Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / мониторинг качества / формирование российской гражданской идентичности школьников / ценностные ориентации / профилактика деструктивного поведения / civic identity / monitoring of the quality / formation of Russian civic identity of schoolchildren / value orientations / prevention of destructive behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степан Геннадьевич Чухин, Елена Викторовна Чухина

Рассматривается проблема оценки качества формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций. Обосновывается применение системного подхода в области педагогических исследований, в том числе в отношении гражданского самосознания подрастающего поколения. Проведен контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска. Представлены результаты программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности омских школьников. Программа мониторинга включает два трека: ТРЕК 1 – формирование ценностных ориентаций обучающихся; ТРЕК 2 – профилактика деструктивного поведения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степан Геннадьевич Чухин, Елена Викторовна Чухина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH IN ORGANIZATION OF THE QUALITY MONITORING OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY FORMATION OF SCHOOLCHILDREN

The article considers the problem of assessment of quality of formation of civic identity of schoolchildren of general educational organizations. The article justifies the use of a system approach in the field of pedagogical research, including with regard to the civic identity of the younger generation. The content-analysis of documents of general education organizations of the municipal education system of Omsk was carried out. The results of the program of monitoring the quality of the civil education organization, aimed at forming the civic identity of Omsk schoolchildren, were presented. The program of monitoring includes two tracks: TRACK 1: formation of value orientations of schoolchildren; TRACK 2: prevention of destructive behavior of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Научная статья

УДК 373.5.017.4.012 йО!: 10.17853/2686-8970-2023-4-90-108

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Степан Геннадьевич Чухин

кандидат педагогических наук, доцент

Омский государственный педагогический университет, Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Омск, Россия

chukin2009@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7593-6223

Елена Викторовна Чухина

кандидат педагогических наук, доцент

Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия

chukina2008@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2088-6545

Аннотация. Рассматривается проблема оценки качества формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций. Обосновывается применение системного подхода в области педагогических исследований, в том числе в отношении гражданского самосознания подрастающего поколения.

Проведен контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска. Представлены результаты программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности омских школьников. Программа мониторинга включает два трека: ТРЕК 1 - формирование ценностных ориентаций обучающихся; ТРЕК 2 - профилактика деструктивного поведения школьников.

Ключевые слова: гражданская идентичность, мониторинг качества, формирование российской гражданской идентичности школьников, ценностные ориентации, профилактика деструктивного поведения

Для цитирования: Чухин С. Г., Чухина Е. В. Системный подход в организации мониторинга качества формирования российской гражданской идентичности школьников // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 4 (16). С. 90-108. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-90-108.

© Чухин С. Г, Чухина Е. В., 2023 90

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Original article

SYSTEM APPROACH IN ORGANIZATION OF THE QUALITY MONITORING OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY FORMATION OF SCHOOLCHILDREN

Stepan G. Chukhin

Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor

Omsk State Pedagogical University, Omsk State Medical University, Omsk, Russia

chukin2009@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4616-0758

Elena V. Chukhina

Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

chukin2009@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4616-0758

Abstract. The article considers the problem of assessment of quality of formation of civic identity of schoolchildren of general educational organizations. The article justifies the use of a system approach in the field of pedagogical research, including with regard to the civic identity of the younger generation.

The content-analysis of documents of general education organizations of the municipal education system of Omsk was carried out. The results of the program of monitoring the quality of the civil education organization, aimed at forming the civic identity of Omsk schoolchildren, were presented. The program of monitoring includes two tracks: TRACK 1: formation of value orientations of schoolchildren; TRACK 2: prevention of destructive behavior of schoolchildren.

Keywords: civic identity, monitoring of the quality, formation of Russian civic identity of schoolchildren, value orientations, prevention of destructive behavior

For citation: Chukhin S. G., Chukhina E. V. System approach in organization of the quality monitoring of Russian civil identity formation of schoolchildren // INSIGHT. 2023. № 4 (16). P. 90-108. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-4-90-108.

