Научная статья на тему 'Системный подход в управлении безопасностью дорожного движения в российской Федерации'

Системный подход в управлении безопасностью дорожного движения в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА / STATE SYSTEM / КОНЦЕПЦИЯ ОБДД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMIC APPROACH / ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЯЖКИХ ДТП / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / WARNING / CONCEPTION OF ENSURING TRAFFIC SAFETY / CAUSE FOR INCIDENCE OF GRAVE TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко П.А., Олещенко Е.М.

В статье предложено решение задачи совершенствования государственной системы обеспечения БДД (ОБДД) путем приведения ее внутренней функциональной организации и механизма ОБДД в соответствие с рекомендуемым государственной Стратегией БДД системным подходом. Объяснены причины неспособности действующей государственной системы обеспечить защиту и здоровье граждан в среде дорожного движения. Приведены примеры реализации системного подхода в управлении системами ОБДД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systemic approach to managing traffic safety in the Russian Federation

The paper proposes a solution to the problem of improving the state system of ensuring traffic safety by putting its internal functional organisation and mechanism of ensuring traffic safety into correspondence with systemic approach recommended by the state traffic safety strategy. Reasons for the failure of the existing state system to ensure protection and health of the citizens in traffic environment are explained. Examples of implementation of systemic approach to managing ensuring traffic safety systems are presented.

Текст научной работы на тему «Системный подход в управлении безопасностью дорожного движения в российской Федерации»

Системный подход в управлении безопасностью дорожного движения в Российской Федерации

П. А. Кравченко,

д. т. н., проф., научный руководитель Института безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ)

Е. М. Олещенко,

к. т. н., доц., директор центра повышения квалификации автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ

В российской практике обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) до сих пор не реализованы системная организация и управление многочисленными функционально-обязательными видами деятельности (связанными общей целью с даты принятия базового Федерального Закона [2]). Это объясняет неспособность государства обеспечить исполнение главного требования Закона о реализации на практике механизма гарантированного предупреждения смертности на дорогах России, и препятствует переводу нерешенной проблемы ОБДД в разряд частных и решаемых задач.

В российской практике функционирует множество федеральных правовых нормативов, предназначенных (по замыслу их разработчиков) регулировать деятельность по обеспечению на дорогах России безопасности для жизни и здоровья граждан: Конституция, федеральные законы и целевые программы, правительственные планы мероприятий по повышению БДД, решения Госсовета по проблемам БДД и другие нормативные документы. В дополнение к существующему пакету нормативных документов по поручению Президента введена в действие очередная (после стратегии 2008 года) стратегия обеспечения БДД (ОБДД) в России, которая обладает легко обнаруживаемым недостатком — выполнена в традиционном формате «плана мероприятий». Как и действующие нормативы, она не содержит механизмов реализации намеченного «плана мероприятий» и, следовательно, не дает гарантий достижения целей, определенных стратегией. По этой причине и в связи с сохраняющейся высокой смертностью на дорогах можно утверждать, что после введения базового

«Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы... имеет целью стремление к "нулевой смертности" в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.; включает совокупность мер, направленных на повышение БДД и снижение смертности, сформированных на системной основе...; обеспечивает целостный (системный) подход к решению проблемы дорожно-транспортного травматизма» [1].

Федерального закона (далее — Закона) [2], не способного предупреждать причины смертности на дорогах, несовершенными нормативными средствами невозможно решить проблему обеспечения БДД в России без реинжиниринга действующей системы и правки дефектов Закона. Важно обратить внимание на то, что стартовыми первопричинами неразрешимости проблемы нередко и являются дефекты Закона, а не порождаемые многочисленные конечные причины, возникающие в среде дорожного движения и являющиеся основными объектами внимания государства. Фактически государство не уделяет внимания системной значимости управленческой надстройки на всех уровнях иерархии системы ОБДД.

