, на основе которого получает профессию и специальность определенного уровня подготовки. Стоит отметить, что данная система отличается высоким уровнем стандартизации и включает в себя принципы других концепций и систем, а именно ступенчатого обучения, возможности ускоренной подготовки специалистов и др., что позволяет создать наиболее гибкую систему подготовки специалистов, которые, за счет наличия системы профориентации, более осознанно подходят к выбору профессии. Важно отметить, что стандартизация и процессы, связанные с ней, имеют неоднозначный характер: с одной стороны, это является преимуществом данной системы, обеспечивающим минимальные (требуемые от образовательной организации) значения уровня подготовки специалистов, а с другой исключает возможность широкого, комплексного творческого воздействия педагога на процесс обучения. Профессиональные образовательные организации хоть и имеют некоторую автономность, все-таки нуждаются во всё большем её обеспечении, т.к. её нехватка тормозит развитие института образования. Вместе с тем, обучающиеся по данной модели специалисты довольно поздно получают необходимый уровень профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, что является главным недостатком данной системы, т.к. человек поздно включается в активную профессиональную деятельность (связанную со специальностью). На современном этапе присутствует некоторая тенденция к размыванию границ между уровнями образования, что обеспечивает плавность подготовки специалиста - все чаще создаются различные объединения профессиональных образовательных организаций, на базе которых осуществляется более комплексная подготовка специалистов [1, 2];
- ступенчатое обучение. Данная модель представляет собой процесс обучения специалиста, протекающий через определенные ступени образования. Так, первая ступень является базовой и предполагает профессиональное обучение в условиях изучения группы профессий, что дает почву для дальнейшего специального профессионального образования. На второй ступени происходит процесс общей профессиональной специализации, во время которого производится обучение по нескольким профессиям сразу. Однако, в рамках третьей ступени, обучающиеся приобретают определенные знания и умения, которые необходимы для выполнения дальнейшей профессиональной деятельности, связанной с их квалификацией. Так, каждая ступень сопровождается сдачей экзаменов по пройденному материалу; кроме того, в ходе процесса подготовки, обучающийся может прекратить получение образования, и при окончании обучения по какой-либо ступени, получить соответствующее квалификационное звание. По сути, каждая ступень уже является самостоятельной, но в тоже время имеет связь с последующей, расширяющей знания и умения и
повышающей квалификацию специалиста. Стоит отметить, что особым преимуществом ступенчатого обучения является организация последовательного образования с мобильностью будущего специалиста с возможностью отбора наилучших кандидатов на продолжение обучения с возможностью сокращения сроков. Данная система создает все необходимые условия для формирования образовательной траектории обучающегося, дает возможность выбора учебного плана и профессиональной программы. Вместе с тем, ярким недостатком становится невозможность быстрой смены деятельности специалиста из-за однопрофильности направлений подготовки [3];
- концепция базового и специального профессионального обучения. Данная концепция стоится по принципу базовой подготовки специалиста в группе близких профессий и при переходе на специальное профессиональное обучение - подготовку по конкретной специальности. Основа данной концепции заключается в том, что на начало обучения специалист получает общие знания, касающиеся всей группы родственных профессий, а затем уже обучение сменяется на подготовку по определенной специализации. Данная концепция в некотором ключе является идентичной ступенчатому обучению за исключением одной особенности: - выпускные экзамены сдаются обучающимся только после завершения обучения (окончания подготовки по специальной ступени). Важно понимать, что особое преимущество получает эта концепция из-за глубокой фундаментальной подготовки специалиста, прямым образом влияющей на качество специальной подготовки [4];
- подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения. В связи с последними тенденциями, система профессионального образования подверглась некоторому реформированию, из-за чего, уровни профессионального образования изменились, и существование такого уровня, как начальное профессиональное образование было упразднено. Так была реализована одна из идей подготовки специалистов по сокращенным срокам обучения - направления подготовки когда-то начального профессионального образования перешли в среднее, образовав при этом более ускоренный вариант обучения. В этом контексте лицеи и колледжи, являющиеся переходными звеньями между уровнями системы профессионального образования, стали интегрированными средними профессиональными образовательными учреждениями - частью уровней профессионального образования. Такой переход позволяет воссоздать единство подходов к обучению и формированию квалификации специалистов с некоторой степени изменением диверсификации образования. Такой подход является прямым путем к сокращению времени (с сохранением качества) подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании, при условии организации сотрудничества и согласовании учебных планов среднего и высшего профессионального образовательного учреждения. Такой подход имеет двойную эффективность, т.к. одновременно с повышением уровня среднего профессионального образования создается гибкая система, позволяющая наиболее эффективно корректировать образовательные программы с учетом специфики рынка труда, требований современных тенденций и образовательных реформ, а также повышения качества подготовки специалистов [6, 7].