Введение. Согласно положениям системной парадигмы гражданское образование представляет собой целостный процесс гражданского воспитания и обучения, реализуемый на следующих основных уровнях: на микроуровне семьи, детского сада, школы; на

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

91

мезоуровне (мезосистеме) взаимодействия семьи и школы, семьи и группы сверстников; на экзоуровне общественных организаций; на макроуровне (макросистеме) идеологического контекста правительственных программ. Основным продуктом комплексной реализации технологий с позиций системного подхода гражданского образования выступает статус идентичности обучающегося. Именно в пространстве школьной укладности осваиваются главные идентификационные роли гражданина общества.

Мониторинг качества формирования российской гражданской идентичности омских школьников был осуществлен в течение 2022/23 уч. г. в соответствии с приказом департамента образования Администрации города Омска «Об утверждении Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся муниципальной системы образования г. Омска на период до 2025 г.» [1]. Объектом мониторинга стала система формирования российской гражданской идентичности школьников в муниципальных общеобразовательных организациях (ОО) г. Омска, предметом - практика управленческого цикла для достижения качественных и количественных показателей по формированию традиционных ценностей российской гражданской идентичности обучающихся.

Цели исследования: обоснование и представление результатов программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности школьников.

Методы исследования: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме; контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска; методы математической статистики (регистрация, ранжирование, шкалирование).

Обзор литературы. Системный подход является традиционным направлением в методологии общенаучного познания, его фундаментальной идеей выступает взгляд на любое явление как на систему. Среди разработчиков методологии системной парадигмы выделяются Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Э. де Боно, П. Друкер, А. Н. Ма-люта, Л. ла Руш, Г. Саймон, А. Чандлер, С. А. Черногор.

92

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Известны десятки вариантов определения понятия «система» в спектре от узкоспециальной до философской интерпретации, авторы «оперируют терминами "взаимодействие" ("связь") и "элемент". Качество системы обусловливается количеством и природой элементов и характером связей между элементами» [2, с. 279-280]. Итак, явление «система» предстает как многообразие взаимосвязанных элементов, которые воплощают некое целостное образование. Основные положения системного подхода: весь мир состоит из систем; системная интерпретация явлений является истинной; системы находятся в состоянии взаимодействия друг с другом, поэтому все в мире является взаимосвязанным; практически любой элемент системы можно интерпретировать системно.

Таким образом, системный подход предполагает комплексный анализ объекта с позиций взаимосвязанности всех его элементов, исследования отдельных элементов системы в процессе целостного развития и функционирования, воздействия общесистемных качеств относительно элемента системного ядра.

Структурными элементами педагогической системы выступают «субъект и объект, содержание, форма, метод, средства обучения и воспитания» [3, с. 309]. Организация педагогического процесса направлена на взаимодействие взрослых и детей, реализующих цели образования и воспитания в рамках педагогической системы.

Для педагогического исследования максимально доступной является подсистема семьи, детского сада, школы [4]. По этой причине изучение модели гражданской идентичности как элемента открытой, энтропийной, вероятностной системы идентичности будет осуществляется нами через структуру воспитательного процесса.

Но прежде чем перейти к анализу гражданской идентичности школьников с учетом системного подхода, отметим несколько положений о «естественности» данной методологической парадигмы в педагогических исследованиях. Несомненно, социальные явления, отражаемые в образовательной практике, имеют системный характер. Педагог, получивший профессиональную педагогическую подготовку, в отличие от педагога-любителя (родителя и других заинтересованных лиц) руководствуется системным подходом в образова-

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

93

тельной практике. Иначе говоря, педагог, мыслящий вне рамок системности, превращается в «ловца симптомов», не в состоянии понять причины исследуемых явлений.

Системные наблюдения в педагогической практике:

• если в образовательной организации в процессе межличностного общения обучающиеся употребляют нецензурную лексику, то имеет место системное нарушение коммуникативной культуры, а не частное явление образовательной практики, которое можно легко устранить с помощью просветительских классных часов;

• если мальчик в школе ударил девочку, мы наблюдаем системное нарушение в поло-ролевом воспитании ребенка в семье;

• если дети после уроков в парке на скамейке распивают спиртные напитки и курят, то маловероятно, что после изъятия у них алкоголя и сигарет на этой же скамейке они будут читать художественную литературу;

• если хамство в обществе становится общепринятой нормой, то это не потому, что «время такое» или «ментальность дурная», а потому, что грубость системно проникла во все сферы социализации личности и речь надо вести о системной деградации и дегуманизации.

