Научная статья на тему 'Системный подход в разработке и реализации программы совершенствования обращения с медицинскими отходами, опасными в эпидемиологическом отношении'

Системный подход в разработке и реализации программы совершенствования обращения с медицинскими отходами, опасными в эпидемиологическом отношении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
430
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ / УЧАСТОК ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ / ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / MEDICAL WASTES / STATION OF DISINFECTION OF MEDICAL WASTES / INNOVATIVE WASTES MANAGEMENT SYSTEM / OPTIMAL MODEL / MEDICAL INSTITUTIONS OF THE PUBLIC HEALTH SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимофеева Татьяна Всеволодовна, Мамонтова Люция Сергеевна, Зудинова Елена Алексеевна

В целях решения санитарно-эпидемиологических и экологических проблем мегаполиса, возникающих в связи с наличием и неуклонным ростом объемов образования медицинских отходов, в Москве за последние 6-7 лет сложилась, действует и развивается инновационная система обеззараживания медицинских отходов для учреждений государственной системы здравоохранения. В работе рассмотрены основные результаты внедрения инновационной системы, а также представлена оптимальная модель с учетом перехода отрасли здравоохранения на новые формы ведения хозяйственной деятельности и финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимофеева Татьяна Всеволодовна, Мамонтова Люция Сергеевна, Зудинова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMATIC APPROACH IN DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMME OF IMPROVING EPIDEMIOLOGICALLY HAZARDOUS MEDICAL WASTES MANAGEMENT

In order to address sanitary, epidemiological and environmental problems of the metropolis, arising from the presence and the steady growth of volumes of medical wastes, in Moscow during the last 6-7 years has been worked out, operated and developed an innovative medical wastes disinfection system for institutions of the state system of health. The paper discusses the main results of implementation of the innovation system, and presents the optimal model taking into account transition of the health care system to new forms of economic activities and financing.

Текст научной работы на тему «Системный подход в разработке и реализации программы совершенствования обращения с медицинскими отходами, опасными в эпидемиологическом отношении»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

МЕДИЦИНА И ФАРМАКОЛОГИЯ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ, ОПАСНЫМИ В ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ

Тимофеева Татьяна Всеволодовна

д-р мед наук, ООО «ТТ-Стандарт», РФ, г. Москва

E-mail: timofeevatv@smail.com

Мамонтова Люция Сергеевна

руководитель отдела новых проектов ООО «ТТ-Стандарт», РФ, г. Москва

E-mail: mamontova@tt-standart. ru

Зудинова Елена Алексеевна

соискатель ученой степени канд.мед.наук, ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора», ООО «ТТ-Стандарт»,

РФ, г. Москва E-mail: zudinova@tt-standart. ru

A SYSTEMATIC APPROACH IN DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMME OF IMPROVING EPIDEMIOLOGICALLY HAZARDOUS MEDICAL WASTES MANAGEMENT

Timofeeva Tatiana

Doctor of Medical Sciences, LLC "TT-Standart", Russia, Moscow

Mamontova Lyutsiya

Head of new projects LLC "TT-Standart", Russia, Moscow

Zudinova Elena

applicant for a scientific degree of Candidate of Medical Sciences, FBSI "Central Research Institute of Epidemiology of Rospotrebnadzor”,

LLC "TT-Standart", Russia, Moscow

Тимофеева Т.В., Мамонтова Л.С., Зудинова Е.А. Системный подход в разработке и реализации программы совершенствования обращения с медицинскими отходами, опасными в эпидемиологическом отношении // Universum: Медицина и фармакология : электрон. научн. журн. 2014. № 10 (11) . URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/1644

АННОТАЦИЯ

В целях решения санитарно-эпидемиологических и экологических проблем мегаполиса, возникающих в связи с наличием и неуклонным ростом объемов образования медицинских отходов, в Москве за последние 6—7 лет сложилась, действует и развивается инновационная система обеззараживания медицинских отходов для учреждений государственной системы здравоохранения. В работе рассмотрены основные результаты внедрения инновационной системы, а также представлена оптимальная модель с учетом перехода отрасли здравоохранения на новые формы ведения хозяйственной деятельности и финансирования.

ABSTRACT

In order to address sanitary, epidemiological and environmental problems of the metropolis, arising from the presence and the steady growth of volumes of medical wastes, in Moscow during the last 6—7 years has been worked out, operated and developed an innovative medical wastes disinfection system for institutions of the state system of health. The paper discusses the main results of implementation of the innovation system, and presents the optimal model taking into account transition of the health care system to new forms of economic activities and financing.

Ключевые слова: медицинские отходы, участок обеззараживания

медицинских отходов, инновационная система обращения, оптимальная модель, медицинские организации государственной системы здравоохранения.

Keywords: medical wastes, station of disinfection of medical wastes, innovative wastes management system, optimal model, medical institutions of the public health system.

