О.П. Петрова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
O. P. Petrova
Systematic Approach to Ensuring the economic Security of a commercial
Bank
С переходом к рыночной экономике и формированием двухуровневой банковской системы, где ЦБ РФ выполняет функции регулятора, а коммерческие банки обслуживают реальный сектор экономики и население, привлекая не только государственные, но в первую очередь, частные финансовые ресурсы, возникает потребность защиты интересов граждан и бизнеса, обеспечения безопасности их капиталов, что становиться возможным при организации безопасной деятельности самого банка.
Безопасную деятельность банка можно представить как совокупность условий, при которых обеспечивается реализация его интересов и достижение постановленных целей. Однако, на практике, банковская деятельность, как и любая другая предпринимательская деятельность, связана с определенными рисками и угрозами, которые оказывают непосредственное влияние на ее безопасность.
Учитывая особую роль банковского сектора в экономическом развитии государства, проблемы обеспечения безопасности банков в течение длительного периода являются предметом изучения учеными и практиками в области банковского права и банковской деятельности. В научных трудах авторы дают определение экономической безопасности банка, определяют факторы, угрозы и риски, оказывающие влияние на деятельность банка, обосновывают необходимость формирования устойчивой системы экономической безопасности.
Экономическая безопасность банка, по мнению Мельника Д. Ю., определяется как: "состояние, при котором обеспечивается наилучшее использование ресурсов банка, направленное на предотвращение внешних и внутренних угроз в целях обеспечения устойчивого развития финансово-кредитного учреждения и максимизации прибыли"1.
Гамза В. А.определяет условия безопасного функционирования банка, которые предполагают, что: "он огражден от угроз (действий преступного характера - преступлений) и снабжен средствами надежного управления рисками (которыми являются опасные для деятельности банка действия и явления, возникающие в связи с принятием сотрудниками банка определенных решений)"2.
Анализируя источники угроз банковской деятельности, Графова И. Л. и Емельянов Р. А. отмечают: "внешними источниками угроз экономической безопасности банка могут являться действия конкурентов, криминальных элементов, государственных чиновников и клиентов; внутренними
источниками угроз банка могут быть действия владельцев и управленцев банка, а также специалистов разных уровней, которые могут нанести ущерб банку как умышленно, так и по своей некомпетентности, из-за несоблюдения внутренней политики и установленных процедур или по халатности. При этом, сами по себе факторы экономической опасности могут быть нейтральными, но при неправильных действиях персонала могут являть собой потенциальную (скрытую) угрозу"3.
По мнению авторов: "для стабильной работы и эффективного развития любой организации, необходимо сформировать устойчивую систему экономической безопасности с помощью выявления основных угроз, их оценки, анализа критических факторов и разработки комплекса мер по снижению рисков. Практическое обеспечение экономической безопасности организации должно реализовываться на основе положений и правил, разработанных и задокументированных в каждой конкретной организации"4.
Суглобов А. Е., Светлова В. В. считают, что: "важнейшим условием для поддержания экономической безопасности коммерческих банков является своевременное выявление угроз, связанных с потерей позиций их на рынке, и выбор тех направлений их развития, которые обеспечивают устойчивое позиционирование на рынках банковских услуг, формирование концепции экономической безопасности кредитных организаций, способствующей выбору основных характеристик и индикаторов их развития, объективно характеризующих финансовое состояние, финансовую устойчивость и способность к развитию банковского сектора экономики. Формирование концепции экономической безопасности кредитных организаций, позволяющей оперативно контролировать устойчивость развития коммерческих банков, выявлять негативные тенденции и улавливать перспективные направления их развития, становится решающим условием обеспечения экономической безопасности кредитных организаций"5.
Петрова О. С. отмечает, что: "Банковский сектор характеризуется большей рискованностью по сравнению с другими отраслями экономики. Под риском принято понимать вероятность или угрозу потери банком своих собственных ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций"6. Однако, следует согласиться с мнением Гамзы В. А., что: "Снижение уровня риска прямо связано с уменьшением вероятности получить высокую прибыль. По этой причине защищенность банка в сфере извлечения прибыли принято понимать как оптимальное соотношение между уровнем существующих рисков и прибыльностью банковской деятельности.