Вследствие сложной функциональной структуры полноформатных многоканальных систем ОБДД — главного элемента системного анализа их свойств — целесообразно начать изложение материала с толкования принципиально важных терминов.

Системный подход, возникший с появлением кибернетики — общенаучной теории управления системами любой природы, как известно [3-6], — это давно используемый в мировой практике прием учета полного множества внутренних и внешних факторов, влияющих на выполнение системой поставленных задач и исполнение своих функций в конкретных условиях. Это методология научного познания и реализации на практике приемов функциональной организации сложных и больших систем (совокупности сложных).

К числу последних относятся и системы ОБДД. Они должны обеспечивать свою полную [8,9] наблюдаемость в процессе функционирования, текущую оценку состояния и управляемость им в процессе функционирования системы; обладать способностью объективно распределять решаемые задачи по нижестоящим уровням иерархии управления системой, строгостью обоснования содержания функционально-обязательных видов деятельности, обоснования требуемой компетенции и формулы юридически обязывающей ответственности персонала системы на всех ее иерархических уровнях.

Безопасность дорожного движения — функциональное свойство соответствующих систем, которое проявляется в их способности «противостоять совместному действию всех факторов, приводящих к ухудшению состояния здоровья, травмированию и гибели персонала» или «свойство технологического процесса сохранять безопасное состояние при его протекании в заданных параметрах в течение заданного времени» [7]. В том и другом случае безопасность обеспечивается системной организацией полного множества видов деятельности, осуществляемой для достижения общей цели, т. е. организацией, которая толкуется согласно общепринятому определению термина «система». Известно, что в любой системе, содержащей в своем названии слово «безопасность», реализуется деятельность по предупреждению причин «опасности». В статье 2-й ФЗ «О безопасности дорожного движения» используется приведенное нами определение термина «безопасность», встроенного в концептуальную формулу (Концепцию) обеспечения БДД в России. Это обстоятельство устраняет, казалось бы, необходимость разъяснять текстом Закона очевидность обязательной организации в России государственной системы ОБДД и разработки механизма управления ее состоянием. Но после принятия Закона такой юридически определяемой системы в России нет: разработчики указанного базового закона сочли ненужным привести исчерпывающее толкование смысла, заложенного в концептуально верную формулу обеспечения БДД в России. Подробное толкование предупредило бы искажение смысла Концепции на практике и фактически парализовало способность государства обеспечить БДД как «дорожное движение без опасности» для жизни и здоро-

вья граждан. Действительно, в российской практике безопасность согласно такому определению ее смысла не может измеряться количеством людей (70, 80 человек), ежедневно погибающих на наших дорогах.

Стратегия БДД — система взглядов, стратегических (перспективных) приоритетов, целей и мер их достижения. В связи с изложенным принятую на ближайшие семь лет очередную Стратегию БДД только по используемому в ней впервые термину «системный подход» есть основание считать принципиально новым инновационным методологическим действом государства и ожидаемо эффективным в предупреждении смертности на дорогах России. Кроме того, в дополнение к термину «системный подход» в тексте Стратегии впервые появился термин «нулевая смертность на дорогах» — формула цели в успешной мировой практике ОБДД. И в Конституции, и в Концепции Закона именно об этой цели и идет речь.

Прежде чем приступить к введению новых терминов (поправок) в действующие нормативы и рекомендации их на практике, необходимо тщательно осмыслить прописанную в базовом законе концепцию ОБДД и привлечь научные кадры для разработки новых знаний по системному анализу больших систем, системных механизмов достижения цели по каждому отдельно реализуемому виду деятельности и средств подавления фактов ненадлежащего исполнения регламентированной по требованиям безопасности деятельности.

Второе важнейшее для России событие — объявленный государством переход на цифровые технологии управления значимыми для него системами различных классов в сфере экономики — организационными [10]: («человек-человек»), организационно-техническими («человек-машина») и техническими, автоматическими («машина-машина». Пример — 1Т-системы управления дорожным движением на базе применения автономных транспортных средств в ин-теллектуализорованной среде дорожного движения [11, 12]).

