Научная статья на тему 'Системообразующее влияние иностранных инвестиций на модернизацию экономики Камбоджи'

Системообразующее влияние иностранных инвестиций на модернизацию экономики Камбоджи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / НАКОПЛЕНИЯ / СБЕРЕЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КАМБОДЖА / SYSTEM OF GENERATORS / MODERNIZATION / FOREIGN INVESTMENTS / ACCUMULATION / SAVING / SOCIO-ECONOMIC PROGRESS / CAMBODIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Инжинова Любовь Андреевна, Мам Сарием

Статья поcвящена системообразующиму влиянию иностранных инвестиций на развитиe экономики Камбоджи. Камбоджа стала относительно недавно переходить к рыночной экономике, поэтому в стране необходимо осуществить модернизацию и построить новую структуру экономики. Это необходимо для решения проблем безработицы, образования, здравоохранения и для стабильного обеспечения социально-экономического развития в целом. По мнению авторов, учитывая незначительные объемы внутренних накоплений и сбережений, Камбоджа не сможет развиваться без иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of generators influence to foreign investments on modernization of economy of Cambodia

Article covers to system of generators influence to foreign investments in progress of economy of Cambodia. Cambodia began to pass recently rather to market economy. Therefore, in the country it is necessary to construct new modernization, and new economic structure. In whole, it is necessary for the decision of problems of unemployment, education, public health, and for stable maintenance socioeconomic progresses. By opinion of authors, considering insignificant the volume of national accumulation and savings, Cambodia cannot develop without foreign capitals.

Текст научной работы на тему «Системообразующее влияние иностранных инвестиций на модернизацию экономики Камбоджи»

СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ КАМБОДЖИ

Л.А. Инжинова, Мам Сарием

Кафедра экономической оценки и земельного кадастра Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198

Статья поcвящена системообразующиму влиянию иностранных инвестиций на развита экономики Камбоджи. Камбоджа стала относительно недавно переходить к рыночной экономике, поэтому в стране необходимо осуществить модернизацию и построить новую структуру экономики. Это необходимо для решения проблем безработицы, образования, здравоохранения и для стабильного обеспечения социально-экономического развития в целом. По мнению авторов, учитывая незначительные объемы внутренних накоплений и сбережений, Камбоджа не сможет развиваться без иностранных инвестиций.

Ключевые слова: модернизация, иностранные инвестиции, накопления, сбережения, социально-экономическое развитие, Камбоджа.

За последнюю четверть столетия ряд развивающихся стран демонстрирует высокие темпы экономического роста. Это позволяет им успешно бороться с бедностью, повышать уровень жизни и сокращать значительный разрыв в уровнях экономики между развивающимися и развитыми странами. Известно, что важным фактором экономического роста этих стран является западный капитал как в форме займов и кредитов, так и в форме прямых инвестиций.

Камбоджа в настоящее время остается одной из самых бедных стран мира: ВВП на душу населения составляет 690 долларов США (данные за 2008 г.).

С учетом неразвитой инфраструктуры экономики и низкого уровня внутреннего накопления Камбоджа не может развиваться без внешних источников накопления.

Следует отметить, что после национального примирения в начале 90-х гг. Камбоджа получила очередную помощь от международных организаций и ряда промышленно-развитых стран, в том числе и ЕС, на восстановление социально-экономической инфраструктуры. Так, в период с 1999 г. по 2007 г. объем иностранной помощи Камбодже составил более 5,5 млрд долл., в том числе 83,4% — безвозмездная помощь и 16,6% — кредит под низкие проценты (3%) [1].

Мировой опыт показывает, что важным фактором экономического роста, активно используемым в последнее время рядом развивающихся стран, является иностранный капитал как в форме займов и кредитов, так и в форме прямых иностранных инвестиций, позволяющий успешно бороться с бедностью, повышать уровень жизни и сокращать значительный разрыв пол его показателям с развитыми странами.