При этом задача субъекта безопасности заключается в так называемом эффективном управлении рисками. Цель управления рисками в указанном смысле - это достижение посредством имеющихся в распоряжении банка административных и экономических механизмов уровня защищенности,
позволяющего банку извлекать достаточную прибыль и распределять ее в соответствии с установленными нормативами и договорами"7.
Рассмотрев авторские подходы к обеспечению безопасности банковского сектора, сформулируем свой подход к данной проблеме.
С нашей точки зрения, обеспечение экономической безопасности банка является общей задачей государства и органов управления банка, что и определяет необходимость системного подхода в решении данной проблемы.
Со стороны государства, контроль над деятельностью коммерческих банков, а, следовательно, за их экономической безопасностью, осуществляет ЦБ РФ (Банк России). С этой целью Банк России определяет требования к организации банковской деятельности, "согласно которым банк обязан:
- соответствовать условиям достаточности и «правовой чистоты» происхождения уставного капитала;
- создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков;
- соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- иметь лицензию на деятельность банка и выполнение конкретных банковских операций;
- назначать на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка кандидатов, соответствующих квалификационным требованиям (в содержание которых входит, в частности, отсутствие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений);
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области банковской безопасности;
- выполнять нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила безопасности при осуществлении основных и вспомогательных банковских операций"8.
Одновременно, Банк России, предъявляет требования к обеспечению безопасности деятельности банка, путем формирования коммерческими банками системы безопасности структурными элементами которой являются службы внутреннего контроля и собственной безопасности банка.
Обеспечению безопасности банковской деятельности способствуют, также надзорные и контрольные функции Банка России, направленные на оценку соблюдения коммерческими банками и финансово-кредитными учреждениями банковского законодательства, а также нормативных предписаний и соответствия ключевых показателей деятельности лимитам установленных нормативов с целью регулирования стабильности банковского сектора и минимизации банковских рисков.
Главной задачей органов управления коммерческого банка является формирование эффективной системы управления экономической безопасности банка, которая должна обеспечивать своевременное выявление угроз безопасности, анализ и оценку рисков, реализацию мероприятий по их
нейтрализации или снижению. Формированию системы безопасности банка, должно предшествовать решение следующих основных задач:
- разработка стратегии обеспечения экономической безопасности
банка;
- выявление внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам банка;
- обеспечение четкого функционирования системы управления рисками банковской деятельности;
- обеспечение сохранности имущества банка;
- обеспечения безопасности руководства и сотрудников банка путем организации системы упреждающих мер;
- предупреждение проникновения к конфиденциальным сведениям банка и обеспечение сохранности банковских технологий и других информационных ресурсов.
Следует отметить, что сегодня не существует единых методических указаний по формированию системы обеспечения безопасности коммерческого банка, и каждый банк самостоятельно решает данную проблему.
Гамза В. А. определяет систему безопасности банка как: 'совокупность уполномоченных структурных подразделений кредитной организации, реализующих своими силами и средствами меры правового (нормативного) , организационного, технического и криминалистического характера в целях защиты имущества, инфраструктуры и порядка функционирования организации от противоправных посягательств"9. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что система безопасности должна содержать следующие элементы: субъекты и объекты обеспечения безопасности, принципы и механизм функционирования.
К субъектам системы безопасности банка следует отнести:
- службу внутреннего контроля, функционирование которой предусмотрено Положением «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» № 242-П от 16.12.2003 г;
- службу собственной безопасности банка.
Эффективность функционирования этих служб обеспечивается их взаимодействием с другими структурными подразделениями коммерческого банка, с соответствующими службами хозяйствующих субъектов, являющихся клиентами банка, с надзорными и правоохранительными органами.
Объектами обеспечения экономической безопасности выступают:
- имущество банка;
- системы обеспечения функционирования банка;
- банковские технологии;
- конфиденциальная банковская информация;
- персонал банка.
При построении системы безопасности банка следует руководствоваться основными принципами обеспечивающими эффективность ее функционирования:
- принцип законности, который характеризует, что экономическая деятельность банка должна носить законный характер, иначе система не сможет выполнить своих задач;
- принцип подконтрольности и подотчетности руководству банка, т.е. руководитель банка, определяет основные задачи структурных подразделений безопасности, а те в свою очередь отчитываются перед руководством о результатах деятельности;
- принцип системности, выражается в объединении отдельных взаимосвязанных видов защит, для обеспечения экономической безопасности банка;
- принцип превентивности, т.е. приоритета мер предупредительного характера10.
Механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность законодательных актов, правовых норм, организационно-технических мероприятий, методов, средств и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижения целей экономической безопасности банка11.
На уровне коммерческого банка структура механизма обеспечения экономической безопасности может быть представлен следующим образом (рисунок 1).
Рис.1. Структура механизма обеспечения экономической безопасности коммерческого банка
Функционирование данного механизма происходит путем осуществления определенных действий над объектами обеспечения экономической безопасности, к которым относятся: имущество банка, системы обеспечения функционирования банка, банковские технологии, конфиденциальная банковская информация и персонал банка.
Повышению эффективности функционирования системы безопасности коммерческого банка, а, следовательно, и всего банковского сектора, может способствовать усиление банковского регулирования и контроля со стороны Банка России. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков, Банк России контролирует угрозы безопасности кредитных организаций, обусловленные их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды, способствует обеспечению финансовой устойчивости, профилактике банковских рисков и обеспечивает безопасность их клиентов. Однако в условиях возрастающих угроз и рисков банковской деятельности требуется активизация надзора и создание адекватной системы ранней диагностики в банках, что предполагает совершенствование всех аспектов надзорной деятельности.
Целью раннего реагирования является обеспечение со стороны контролируемых банков объема информации о своей деятельности, позволяющей не только оценить текущее финансовое положение банка, но и
спрогнозировать возможные сценарии его развития, а в случае необходимости - нивелировать последствия рисков или предотвратить развитие кризисных ситуаций, что является, в настоящее время, одним из наиболее желательных индикаторов безопасности банковской деятельности.
Следовательно, систему раннего реагирования можно охарактеризовать как совокупность методов сбора, обработки и анализа информации о деятельности банка или иного финансово-кредитного учреждения с целью получения сигналов о возможных проблемах и кризисных ситуациях, а также принятия заблаговременных мер по их устранению.
На наш взгляд, система раннего реагирования должна стать неотъемлемым элементом пруденциального надзора и регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, а в нормативы пруденциального надзора должны быть включены оценочные показатели уровня риска и их допустимые величины.
Модель раннего реагирования должна предусматривать следующие показатели, позволяющие учесть степень риска и его профиль, а также разработку необходимых сценариев поведения банка с целью снижения неблагоприятных последствий риска или его преодоления:
- выявление и оценка степени влияния угроз внутреннего и внешнего характера;
- оценка имеющегося опыта работы с неблагоприятными факторами и в условиях риска и нестабильности внешней среды;
- работа с данными официальных отчетов, полученных в процессе пруденциального регулирования;
- разработка возможных сценариев поведения банка, диагностика уровня готовности сотрудников и при необходимости их соответствующее обучение;
- разработка программы предупреждения и распространения информации о возможном риске для непосредственных контактных аудиторий, от которых зависит будущее банка (клиентов, партнеров и т.п.);
- разработка моделей поведения в условиях различных реакций контактных аудиторий на полученную информацию;
- прогнозирование показателей финансового состояния и профиля риска банков в результате реализации сценариев поведения;
- разработка мероприятий превентивного характера, направленных на исключение или снижение риска;
- разработка и внедрение программы мгновенного реагирования на
риск.
Предлагаемая модель системы раннего реагирования на угрозы и риски банковской деятельности представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Модель системы раннего реагирования в рамках пруденциального надзора над банковской деятельностью
Следует отметить, что в основу построения данной модели положены как количественные, так и качественные методы оценки деятельности банков и финансово-кредитных учреждений.
Так, количественные показатели позволяют оценить финансовое положение банка и уровень его устойчивости, для чего применяются рекомендованные Банком России обязательные нормативы деятельности, а в качестве методологии применяется классическая модель анализа финансового состояния. Качественный анализ позволяет оценить способность капитала кредитной организации компенсировать возможные крупные убытки, определить комплекс действий, предпринимаемых кредитной организацией для снижения уровня рисков и сохранения капитала. Однако, в целях повышения эффективности контрольных мероприятий, при проведении качественного анализа в процессе надзора над банковской деятельностью, следует уделять особое внимание:
- качеству управления деятельностью банка или финансово-кредитного учреждения;
- анализу эффективности системы внутреннего контроля и аудита;
- конкурентоспособности банка на рынке;
- влиянию факторов внешней среды, в которой вынужден работать банк, а потому находящийся от нее в сильной зависимости.