Научная специфика систем ОБДД относит их к классу сложных и больших (совокупности сложных) систем, преимущественно организационного управления [10]. В качестве объектов управления (по ст. 2 ФЗ) они используют деятельность функционально необходимых видов, имеющих общей целью преду-

преждение в дорожном движении опасности для жизни и здоровья граждан. Предметную область таких систем образуют совокупности различных объектов, процессов, видов состояний и свойств отдельных функциональных элементов, подсистем и систем в целом, а также причин их отклонения от установленных нормативов и др. Доминантой в технике исследования, проектирования (совершенствования) таких систем и управления ими выступает термин «причины». Имеются в виду те причины, источником которых является человеческий фактор, влияющий на полноту исполнения требуемых процедур осуществляемой деятельности. Указанные причины многочисленны, сложны по механизмам познания их природы и обнаружения в процессах функционирования и предупреждения развития в среде дорожного движения тех из них, которые могут вызвать тяжкие ДТП.

Можно утверждать, что в настоящее время российская практика ОБДД по сохраняющейся высокой смертности на дорогах (в период 2007-2016 гг. в среднем погибали в день взрослых — 72 чел., детей — 2,5 чел. [1]) плохо осмыслена, несистемна, а значит, плохо организована вследствие невладения методологией системного подхода и недостатка знаний и опыта анализа свойств сложных и больших систем. Она не обладает необходимым объемом системных знаний, так как подсистема научного обеспечения реализуемых в системе технологий и решения многочисленных частных задач не развита. Решения последних обеспечивают систему информацией о положительном мировом опыте при реализации системной концепции обеспечения «нулевой смертности» на дорогах [14, 15, 16, 22], способны накапливать отечественный опыт по результатам реализации собственных целевых программ и опыт в смежных областях транспорта [13], формируют инновационный ресурс развития систем.

В статье рассмотрены приемы (механизмы) организации систем ОБДД, управления их состоянием и формирования их основных функциональных свойств: наблюдаемости, точности отработки входных сигналов, управляемости и др. Цель исследования — показать с позиции системного подхода, почему в России многие годы сохраняется недопустимо низкий уровень дорожной безопасности и почему стратегия при высокой оценке элементов ее новиз-

Президент Финляндии У. Кекконен: «В ответ на невиданный рост смертей на финских дорогах объявить проблему аварийности угрозой национальной безопасности с разработкой соответствующего алгоритма действий, персональной ответственности конкретных лиц, ревизии принципов, мобилизации ресурсов сообщества и заимствований самых результативных подходов из мировой практики». Эти меры помогли перевести систему обеспечения безопасности Финляндии на новые рельсы с ускоренными темпами.

Рис. 1. Аварийность в дорожном движении Финляндии (источник: официальная статистика Финляндии -Ликкентурва) [9]

ны не коснулась главного — механизма (технологии) решения поставленных в ней задач. Без указанных механизмов), без использования давно введенного в действие в России (01.06.2015) европейского норматива обеспечения «нулевой смертности» на дорогах вместе с правилами его применения [14], без переноса в российскую практику доступного зарубежного опыта; без анализа эффективности государствен-

ных нормативов [17, 18, 19] невозможно ускоренно привести отечественную дорожную безопасность в соответствие с мировой успешной практикой ОБДД [15, 16].