Сложно недооценить важность вышеперечисленных концепций и степень их влияния на инновационное развитие института образования. Как один из вариантов инновации в образовании, возможно слияние всех положительных особенностей концепций в единую систему, образующую многообразные уровни и формы получения образования. Сложно сказать, в какой степени будет происходит подготовка специалистов в таких условиях, т.к., естественно, данное предложение нуждается в создании особой инновационной гибкой модели подготовки специалистов, нацеленной на сочетание все современных форм, тенденций и направлений развития профессионального образования. Вместе с тем, создание человеком собственной траектории образования позволяет расширить не только возможности самообразования человека, в контексте глобального развития общества, но и обеспечить непрерывность течения образовательных процессов.
Выводы. Таким образом, инновационное развитие системы профессионального образования является следствием динамичности современной деятельности человека, которая требует постоянного увеличения количества знаний, умений, навыков и расширения компетенций, необходимых для активной трудовой деятельности. Инновационное развитие как специально организованный процесс имеет некоторые специфические особенности. Так, особым требованием в системе российского профессионального образования выступает соответствие (учет) инновации чему-то традиционно сложившемуся, опоре на исторический и социальный подтекст. В контексте развития российской системы образования инновация, как какое-либо новейшее нововведение, является дополнением и/или развитием, усовершенствованием старого в образовании, изменением взглядов и векторов развития с учетом современных требований, в том числе, связанных со стандартизацией образования и развитие непрерывности, плавности подготовки специалистов. Так, особо важным становится учет специфики становления и развития различных концепций и систем профессионального образования, имеющих как положительные, так и отрицательные черты, определяющие возможность их практического использования и преобразования для формирования новейшей системы. Одним из вариантов реформирования образования является путь соединения в единое целое всех положительных компонентов концепций и систем профессионального образования, что позволит создать особую гибкую систему подготовки специалиста с наличием множества индивидуальных траекторий обучения. Данный исход соответствует современному принципу диверсификации, допускающему разнообразие и разноплановость предоставляемых образовательных услуг среди множества других, что дает некоторую автономию образовательным организациям и позволяет управлять собственными векторами развития, не завися при этом от внешних источников воздействия.
Литература:
1. Алпатов Ю.М., Молчанов С.В., Грудцына Л.Ю. Модели управления многоуровневыми системами образования // ЧиО. - 2017. - №3 (52). - С. 172-180.
2. Козлов В.Н. Челябинский государственный университет: традиции и инновации // Вестник ЧелГУ. -2018. - №7 (417). - С. 168-175.
3. Маркова С.М., Зиновьев О.А., Уракова М.Н. Информационные технологии в профессиональном образовании // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". - 2021. - С. 123-125.
4. Уракова Е.А., Сидоров А.Н. Закономерности и принципы практического обучения в профессиональном образовании // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. - Красноярск, 2020. - С. 317-320.
5. Фролов Ю.Н., Габышева Л.К. Развитие профессионального образования в современных условиях // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №14. - С. 19-21.