Прямые инвестиции осуществляются различными путями. В одних случаях компании или банки создают филиалы за границей, строят там свои предприятия, образуют специальные компании, которые действуют преимущественного за рубежом, покупают иностранные предприятия. При этом заграничные инвестиции находятся в полной собственности компании, вывозящей капиталы [2].

Портфельные инвесторы не нуждаются и обычно не стремятся к получению контрольного пакета акций. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.

Мы считаем, что именно этот путь является основным при определении стратегии экономического развития для Камбоджи и других стран с низким уровнем внутренних накоплений, ставящих целью выход из социально-экономического кризиса.

Принципиально важно, что имевший место в мире в последние годы XX в. колоссальный рост масштабов прямого иностранного инвестирования (ПИИ) был обеспечен почти исключительно за счет взаимного обмена капиталами между развитыми странами.

В настоящее время приток ПИИ в экономику развивающихся государств очень быстро увеличивается. Мировой опыт показывает, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с займами и кредитами. Выделим некоторые из них:

— иностранные инвестиции являются важным источником капитала, направленного в производство товаров и услуг, вместе с тем они обеспечивают использование внешних факторов для развития производительных сил, включая зарубежные финансовые и материально-технические ресурсы, новую технику и технологию, знание (ноу-хау), организационный и управленческий опыт, подготовку квалифицированных кадров;

— инвестиции, в отличие от займов и кредитов, не ведут к увеличению внешнего долга страны, напротив, они могут способствовать получению валютных средств для погашения этого долга;

— иностранные частные инвестиции при определенных условиях могут обеспечивать наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировое хозяйство, стимулировать структурную адаптацию хозяйства к внешнему рынку.

Именно этот путь является, на наш взгляд, основным при определении стратегии экономического развития для Камбоджи и других стран с низким уровнем внутренних накоплений и ставящих цели выхода из социально-экономического кризиса.

Поскольку объем иностранных инвестиций в Камбодже незначителен, необходимо создание соответствующего климата для их привлечения. Страна, имеющая хотя и не очень богатые, но разнообразные природные ресурсы, относительно дешевые факторы производства (рабочую силу, земли), представляет интерес для потенциальных зарубежных инвесторов.

Правительство Камбоджи постепенно принимало разные меры стимулирования притока ПИИ в экономику страны.

Прежде всего, важно было создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. В первой половине 90-х гг. инвестиционная деятельность в Камбодже проходила в условиях, когда в стране еще не были достаточно разработаны законы и не закончилась гражданская война. Зарегистрированный приток ПИИ за период с 1990 г. по 1999 г. составили примерно 2619 млн долл.

В Камбодже принимаются дополнения к закону об инвестициях, способствующие созданию более благоприятного инвестиционного климата. Среди них выделяются:

— снятие ограничений, касающихся участия иностранных физических и юридических лиц в капитале предприятий различных отраслей народного хозяйства. На территории Камбоджи могут создаваться как совместные предприятия, так и предприятия с 100% иностранным капиталом, а также дочерние предприятия или филиалы иностранных компаний;

— установление для иностранных инвесторов льготных ставок налогообложения. Налог на прибыль для иностранных и совместных предприятий, действующих в Камбодже, составляет только 9%, в то время как в других странах Азии он колеблется в пределах 20—30%. Срок освобождения от выплаты налогов составляет до 8 лет в зависимости от проекта;

— 100%-е освобождение от импортных пошлин всех имущественных и то-вароматериальных ценностей (к таковым относятся, например, строительные материалы, машины и оборудование, полуфабрикаты и запчасти), ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный фонд предприятия и предназначенных для реализации следующих производственных проектов: экспортно-ориентированных с объемом экспорта на 80% своей продукции; осуществляемых в специальной зоне приоритетного развития;

— 100%-е освобождение от экспортных пошлин;

— право переводить за границу прибыли, дивиденды и доходы, полученные от легальной предпринимательской деятельности, без уплаты налогов;

— право аренды земли сроком до 70 лет, и этот срок может быть продлен;

— право ввозить специалистов, экспертов, квалифицированную рабочую силу, если таковые отсутствуют в Камбодже.