Принятая в России Стратегия, как отмечалось раньше, сохраняет формат традиционного комплексного плана «мероприятий по повышению», содержащих, по сути, только названия рекомендуемых действий без механизмов их реали-

зации, в то время как именно последние выводят практику на задачи моделирования систем ОБДД, перевода их в класс цифровых моделей и моделей непрерывного совершенствования (в среде CALS-технологий). Формат «плана мероприятий» давно используется в России для разработки федеральных целевых программ методом программно-целевого подхода [20] к увязке (согласованию) целей планирования с заданным объемом финансовых и временных ресурсов, заданном, фиксированном конечном показателе результата работы системы. Системный подход принципиально отличается от программно-целевого тем, что он выступает методологией научного познания больших систем управления, а не методикой планирования деятельности организации. Он реализует важный принцип целостности систем — несводимости их свойств к сумме свойств их составных частей и тем самым исключает главное — утрату факторов, влияющих на результат их функционирования и способных (при знании полного множества «опасных» их видов) обеспечить «нулевую смертность» на дорогах России.

Все, что необходимо сделать (по шагам) в действующей практике ОБДД, отображено в государственной концепции ОБДД как изложенном на понятийном уровне (словесно) механизме достижения поставленной в ней цели, т. е. получения желаемого (требуемого Законом) результата. Системный подход, используя кибернетические принципы, дает возможность «вычленить»

Рис. 2. Функциональная структура организации и управления уровнем БДД в одноканальной системе обеспечения БДД [9]:

Хвх - законодательно установленные цели функционирования системы, принципы ее организации,

правовые механизмы достижения цели и желаемый результат общесистемной деятельности;

Х1 - федеральный закон как результат законотворческой деятельности и входной сигнал в систему

его исполнения (правоприменения); Х2 - выходной сигнал исполнительного органа 2 управления

системой, команда нижестоящему в иерархии системы ФЭ; Х3 - выходной сигнал блока 3, достигнутый

уровень ОБДД, измеренный в «опасных» причинах возникновения ДТП; Х4 = Хвых - валовый

статистический уровень оценки пропущенных причин опасности в ДД (число погибших и травмированных);

СФД1, СФД2, СФД3 - субъекты (структуры) системной функциональной деятельности (законодательный

и исполнительные органы управления системой; системный хозяйствующий субъект);

ОС1, ОС2, ОС3 - каналы обратной связи (контроля) собственной деятельности субъектов;

БС1, БС2, БС3 - блоки сравнения желаемого и достигнутого результатов собственной

(внутрипроизводственной) деятельности субъектов; ИОО - идентификаторы опасных отказов,

т. е. нарушений нормативов системной деятельности; СМИ - средства массовой информации;

А2 = Х1 - Х2 - величина отклонения результата деятельности от его требуемого уровня;

Н1, Н2, Н3 - нормативы деятельности; 3-1 - объекты управления собственной деятельностью;

4 - система ДД; 5 - информация СМИ в эфире; 6 - канал мониторинга общественного мнения;

7 - канал передачи информации об опасных отказах региональному органу управления системой;

ГОС - главная обратная связь (ГИБДД)

из структуры системы образующие ее модули — один отдельно взятый функциональный элемент, любая связанная группа элементов или функциональная подсистема терминологического, методического, информационного обеспечения процесса реализации основной технологии (процесса) преобразования входных сигналов (управляющих и возмущающих) в выходной сигнал — результат такого преобразования. В Концепции — единственном месте текста Закона — приведена его цель — «обеспечение БДД», которая определена как деятельность по «предупреждению причин возникновения (ППВ) тяжких ДТП». Концепция ОБДД в России (ст. 2 ФЗ), емкая, содержательная и в полной мере соответствующая «мировому стандарту» — концепции «нулевой смертности на дорогах» (например, Швеция — 1995 г., страны ЕС — 2010 г.), — не работает с первого дня вступления закона в силу, хотя содержит полный набор элементов требуемой формы системного объединения и управления деятельностью всех ее функционально-обязательных видов в формате параллельно работающих (и имеющих различные функции) каналов управления процессами повышения общесистемного уровня обеспечиваемой дорожной безопасности. В дополнение к общесистемной цели Концепция предусматривает многообразие системно реализуемых видов деятельности, необходимых и достаточных для обеспечения БДД, единство механизма их внутренней организации; наличие объекта и органа управления системой во главе с должностным лицом, персонально ответственным за обеспечение системы ресурсами и ка-