Модель системы раннего реагирования в рамках пруденциального надзора над банковской деятельностью, представленная на рисунке 2, показывает, что ее образуют несколько подсистем, позволяющих обеспечить работоспособность и функционирование.
Так, подсистема анализа профиля риска банковской деятельности позволяет получить оценку поступающих из внешней среды сигналов, свидетельствующих о положительном или отрицательном влиянии факторов, спрогнозировать последствия их влияния на деятельность банка.
Другими словами, данная подсистема работает в сфере мониторинга, ретроспективного анализа и обеспечивает подготовку информации, необходимой для работы следующих подсистем.
Подсистема анализа финансового состояния банка и оценки соответствия рекомендованным нормативам Банка России выполняет классические функции пруденциального регулирования.
Подсистема готовности предполагает разработку сценариев банковской деятельности, включающих реагирование на влияющие факторы внешней среды. Особая роль в данном случае отводится мероприятиям превентивного характера, направленным на снижение, предотвращение или ликвидацию нежелательных рисков и последствий.
Подсистема связи организует и координирует процесс информационного обмена между различными структурными подразделениями банка, сигнализирует о наступлении рисковых событий или кризисов, а также опосредует возможные сценарии и варианты осуществления банковской деятельности.
Подсистема реагирования позволяет обеспечить реализацию конкретных действий, предусмотренных сценариями развития банковской деятельности с учетом различного уровня влияния факторов внутренней и внешней среды.
Впоследствии разработанные сценарии банковской деятельности регламентируются соответствующими нормативными документами банка внутреннего характера, доводятся до его основных исполнителей и реализуются по мере необходимости. Полученные результаты отражаются в типовых ежегодных отчетах.
Механизм реализации модели раннего реагирования представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Механизм реализации модели раннего реагирования в системе надзора и регулирования банковской деятельности
Предлагаемая модель системы раннего реагирования может применяться в качестве методической основы прогнозирования возможных последствий рисков и угроз банковской деятельности, предупреждения их возникновения и нивелирования возможных последствий, а также как специализированная информационная система, содействующая процессу принятия решений для снижения возможного ущерба от надвигающихся кризисных потрясений.
При этом следует помнить, что эффективность системы раннего реагирования в банковской деятельности важно оценивать не столько по количеству предотвращенных угроз и рисков, сколько на основании своевременно и грамотно принятых решений.
В заключение следует отметить, что безопасная деятельность коммерческого банка, а, следовательно, и всей банковской системы государства, может быть обеспечена, только при реализации системного подхода в решении данной проблемы.
Примечания
Endnotes
1 Мельник Д.Ю. Базовые элементы и основные составляющие экономической безопасности банка // Вестник Евразийской науки. 2018. № 4. Т. 10.С.1-8.
59
2Гамза В. А., Лаврушин О.А., Войлуков А.А., Шаталова Е.П., Косарев В.Е., Чичуленков Д.А. Оценка качества и перспектив кредитного обслуживания предприятий (по результатам социологического исследования) // Финансовые рынка и банки. 2019. № 4. С.33-36.
3 Графова И. Л., Емельянов Р. А. Экономическая безопасность коммерческого банка как элемента банковской системы страны // Экономический журнал. 2016. № 42.С. 73-78.
4 Графова И. Л., Емельянов Р. А. Экономическая безопасность коммерческого банка как элемента банковской системы страны // Экономический журнал. 2016. № 42.С. 73-78.
5 Суглобов А.Е., Светлова В.В. Внутренний контроль в системе обеспечения экономической безопасности кредитных организаций. Москва, 2015.С.54.
6 Петрова О.С. Экономическая безопасность банковской системы// Вестник Псковского государственного университета. 2015. №2. С.130-133.
7 Гамза В. А., Лаврушин О.А., Войлуков А.А., Шаталова Е.П., Косарев В.Е., Чичуленков Д.А. Оценка качества и перспектив кредитного обслуживания предприятий (по результатам социологического исследования) // Финансовые рынка и банки. 2019. № 4. С.33-36.
