Научная статья на тему 'Системы электронного обучения'

Системы электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
788
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы электронного обучения»

Системы

электронного

обучения

О.Ю. Лазарева,

ассистент кафедры МСиТ

В современном образовании возрастает роль дистанционного обучения, а также использования технологий электронного обучения в традиционном образовании. Электронные учебники, которые представляют собой учебные электронные издания, могут включать в себя не только текст и иллюстрации, как традиционные печатные издания, но и другие источники информации, такие как видео- и аудиофайлы, тесты для контроля успеваемости.

Существует также несколько принципиальных преимуществ электронных учебников по сравнению с печатным. Во-первых, электронные учебники могут содержать аудио- и видеоматериалы, которые помогают улучшить восприятие информации обучающимися. Так, например, текст лекции может сопровождаться аудиолекцией соответствующего содержания. В учебник могут быть включены видеолекции и анимация, демонстрирующая какой-либо процесс или явление. Во-вторых, благодаря использованию гипертекстовой технологии, возможно осуществлять навигацию по электронному учебнику значительно проще, чем по печатному. В-третьих, возможно включение в учебник механизма контроля знаний обучающихся и ведения статистики успеваемости. В-четвертых, возможно использование многоуровневой структуры издания, при котором уровни представления учебного материала различаются в соответствии с начальной подготовкой обучающегося. В-пятых, в электронном учебнике может присутствовать несколько стилей оформления, из которых можно выбрать наиболее подходящий.

Электронный учебный курс может быть доставлен обучающимся несколькими способами: на CD-ROM или DVD-ROM, через Интра-нет (внутреннюю частную сеть организации) и всемирную сеть Интернет.

При современном уровне развития Интернет, эта среда является наиболее удобной для размещения электронных учебных курсов. В ней электронные учебники представляют собой веб-сайты, содер-

жащие всю необходимую информацию. Они также могут содержать форумы и чаты для общения с преподавателями. Среда Интернет позволяет организовать вебинары и веб-конференции.

Именно сочетание цифрового контента с возможностями дистрибуции через Интернет позволяет полноценно охватить все три ... аспекта образовательного процесса:

• разработка содержания учебного курса (теоретический курс, формулы, графики и т. д.);

• доставка курса обучающимся; в традиционных формах -это лекции и семинары;

• администрирование курса (посещаемость и текущая успеваемость, контрольные работы, коллоквиумы, экзамены и т. д.)» [2].

Использование современных информационных технологий позволяет создать единое рабочее пространство для преподавателей, обучающихся и администрации.

Использование среды Интернет в электронном обучении обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса через открытые каналы доступа. Ключевыми понятиями являются «интерактивное взаимодействие» и «взаимодействие через открытые каналы доступа». Последнее выражается в потенциальной возможности прохождения обучения любым пользователем, имеющим подключение к сети Интернет, в любое время. Свойство интерактивности выражается в том, что в процессе обучения пользователь постоянно получает «реакцию» на свои действия со стороны системы, обеспечивающей проведение электронного обучения.

В настоящее время важность электронного обучения мало у кого вызывает сомнение. Оно применяется не только в высшем образовании (особенно оно распространено в США), но и в бизнесе, где используется для обучения и переподготовки персонала. «Переломным в этом смысле оказался 2004 год. Именно тогда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов по использованию дистанционных средств обучения в процессе подготовки и переподготовки кадров некоторых крупнейших в своих отраслях предприятий и организаций. О положительном опыте, приобретенном в этой области, неоднократно заявляли такие компании, как ОАО «РЖД», «СеверСталь», «РусАл», «Норильский никель», «Вымпелком», «УралСиб» и другие [4].

В зависимости от того, где используется система электронного образования, может быть целесообразно применять те или иные системы, различающиеся по сложности. Так можно выделить:

1. Средства разработки курсов, которые обеспечивают возможность разработки электронных учебных материалов на основе визуального программирования или текстовых редакторов.

2. Системы управления курсами (англ. Content Management System - CMS), которые позволяют создавать каталоги графических, звуковых, видео- и текстовых файлов. Такая система представляет собой специализированную базу данных, снабженную механизмами поиска, агрегирования учебного контента, документооборота и т. п.

3. Системы управления обучением (англ. Learning Management System - LMS), которые позволяют управлять процессом обучения - реестром пользователей и их правами доступа, назначениями пользователям курсов, сбором и хранением информации о действиях пользователей (статистика обучения, посещаемости, используемости ресурсов).

4. Системы управления обучением и контентом (англ. Learning Content Management System - LCMS), сочетающие в себе систему управления процессом обучения и систему управления учебным контентом. Фактически, данные системы дополняют возможности систем управления обучением возможностями по создания и управлению учебными курсами.