Создание и реализация комплексной городской целевой программы по совершенствованию системы сбора, хранения и транспортирования медицинских отходов различных классов, образующихся в медицинских

учреждениях государственной системы здравоохранения в городе Москве, может считаться не только уникальным опытом, но и современной базой знаний о возможностях организации подобных систем в регионах, городах, областях, отдельных населенных пунктах.

В целях реализации государственной политики в области профилактики внутрибольничных инфекций и обеспечения экономически эффективной и экологически безопасной системы утилизации отходов здравоохранения, Распоряжением Правительства Москвы было утверждено проведение эксперимента по внедрению комплекса мероприятий по обращению с медицинскими отходами лечебно-профилактических учреждений, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа (ЮВАО) города Москвы [8].

Одним из результатов пилотного проекта стало утверждение двухуровневой системы обращения с медицинскими отходами:

1- й уровень — внутрибольничный, предполагающий первичное обеззараживание на специально созданных децентрализованных участках обеззараживания медицинских отходов с помощью автоматизированных специализированных установок; обеспечение данного уровня целиком отнесено к компетенции руководства и персонала медицинских организаций;

2- й уровень — обезвреживание на мусоросжигательных заводах совместно с ТБО или размещение на специализированных полигонах или полигонах общего типа, имеющих соответствующую лицензию на работу с медицинскими отходами соответствующих классов опасности [4]. Организация сбора и вывоза медицинских отходов с территории медицинских учреждений отнесена к компетенции Департамента жилищной и коммунальной политики города Москвы с передачей данному департаменту функции государственного заказчика.

По итогам пилотного проекта, показавшего высокую экономическую эффективность применения физических методов обеззараживания по сравнению с химическим, имеющим целый набор нежелательных последствий как

для персонала медицинских учреждений, занятых сбором и обеззараживанием отходов, так и для экологии окружающей среды [1, с. 4—7; 3, с. 218—223], была разработана среднесрочная городская целевая программа, мероприятия которой реализуются до настоящего времени в рамах соответствующих распорядительных документов Правительства Москвы, являясь частью программы «Столичное здравоохранение» [6; 7]. Главной целью программы стало создание такой системы обращения с отходами классов А, Б, В и Г, которая бы полностью решала санитарно-эпидемиологические и экологические проблемы мегаполиса, возникающие в связи с наличием и неуклонным ростом объемов образования медицинских отходов. Кроме того, с учетом двухуровневой составляющей, требовалось разработать экономически оптимальную модель, принимая во внимание переход отрасли здравоохранения на новые формы ведения хозяйственной деятельности и финансирования.

Сегодня, когда в результате модернизации отечественного здравоохранения, произошел резкий поворот к финансированию медицинской помощи из средств систем ОМС и ДМС, это стало особенно актуальным [2, с. 5—11]. Не имея возможности на страницах данной работы подробно остановиться на этапах реализации мероприятий программы, которая включала все аспекты обращения с медицинскими отходами: создание участков для аппаратного обеззараживания отходов, разработка новых схем сбора и удаления отходов, обучение персонала работе с отходами в новых условиях, внедрение новой системы транспортирования отходов от контейнерных площадок медицинских учреждений до мест конечного обезвреживания (полигонов) через мусороперегрузочные станции, позволяющие укрупнить объем вывозимых за пределы города отходов, и многое другое, — сосредоточим свое внимание на двух аспектах: на обеспечении санитарноэпидемиологического и экологического благополучия как решение главной задачи и на экономической целесообразности.

Понимая, что основной объем отходов, опасных в эпидемиологическом отношении, образуют следующие типы медицинских учреждений:

многопрофильные стационары, медицинские организации инфекционного и фтизиатрического профиля, родильные дома, крупные клинико-

диагностические центры и поликлиники, именно им было отдано предпочтение в первоочередности создания на их территории децентрализованных участков для обеззараживания медицинских отходов. За 6 лет действия программы такой подход привел к следующим результатам:

• более 38 % всех отходов классов Б и В обеззараживаются аппаратным способом, после чего на контейнерных площадках медицинских организаций они совмещаются и вывозятся совместно с ТБО. Последнее позволило отказаться от дорогостоящего спецтранспорта, составляющего существенную часть в ценообразовании обезвреживания 1 килограмма отходов;

• все медицинские учреждения, образующие отходы класса В (учреждения фтизиатрического профиля, инфекционные больницы), оснащены участками для аппаратного обеззараживания медицинских отходов; последнее значительно уменьшило риски распространения инфекционного начала при некачественной транспортировке или несанкционированном размещении на полигонах отходов этого класса, подвергнутых лишь химической дезинфекции;

• проведен мониторинг и определен перечень медицинских организаций, в которых экономически целесообразно и практически возможно создание децентрализованных участков обеззараживания медицинских отходов из числа небольших стационаров, амбулаторно-поликлинического звена;

• выявлены учреждения, в которых невозможно по тем или иным причинам размещение УОМО (памятники архитектуры, жилой фонд и пр.);

