Научная статья на тему 'Системный подход в процессе формирования исследовательских навыков студентов'

Системный подход в процессе формирования исследовательских навыков студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнев К. П., Шушарина Н. Н.

Рассматриваются проблемы, связанные с усовершенствованием методики формирования исследовательских навыков студентов путем развития самостоятельности при выполнении физического практикума и решении задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematic approach to formation of students' research skills

The article explores some issues of improving the methods of student's research skills formation by means of training students' independence while carrying out physical practicum and solving some tasks

Текст научной работы на тему «Системный подход в процессе формирования исследовательских навыков студентов»

УДК 37. 015. 3

К.П. КорневH.H. Шушарина

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются проблемы, связанные с усовершенствованием методики формирования исследовательских навыков студентов путем развития самостоятельности при выполнении физического практикума и решении задач.

The article explores some issues of improving the methods of student's research skills formation by means of training students' independence while carrying out physical practicum and solving some tasks.

Ключевые слова-, системный подход; развитие самостоятельности; исследовательские навыки; физический практикум; студенты.

В системе современного естественно!idyriгот образования проблема формирования у обучаемых исследовательских навыков приобретает все большую актуальность в связи с тем, что, с одной стороны, сама логика развития естественных наук требует наличия высокого исследовательского потенциала у работающих в этой области специалистов, с другой стороны, развитие исследовательских способностей позволяет студентам быстрее и эффективнее усваивать знания, которые они приобретают в процессе обучения. Из этого ясно, что чем раньше начнется у обучаемых развитие исследовательских навыков, тем эффективнее этот процесс будет идти на более поздних этапах, тем весомее плоды мы получим в результате обучения, тем более подготовленным будет выпускник вуза к дальнейшей профессиональной деятельности.

Разработанный нами подход позволяет усилить процесс формирования исследовательских навыков. Методические указания, разработанные в разделах «Оптика» и «Ядерная физика», в сочетании с подборкой задач по каждой теме позволяют студенту войти в проблемы, поставленные в лабораторной работе. После выполнения лабораторной рабо ты, в ходе которой студенты приобретают новые навыки и получают новую информацию, можно на более высоком уровне познания вернуться к осмыслению задач, решаемых перед выполнением лабораторной работы. Тем самым осуществляется принцип обратной связи, коща предварительное решение задач формирует первичные навыки исследовательского подхода к рассмотрению поставленной проблемы, выполнение лабораторной работы развивает и закрепляет эти навыки, поднимает осмысление проблемы на новый, более высокий уровень, после чего, вернувшись к истокам, обучаемые могут на достигнутом уровне проанализировать решенные задачи.

При традиционном подходе формирования исследовательских навыков у студентов методика выполнения экспериментальных заданий

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 66 - 70.

68

предоставляется студентам в готовом виде. По итогам практикума учащиеся должны:

— иметь представление о постановке экспериментальной физической задачи;

— уметь определять состав измеряемых физических характеристик;

— иметь представление о конструктивных элементах экспериментальных стендов;

— знать методику измерений, состав и принцип действия измерительных устройств, предназначенных для определения физических характеристик;

— уметь проводить измерения различных физических характеристик;

— уметь применять методику обработки результатов и ошибок измерений;

— уметь анализировать результаты экспериментов и делать выводы о результатах решения поставленной задачи.

Научная новизна и основные идеи нашего подхода:

— системность и непрерывность в формировании исследовательских умений на протяжении всего обучения в вузе;

— представленность методологии экспериментальной деятельности на занятиях всех видов и координация их содержания по ее освоению;

— задачное построение теоретического обоснования и детализация методики эксперимента;

— дифференцированный подход к организации научной деятельности студентов;

— активный характер познавательной деятельности студентов по овладению экспериментальными навыками;

— целостный и завершенный характер познавательной деятельности студентов, отвечающий содержанию и структуре реального научного исследования.

Освоение программы данного подхода предполагает естественный выход за рамки организации учебного процесса: участие в конкретных исследовательских проектах; выполнение учебно-исследовательских работ; представление полученных результатов на конференциях; публикация в печати и сети Интернет.

Особо важным в предметной практике такого рода является ее ориентация на развитие ряда ключевых компетентностей и формирование универсальных способностей. Ожидаемый положительный эффект практикума связан с успешной самореализацией студентов в учебной деятельности и возможностью обоснованной профессиональной ориентации.

При реализации нашей методики, формирующей и развивающей исследовательские способности студентов, мы предлагаем применять дифференцированный подход, суть которого отображена на нижеследующей схеме (рис.).

Все студенты делятся на две группы: в первую группу отбираются одаренные учащиеся, с высоким исследовательским потенциалом, а во вторую — «стандартные», с обычным исследовательским потенциалом.