чество ее функционирования; технологии преобразования целей в желаемый результат — предупреждение попадания «опасных» причин в дорожную среду; юридически обязывающий статус ответственности конкретных должностных лиц на всех уровнях иерархии системы за надлежащее исполнение нормативной деятельности «по предупреждению причин возникновения» и, наконец, государственность статуса самой системы (по конституционной норме о защите жизни и здоровья граждан). Отметим, что в законе не содержится соответствующего нормативного термина «система», т. е. государственной системы юридически в России нет. И, как следствие, текст закона изобилует различными неопределенностями и ошибками; его постатейный разбор см. в [17, 18].

Результат функционирования успешной системы (рис. 1) может служить фактором возможности успешной мотивации участников российской системы ОБДД и общества в целом на ускоренное освоение системных методов организации деятельности и управления ее состоянием, методов, гарантирующих выход отечественной практики из методологического (концептуального) тупика и переводящих пока не решенную проблему в совокупность частных задач, поддающихся осмыслению и успешному разрешению.

На рис. 1 приведены в качестве примера перечень потребных действий системы БДД Финляндии, обозначенных ее президентом, и график эффективного изменения уровня безопасности на ее дорогах. График иллюстрирует системный (целенаправленный) под-

ход государства к технике исполнения им своих функций, закрепленных Конституцией, по защите жизни и здоровья граждан и способность обеспечить положительный тренд развития государственной системы ОБДД в целом и по различным каналам (системно связанным и в совокупности обеспечивающим достижение общесистемной цели): подготовки водителей транспортных средств и специалистов, допуска технического состояния транспортных средств к эксплуатации объектов дорожной среды, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма и т. д.

На рис. 2 показана функциональная структура организации и управления уровнем БДД в одноканальной системе обеспечения БДД. Она способна обеспечить в России безопасность дорожного движения в формате требования Закона.

На рис. 3 показана структурная организация полностью наблюдаемой системы, обеспечивающая количественную оценку в статических режимах функционирования основных ее свойств: управляемости (хвых /хвх) и точности передачи системой входных сигналов к выходным (с = х - х .

" у вых вх),

структурной надежности и эффективности.

В работе [1] показана в качестве примера (рис. 4) функциональная структура региональной многоканальной системы организации и управления общесистемным уровнем БДД, разработанной по Концепции ОБДД в Санкт-Петербурге на 2006-2008 гг. (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2006 № 1274).

Рис. 3. Функциональная структура (геометрическое отображение) полностью наблюдаемой системы в механизме формирования измерителей ее функциональных свойств ХЦ - цели, удовлетворяющие потребностям общества в ОБДД; Х1-Х6 - выходные сигналы как наблюдаемые параметры состояния системы (результат работы всех ее функциональных элементов, ФЭ); Щ - - функции преобразования ФЭ входных сигналов в выходные (содержание, алгоритмы работы ФЭ): в хозяйствующем субъекте - и в каналах обратных связей - (измерение, контроль, мониторинг); Хош 2, Хош 3 - сигналы системных ошибок

(отклонений от штатной деятельности по отработке входных сигналов); Х1- Х6 - массивы мер парирования (МП) системных ошибок; 1, 2 - блоки сравнения выходных сигналов с входными; ХВ1, ХВ2 - сигналы, возмущающие систему; СТД - субъект транспортной деятельности

Рис. 4. Функциональная структура системной организации и управления уровнем БДД в исполнительной части региональной системы Санкт-Петербурга

Порядок инновационного совершенствования государственной системы ОБДД (далее — системы) в соответствии с требованиями системного подхода предусматривает:

• разработку формализованной модели функциональной организации системно-обязательных видов деятельности — главного носителя всех функциональных свойств системы, — сформировать множество тех из них, которые при ненадлежащем их исполнении способны стать причинами возникновения тяжких ДТП;