• определены точки логистически оправданного размещения четырех централизованных участков для обеззараживания медицинских отходов (ЦУОМО), на которые планируется доставка отходов из медицинских организаций, указанных в предыдущем пункте; разработана проектная документация для их строительства, определены оптимальные модели

оборудования для размещения на централизованных участках (с учетом стоимости обеззараживания 1 кг отходов);

• разработана конструкторская документация и размещен государственный заказ на изготовление нескольких передвижных участков обеззараживания медицинских отходов (ПУОМО), для которых планируется разработка специальных маршрутных карт, позволяющих в течение суток производить обеззараживание небольших объемов медицинских отходов таких организаций, как подстанции скорой помощи (57 подстанций, равномерно размещенных по территориальному принципу), бюро судмедэкспертизы (более 15 адресов образования медицинских отходов), фельдшерско-акушерские пункты и небольшие амбулатории (более 20) и пр. Планируется, что данный сегмент в перспективе (к 2017 году) возьмет на себя до 15 % от общего объема медицинских отходов классов Б и В;

• произведены расчеты стоимости услуг по обеззараживанию медицинских отходов на всех видах участков — централизованном, децентрализованном, передвижном.

Таким образом, в городе Москве за последние 6—7 лет сложилась, действует и развивается инновационная система обеззараживания медицинских отходов для учреждений государственной системы здравоохранения с возможностью интеграции в нее медицинских учреждений любого подчинения и форм собственности [5; 9, с. 113—117].

С окончательным переходом на финансирование отрасли здравоохранения за счет средств страховой медицины, данная система с небольшими корректировками позволит практически полностью обеспечить оптимальный санитарно-эпидемиологический режим в части обращения с опасными в эпидемиологическом отношении отходами медицинских организаций для самого крупного мегаполиса РФ.

Список литературы:

1. Акимкин В.Г. Организационно-эпидемиологические аспекты обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2005. — № 2. — С. 4—7.

2. Леонид Печатников: задача формулируется предельно просто — жить нужно приучаться по средствам / Московская медицина. — 2014. — № 1. — С. 5—11.

3. Медицинские отходы. Опыт безопасного обращения в Российской Федерации / под общей редакцией академика РАМН Н.В. Русакова, члена-корреспондента РАМН В.Г. Акимкина. — М.: Научный мир, 2013. — 286 с.

4. Опыт реализации мероприятий по совершенствованию системы обращения

с отходами лечебно-профилактических учреждений в Юго-Восточном административном округе г. Москвы (в рамках пилотного проекта в 2006—2007 гг. / Акашкина Л.В., Акимкин В.Г., Балакаева А.В.,

Бормашов А.В., Гогитидзе Н.В., Гогитидзе Т.В., Игонина Е.П.,

Лазутин Д.Н., Мамонтова Л.С., Осипова Л.В., Русаков Н.В.,

Тимофеева Т.В., Хрустачев Л.В.; АНО УМЦ «ТТ-эксперт». — М., 2012. — 79 с. — Рус. — Деп. В ВИНИТИ 25.02.12 г. № 241-В2012.

5. Оценка экономической, санитарно-гигиенической и экологической эффективности проведения мероприятий, предусмотренных государственной программой города Москвы «Столичное здравоохранение» на 2012—2015 гг. / Акашкина Л.В.. Балакаева А.В., Булганина М.С., Зудинова Е.А., Корольков В.С., Мамонтова Л.С., Пенья-Баута А.И., Тимофеева Т.В.; АНО УМЦ «ТТ-эксперт». — М., 2014. — 130 с. — Рус. — Деп. В ВИНИТИ 25.06.14 г. № 180-В2014.

6. Постановление Правительства Москвы от 23.12.2008 г. № 1191-ПП

«Об утверждении «Городской целевой программы по совершенствованию внутрибольничной системы обращения с отходами лечебнопрофилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы, опасными в эпидемиологическом отношении, на 2009—2011 гг.» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

https://www.mos.ru/documents/index.php?id_4=112313 (дата обращения: 15.05.2014).

7. Постановление Правительства Москвы от 04.10.2011 г. № 461 -1111 «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012—2016 гг.) «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» / «Вестник Мэра и Правительства Москвы». — № 59. — 18.10.2011.

8. Распоряжение Правительства Москвы от 30 мая 2006 г. № 916-РП «О проведении эксперимента по внедрению комплекса мероприятий по обращению с медицинскими отходами лечебно-профилактических учреждений, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы» / «Вестник Мэра и Правительства Москвы». — № 36. — 28.06.2006.

9. Тимофеева Т.В., Зудинова Е.А., Мамонтова Л.С. Разработка и внедрение

инновационной системы обращения с медицинскими отходами в городе Москве // Современная медицина: актуальные вопросы: сборник

материалов. — Новосибирск, 2014. — С 13—117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.