654.147.3
СИСТЕМЫ GRM В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИМИ ИНЖЕНЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Ю.А Петренко1,Ю.А Складнов2, А.А. Никитенко3 1ЗАО «Климат проф», 196128, г. Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 2, кор. 1, лит. «Д 2,3Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),
191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7
Аннотация - Рассмотрены проблемы использования информационных приложений предприятий, эксплуатирующих территориально распределенные инженерные системы и их интеграция со сторонними приложениями. Показано, что на данном этапе развития отрасли инженерных коммуникаций оптимальным решением для информационного обеспечения их деятельности является использование стандартных программно-аппаратных решений GRM-систем, допускающих индивидуальное настраивание в соответствии с потребностями конкретных заказчиков
Ключевые слова: хозяйственная деятельность; обслуживание потребителей; инженерные сети; хранение и анализ информации; аппаратные и программные средства; GRM-система; информатизация; бизнес-процесс; заказчик.
GRM-SYSTEMS IN MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES MAINTAINING ENGINEERING COMMUNICATIONS
V.N.Losev, Ю.А Skladnov, A.A.Nikitenko Joint-Stock Company «the Climate prof»,
1196128, St.-Petersburg, the Warsaw street, д. 2, barks. 1, lit. «D»
2 3
, St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 The summary - Problems of use the information appendices of the enterprises maintaining territorially distributed engineering systems and their integration with foreign appendices Are considered. It is shown that at the given stage of development the branch of engineering communications Are the optimum decision for information support of their activity is use of standard hardware-software decisions of the GRM-systems supposing an individual attuning according to requirements of concrete customers
Keywords: economic activities; service of consumers; engineering networks; storage and the information analysis; equipment rooms and software; GRM-system; information; business process; the customer.
Предприятия, осуществляющие строительство и эксплуатацию водо-, га-зо-. электро- и иных распределительных сложных технических систем (СТС) (генерирующие устройства также могут входить в их состав), в процессе ведения хозяйственной деятельности сталкиваются с необходимостью сбора, хранения и анализа значительных объемов разнородной информации (алфавитно-цифровые и графические данные на электронных и "твердых" носителях, звуковая информация, например, записи команд диспетчеров, потоковое видео и т.п.), отражающей историю и текущее состояние как целевых систем (сеть распределения, генерирующие объекты, техническое управление), так и вспомогательных сервисов (финансово-экономическое обеспечение, кадры, транспорт и т.п.).
Современный ассортимент аппаратных и программных средств, казалось бы, предоставляет широкие возможности по построению систем информационного обеспечения любого мыслимого рода деятельности. Во многих отраслях народного хозяйства обычной практикой является использование частных решений, отражающих тот или Иной сегмент хозяйственной деятельности (бухгалтерские, кадровые, финансовые программные комплексы, программы учета материально-технических ресурсов, программы для инженерных расчетов и т.п.). Комплексные решения, подобные лучшим системам планирования ресурсов предприятий (сокр. от англ. Enterprise Resource Planning (ERP)), обычно считаются способными удовлетворить любые возможные потребности бизнеса заказчиков.
Фундаментом для хозяйственной деятельности любого предприятия, эксплуатирующего инженерные сети, служит пространственно распределенная СТС. И так как основой данного вида бизнеса является обеспечение штатного функционирования совокупности взаимосвязанных материально-технических объектов, предопределенным образом размещенных на окружающем географическом конгломерате, а также силами располагаемого личного состава, размещаемого в предопределенных пунктах базирования, то информационное обеспечение такой хозяйственной деятельности методически правильно строится на основе т.н. GRM-систем (сокр. от англ. Geospatial Resource Management - управление пространственно распределенными ресурсами).
Отличием данного подхода является принятие именно обслуживаемой СТС в качестве отправной точки для построения информационной системы предприятия, в которой, с определенными ограничениями, конечно, была бы обеспечена интеграция обычно разрозненных информационных подсистем.
Несмотря на кажущиеся различия в производственных процессах предприятий, эксплуатирующих кабельные и трубопроводные системы разнообразного назначения, можно выделить несколько общих особенностей:
1. Целевая СТС - совокупность узловых и линейных сооружений, связывающих потребителей оказываемых услуг и источники предоставления услуг (или потребителей между собой).
2. Распределительная система целевой СТС представляет собой сеть. Определение режимов работы сети осуществляется на основе анализа ее модели - математического орграфа.
3. Обслуживание целевой СТС осуществляется силами мобильных подразделений, действующих с множественных операционных баз.
4. Обслуживание целевой СТС
представляет собой комплекс плановых, предопределенным образом распределенных во времени производственных мероприятий, а также внеплановых (аварийных или аварийно-
восстановительных) мероприятий, направленных на устранение последствий отказов или нарушения режима работы (НРС) элементов СТС.
5. Уровень обслуживания потребителей определяется значениями характерных параметров, определяющих качество обслуживания (м.б. давление, расход, температура транспортируемой среды; напряжение, обеспечиваемая потребляемая мощность электрического тока; полоса пропускания канала связи и т.п.) и допустимым временем перерывов в обслуживании.