После создания CDC (Совета Развития Камбоджи: Council for the Development of Cambodia) приток ПИИ постепенно увеличился: с 1999 г. по 2009 г. общая сумма прямых иностранных инвестиций достигла 5789 млн долл., что в 2,2 раз превышает сумму, вложенную зарубежными инвесторами в экономику страны в предыдущем периоде. В стране создан специальный Совет по развитию Камбоджи, который за время своей деятельности до конца 2009 г. одобрил 921 проект. Больше чем 50% иностранных инвестиций за последние 10 лет поступило от стран Восточной Азии, АСЕАН, Америки и Европы (табл. 1).

Таблица 1

Объем вложений крупнейших инвесторов в Камбоджу в период с 2000 г. по 2009 г.

Страны Капитал (млн долл.) Доля (%)

Китай(Гонконг) 1 462,6 28,4

Южная Корея 1 220,6 23,7

Малайзия 499,6 9,7

Сингапур 365,7 7,1

США 345,1 6,7

Таиланд 278,1 5,4

Вьетнам 262,7 5,1

Франция 226,6 4,4

Англия 159,7 3,1

Япония 128,8 2,5

Австралия 61,8 1,2

Источник: [5; 6].

Отраслевое распределение инвестиционных проектов, начатых за период 2000 г. по 2009 г., выглядит следующим образом:

— агропромышленная сфера — 140 проектов, из них 52% введены в действие;

— сфера услуг и инфраструктура — 490 проект (71% введены в действие);

— промышленность — 284 проект (57% введены в действие).

Иностранный капитал активно осваивает такие отрасли, как текстильная промышленность и производство одежды. В рассматриваемый период количество предприятий в этих отраслях достигло 283, из них 208 предприятий были введены в действие, что позволило предоставить работу 140 тыс. чел.

Почти 170 предприятий экспортируют свою готовую продукцию. Главными их особенностями являются малая капиталоемкость, быстрая оборачиваемость и высокая трудоемкость, позволяющая использовать большое количество рабочих, что выгодно в настоящих условиях Камбоджи. Среди факторов, обусловивших столь быстрый рост производства одежды в Камбодже в рассматриваемый период, выделим следующие:

— относительно низкая в регионе стоимость рабочей силы;

— предоставление Камбодже странами ЕЭС статуса наиболее благоприятст-вуемой нации;

— обеспечение Камбодже под гарантии США статуса страны, пользующейся в мировой торговле общей системой преимуществ;

— отсутствие необходимости в использовании высоких технологий и высококвалифицированных рабочих;

— более быстрое получение прибыли, чем в других отраслях промышленности.

Однако последствия мирового финансового кризиса в конце 2008 г. привели к тому, что 97 предприятий были объявлены банкротами и 35 тыс. чел. остались без работы. По нашему мнению, то обстоятельство, что квоты на экспорт одежды в ЕС и США заполнены, в ближайшее время будет сдерживать темпы роста производства в этой отрасли.

Следует отметить, что с 2000 г. по 2004 г. иностранный капитал направлялся в основном в сферу услуг: доля инвестиций в сфере услуг составляла в среднем около 57%; приоритетными в сфере услуг являлись строительство и туризм. С 2005 г. увеличилась доля инвестиций в сельское хозяйство и промышленность, но доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций осталась незначительной по сравнению с внутренними требованиями и составила 13,4% в 2007 г. и 14,2% в 2008 г.

По нашему мнению, чтобы повысить уровень жизни населения страны, государство должно привлекать в сельское хозяйство до 250 млн долл. прямых иностранных инвестиций в год (табл. 2).