Таким образом, системный подход позволяет педагогу-практику и педагогу-исследователю уйти от роли «пожарного», который в состоянии бороться только с симптомами негативных явлений образовательной практики, и перейти к роли стратега в области педагогических исследований.

Формирование российской гражданской идентичности как система обладает всеми соответствующими параметрами - структурой, процессом, функциями, состояниями, системными эффектами, возможностью структурной оптимизации.

«Идентификация позволяет субъекту рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям» [5, с. 81]. По мнению М. К. Акимовой и С. В. Персиянцевой, гражданская идентичность «проявляется в рефлексивно-критическом отношении к миру, имеющем в своей основе стремление получать и опираться в своих оценках на разнообразную информацию, а также сознательность, свободу и ответствен-

94

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

ность личности» [6, с. 90]. Вот как это представлено в произведении Б. Л. Васильева «Завтра была война...» [7, с. 101]:

«В восьмом классе парень ударил девочку. Не случайно и даже не в ярости, а сознательно, обдуманно и зло. Директор выстроил в спортзале все старшие классы, поставил в центр [этого парня] и сказал:

- Я не знаю, кто стоит перед вами. Может, это будущий преступник, а может, отец семейства и примерный человек. Но знаю одно: сейчас перед вами стоит не мужчина. Парни и девчата, запомните это и будьте с ним поосторожнее. С ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной».

Для маленького ребенка важно, чтобы «семья считала его гражданином; как и другие референтные лица, которые также идентифицируют его личность как гражданина» [8, с. 50].

Сформированность российской идентичности предполагает, что индивид «не может представить свой образ как целостный в отрыве от существующего "этого города", "этой страны", "этого народа", то есть именно в качестве "моего (нашего) города", "моей (нашей) страны"» [9, с. 28]. Конкретизация российской гражданской идентичности может осуществляться через образ «россиянина», «гражданина», проживающего на конкретной территории («территориальная идентичность») [10, с. 85].

Принципы (установки) мониторинга качества формирования российской гражданской идентичности школьников:

1. Принцип организации воспитывающей среды (Ю. С. Мануйлов [11], А. Н. Тубельский [12], Н. Б. Крылова [13]). Воспитание средой - это форма опосредованного управления развитием человека и формированием различных сторон личности. Мистер Китинг из рассказа Н. Клейнбаум «Общество мертвых поэтов» реализует уникальный подход к каждому ученику. Самый яркий эпизод произведения -ребята читают свои стихотворения - верх педагогического мастерства. За несколько минут учитель показал робкому, заикающемуся Тодду,

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

95

на что тот способен, создал «ситуацию успеха», которая так была ему необходима [14]. В общем виде проект организации воспитывающей среды содержит план получения среды с надлежащими характеристиками; план привлечения в нее детей; план пребывания ребят в среде.

2. Принцип событийности (В. И. Слободчиков [15], Л. И. Новикова [16], И. Ю. Шустова [17], Д. В. Григорьев [18], Б. В. Куприянов, А. В. Кудряшев, П. И. Арапова [19]). Воплощение данного принципа в педагогической практике возможно вследствие наличия в жизни обучающихся эмоционально насыщенных, привлекательных и ярких, незабываемых, коллективно и индивидуально значимых воспитательных дел. В качестве примера приведем отрывок из произведения Л. Е. Улицкой «Бедная счастливая Колыванова» [20, с. 203]:

«В школе в январе и в феврале происходили разные события: сначала был пожар в котельной, и три дня не учились, пока не наладили топку, потом умерла недавно вышедшая на пенсию бывшая немка Елизавета Христофо-ровна, которую хоронили почему-то чуть не всей школой, потом семиклассник Козлов упал с пожарной лестницы и сломал сразу обе ноги, и, наконец, директорша Анна Фоминична уехала в составе учительской делегации в Чехословакию, а потом приехала, рассказала на общешкольном собрании о братской Чехословакии и дала адреса чехословацких пионеров, и вся школа как сумасшедшая стала писать им письма. А потом устроили конкурс на лучшие десять, отправили их и стали ждать ответов».