В соответствии с вышеизложенным, типовая GRM-система интегрирует, в первую очередь, следующие бизнес-приложения, по сути, так или иначе существующие на предприятиях, хотя бы и в "домашинном" виде:
• географическая информационная система (ГИС), как основной инструмент для инвентаризации и моделирования целевой СТС;
• Управление мобильными подразделениями личного состава;
• Управление производственными операциями;
• Управление простоями технологического оборудования;
• Прикладные приложения для инженерного анализа (прочностные задачи, потокораспределение и т.п.).
Обобщенная схема типовой GRM-системы представлена на рис.1.
В соответствии с идеологией GRM, "ядром" является объектная информационная модель целевой СТС. СТС рассматривается как совокупность материально-технических ресурсов, подлежащих управлению. Состояние объекта управления определяется при помощи измерений его состояний (данные телеметрии и телемеханики, рапорты личного состава). В качестве методов управления выступают организационно-технические мероприятия, исполнение которых также требует измеримых затрат материальных и трудовых (личный состав) ресурсов, управляемых, обычно, в масштабах предприятия, при помощи соответствующих модулей ERP-систем. Обобщенная схема используемых данных представлена на рис. 2.
Очевидно, что в рамках одного программного продукта все-таки трудно добиться функциональности, обеспечивающей потребности всех бизнес-процессов. Интеграция сторонних приложений в рамках GRM систем обычно осуществляется за счет использования интеграционных модулей (например, в
Системы GRM в управлении предприятиями, эксплуатирующими инженерные
коммуникации
GRM-решениях ведущих поставщиков существуют модули, осуществляющие интеграцию с основными по распространению ERP-системами: SAP R/3 PM, Oracle E-Business Suite и т.д.). Данный
подход обычно гарантирует возможность совместного использования приложений, входящих в перечень стандартных "дефакто" бизнес-приложений.
Система управления пространственно распределенными ресурсами
Подсистема Подсистема Подсистема управления простоями технологического Подсистема
управления управления оперативного
производственным технологическим управления
и операциями оборудованием оборудования личным составом
Интеграция
-Сторонние -системы-------------------------Сторонние системы!—
ERP-система:
• Финансы;
•Управление персоналом;
• Управление материальными ресурсами;
• Транспорт;
Система управления связями с потребителями
Проектные и аналитические приложения
Системы устройств речевой связи
Системы диспетчеризации, телеметрии и телемеханики
Определители местоположения транспортных средств (GPS-системы)
Системы учета поставленной продукции (среда, энергия, информация)
Рисунок 1 - Обобщенная схема GRM-системы
Рисунок 2 - Обобщенная схема используемых данных
Обычно, предприятия, эксплуатирующие инженерные коммуникации, так или иначе решают проблемы информатизации своих бизнес-процессов. Использование заказных ГИС по техническому заданию конкретного потребителя является привлекательным шагом. Однако, интеграция индивидуальных решений различных поставщиков представляет исключительно трудную задачу. Большин-
ство современных "коробочных" решений ГИС, претендующих на роль "интеграционного ядра" GRM-системы, включают широкие возможности настройки под нужды конкретного потребителя (изменение объектного и атрибутивного состава, формулирование реакций системы на определяемые события и т.п.), что нивелирует различия между ними и "заказными" решениями.
Таким образом, заказчик, обладающий настраиваемым "ядром" будущей GRM-системы и набором средств сопряжения со стандартными приложениями смежных областей деятельности, получа-
ет возможность построить нужную именно ему конфигурацию, естественным образом строя собственные бизнес-процессы вокруг основы своего бизнеса -пространственно распределенной СТС
Рисунок 3 - Интеграционные связи
Примеры работ по построению GRM-систем в организациях, эксплуатирующих городские инженерные коммуникации показывает, что данная тенденция является естественным эволюционным шагом в практике применения информационных технологий и неизбежна для организаций, стремящихся снизить внутренние издержки. Если остановиться на системах центрального теплоснабжения, то особенно интересен и полезен для С.-Петербурга опыт зарубежных компаний, действующих в идентичных климатических условиях. Так, любопытным образцом является одна из финских профильных организаций - District Heating Networks (подразделение Helsinki Energy), имеющая тепловую сеть протяженностью около 1150 км и обеспечивающая примерно 11700 потребителей
(информационная модель сети содержит приблизительно 60000 трубных элементов и 58000 объектов других видов (арматура, тепловые камеры, помещения котельных)).
Авторам представляется, что на данном этапе развития отрасли инженерных коммуникаций оптимальным решением для информационного обеспечения такой деятельности является использование стандартных программно-
аппаратных решений GRM-систем, допускающих индивидуальное настраивание в соответствии с потребностями конкретных заказчиков. Использование в качестве исходных платформ готовых решений, имеющих широкое распространение, является необходимым условием для интеграции приложений.
1 Петренко Юрий Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Техническая механика» СПбГУСЭ, тел.: (812) 706216 '
2 Складнов Юрий Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Сервис торгового оборудования и бытовой техники» СПбГУСЭ, тел.: (812) 3684289, E-mail:[email protected]
3 Никитенко Александр Александрович, ассистент кафедры «Информатика», СПбГУСЭ, (S12) 555-24-40