Научная статья на тему 'Системология моделей оценки учебной деятельности обучаемых по данным учебного процесса'

Системология моделей оценки учебной деятельности обучаемых по данным учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Панченко Виктор Михайлович, Нечаев Валентин Викторович, Комаров Алексей Игоревич

Системология построения моделей объектов наблюдений различных по своей природе представлена в прилагаемом списке учебных пособий по курсу «Теория систем», читаемому в МИРЭА [1,2,3]. В докладе рассмотрено конкретное приложение системного подхода, применяемое в учебной практике вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Панченко Виктор Михайлович, Нечаев Валентин Викторович, Комаров Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системология моделей оценки учебной деятельности обучаемых по данным учебного процесса»

Системология моделей оценки учебной деятельности обучаемых по данным учебного процесса

В.М. Панченко, В.В. Нечаев, А.И. Комаров,

Московский институт радиотехники, электроники и автоматики

(технический университет), e-mail: intechsys@mail.ru, http://its-mirea.narod.ru/

Системология построения моделей объектов наблюдений различных по своей природе представлена в прилагаемом списке учебных пособий по курсу «Теория систем», читаемому в МИРЭА [1,2,3]. В докладе рассмотрено конкретное приложение системного подхода, применяемое в учебной практике вуза.

1. Фрагмент к описанию «Исходной системы

В планируемую деятельность обучаемых входит посещение занятий (лекций, практикумов, лабораторных работ, семинаров), выполнение индивидуальных самостоятельных работ и лабораторно - практических заданий, своевременная сдача контрольных, защита лабораторных и курсовых работ.

Реально результаты плановой деятельности можно оценить на конечной стадии их выполнения. Правда в вузах существует административная система контрольных недель. В основном, сбор сведений для деканатов. В этом случае студент непосредственно не участвует в процессе самоконтроля своей деятельности.

2. Критерий оценки деятельности обучаемого

На кафедре ИТС МИРЭА предложена аддитивно - мультипликативная оценка критерия для оценки качества учебной деятельности на основе выведенной следующей базовой модели [1].

W = 0,25у + 1,25:г + 0,5у ■ х (1)

где W - базовая оценка, как модель оператор (функция, функционал)

динамики средних априорных оценок обучаемого, определяемых по выборке из зачетной книжки, и динамики апостериорных данных выполнения плановых работ ( обучаемым, получаемых при обучении по каждому предмету согласно текущего расписания проводимых занятий.

3. Имитация планируемой деятельности по «Расписанию»

Прогностические возможности критерия W позволяют применять имитационные модели построения Wм, т.е. строить имитацию динамики базовых оценок в зависимости от субъективно закладываемой имитационной модели формирования последовательностей ■'■ и ■ : по анализу ретроспективных интегральных данных и имитации выполнения предусмотренного расписанием учебного процесса и его составляющих (посещение лекций, посещение и выполнение контрольных и лабораторных работ, самооценки знаний по вопросам для самоконтроля знаний, определяемым по рабочей программе дисциплины).

В основу имитации закладываются субъективные оценки возможно-стных параметров систем данных обучаемого. Это могут быть средние

оценки обучаемого ■ (по всем дисциплинам или выборки по отдельным циклам дисциплин: ГСЭ, ЕН, ОПД, СД; субъективные оценки графа состояний и переходов для модели «Расписание» занятий по предусмотренному учебному плану (в целом, только по лекциям, только по лабораторно - практическим работам)).

4. Модели сопровождения системы мониторинга

В пособии [2] в главе 3 приведен подробный анализ моделей сопровождения системы мониторинга качества обучения, включающий:

• Мониторинг динамики средних значений на основе адекватной статистики и критерия качества выборки оценок;

• Формализованное описание критерия модели (1) и ее прогностических свойств;

• Функциональный анализ критерия эффективности W и графоаналитическая форма представления функции (1);

• Ситуационный анализ и синтез формирования параметра ■'■, как критерия оценки коэффициента доверия и деятельности обучаемого;

• Учет меры нечеткости интегральных данных в зависимости от циклов мониторинга.