В. И. Слободчиков указывает, что «явление со-бытийной общности характеризуется принятием индивидами друг друга, и на основании этого появляется некая духовная связь ее участников» [15, с. 7].

3. Принцип индивидуального подхода в воспитании - «руководящий принцип для всех классных занятий... умение учителя распознать индивидуальные различия и нужды учеников, опираться на личные устремления каждого ученика и независимо от отметок вести его вперед» (Б. Кауфман [21, с. 135]). Методы индивидуальной работы -индивидуальные беседы, индивидуальные поручения, индивидуальные консультации, развитие рефлексивных способностей.

96

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

4. Принцип позитивной социализации (Г. Ю. Семенова [22]). Понятие «позитивная социализация» рассматривается в рамках нескольких подходов: социологический подход - процесс принятия общественных эталонов, правил и моделей поведения в контексте культуры (активность/пассивность личности); психический подход - процесс развития индивидуальных качеств и свойств индивида как результат взаимодействия со средой (интериоризация - личностное присвоение социального опыта, экстериоризация - влияние собственного опыта на существующую действительность); педагогический подход - управляемый и целенаправленный процесс развития у обучающихся определенных норм, ценностей, установок и образцов социального поведения. Учитель всегда «руководствуется справедливой мыслью: надо воспитывать на хороших примерах. А вы представьте, как раздувается от гордости мальчуган, которого приветствуют - подумать только: приветствуют! - за то, что он помог старушке дров натаскать! Вместо того чтобы удержать от лишних, громких слов и показных жестов - приветствуют!» (Ф. А. Вигдорова [23, с. 186]).

5. Принцип саморазвития личности. Идеи личностного саморазвития рельефно отражены в трудах философов и психологов, представителей экзистенциального направления (М. Бубер, Дж. Бюджен-тал, Р. Ланг, О. Марери, Р. Мэй, В. Франкл и др.). Приведем пример из произведения Б. Васильева «Завтра была война.» [7, с. 84]:

«Валентина Андроновна полгода исполняла обязанности, а потом прислали нового директора [Ромахина Николая Григорьевича].

- Жить надо не распоряжениями, а идеями. Ребенок - существо стихийно-вольное, и нечего зря решетки устанавливать. Все перемешаются, и начнется дружба. Завтра же в девчоночьих уборных повесить зеркала.

- Кокоток растить будем? - ядовито улыбнулась Валентина Андроновна.

- Не кокоток, а женщин. Впрочем, вы не знаете, что это такое».

6. Принцип педагогического сопровождения (Ш. А. Амонашви-ли [24], С. Л. Соловейчик [25], И. П. Иванов [26]): создание педагогических, психологических, социальных условий для результативного

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

97

развития и обучения личности, ее адаптации к образовательной среде или комплекса ситуаций, в которых обучающийся может самостоятельно и сознательно создавать собственную образовательную траекторию и воплощать ее с помощью адекватного ответственного выбора, который не противоречит индивидуальной оценочной системе и принятым социокультурным нормам; педагогическое управление, предполагающее разработку содержания, методов и средств образовательного процесса, которые направлены на определение и применение субъективного опыта обучающихся, самораскрытие способов мыслительной деятельности, проектирование индивидуальных траекторий в развитии посредством реализации образовательных программ при учете индивидуальных потребностей ребенка; поддержка в определении направлений, разрешении актуальных противоречий в организации процесса образования; система педагогических действий субъектов развития, воспитания и обучения - педагогов, психологов, родителей, руководителей, обеспечение реализации дополнительных действий других субъектов (обучаемых), связанных с нейтрализацией прогнозных затруднений; организация взаимодействия, в рамках которого обучающийся выполняет действия, а педагог создает условия для их осмысления и осуществления.

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций предусматривает три основные позиции: формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся; приобщение к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы; историческое просвещение [27].