6. Ходусов А.Н., Кононова С.А. Методология развития профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №4. - С. 108-113.
7. Хижная А.В., Захаров С.В., Коробова Т.С. Повышение качества профессионального образования с точки зрения контекстного подхода // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2018. - С. 94-97.
Педагогика
УДК 378.147
студент факультета химии, биологии и биотехнологии Урумов Заурбек Эльбрусович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); кандидат биологических наук, доцент Цховребова Альбина Ирадионовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); доктор педагогических наук, профессор Малиева Залина Колумбовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГИСТОЛОГИИ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость применения наглядных методов обучения в ходе изучения дисциплины гистология. Раскрывается сущность метода «гистологический пазл» и особенности его применения на лекционных и практических занятиях. Приводится сравнительный анализ эффективности применения метода «гистологический пазл» при обучении иностранных студентов, слабо владеющих русским языком. Обосновывается роль данного метода в совершенствовании образовательного процесса, повышении уровня мыслительной активности, познавательного интереса и коммуникативных навыков студентов.
Ключевые слова: наглядные методы обучения, препараты, гистологический пазл, мыслительный процесс, познавательная активность, эмоциональный фон.
Annоtation. The article substantiates the need to use visual teaching methods in the course of studying the discipline of histology. The essence of the "histological puzzle" method and the peculiarities of its application in lectures and practical lessons are revealed. A comparative analysis of the effectiveness of the "histological puzzle" method in teaching foreign students with a poor command of Russian is given. The role of this method in improving the educational process, increasing the level of mental activity, cognitive interest and communication skills of students is substantiated.
Keywords: visual teaching methods, drugs, histological puzzle, thought process, cognitive activity, emotional background.
Введение. Гистология - это дисциплина, которая занимает особое место в системе образования, как для медицинских, так и для педагогических специальностей. Целью данной дисциплины является формирование у студентов современных представлений о тканях организма человека и животных. Наука о тканях дает знание закономерностей развития тканевых элементов, а также их функционального значения в системе организма в целом и в частном порядке. Гистология тесно связана со многими биологическими науками. Знания в области гистологии имеют большое практическое значение при изучении различных областей биологии, медицины, биотехнологии и биоинженерии. Изучение дисциплины обеспечивает развитие аналитических способностей студентов в осмыслении основных физиологических процессов, протекающих в тканях организма.
В тоже время гистология, по мнению студентов, является одной из сложных дисциплин, для освоения которой необходима не только концентрации внимания, памяти и мышления, но и достаточно высокий уровень владения русским языком. Иностранным студентам, слабо владеющим русским языком, понять объяснение преподавателя о строении, функциях и развитии тканей, составляющих живой организм очень сложно. Ни многократное повторение новой темы, ни демонстрация традиционных схем, фотографий препаратов, ни приведение априорных примеров не дают возможности студентам в полной мере усвоить устройство или строение ткани.
Изложение основного материала статьи. В современной высшей школе наряду с традиционными методами обучения (словесными, наглядными, практическими) широко применяются современные интерактивные и мультимедийные (презентации, аудио-, видеофильмы, тестовые иллюстративные задания и т.д.) технологии, которые улучшают качество образовательного процесса, повышают уровень познавательного интереса и мыслительной активности обучающихся.
При обучении студентов, слабо владеющих русским языком, наиболее эффективными методами являются наглядные. Однако частота использования их в образовательном процессе вуза сокращается или остается в виде схем, фотографий препаратов и видеофильмов, что явно недостаточно. В ходе подобной наглядно-образной демонстрации студенты не рассматривают и не осознают пространственную модель ткани, т.е. не получают достоверного знания. Чаще всего в их памяти остаётся отпечаток продольного и поперечного среза, которые были восприняты поверхностно. Напрашивается вывод о том, что существующий метод наглядно-образной демонстрации вносит определенную ясность в понимание