Научная статья на тему 'Системный подход в подготовке офицерских кадров ВКС'

Системный подход в подготовке офицерских кадров ВКС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / МОДЕЛЬ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухоруких Виктор Анатольевич

В статье приведены требования к уровню подготовки военных специалистов с учетом их индивидуальных способностей. Отмечено доминирующее значение принципа системности для описания образовательного процесса, что позволяет выявить в системе военно-профессионального образования необходимые характеристики как на уровне целостного образовательного процесса, так и на уровне его отдельных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухоруких Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход в подготовке офицерских кадров ВКС»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВКС Сухоруких В.А.

Сухоруких Виктор Анатольевич - кандидат технических наук, заместитель начальника кафедры,

кафедра электроники, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль

Аннотация: в статье приведены требования к уровню подготовки военных специалистов с учетом их индивидуальных способностей. Отмечено доминирующее значение принципа системности для описания образовательного процесса, что позволяет выявить в системе военно-профессионального образования необходимые характеристики как на уровне целостного образовательного процесса, так и на уровне его отдельных элементов. Ключевые слова: образовательный процесс, психолого-педагогические условия, модель деятельности специалиста, модель специалиста, модель условий деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в вооруженных силах РФ, в условиях реформирования произошли изменения в требованиях к уровню подготовки квалифицированных специалистов. В связи с этим приоритетной задачей высшего военно-профессионального образования является подготовка компетентного офицера, свободно владеющего своей профессией.

Для решения этой задачи ведутся поиски путей перестройки образовательного процесса в военном вузе с целью повышения его эффективности. Анализ работ по подготовке офицерских кадров ВКС [6, 7], отечественной литературы [9, 10, 12], исследований по проблемам управления [13, 4], а также опыта образовательной практики по подготовке военных специалистов [4, 8, 14] показывает, что наиболее характерным направлением повышения эффективности вузовского обучения является создание таких психолого-педагогических условий, в которых курсант может занимать активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект образовательной деятельности [4]. Этому способствует учет индивидуальных особенностей каждого курсанта. Безусловно, независимо от своих индивидуальных особенностей и возможностей все курсанты должны стать разносторонне развитыми, высококвалифицированными военными специалистами, но именно учет индивидуальных способностей каждого курсанта в образовательном процессе дает возможность подготовить высококлассного специалиста в определенной сфере деятельности. Речь идет о подготовке офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач в соответствии с возросшими требованиями к их функционированию по должностному предназначению. Перед командованием военного вуза директивно ставится задача готовить руководителей, мыслящих не шаблонно, а умеющих детально прогнозировать свою деятельность, планировать деятельность подчиненных, а также подвергать всестороннему, глубокому и объективному анализу сложившуюся обстановку, предвидеть ход событий и при острой нехватки времени принимать целесообразные решения. В процессе профессиональной деятельности проявлять личную активность, повышать уровень своих знаний, развивать свой творческий потенциал. Указывается на то, что выпускник вуза должен обладать такими характеристиками, как высокий уровень профессиональной образованности, высокоразвитый интеллект, знание важнейших методов и технологий управления воинскими коллективами, стремление к самообразованию, навыкам самостоятельной работы.

Очевидно, что для решения задачи подготовки офицера-выпускника, планирующегося для назначения на командные должности, главенствующим является разработка обоснованной системы подготовки офицеров к решению управленческих задач в соответствии с современными требованиями.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ

Рассмотрение внутренних процессов модели, а также их взаимосвязи, целесообразно выполнять на основе деятельностного подхода. В соответствии с таким подходом материальную составляющую образовательного процесса целесообразно рассматривать как специально сформированную модель деятельности специалиста. Кроме модели деятельности в общую модель организации подготовки офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач также входят модель специалиста, обеспечивающая формирование профессионально важных качеств у офицера-выпускника и модель условий деятельности, характеризующая совокупность условий, в которых специалист реализует сформированный информационно-функциональный потенциал. Модель специалиста с уровнем обучения бакалавриата описывает комплекс профессионально важных качеств офицеров, необходимых для успешного решения задач управления воинскими коллективами, что соответствует базовому уровню подготовки. Модель специалиста с обучением по программе специалитета описывает комплекс профессионально важных качеств офицеров, которые необходимо развивать у выпускников вуза в целях решения управленческих задач на более высоком уровне.