Таблица 2

Структура иностранных инвестиций по отраслям экономики Камбоджи, %

Отрасль Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Сельское хозяйство 5,7 3,2 4,1 4,8 4,3 10,1 11,2 13,4 14,2 13,6

Промышленность 35,5 37,4 40,1 41,1 40,2 43,4 40,7 43,7 46,5 46,7

Услуги, 58,8 59,4 55,8 54,1 55,8 46,5 48,1 42,9 39,3 39,7

в т.ч. строительство и туризм 46,8 47,1 45,4 41,8 40,9 41,2 37,4 35,6 32,5 34,7

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Источник: [4; 5].

Увеличение инвестиций в сферу промышленности — со 168 млн долл. в 2000 г. до 407 млн долл. в 2007 г. — имело место главным образом за счет новых инвестиционных проектов в АПК и в сфере разработки месторождений полезных ископаемых. В частности, инвестиции в разработку месторождений нефти и газа составили 220 млн долл. в 2007 г. и 185 млн долл. в 2008 г.

Анализ деятельности иностранных инвесторов в Камбодже на современном этапе показывает, что эффективность функционирования иностранного капитала в создании совместных производств пока недостаточна, невысока степень освоения вложенных средств; неразвита система маркетинговых служб; слабо поставлена подготовка кадров; неразвиты взаимосвязи между созданием рабочих мест и внедрением новой техники и технологии, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Более того, неясно определены приоритеты развития национальной экономики. Южнокорейская модель экономического развития показывает, что государство играет огромную роль в решении множества экономических проблем, в том числе проблем распределения иностранных инвестиций [3]. Учитывая корейский опыт при принятии инвестиционного проекта, целесообразно учитывать спрос и предложение на сырье и промежуточную продукцию на внутреннем рынке; не допускать проекты, предусматривающие только один источник прибыли (в качестве какового может выступать, например, аренда земли), и проекты, не соответствующие интересам страны.

На наш взгляд, основными направлениями привлечения иностранных инвестиций являются:

— освоение научно-технического потенциала;

— укрепление и диверсификация экспортного сектора;

— привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс, где они пока минимальны;

— создание импортозамещающих производств, чтобы увеличить производство товаров народного потребления, продовольствия и т.д., которые могли бы уменьшить издержки на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в соответствующих товарах.

Для дальнейшего увеличения прямых иностранных инвестиций необходимы:

— разработка и применение специальных побудительных механизмов для ПИИ;

— учреждение информационной системы для иностранных инвесторов;

— проведение промоутерских кампаний по созданию имиджа страны.

Правительство Камбоджи должно не только реагировать на предложения

со стороны иностранных инвесторов, но также и активно искать подходящих потенциальных инвесторов и рекламировать свои преимущества.

В настоящее время не существует активной стратегии отбора целевых инвесторов и привлечения их на индивидуальной основе или через другие учреждения. Многие правительства страдают от недостатка опыта и стратегической информации, необходимых для переговоров с руководством транснациональных компаний (ТНК). В большинстве случаев промоутерские усилия не являются достаточно убедительными для потенциальных инвесторов.

Привлечение ТНК требует местного присутствия, хороших рекламных материалов, планирования выступлений в средствах масс-медиа, что является весьма дорогостоящими мероприятиями. Таким образом, промоутерские усилия затрудняются и ограниченностью бюджета страны.

Камбодже необходимо убедить мир и ТНК в том, что она в состоянии возродить свою экономику. Она должна провести активную промоутерскую кампанию для привлечения большего количества ПИИ в реальный сектор экономики, так как сильная зависимость страны от торговой и финансово-банковской деятельности рано или поздно приведет к экономической стагнации.

Промоутерские кампании для иностранных инвесторов могут поднять общий уровень ПИИ в Камбодже путем приложения усилий по следующим направлениям:

— усилия, направленные на поднятие имиджа: периодическое проведение PR-кампаний, участие в важнейших международных выставках и торговых ярмарках и т.д.,

— усилия, направленные на привлечение инвестиций: презентации, проводимые в штаб-квартирах ТНК для поднятия имиджа страны в глазах руководства ТНК,

— усилия, направленные на облегчение инвестирования: введение механизмов ускоренного утверждения проектов и информирования об условиях для ПИИ.