8 Гамза В. А., Лаврушин О.А., Войлуков А.А., Шаталова Е.П., Косарев В.Е., Чичуленков Д.А. Оценка качества и перспектив кредитного обслуживания предприятий (по результатам социологического исследования) // Финансовые рынка и банки. 2019. № 4. С.33-36.
9 Гамза В. А., Лаврушин О.А., Войлуков А.А., Шаталова Е.П., Косарев В.Е., Чичуленков Д.А. Оценка качества и перспектив кредитного обслуживания предприятий (по результатам социологического исследования) // Финансовые рынка и банки. 2019. № 4. С.33-36.
10 Азарская М.А., Поздеев В.Л. Принципы экономической безопасности коммерческих банков// Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С.149-152.
11 Суглобов А.Е., Светлова В.В. Внутренний контроль в системе обеспечения экономической безопасности кредитных организаций. Москва, 2015. С.54.
Автор, аннотация, ключевые слова
Петрова Ольга Петровна - канд. экон. наук, доцент Смоленского государственного университета (Смоленск) OPetrova22@mail.ru
Банковская деятельность, как и любая другая предпринимательская деятельность, связана с определенными рисками и угрозами, которые оказывают непосредственное влияние на ее безопасность. Учитывая особую роль банковского сектора в экономическом развитии государства, проблемы обеспечения безопасности банков остаются весьма актуальными в современных экономических условиях и требуют особого внимания, как со
стороны государства, так и со стороны руководства коммерческого банка. В статье рассматривается организация системного подхода в решении данной проблемы. Сегодня не существует единых методических указаний по формированию системы обеспечения безопасности коммерческого банка, и каждый банк самостоятельно решает данную проблему. Однако в условиях возрастающих угроз и рисков банковской деятельности требуется усиление банковского регулирования и контроля со стороны Банка России. Совершенствование всех аспектов надзорной деятельности и создание адекватной системы ранней диагностики в банках, позволит своевременно реагировать на риски и угрозы банковской деятельности и обеспечит безопасность всей банковской системы государства.
Угрозы, риски, система безопасности банка, банковское регулирование, контроль, система раннего реагирования
References
(Articles from Scientific Journals)
1.Mel'nik D.Ju. Bazovye jelementy i osnovnye sostavljajushhie jekonomicheskoj bezopasnosti banka. Vestnik Evrazijskoj nauki, 2018, no 4, vol. 10, pp.1-8.
2. Gamza V. A., Lavrushin O.A., Vojlukov A.A., Shatalova E.P., Kosarev V.E., Chichulenkov D.A. Ocenka kachestva i perspektiv kreditnogo obsluzhivanija predprijatij (po rezul'tatam sociologicheskogo issledovanija). Finansovye rynka i banki, 2019, no 4, pp. 33-36.
3. Grafova I. L., Emel'janov R. A. Jekonomicheskaja bezopasnost' kommercheskogo banka kak jelementa bankovskoj sistemy strany. Jekonomicheskij zhurnal, 2016, no 42, pp. 73-78.
4. Petrova O.S. Jekonomicheskaja bezopasnost' bankovskoj sistemy. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no 2, pp.130-133.
5. Azarskaja M.A., Pozdeev V.L. Principy jekonomicheskoj bezopasnosti kommercheskih bankov. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2016, no
6. pp.149-152.
(Monographs)
6. Suglobov A.E., Svetlova V.V. Internal control in the system of ensuring the economic security of credit institutions. Moscow, 2015, 140 p.
Author, Abstract, Key words
Ol'ga P. Petrova - Candidate of Economics, Associate Professor, Smolensk State University (Smolensk, Russia) OPetrova22 @mail .ru
Banking, like any other business activity, is associated with certain risks and threats that have a direct impact on its security. Given the special role of the banking sector in the economic development of the state, the problems of ensuring the security of banks remain very relevant in modern economic conditions and require special attention, both from the state and from the management of a commercial bank. The article deals with the organization of a systematic approach to solving this problem. Today, there are no uniform guidelines for the formation of a security system for a commercial bank, and each bank independently solves this problem. However, in the context of increasing threats and risks of banking activity, it is necessary to strengthen banking regulation and control by the Bank of Russia. Improving all aspects of supervisory activities and creating an adequate system of early diagnosis in banks will allow timely response to risks and threats to banking activities and ensure the security of the entire banking system of the state.
Threats, risks, bank security system, banking regulation, control, early response system.