По сути, речь идет о формировании единой модели знания и функционирования специалиста в военно-профессиональной среде - модели организации подготовки офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач.

Основная идея применения деятельностного подхода к развитию у будущих офицеров управленческих компетенций состоит в том, что конечная цель подготовки военных специалиста к решению управленческих задач, определяется нормативной системой деятельности, которая задается с помощью квалификационных требований.

Анализ требований, предъявляемых к офицерским кадрам ВКС, позволил сгруппировать их по трем основным направлениям:

1) Формирование фундаментальных знаний по специальным и военным наукам, смежным областям науки и техники.

2) Умение профессионально решать военные, военно-специальные задачи по профилю служебной деятельности на основе фундаментальных естественно-научных, военно-теоретических, военно-специальных дисциплин и других знаний в любых условиях обстановки,

3) Обладание развитым творческим мышлением, потребностью к постоянному обновлению и обогащению своих знаний, способностью смело и ответственно принимать нестандартные решения и грамотно проводить их в жизнь.

Таким образом, в модели организационно-педагогической системы подготовки офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач проектируется военный специалист, которого необходимо сформировать в процессе обучения в вузе.

Последовательная реализация данных требований при построении модели в соответствии с положениями общей теории систем включает в себя учет трех главных групп факторов [10]:

- характеристика процедур деятельности;

- совокупность свойств специалиста и степень реализации их в конкретных условиях обстановки;

- сами условия, в которых специалист выполняет ту или иную деятельность (служебную, специальную или боевую задачу).

Совокупность представленных факторов в итоге и составляет основу для построения модели организации подготовки офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач.

В современных условиях, все большее значение приобретает формирование соответствующих профессионально важных качеств, обеспечивающих успешное решение задач управленческой деятельности офицерами ВКС. Развитие необходимых профессионально важных качеств, отвечающих современным требованиям для базового и повышенного уровня подготовки, является, по нашему мнению, основополагающим для формирования управленческих компетенций, а также для активизации внутреннего

82

творческого потенциала специалиста при решении задач управленческой деятельности. Ориентация на формирование обоснованных при разработке модели военного специалиста профессионально важных качеств приводит к пересмотру существующих подходов к построению системообразующего элемента дидактической модели военно-профессиональной подготовки, обеспечивающую соответствующую подготовку офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач.

Целью построения модели организации подготовки офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач для каждого уровня подготовки является адекватное отражение подходов к требованиям при построении модели специалиста для каждого уровня, т.е. согласование подхода с требованиями, предъявляемыми к офицерским кадрам ВКС.

Задачи построения модели организации подготовки офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач в системе военно-профессиональной подготовки могут быть представлены как:

- подготовка офицерских кадров в военном вузе с учетом современных требований к решению задач по организации управленческой деятельности;

- формирование профессионально важных качеств и свойств личности специалиста, позволяющих эффективно формировать управленческие компетенции, что обеспечивает успешное решение задач управленческой деятельности;

- выявление факторов, позволяющих по результатам контроля определять корректирующее воздействие в обоснованной модели подготовки;

- разработка рекомендаций для формирования (уточнения) квалификационных характеристик.

Основными этапами разработки модели являются:

1) Этап построения модели деятельности специалиста.

2) Этап формирования модели специалиста.

3) Этап построения модели условий деятельности специалиста.

Тогда, в общем случае, модели, используемые при построении обобщенной модели специалиста, могут быть определены в следующем виде:

- модель деятельности (Мд) - это комплексное описание целей, содержания деятельности, средств достижения целей специалиста необходимых для управления подготовкой и формированием требуемых умений и навыков;

- модель специалиста ^с) - комплексное описание его профессионально важных качеств, способностей восприятия, усвоения и реализации информационно-функционального потенциала в процессе его деятельности в различных условиях функционирования, необходимых для управления формированием необходимых управленческих компетенций;

- модель условий деятельности (Мусл) - множество ситуаций, в которых выполняется поставленные перед воинскими коллективами задачи.

Эти модели являются составляющими и объединяются в единую модель - модель организации подготовки офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач.

В качестве основы для построения обобщенной модели специалиста были выбраны апробированные модели элементов дидактической системы. Структура построения предлагаемой модели представлена на рисунке 1.