На государственном уровне система традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основа воспитания граждан зафиксирована в ряде документов: «Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования» [28], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» [29], «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [30], «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [31]; в федеральных государственных образовательных стандартах определены ожидаемые воспитательные итоги в формате портретов выпускника, а также личностные результаты освоения программ начального, основного, среднего общего образования.

98

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Традиционные ценности российской гражданской идентичности можно разделить на три основные группы (наиболее значимые ценностные ориентации).

К первой группе можно отнести ценностные ориентации, связанные с жизнью, здоровьем и безопасностью человека, включая ценность человеческой жизни, прав и свобод, ориентацию на здоровый и экологический образ жизни, безопасный для человека и окружающей среды, уважение закона и правопорядка.

Вторая группа содержит ценностные ориентации в области социального взаимодействия: ценность семьи и семейных традиций; коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; уважение к истории, культуре и духовным традициям своего народа и своего края; осознание этнической и национальной принадлежности; уважение исторических, культурных и духовно-нравственных достижений и ценностей многонационального народа Российской Федерации, неприятие в межнациональном общении идеологии национализма, ксенофобии, дискриминации; уважение конфессиональных традиций, ориентация на общий духовно-нравственный потенциал основных мировых религий; ориентация на благополучие, процветание, свободу и независимость России, ответственность за свою Родину перед прошлыми, нынешними и будущими поколениями, готовность к мирному созиданию и защите Родины; осознание себя частью мирового сообщества, целостный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

К третьей группе относятся ценностные ориентации личностного развития, такие как ценность образования и труда, творчества и самореализации, ориентация на осознанный выбор профессии, нравственные ценности в поведении и оценке собственных поступков и поступков других людей, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, ориентация на эстетические ценности.

Предметом оценки результатов воспитательной работы по формированию российской гражданской идентичности в соответствии с функциональной структурой данного феномена являются следующие компоненты: когнитивно-смысловой фиксируется как уровень знаний, являющихся базой для развития ценностных ориентаций; эмоционально-ценностный оценивается как уровень принятия ценностных

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

99

приоритетов; деятельностный диагностируется как уровень распространения в практической деятельности и социальных взаимодействиях группы негативных и позитивных проявлений.

Результаты исследования. Мониторинг качества формирования российской гражданской идентичности школьников на муниципальном уровне включает два трека:

• ТРЕК 1 - формирование ценностных ориентаций обучающихся;

• ТРЕК 2 - профилактика деструктивного поведения школьников.

Анализ эффективности воспитательной деятельности в контексте системной парадигмы формирования российской гражданской идентичности обучающихся предполагает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оценку качества организации воспитательной работы в образовательном учреждении, в том числе взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, предприятиями, общественными организациями, заинтересованными ведомствами и т. п.;

• оценку собственно воспитательных результатов.

На основании результатов мониторинга руководителями ОО муниципальной системы образования г. Омска принимаются необходимые меры и управленческие решения.

Контингент респондентов (2022/23 уч. г.) - 117 868 человек. Количество общеобразовательных организаций - 151.

Критерии, показатели и итоги мониторинга качества формирования российской гражданской идентичности школьников на уровне муниципальной системы образования в 2022/23 уч. г. (ТРЕК 1 - формирование ценностных ориентаций обучающихся) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты мониторинга по данным 2022/23 уч. г.: ТРЕК 1

Показатель Значение показателя

1 2

Критерий 1. Сформированность ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека

1.1. Количество мероприятий, организованных в ОО: обучение детей основам информационной безопасности, включая участие школьников в уроках безопасности (Интернет) и повышение медиаграмотности 15 230 мероп. (100,0 % ОО)

100

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Продолжение табл. 1

1 2

1.2. Численность обучающихся ОО, посещающих туристические базы и детские оздоровительные учреждения, лагеря 20 158 чел. (17,1 %)

1.3. Численность обучающихся ОО, занимающихся в школьных спортивных клубах 32 549 чел. (27,6 %)

1.4. Численность обучающихся, посещающих организации дополнительного образования спортивной направленности 27 586 чел. (23,4 %)

