Научная статья на тему 'Системы финансирования некоммерческих организаций связи'

Системы финансирования некоммерческих организаций связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова С. В.

В эпоху развития информационного общества система финансирования любой организации, в особенности некоммерческих организаций связи, заставляет все больше задумываться о критериях и методах обоснованного финансирования для участников. В предлагаемой статье проведен анализ систем взносов таких организаций, как МСЭ, ВПС, ЕТСИ, СЕРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харитонова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы финансирования некоммерческих организаций связи»

т

Системы финансирования некоммерческих организаций связи

С.В. ХАРИТОНОВА,

ведущим эксперт аудиторского департамента компании Deloitte, старший преподаватель МТУСИ

нтеграционные процессы в телекоммуникациях приводят к тому, что роль международных соглашений, рекомендаций, регламентов и других инструментов регулирования развития отрасли возрастает. В результате транснационализация и регулирование деятельности на мировом и европейском уровне становятся не только элементами внешней среды, но и элементами системы управления деятельности как на уровне страны, так и на уровне конкретных организаций связи. Международное сотрудничество основано на нормативноправовой базе, в основу которой положены соответствующие соглашения и меморандумы. Не случайно поэтому Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и ведущие компании отрасли входят в международные организации связи с целью создания единого информационного общества, развития современных услуг связи. Одним из аспектов участия в некоммерческих организациях связи является система взносов и эффективность их использования.

Система финансирования Международного союза электросвязи (МСЭ) рассчитывается на основе шкалы, определенной в ст. 33 Конвенции МСЭ, где установлены классы взносов (40; 35; 30; 28; 25; 23; 20;

Век Качества < 2

В эпоху развития информационного общества система финансирования любой организации, в особенности некоммерческих организаций связи, заставляет все больше задумываться о критериях и методах обоснованного финансирования для участников. В предлагаемой статье проведен анализ систем взносов таких организаций, как МСЭ, ВПС, ЕТСИ, СЕРТ

18; 15; 13; 10; 8; 5; 4; 3; 2; 1,5; 0,5; 0,25; 0,13; 0,06). Государства-члены МСЭ свободно выбирают класс взносов, по которому они желают участвовать в покрытии расходов Союза. Этот выбор осуществляется государствами-членами во время очередной Полномочной конференции в соответствии с таблицей классов взносов, условиями, содержащимися в Конвенции, и нижеизложенными процедурами. Каждое государство-член должно вносить сумму, эквивалентную количеству единиц класса взносов (по шкале), умноженных на цену единицы взносов. Только те государства-члены, которые определены ООН и Советом МСЭ как наименее развитые страны, могут выбирать наиболее низкие классы взносов (0,13 и 0,06 единиц).

Применяемая в МСЭ шкала взносов не имеет четких критериев формирования. Лаг шкалы неравномерный, например, за взносом в 15 единиц следует взнос в 18 единиц, а до 5 единиц лаг равен 1. Такая неравномерность лишает многие страны возможности увеличивать свои взносы. Обратимся к шкалам взносов в бюджет других некоммерческих организаций.

Так, во Всемирном почтовом союзе (ВПС) шкала взносов также построена по классам и единицам (например, в класс взносов 1 - 50 единиц взносов, и далее соответственно: 2 -40, 3 - 35, 4 - 25, 5 - 20, 6 - 15, 7 - 10, 8 - 5, 9 - 3, 10 - 1, 11 - 0,5). Порядок и класс взносов каждой страны-участницы ВПС определяет Швейцария, где территориально расположен ВПС. Годовые расходы (на четыре года с разбивкой по годам) утвержда-

ются на Конгрессе ВПС. Каждый участник рассчитывает сумму взноса, исходя из класса и единиц взноса. Шкала взносов участников ВПС так же несовершенна, как и шкала взносов в МСЭ, поэтому она не может быть взята за образец при совершенствовании существующей шкалы взносов.

Другим примером может служить Международная организация космической связи «ИНТЕРСПУТНИК», к которой размер долевого участия членов организации в образовании уставного фонда устанавливается пропорционально степени использования участниками каналов связи. Иными словами, за основу берется не денежная характеристика, привязанная к какому-либо классу взносов, а результат деятельности организации. Однако здесь следует отметить, что такой принцип системы финансирования не подходит для МСЭ, поскольку в рамках деятельности Союза осуществляются различные виды деятельности (аренда спутниковой емкости, телерадиовещание и т.д.).

В Американском национальном институте стандартов (American National Standards Institute - ANSI) в основу фонда взносов положен фиксированный размер вклада на период одного года, который в настоящее время составляет 495 долларов США. Такой достаточно упрощенный подход к системе финансирования не зависит ни от характера деятельности участников, ни от выгод, получаемых ими от вхождения в организацию.