Уровень иностранных инвестиций в национальной экономике в достаточной степени зависит от имиджа страны. Об этом говорит тот факт, что развитые страны, которые имеют хороший имидж в экономическом плане, являются крупней-

шими реципиентами ПИИ. Хороший имидж даже может помочь вывести страну из кризиса. Примером этого служит Япония, которая недавно столкнулась с серьезным экономическим спадом, но ее имидж ведущей промышленной державы сохранился, что имело большое значение при преодолении кризиса. Однако даже страны, обладающие стойким имиджем, нуждаются в его поддержании посредством коммуникационных усилий.

Поэтому перед Камбоджей стоит важная задача избавления от стереотипного восприятия ее экономики и создания нового имиджа, который будет подчеркивать перспективы вложения иностранного капитала. Камбодже необходимо активно рекламировать свои достижения, например, сравнительно высокие темпы экономического роста, макроэкономическую стабильность и т.д., тогда эти усилия смогут являться противовесом к не совсем объективным международным рисковым рейтингам, публикуемым частными банками и исследовательскими организациями.

Имидж страны в основном формируют три основных компонента — история, культура и текущая экономическая ситуация. Камбоджа имеет очень древнюю и богатую историю и культуру. Поэтому власти страны должны вести активную работу по этому направлению, используя опыт других стран.

Камбоджийские специалисты по привлечению ПИИ должны прикладывать максимум усилий по информированию, мотивированию и побуждению иностранных инвесторов с тем, чтобы более продуктивные инвестиции пришли в реальный сектор экономики страны. В рамках национального агентства по привлечению ПИИ должна быть создана широкопрофильная информационно-консультационная сеть, состоящая из уполномоченных органов, которые будут взаимодействовать с ведущими инвесторами из стран — членов АСЕАН, являющимися для Камбоджи предпочтительными.

Таким образом, для того чтобы добиться значительного успеха в деле привлечения ПИИ в национальную экономику, руководство страны в первую очередь должно:

— продолжить реализацию общих направлений своей политики, имея целью обеспечение макроэкономической и политической стабильности;

— увеличить усилия по совершенствованию инфраструктуры;

— устранить недостатки законодательного поля, регулирующего область ПИИ, и вводить налоговые стимулы для иностранных инвесторов;

— совершенствовать свою инвестиционную стратегию, учитывая мировой опыт и включая применение современных механизмов привлечения ПИИ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— развивать и расширять возможности национального агентства по привлечению ПИИ;

— прилагать больше усилий для развития экономического сотрудничества и региональной интеграции.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Доклад о сотрудничестве развития в 2008 г. — Пномпень: Совет развития Камбоджи,

2009.

[2] ЖуковЕ.Ф. Международные экономические отношения. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

[3] Маигов С. Роль государства в формировании инвестиционного климата в республике Корея // Мировая Экономика и Международные Отношения. — 2000. — № 6. — С. 11—15.

[4] Отчет инвестиционного комитета Камбоджи. — 2009.

[5] Хинг Тхораси. Инвестиции в Камбодже. — Пномпень, 2009.

[6] Asian Development Outlook. — Asian Development Bank, 2008.

SYSTEM OF GENERATORS INFLUENCE TO FOREIGN INVESTMENTS ON MODERNIZATION OF ECONOMY OF CAMBODIA

L.A. Inzhinova, Mam Sariem

Department of economic valuation and land cadastre Russian People's Friendship University

Miklukho-Maklaya Str., 8/2, Moscow, Russia, 117198

Article covers to system of generators influence to foreign investments in progress of economy of Cambodia. Cambodia began to pass recently rather to market economy. Therefore, in the country it is necessary to construct new modernization, and new economic structure. In whole, it is necessary for the decision of problems of unemployment, education, public health, and for stable maintenance socioeconomic progresses. By opinion of authors, considering insignificant the volume of national accumulation and savings, Cambodia cannot develop without foreign capitals.

Key words: system of generators, modernization, foreign investments, accumulation, saving, socio-economic progress, Cambodia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.