В настоящее время существует множество стандартов в сфере электронного обучения, например:

• IEEE - Institute of Electrical and Electronic Engineers (Институт электротехники и электроники), Комитет Технологии Образовательных Стандартов ((LTSC - Learning Technology Standards Committee).

• IMS - Instructional Management Systems (Системы организации обучения), Консорциум Всемирного Образования -Спецификация IMS - XML - базированный стандарт, описывающий структуру курса.

• ADL - Advanced Distributed Learning (Продвинутое распределенное обучение) и созданный ADL стандарт SCORM -Sharable Content Object Reference Model (Модель обмена учебными материалами).

• ARIADNE - Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe (Консорциум АРИАДНА) для стандартизации обмена учебным контентом в Европейском Союзе.

Развитие электронного обучения и рост интереса к нему привели к созданию инициативной группы ADL (англ. Advanced Distributed Learning), которая в 1999 году начала разработку стандарта SCORM (англ. Sharable Content Object Reference Model), являющегося в настоящее время одним из наиболее известных стандартов в сфере электронного обучения. Стандарт SCORM объединил и улучшил разработанные ранее стандарты и спецификации, создав четкую модель распространения образовательного контента, основанную на системе управления обучением.

Стандарт SCORM содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы.

Среди всех появившихся в последнее время стандартов электронного обучения SCORM получил самое широкое признание. Эта модель используется при создании систем обучения, опирающихся на ресурсы Интернета. Эталонная модель SCORM состоит из трех частей:

1) введения (the Overview);

2) описания модели интеграции содержания (the Content Aggregate Model);

3) описания рабочей среды, или среды выполнения программ (the Run-Time Environment - RTE).

В первой части описываются стандарты ADL и дается логическое обоснование создания эталонной модели. Вторая часть содержит практические советы по выявлению ресурсов и преобразованию их в структурированный учебный материал. В последней части даются практические советы по осуществлению связи с веб-средой и отслеживанию ее содержимого.

В идеальной ситуации, все элементы обучающих программ функционально совместимы со всеми системами управления обучением. Многие современные системы управления обучением придерживаются требований стандарта SCORM (например, такие как Moodle, Sakai, ATutor, ILIAS и др.).

«На сегодняшний день в мире существует значительное число платформ для организации электронного обучения. Изначально они появились в США, а в последнее десятилетие активно разрабатываются и внедряются и в России. Существующие программы управления учебным курсом делятся на две большие категории: с закрытым кодом (коммерческие) и открытым кодом (распространяются бесплатно)» [2].

Мировым лидером среди коммерческих продуктов является американская компания Blackboard Inc., которая в 2005 году приобрела WebCT Inc., своего главного конкурента в области образовательного программного обеспечения, а в 2009 году - и ANGEL Learning Inc.

Из числа российских коммерческих разработок можно выделить образовательный комплекс REDCLASS фирмы REDCENTER, который стал первой отечественной системой управления обучением, сертифицированной на соответствие международному стандарту SCORM. К заказчикам фирмы REDCENTER относятся многие государственные структуры РФ (ОАО «РЖД», Министерство образования РФ и др.), фи-

нансовые организации (Сбербанк России, Центральный Банк РФ и др.), промышленные (ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Русский алюминий» и др.) и телекоммуникационные компании (ОАО «Ростелеком», АО МГТС, ОАО «Мобильные ТелеСистемы»).

Помимо коммерческих продуктов, существует множество систем управления обучением с открытым кодом, например: Moodle, Бакаи АТ^ог, ОагоНпе, Dokeos, ШАБ и другие. Согласно сравнительному исследованию платформ для организации электронного обучения с открытым кодом [3], лидером среди данных платформ является система Moodle.

По сравнению с коммерческими продуктами у свободного программного обеспечения есть свои преимущества и недостатки. «Приобретя коммерческий продукт какой-либо компании, пользователь привязан к ней на весь цикл его использования. Если в процессе использования обнаружится какая-либо ошибка или будут необходимы новые функциональные возможности, все это будет зависеть только от компании-разработчика» [2].

При использовании свободного ПО пользователь может либо обратиться к альтернативной службы поддержки, либо решить возникшую проблему самостоятельно. Также есть возможность доработки или изменения программного обеспечения в соответствии с требованиями пользователя.

Однако так как программные продукты с открытым кодом обычно создаются независимыми разработчиками, они не несут никакой ответственности за их работу. Кроме этого, никто не сможет гарантировать продолжение разработки. Тем не менее вокруг системы «Moodle сформировалось огромное устойчивое сообщество, которое занимается ее дальнейшей разработкой и поддержкой, и продолжит разработку, даже если основной разработчик прекратит развитие продукта» [2].