• формализацию общесистемных целей, входящих в нее подсистем — подготовки водителя, допуска транспортных средств к эксплуатации и т. д., а также механизмов преобразования целей в желаемый результат реализуемой деятельности;

• исследование основных функциональных свойств системы и возможных ее состояний, текущей оценки и прогнозирования — по общим принципам анализа управляемых систем (системы ОБДД относятся к классу систем организационного управления);

• обоснование в «управленческом» сегменте системы, на всех уровнях иерархии, полного (системного) множест-

ва возможных причин возникновения тяжких ДТП и механизмов их подавления до попадания в среду дорожного движения. □

Литература

1. Стратегия безопасности дорожного

движения в Российской Федерации

на 2018-2024 годы: утв. Распоряже-

нием Правительства Российской Фе-

дерации от 8 января 2018 г. № 1-р.

г. Москва.

2. Федеральный закон «О безопасности

дорожного движения» от 10.12.1995

№ 196.

3. Окунев Ю. Б., Плотников В. Г. Принци-

пы системного подхода в технике свя-

зи. М.: Связь, 1976. 184 с.

4. Стабин И. П., Моисеева И. С. Автома-

тизированный системный анализ. М.:

Машиностроение, 1984. 312 с.

5. Фундаментальные проблемы систем-

ной безопасности. Сб. статей- М.: Вуз.

книга, 2008. 568 с.

6. Стасинопулос П., Майкл Х., Смит К.

и др. Проектирование систем как

единого целого: интегральный под-

ход к инжинирингу для устойчивого

развития. М.: ЭСМО, 2012. 288 с.

7. ГОСТ 12.0.002-80 «Безопасность. Тер-

мины и определения».

8. Кравченко П. А., Олещенко Е. М. Концепция полной наблюдаемости систем обеспечения безопасности дорожного движения // Транспорт РФ. 2015. Спецвыпуск. С. 25-31.

9. Кравченко П. А. Олещенко Е. М. Системность, компетентность, ответственность - ключевые факторы обеспечения безопасности дорожного движения в России // Транспорт РФ, № 4. 2016.

10. Шапиро Д. И. Принятие решений в системах организационного управления: использование расплывчатых категорий. М.: Энергоатомиздат, 1983. -184 с.

11. Васильев В. И., Ильясов Б. Г. Интеллектуальные системы управления. Теория и практика. - М.: Радиотехника, 2009. 392 с.

12. Шапиро Д. И. Общая теория автономного вождения. Автопилот: шесть ступеней революции // QUATTRORUOTE, 2017. № 6, с. 26-33

13. Гамулин А. Г. и др. Автоматизация управления безопасностью полетов / М.: Транспорт, 1989. 116 с.

14. ГОСТ Р ИСО 39001-2014. Системы менеджмента БДД. Требования и руководство по применению.

15. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма / пер. с англ. М.: Весь мир, 2004. 280 с.

16. Европейский доклад «О состоянии безопасности дорожного движения» -Копенгаген.: ВОЗ, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Федоров В. А., Кравченко П. А. О необходимости кардинального усовершенствования законодательного обеспечения деятельности по предупреждению ДТП в России. // Транспорт РФ, 2013. № 4 (44). С. 30-35.

18. Кравченко П. А. О нормативах качества законодательных актов, регулирующих деятельность в сфере обеспечения БДД. Транспорт РФ. 2012. № 3.

19. Олещенко Е. М. Кравченко П. А. Инновационные элементы в региональных программах обеспечения безопасности дорожного движения // Транспорт РФ, 2012. № 40-41. С. 45-51.

20. Смолкин А. М. Принятие решений как процесс управленческого труда. - М.: Экономика, 1977, - 72 с.

21. Кравченко П. А., Воробьев А. Г. Организационный технологический ресурс проблемы обеспечения БДД // Транспорт РФ, 2008. № 2. С. 44-50.

22. Safe Traffic - Vision Zero on the move. Swedish Transport Administration, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.