При разработке модели организации подготовки офицерских кадров ВКС к решению управленческих задач особое внимание, по нашему мнению, следует обратить на низкий уровень реализации требований по решению задач управленческой деятельности в военном вузе. Перспективная модель при проектировании образовательного процесса должна формировать такой набор профессионально-важных качеств специалиста, который позволит ему на командных должностях уверенно подготовить и провести комплекс мероприятий двух видов: 1 - пассивных: по предупреждению негативных явлений в воинских коллективах; 2 - активных: по реализации мер оперативного реагирования на возникающие проблемы в различных условиях обстановки.

Рис. 1. Структура построения модели организации подготовки офицерских кадров ВКС к решению

управленческих задач

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Использование системного подхода позволяет рассматривать в качестве фундаментальной основы создание методологического базиса для моделирования процесса организации подготовки офицерских кадров к решению управленческих задач.

2. В условиях непрерывной подготовки необходимо выполнение условия, что содержание процесса обучения адекватно иди близко к нему отражает действительность, т.е. профессиональную деятельность офицеров по их должностному предназначению в войсках. Это позволяет разработать необходимую модель военного специалиста, способного успешно решать управленческие задачи в современных условиях.

3. Важной чертой разрабатываемой модели военного специалиста является то, что структурированный образовательный процесс, сводится не только к усвоению курсантами системы знаний, умений и навыков, но и к созданию условий для переработки ими системы информации, обеспечивающей одновременно развитие творческой личности, активизацию внутреннего творческого потенциала.

Список литературы

1. Аксенов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в вузе командного профиля: дис. ...д-ра пед. наук: 20.02.02 / Аксенов Константин Владимирович. СПб., 2002. 415 с.

2. Анфилатов B.C. и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; Под ред. А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.

3. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем / Н.П. Бусленко. М., Наука, 1978. 400 с.

84

4. Волков Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 15.10.2000 / Волков Н.Т. Ярославль, 2000. 180 с.

5. Калинин В.Н. Теоретические основы системных исследований: учебник / В.Н. Калинин. Спб., ВКА им. А.Ф. Можайского, 2016. 293 с.

6. Кунтуров А.Л.Методика проведения и оценивания результативности войсковой стажировки курсантов выпускных вузов КВ с прогнозируемым уровнем успешности их адаптации к профессиональной деятельности на первичных офицерских должностях: дис... канд. воен. наук:/ А.Л. Контуров - ВКА им. А.Ф.Можайского, 2008. инв. 330193.

7. Матюшин В.А. Методика оценивания подготовленности офицеров к решению задач управления подразделениями КВ на основе функционально-структурного подхода: дис. канд. воен. наук: / В.А. Матюшин. ВКА им. А.Ф.Можайского, 2003. инв. № 326511.

8. Мещеряков Д.В. Педагогическое обеспечение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе: Дис. ... канд. пед. наук. / Д.В. Мещеряков. Воронеж, 2014. 180 с.

9. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности / В.Я. Назмутдинов, И.Ф. Ярулин. Казань: ТРИ «Школа», 2013. 360 с.

10. Новиков Д.А. Методология управления / Д.А. Новиков. М.: Либроком, 2011. 128 с.

11. Основы теории систем и управления: учебник / под ред. К.Г. Колесникова. Спб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2016. 495 с.

12. Психология и педагогика высшей военной школы: Учебное пособие / под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. 366 с.

13. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие / А.А. Урбанович. Мн.: Харвест, 2002. 640 с.

14. Шабайкин А.Ю. Социально-философский анализ организационно-управленческой деятельности и ее оптимизации в современных условиях: дис. ... канд. фил. наук: / Шабайкин А.Ю. М., 2014. 179 с.

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ К САМОВЫРАЖЕНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ Киличева Ф.Б.

Киличева Феруза Бешимовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Языки», факультет экономики и менеджмент, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: метод проектов может быть эффективно использован на различных этапах обучения. Он дополняет любые другие методы в условиях вариативности обучения русскому языку и позволяет оптимизировать процесс обучения в неязыковом вузе. Ключевые слова: метод проектов, компетенции, м>еЬ-страница.

Основная цель обучения русскому языку в неязыковом вузе - формирование коммуникативной компетенции с учетом будущей специальности, что предусматривает не только практическое овладение русским языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности студентов, которая бы облегчила, ускорила и активизировала процесс овладения студентами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.