Несмотря на то, что подобные системы бесплатны, введение их в эксплуатацию связано с необходимостью дополнительного обучения сотрудников ввиду определенной сложности их интерфейса. Установка и настройка подобных систем, их техническая поддержка может выполняться либо системными администраторами организации, что также требует их дополнительного обучения, либо сторонними фирмами, услуги которых платны (например, ООО «Открытые Технологии»).

Помимо использования готовых программных продуктов, организация может инициировать создание собственной системы управления обучением, которая будет разработана специально для данной организации, ориентирована на ее задачи и нужды. Примером может быть система, разработанная для московской средней общеобразовательной школы № 185 (рис. 1), соответствующая требо-

ваниям дирекции и пожеланиям преподавателей. Данная система состоит из трех модулей: модуля преподавателя, модуля учащегося и модуля администратора.

Q Электрсл

С 0 www.lazola.ru/courses,php Ü и л

Здравствуйте, Малышева Е. П.! Выход

г Школа № 185 > <

Электронный учебный центр Модуль преподавателя кл ■

Результаты

Обратная связь

Списо!

Название: Уравнение. .'Лате Описание: Решение уровне

Название: Реиение уравнен Описание: Задачи курса: cil начальной школы, Формир]

Добавить лекцию по курсу

Создать тест

Добавить вопрос в тест Критерии оценки тестов

курсов

ГхТП

ИИ

ащихся из

эвнения, алгебраический

способ решения уравнений. Курс расчитан на 5 часов.

Название: умножение натуральных чисел и его свойства Описание: В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения многозначных чисел.Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений.

Новости

25.10.2012 Фильтрация курсов

В модуле учащегося добавлена возможность фильтрации учебных курсов по преподавателю, создавшему их.

25.10.2012 Редактирование лекций

Добавлена возможность редактирования названия, номера и текста лекции, а также названия и описания курса.

25.10.2012 Модуль администратора

Создан модуль администратора.

Главная Новости Цветовые схемы Руководство пользователя Обратная связь

Лазарева Ольга Юрьевна © 2011-2012

Рис. 1. Снимок экрана страницы веб-сайта электронного учебного центра школы № 185

Как и большинство существующих систем управления обучением, данная система представляет собой веб-сайт, написанный с использованием скриптового языка программирования PHP, а также баз данных MySQL.

Фактически, данную систему можно назвать электронным учебным центром (ЭУЦ). ЭУЦ - это единая точка доступа к образовательным ресурсам, используемым в ходе обучения. Центр включает в себя весь необходимый набор сервисов и функций для комфортного и эффективного обучения.

Для учащихся список этих сервисов выглядит следующим

образом:

• Возможность просмотра материалов учебного курса (включая иллюстрации, аудио- и видеоматериал).

• Возможность прохождения тестирований по различным учебным курсам.

• Возможность просмотра статистики по результатам прохождения тестов.

Для преподавателей список сервисов выглядит следующим

образом:

• Возможность создания, редактирования и удаления многоуровневых учебных курсов и добавления материалов по ним.

• Возможность создания, редактирования и удаления тренировочных и контрольных тестирований по учебным курсам с разнотипными вопросами (вопросы закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов, вопросы открытого типа).

• Возможность изменения критериев оценки тестирований.

• Возможность просмотра результатов учащихся и вывода их на печать.

Администратор ЭУЦ имеет возможность добавлять преподавателей и учащихся в базу, а также контролировать их активность на сайте.

И преподаватель, и учащийся, и администратор ЭУЦ могут обратиться за технической поддержкой к администратору сайта, а также сменить цветовую схему оформления сайта.

В разработанной на заказ системе электронного обучения можно реализовать только те функции, которые выберет заказчик, поэтому система может быть проще в освоении по сравнению с универсальными системами.

Какими бы системами электронного обучения ни пользовалась организация, коммерческими или бесплатными, готовыми решениями или специально разработанными, их значимость нельзя недооценивать. Электронное обучение может быть использовано и используется как в образовательных учреждениях, так и в коммерческих фирмах. Оно может быть как альтернативой традиционного очного обучения (способом организации дистанционного обучения), так и дополнять его новыми возможностями.

Библиографический список

1. Вуль В.А. Электронные издания : учебник / В.А. Вуль. -М.; СПб. : Изд-во «Петербургский институт печати», 2001.

2. Гильмутдинов А.Х. Электронное образование на платформе Moodle / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. -Казань : КГУ, 2008.

3. Graf S. An evaluation of Open Source E-Learning Platforms Stressing Adaptation Issues / S. Graf, B. List // Proceedings of the Fifth IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. - 2005. -PP. 163-165.

4. http://www.redcenter.ru/

5. http://moodle.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.