1.5. Наличие школьных пресс-центров, в рамках которого осуществляется сопровождение групп образовательной организации в социальных сетях 89 пресс-центров (58,0 % ОО)

1.6. Численность родителей, принимающих участие в мероприятиях, направленных на повышение медийно-ин-формационной культуры обучающихся и безопасность детей в Интернете 93 976 чел. (79,7 %)

1.7. Численность обучающихся ОО, включенных в детский познавательный туризм 5 246 чел. 4,4 %

Критерий 2. Сформированность ценностных ориентаций в области социального взаимодействия

2.1. Наличие систематически действующих органов школьного самоуправления (ОШС) 128 ОШС (84,0 % ОО)

2.2. Наличие рабочей программы воспитания (РПВ), направленной на социальную и культурную адаптацию детей из семей мигрантов 38 РПВ (25,0 % ОО)

2.3. Численность обучающихся ОО, включенных в волонтерскую деятельность 23 131 чел. (19,6 %)

2.4. Численность обучающихся ОО, включенных в деятельность детских и молодежных объединений и организаций, в том числе общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» 29 245 чел. (24,8 %)

2.5. Численность обучающихся ОО, родители которых активно вовлечены в жизнь школы, включены в работу муниципальных общественных объединений (совет/общественная организация родителей обучающихся) 13 660 чел. (11,5 %)

2.6. Численность родителей обучающихся, включенных в деятельность общественных объединений (совет/общественная организация родителей обучающихся) 8 749 чел. (7,4 %)

INSIGHT. 2023. № 4 (16) 101

Окончание табл. 1

1 2

Критерий 3. Сформированность ценностных ориентаций личностного развития

3.1. Численность обучающихся ОО, занимающихся в объединениях и научных обществах, организациях дополнительного образования детей 21 600 чел. (18,3 %)

3.2. Численность обучающихся ОО, занятых детским трудом (только официальное трудоустройство) 1 236 чел. (1,04 %)

3.3. Численность обучающихся ОО, принимающих участие в субботниках, трудовых десантах и др. 92 653 чел. (78,6 %)

Критерии, показатели и итоги мониторинга качества формирования российской гражданской идентичности школьников на уровне муниципальной системы образования в 2022/23 уч. г. (ТРЕК 2 - профилактика деструктивного поведения школьников) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты мониторинга по данным 2022/23 уч. г.: ТРЕК 2

Показатель Значение показателя

1 2

Критерий 1. Выявление групп социального риска среди обучающихся

1.1. Численность обучающихся ОО, находящихся на профилактическом учете на основании данных органов внутренних дел 601 чел. (0,5 %)

1.2. Численность обучающихся ОО, находящихся на профилактическом учете по причине нарушения Устава школы 296 чел. (0,25 %)

1.3. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ОО 1 397 чел. (1,1 %)

1.4. Численность обучающихся ОО из неполных семей 38 380 чел. (32,5 %)

1.5. Численность обучающихся ОО с задержкой психического развития (заключение специализированной медицинской комиссии) 726 чел. (0,6 %)

1.6. Численность обучающихся ОО, испытывающих трудности в развитии и социальной адаптации (заключение психолого-педагогического консилиума школы) 840 чел. (0,7 %)

102

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Продолжение табл. 2

1 2

1.7. Численность обучающихся ОО, находящихся в социально опасном положении 228 чел. (0,1 %)

1.8. Численность обучающихся ОО, совершивших административные правонарушения и иные антиобщественные действия (официальные данные отделения по делам несовершеннолетних) 507 чел. (0,4 %)

1.9. Численность обучающихся ОО, демонстрирующих суицидальное поведение 38 чел. (0,03 %)

1.10. Численность обучающихся ОО, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения (официальные данные отделения по делам несовершеннолетних) 88 чел. (0,07 %)

1.11. Численность обучающихся, пострадавших от случаев буллинга в ОО 0 чел. (0,00 %)

1.12. Численность обучающихся ОО, находящихся на учете отдельных категорий несовершеннолетних, в том числе по результатам проведения социально-психологического тестирования 1 143 чел. (0,9 %)

