Лебедев В.М., канд. техн. наук, доц. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
СИСТЕМОКВАНТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
lebedev.lebedev.v.m@yandex.ru
Определен состав комплексной технологичности строительных конструкций, приведены формулы определения и системокванты.
Ключевые слова: комплексная технологичность, технологичности изготовления, транспортирования, монтажа конструкций и эксплуатации объекта, системокванты.
Введение. Под комплексной технологичностью понимается технологичность четырех подсистем строительства объекта: изготовления, транспортирования, монтажа конструкций и эксплуатации объекта (рис. 1).
Методология. Комплексную технологичность можно оценивать с помощью обобщенного критерия (К), который представляется зависимостью:
К — f (Ки, Кт , КМКЭ), (1)
где Ки - показатель уровня технологичности по изготовлению;Кт - показатель уровня технологичности по транспортированию;Км - показатель монтажной технологичности;Кэ - показатель эксплуатационной технологичности.
Рис. 1. Системокванты комплексной технологичности строительных конструкций: 3-4 - изготовление; 1-2 - транспортирование; 2-3 - установка в проектное положение;
3-4 - эксплуатация;1 Ч V- информационный направляющий вектор и кванты ресурсов;
промежуточные и конечная цели системы
Основная часть. Каждый из приведенных выше показателей имеет определенную размерность. С помощью сравнительно эквивалента можно привести их к безразмерному виду для сопоставления в обобщенном показателе. Сравнивая базовые показатели технологичности с показателями проектируемой конструкции можно определить ее уровень технологичности.
Показатель уровня технологичности по трудоемкости изготовления конструкции:
Т
К — иб
(2)
где Тиб - удельная трудоемкость изготовления базовой конструкции; Ти - удельная трудоемкость изготовления данной конструкции.
Показатель уровня технологичности по транспортированию конструкций:
Кт —-
Т Ст
(3)
где Стб - удельная себестоимость транспортирования базовой конструкции;Ст - удельная себестоимость транспортирования данной конструкции.
Показатель уровня технологичности по трудоемкости монтажа:
Т
К — мб Км ~ Т
(4)
где Тмб - удельная трудоемкость монтажа базовой конструкции;Тм - удельная трудоемкость разрабатываемой конструкции
Показатель уровня эксплуатационных затрат:
Кэ — ^,
э Э
(5)
где Эб - показатели эксплуатационных затрат базовой конструкции; Э - показатель эксплуатационных затрат проектируемой конструкции.
Показатели уровня технологичности могут иметь значения меньше и больще 1.
При показателе <1 конструкция имеет низкий уровень технологичности, при показателе >1 - высокий уровень технологичности [1, 2, 4].
Для оценки и описания технологичности в строительстве используются многочисленные показатели технологичности объемно-планировочных и конструктивных решений в процессе проектирования, изготовления, транспортировки, монтажа и эксплуатации объектов. При этом показатели технологичности могут быть: технические, технико-экономические, экономические, для любых объектов и отдельных типов, дифференцированные (частные) и комплексные (общие), количественные и качественные, относительные и абсолютные [1...4].
Формирование и обоснование необходимого и достаточного состава показателей технологичности в строительстве должны иметь функционально-объектный характер и описывать подсистемы строительного объекта или элементы объемно-конструктивных решений применительно к типам отдельных объектов.
Все разработки в области технологичности конструкций должны учитывать вероятностный характер строительного производства, подверженного многочисленным дестабилизирующим воздействиям.
При детерминированном подходе проектные решения могут быть технологичными в одних производственных условиях и нетехноло-гичниим в других условиях. Строительное производство является сложной вероятностной системой, следовательно, оценки технологичности могут быть величинами вероятностными или корреляционными, но не функциональными [1, 2, 4].
Проблема технологичности приобретает все более практическое значение для строительно-монтажных организаций в связи с необходимостью резкого повышения производительности труда без дальнейшего наращивания сбор-ности и механизации и переходом на новую систему хозяйствования.
Методы исследования и совершенствования технологичности в значительной степени зависит от особенностей строительных объектов [2]. Анализ многочисленных особенностей различных строительных объектов позволяет утверждать, что для исследования технологичности на стадии проектирования объектов и их возведения можно разработать системотехнические методы исследований и проектирования строительного производства с учетом технологичности.
Выводы. В качестве математического аппарата возможно использование математической статистики (корреляционный, регрессивный, факторный, экспертный анализ и др.), которая позволит в определенной степени учесть вероятностный характер строительного производства через корреляционные зависимости, где экономические показатели эффективности строительного производства отражают тенденции совершенствования технологичности в условиях вероятностного строительного производства [2].
Необходимы дальнейшее развитие и разработка методологии исследования технологичности в строительстве, математических моделей, описывающих технологичность, учитывающих условия АСС и возможности ЭВМ, практических методик совершенствования проектных решений и прогнозирования технического прогресса в проектировании и строительстве.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Булгаков С.Н. Технологичность железобетонных конструкций и проектных решений. М.: Стройиздат, 1983. 303 с.
2. Гусаков А.А. Системотехника строительства. М.: Стройиздат, 1993. 368 с.
3. Системотехника строительства. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Гусакова. М.: Изд-во АСВ, 2004. 320 с.
4. Лебедев В.М. Основы системотехники строительного производства. Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. 272 с.
Lebedev V.M.
SISTEMOKVANTY PROCESSABILITY COMPLEX CONSTRUCTION
The composition of the complex technological building constructions, the formulas and definitions sistemo-kvanty.
Key words: comprehensive adaptability, manufacturability, transportation, installation, construction and operation of the facility, sistemokvanty.