5. Графоаналитическое представление. Модели имитаций и реальных процессов

Для примера на рис.1 показана графо-аналитическая форма представления уравнения (1), применяемая при решении прямой и обратной задач оценки W в зависимости от Кд, соответственно определяемого .значением (Х)

Система данных и системы порождаемых данных (в системологиче-ской интерпретации Дж. Клира) формируются в виде таблиц средствами, например, программ на листах электронных таблиц.

При заполнении таблицы данными в начале семестра, обучаемый проводит имитационное моделирование с целью получения модельных

значений ■ (м) и ■'■ (м) Здесь ■ - это последовательность оценок у, ведущих к условно заданному значению уср= (п), где п- длина выборки оценок. Если воспользоваться данными зачетной книжки, то уже на этом начальном этапе можно заложить реальную систему оценок в систему данных. Данные имитации ■'■ коэффициента определяют доверия по выделенному виду деятельности и позволяют усвоить систему рас-счёта Wм.

Психолого-педагогический эффект от практики применения данных Wм сводится к формированию представления процесса отражения коэффициента доверия (например, посещения занятий) на итоговую оценку обучаемого.

Динамика реального процесса отражения плановых заданий в базовую оценку W(р) становится прерогативой обучаемого. Итоговый результат является отражением степени оценки метакомпетентности, достигнутой обучаемым при выполнении. вычислительного процесса для формирования своей реальной базовой оценки.

6. Система данных и порождаемые системы

Система данных и системы порождаемых данных (в системологиче-ской интерпретации Дж. Клира) формируются в виде таблиц Для заполнения таблицы данными, обучаемый проводит моделирование и получение модельных значений ■ (м) и ■'■(м) Здесь ■ - это последовательность оценок у, ведущих к условно заданному значению уср= (п), где п-длина выборки оценок. Если воспользоваться данными зачетной книжки, то уже на этом начальном этапе можно заложить реальную систему

оценок в систему данных. Данные имитации ■'■ коэффициента доверия по выделенному виду деятельности позволяют рассчитать динамику формирования Wм. и вычислительного процесса при формирования своей реальной базовой оценки.

Вопрос: «Кто, у кого и как учился?»- получает конкретный ответ в виде функционалов Wм и WР. Итоговую оценку WР готовит сам обучаемый. Преподаватель на стадии итоговой аттестации по предмету может согласиться с этой оценкой, проверить ее правильность с помощью рис.1 оперативно графически).

Рис.1. Графо-аналитическая форма модели

Важно, что уже на первых неделях занятий обучаемым через имитационное моделирование усваивается образ.

Психолого-педагогический эффект от практики применения данных Wм сводится к формированию представления процесса отражения коэффициента доверия (например, посещения занятий) на итоговую оценку обучаемого.

Динамика реального процесса отражения плановых заданий в базовую оценку W(р) становится прерогативой обучаемого. Итоговый результат является отражением степени оценки метакомпетентности, достигнутой обучаемым при выполнении учебного процесса.

Известно, что из ложного утверждения следует что угодно, а из истинного можно строить истинно правильные отношения и обоснованную предварительную оценку качества подготовки обучаемого по {Кд}. Тем более что обучаемый сам принимает участие в формировании оценок и мониторинге качества своей учебной деятельности.

Литература

9. Панченко В.М. Теория систем: задачи и примеры. Учебн. пособие. Часть 1.-М.: МИРЭА, 2005.- 80 с.

10. Панченко В.М., Шорохов М.И. Компьютерные технологии обучения. Мониторинг качества обучения в техническом вузе на основе ретроспективного экспертного комплекса.- М.: МИРЭА, 2006.- 156 с.

11. Панченко В.М. Теория систем. Методологические основы. Учебн. пособие. .- М.: МИРЭА, 2005.- 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.