Критерий 2. Учет обучающихся с деструктивными проявлениями

2.1. Численность обучающихся ОО, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, вовлеченных в организованные формы отдыха и оздоровления в летний период 253 чел. (0,2 %)

2.2. Численность обучающихся ОО, состоящих на профилактическом учете (официальные данные органов внутренних дел), вовлеченных в различные виды занятости и досуга в молодежных организациях и объединениях, в том числе в каникулярное время 422 чел. (0,3 %)

2.3. Численность обучающихся ОО, состоящих на профилактическом учете (официальные данные органов внутренних дел), временно трудоустроенных в свободное от учебы время 139 чел. (0,1 %)

2.4. Численность обучающихся ОО, состоявших на профилактическом учете (официальные данные органов внутренних дел), в отношении которых прекращена индивидуальная профилактическая работа (по причине снятия с учета) 318 чел. (0,2 %)

INSIGHT. 2023. № 4 (16) 103

Продолжение табл. 2

1 2

2.5. Численность обучающихся ОО, снятых с учета (официальные данные отделения по делам несовершеннолетних) в текущем календарном году 302 чел. (0,2 %)

2.6. Численность обучающихся ОО, продемонстрировавших деструктивное поведение (резонанс в СМИ за последние 5 лет) 14 чел. (0,01 %)

2.7. Количество выявленных деструктивных аккаунтов обучающихся ОО в социальных сетях (последние 5 лет) 7 аккаунтов (4,0 % ОО)

Критерий 3. Качество профилактики деструктивного поведения обучающихся

3.1. Численность классных руководителей ОО, прошедших курсы повышения квалификации по формированию позитивной социализации обучающихся (профилактика негативных зависимостей, деструктивного поведения, кибер-безопасность и др.) 1 674 чел. (90,0 %)

3.2. Наличие в ОО службы примирения (медиации) (СМ) 134 СМ (88,0 % ОО)

3.3. Наличие в ОО внутренней системы мониторинга (ВСМ) психологического здоровья обучающихся 100 ВСМ (66,0 % ОО)

3.4. Наличие и реализация в ОО курсов внеурочной деятельности (КВД) обучающихся, содержание которых направлено на формирование адекватного поведения и психологического здоровья школьников 109 КВД (72,0 % ОО)

3.5. Численность обучающихся ОО, не приступивших к обучению без уважительной причины 13 чел. (0,01 %)

3.6. Численность обучающихся ОО, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин, из числа приступивших к обучению по данным текущего учебного года 124 чел. (0,1 %)

3.7. Численность обучающихся ОО, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность (центры, сообщества, объединения, действующие на базе ОО) 10 460 чел. (8,8 %)

3.8. Численность обучающихся ОО, вовлеченных в социально активную деятельность (патриотические проекты) 62 393 чел. (52,9 %)

3.9. Численность обучающихся ОО, вовлеченных в систему межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений (гражданское воспитание детей и молодежи) 49 696 чел. (42,1 %)

104

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

Окончание табл. 2

1 2

3.10. Численность обучающихся ОО, принявших участие в индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних) 3 784 чел. (3,2 %)

3.11. Численность обучающихся ОО, занятых в период каникулярного отдыха (различные формы деятельности) 57 328 чел. (48,6 %)

3.12. Количество случаев буллинга (травли) обучающихся со стороны сверстников в ОО 93 буллинга (1,0 %)

3.13. Наличие в ОО программ и планов мероприятий по противодействию деструктивным проявлениям в поведении обучающихся 131 программа (86,7 %)

3.14. Численность обучающихся ОО, принявших участие в индивидуальных профилактических мероприятиях, осуществляемых школой в отношении подростков с проявлениями деструктивного поведения, обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (низкий уровень сформированности ценностных ориентаций) 1 560 чел. (1,3 %)

3.15. Наличие в ОО специализированного психодиагностического инструментария (ПДИ) для выявления деструктивных проявлений в поведении обучающихся 107 ПДИ (70,0 % ОО)

Заключение. Из всех видов идентичности личности именно гражданская идентичность может наиболее продуктивно формироваться в образовательной практике. Процесс становления гражданской культуры у обучающихся может быть результативным при условии целенаправленного подхода и понимания его необходимости и значимости. В статье подробно рассмотрены критерии, показатели и итоги мониторинга качества формирования российской гражданской идентичности школьников на уровне муниципальной системы образования г. Омска. Результаты мониторинга не только характеризуют эффективность программ совершенствования системы формирования гражданской идентичности обучающихся, но и определяют направления дальнейшей научной работы по развитию гражданского самосознания подрастающего поколения.