Для дальнейшего развития исследовательских способностей студентов первой труппы целесообразно применять метод «высоко подня-

той планки», его суть заключается в том, что перед студентом ставится достаточно сложная исследовательская задача, которую ему предлагается решить самостоятельно. Роль преподавателя в этом случае сводится к консультированию и обсуждению полученных результатов. В развитии способностей определяющую роль будет играть высокая мотивация студентов на исследование поставленной проблемы.

Рис. Схема дифференцированного подхода к развитию исследовательской деятельности студентов

Для дальнейшего развития исследовательских способностей студентов второй группы целесообразно применять метод последовательного погружения в проблему, т. е. перед студентом ставится ряд задач, которые последовательно вводят обучаемого в исследуемую проблему, позволяют ему пошагово вникать в суть поставленной задачи. Такой подход позволяет избежать завышенносги требований к способностям студентов, чем не только не отбивает стремление к исследовательской деятельности, а, наоборот, стимулирует эту деятельность.

Организационно-методическое обеспечение практикума выстраивается таким образом, чтобы постепенно усложнять задачи с целью постоянной поддержки успешности в учебной деятельности и стимулировать расширение естественнонаучного кругозора.

Экспериментальное решение физико-технических задач и сочетание их с лабораторными работами обеспечивает возможность формировать и развивать учебные компетентности: самостоятельно выбирать варианты выполнения комплексных исследований физических явле-

70

ним, решать возникающие учебные и самообразовательные учебные проблемы, интегрировать отдельные части знании в предметных областях естественных наук и эффективно их использовать, отрабатывать способность извлекать пользу из личного образовательного опыта.

Учебная деятельность в рамках практикума дает возможность формировать и развивать исследовательские компетентности (студенты, проводя реальные учебные исследования, активно работают с различными источниками информации, представляют, обсуждают и систематизируют разнообразные информационные материалы), также она ориентирована на решение комплексных физико-технических задач, отдельные части которых могут выполняться разными людьми или группами. Относительная свобода учебно-исследовательской деятельности в рамках гфактикума предполагает серьезную самоорганизацию, принятие определенной доли ответственности за свои действия как члена рабочей группы, что является важным моментом для формирования организаторских способностей.

Принимая во внимание вышесказанное, мы можем отметить следующие достоинства применяемой методики формирования у студентов исследовательских умений и навыков:

1) способствует всестороннему развитию интеллекта, приобретению гфинципиально важных для познавательной деятельности качеств: целенаправленности, интуитивности, конструктивности, последовательности и завершенности;

2) способствует повышению качества и эффективности физического образования;

3) доказывает, что формирование исследовательских умений является важным фактором, влияющим на качество образования, оно повышает эффективность образования во всех ее компонентах, а также адаптируемость выпускника вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности;

4) связывает формирование исследовательских умений с дидактическим значением формирования у студентов культуры исследовательской деятельности;

5) отвечает современному личностно-ориентированному подходу к образовательному процессу, определяемому такими психолого-дидак-тическими категориями, как профессиональная ориентация, учебное исследование, научно-учебный эксперимент.

Таким образом, общий уровень физического образования студентов будет выше, так как учащиеся глубже овладеют фактическим материалом и методами проведения физического эксперимента, на более высоком уровне будет сформировано научное мышление и убежденность в истинности приобретенных знаний.

Список литературы

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

3. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М., 1990.

4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2003.

5. Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.

7. Физический практикум по оптике: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. К.П. Корнев, В. А. Пахотин, В. А. Бессонов и др. Калининград, 2006.

Об авторах

К.П. Корнев — канд. физ.-мат. наук, доц., РГу им. И. Канта, e-mail: kornev@albertina.ru

H.H. Шушарина — ассист., РГу им. И. Канта.

УДК 378

Е.В. Богомолова

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Рассматриваются социальные, организационные, содержательные и педагогические аспекты подготовки преподавателей к развитию личности обучающихся в зарубежных странах.

In article explores social, organizational, substantial and pedagogical aspects of training teachers to develop the personality of students.

Ключевые слова-, педагогическое образование; развитие личности; аспекты подготовки; подготовка преподавателей; зарубежный опыт.

Анализ образовательной политики зарубежных стран и подготовки преподавателей к реализации этой политики показал, что в последнее время одной из главных тенденций развития образования в мире является повышение его качества на основе развития личности [1; 6; 10], что предъявляет к подготовке преподавателей новые требования [1; 8; 10]. Необходимость подготовки преподавателей к развитию личности обучающегося привела к принятию законов и постановлений о перестройке систем подготовки педагогических кадров. Указанные документы касаются различных сторон педагогического образования: его структуры, содержания, соотношения различных компонентов, отбора в педагогические учебные заведения, повышения квалификации [1; 8; 10].

Начатая во многих развитых странах реформа педагогического образования затронула в первую очередь организационную структуру учебных заведений по подготовке учителей начальной и неполной средней ступени. Многие из них получили статус высших профессиональных школ (например, во Франции, ФРГ, Англии). Для поступления в эти

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.