Система финансирования Европейской конференции почтовой и телефонно-телеграфной связи

Сравнение шкал взносов участников в международных организациях связи

Показатель для сравнения S+/S-

Наличие критерия обоснованности S+

Наименование критерия обоснованности

Методика расчетов критерия Периодичность изменения

Сложность формирования шкалы Сложность выбора взносов Дополнительные расчеты

s+

s+

S+/S-

S-

S-

S+/S-

Адаптивность к текущим изменениям

Предсказуемость для участника

Возможность изменения взноса в сторону уменьшения

Возможность изменения взноса в сторону увеличения

Обобщение

МСЭ

Нет

Отсутствует Низкая (только при утверждении новой шкалы возможны изменения) Отсутствует, 0 Существует, 5 Исключения по взносам для стран со сложной экономической ситуацией

s+

s+

S-

s+

s+/s-

Отсутствует

Отсутствует, участник определяет класс взносов до утверждения цены единицы взносов Не может быть уменьшен

более чем на 2 класса

На любой класс взносов, за исключением максимального

ВПС

Нет

Отсутствует

Низкая

Отсутствует, 0 Существует, 5 Исключения по взносам для участников со сложным финансовым положением Отсутствует

СЕРТ

Нет

Отсутствует

Низкая

ETSI

Да

Платежеспособность страны Существует Высокая (каждый бюджетный период)

Отсутствует, 0 Отсутствует, 0 Существует, 5 Отсутствует, 0 Отсутствуют Отсутствуют

Отсутствует

Отсутствует Отсутствует

Не может быть уменьшен более чем на 1 класс

Да

(ЗО единиц)

s+i

S-2

S+1

S-2

Нет

Да

S+1

S-1

Присутствует, так как существует критерий обоснованности, и периодичность изменения высокая Присутствует

Нет

Нет

S+5

S-1

(European Conference of Postal and Telecommunications Administrations -CEPT) основана также на принципе шкалы взносов. Имеются следующие классы взносов: 25 единиц (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция); 15 единиц (Швейцария, Швеция); 10 единиц (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Россия, Турция, Финляндия); 5 единиц (Ирландия, Люксембург). Класс взносов в 2 единицы не определен ни для одной из стран-уча-стниц, остальные члены организации вносят взносы по классу 1.

Как и в МСЭ, страны-участницы могут перейти в другой класс взносов, выше их текущего. Следует отметить общую для МСЭ и СЕРТ тенденцию по распределению взносов стран-участ-ниц: например, Германия и Франция имеют максимальные размеры взносов, а Россия вносит вклад в 10 единиц. Однако уточним, что в СЕРТ шкала взносов более равномерная и имеет шаг в 5 единиц. В то же время ее существенным недостатком является отсутствие логичного принципа определения размеров взносов, а также четкой методики отнесения каждой страны к тому или иному классу взносов.

с с с.

В Европейском институте стандартов электросвязи (European Telecommunications Standards

Institute - ETSI), куда входит 668 участников из 55 стран, в том числе Россия, представленная 6 участниками, принята более детальная система определения размера взносов. Система предусматривает, что размер взносов зависит от уровня выручки (ECRT), которую получают участники от деятельности в ETSI. Шкала взносов участников утверждена отдельно для стран и для компаний. В соответствии с этой шкалой ежегодный взнос ассоциированных участников зависит от их доходов и составляет: при доходах менее 135 млн евро - 9380 евро, а при доходах более 8000 млн евро - 154 720 евро. В шкале выделено 11 классов доходов (136-200 млн евро, 201-450 млн евро и так далее до 8000 млн евро) с соответствующими размерами взносов. Для правительственных организаций (государств) в основу определения размера взносов положен уровень Валового национального продукта.

В обобщенном виде сравнительный анализ шкал взносов участников (стран

и организаций) в некоммерческих организациях приведен в таблице.

В таблице под «8+/8-» понимается положительный или отрицательный показатель для сопоставления шкал. Оценка сложности формирования шкалы и выбора взносов осуществлялась методом экспертных оценок по 5-балльной шкале (от 0 до 5). В результате очевидными становятся преимущества шкалы взносов, применяемой в ЕТ51.

Анализ систем финансирования различных международных некоммерческих организаций связи выявил отсутствие единого подхода и методики определения размера взносов участников. В каждой организации разработаны свои подходы, основанные на политических и исторических реалиях, а также экономической составляющей. Вот почему важной задачей является нахождение справедливого и логического критерия финансирования международных организаций связи и создание обоснованных методик для определения системы взносов, например, с учетом принятых в ООН подходов и уровня телекоммуникационного развития участников организации. л

Март-апрель 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.