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

105

Список источников

1. Об утверждении Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся муниципальной системы образования города Омска на период до 2025 года: приказ департамента образования Администрации г. Омска от 31.05.2023 г. № 58. URL: omsk.edu.ru/ sites/default/files/_oficial/pov_kach/07/prik2023_58.pdf.

2. Краткий философский словарь / отв. ред. А. П. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 492 с.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 447 с.

4. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и в СССР: пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. 167 с.

5. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 415 с.

6. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Присвоение ценностей гражданского общества в зависимости от уровня интеллектуального развития // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 85-91.

7. Васильев Б. Л. Завтра была война... М.: Эксмо, 2011. 192 с.

8. Шакурова М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. 2014. № 1. С. 44-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Воспитательная работа в школе. 2014. № 10. С. 28-32.

10. Шакурова М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. 2014. № 3. С. 83-91.

11. Мануйлов Ю. С. Воспитание средой: управленческие задачи // Воспитательная работа в школе. 2012. № 10. С. 57-58.

12. Тубельский А. Н. Уклад школьной жизни: теория и практика его создания и обеспечения // Уклад школы будущего / под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Шк. технологии, 2007. С. 8-35.

13. Крылова Н. Б. Становление гражданской миссии школьного сообщества // Воспитательная работа в школе. 2011. № 9. С. 11-22.

14. Клейнбаум Н. Общество мертвых поэтов: пер. с англ. М.: Эксмо, Like Book, 2023. 240 с.

106

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

15. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность -источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43, № 1. С. 4-13.

16. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. М.: ПЕР СЭ, 2010. 335 с.

17. Шустова И. Ю. Ситуативная педагогика: событийный подход к воспитанию школьников // Воспитательная работа в школе. 2015. № 3. С. 5-12.

18. Григорьев Д. В. Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл // Воспитательная работа в школе. 2015. № 5. С. 30-32.

19. Куприянов Б. В., Кудряшев А. В., Арапова П. И. Внешкольные пространства социализации советских школьников: (социально-педагогическая реконструкция). 2-е изд. М.: Сам Полиграфист, 2023. 322 с.

20. Улицкая Л. Е. Бедная счастливая Колыванова // Улицкая Л. Е. Бедные, злые, любимые: сборник прозы. М.: Эксмо-Пресс, 2006. С. 201-218.

21. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: пер. с англ. М.: Белая ворона, Альбус корвус, 2018. 352 с.

22. Семенова Г. Ю. Инновационная технология позитивного социального становления учащихся // Воспитательная работа в школе. 2013. № 5. С. 83-85.

23. Вигдорова Ф. А. Мой класс. М.: АСТ, 2014. 350 с.

24. Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь Героями Духа: Мысли в учительской. М.: Свет, 2018. 80 с.

25. Соловейчик С. Л. Непрописные истины воспитания: избранные статьи. М.: АСТ, 2017. 223 с.

26. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

27. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций: одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 г. № 3/22). URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-18072022-n-ab-195106/prilozhenie_1/?ysclid=lp18bvxid7385880588.

INSIGHT. 2023. № 4 (16)

107

28. Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/ iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts.pdf?ysclid=lp18ha8z6a 612285221.

29. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospita-nie-dok.html.

30. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. М.: Просвещение, 2014. 24 с.

31. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502.

Статья поступила в редакцию 07.11.2023; одобрена после рецензирования 17.11.2023; принята к публикации 20.11.2023.

The article was submitted 07.11.2023; approved after reviewing 17.11.2023; accepted for publication 20.11.2023.

108

ИНСАЙТ. 2023. № 4 (16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.