УДК 911.1
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
© Ю.М. Семенов
Ключевые слова: комплексная физическая география; геосистемы; системная парадигма; ландшафтное планирование.
Проанализированы современные тенденции развития комплексной физической географии, рассмотрены некоторые пути выявления и отображения ландшафтной организации, предложены направления дальнейших исследований. Показано, что комплексные физико-географические исследования способны адекватно решить задачи выявления и картографирования организации геосистем для формирования экологически ориентированной политики развития регионов.
ВВЕДЕНИЕ
«Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» [1] предполагают научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития, обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Наиболее подготовленным к такому обоснованию разделом географической науки является комплексная физическая география, призванная решать задачи выявления и картографирования организации геосистем для целей планирования устойчивого территориального развития и формирования экологически ориентированной политики развития регионов [2-3].
Ее методологической базой служит учение о геосистемах, принципы которого разрабатывались с учетом их применения при преобразовании природы, рациональном использовании и расширенном воспроизводстве природных ресурсов [4]. Комплексная физическая география проводит изучение ландшафтных структур с участием специалистов-смежников, что предполагает рутинный сбор конкретных компонентных сведений в соответствии с правилами климатологии, гидрологии, геоморфологии, географии почв, биогеографии и других наук природного цикла, в результате чего субъективизм, свойственный многим чисто ландшафтным исследованиям, здесь сводится к минимуму. Поэтому именно комплексные физикогеографические исследования при лидирующей роли ландшафтоведов способны наиболее адекватно решить задачи выявления и картографирования организации геосистем.
УЧЕНИЕ О ГЕОСИСТЕМАХ - ОСНОВА
КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Создание учения о геосистемах, ставшего «стержнем» физической географии и превратившего ее в современную науку о природных системах, использующую системный подход во всей его полноте [4], определило историю ландшафтных исследований в Инсти-
туте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. Импульсом для разработки учения послужила возникшая в начале 1960-х гг. «необходимость привести в систему некоторые положения, уже определившиеся в ландшафтове-дении, а также привлечь отдельные из смежных дисциплин, например, из экологии, где в связи с проблемой охраны окружающей среды на повестку дня поставлены многие задачи, общие с современной географией» [4], что потребовало создания концепции, которая объединила бы физико-географические исследования, помогла согласовать маршрутные и стационарные работы и их постановку на новом уровне. Системная парадигма предоставила возможность пересмотреть логические основы учения о ландшафтной сфере, четко разграничить задачи физической географии и отраслевых географических дисциплин.
Геосистемы - это открытые иерархически организованные динамические системы, и каждый уровень их иерархии представляет собой динамичную целостность с особой присущей им географической организацией [4]. Организация геосистем включает их дифференциацию, интеграцию, развитие и обеспечивающее их функционирование, поэтому в учение о геосистемах входят составными частями теоретические положения, обосновывающие закономерности их классификации, картографирования, динамики и эволюции.
К числу основных задач, разрешаемых на основе учения о геосистемах, В.Б. Сочава [4] относил моделирование геосистем с учетом их динамики и режимов, поиск приемов количественной оценки геосистем и ландшафтообразующих процессов, системный анализ пространственных связей в географической оболочке, познание пространственно-временных закономерностей и анализ состояний геосистем, создание графических моделей геосистем, изучение влияния социальноэкономических факторов на природную среду, прогнозирование геосистем будущего, разработку основ конструктивного ландшафтоведения в целях создания «геосистем сотворчества».
Идеи, положенные в основу учения о геосистемах, отрабатывались на физико-географических стационарах. Уже опыт первых лет стационарных исследований показал необходимость комплексирования специали-
1566
стов различных отраслей физической географии и смежных дисциплин для изучения природной среды как единого целого на базе учения о геосистемах. Стало очевидным, что развитие исследований по отраслевым дисциплинам перспективно именно в условиях комплексного физико-географического стационара, где специалисты могут решать свои задачи, опираясь на результаты исследований в смежных науках [5].
На сибирских географических стационарах были разработаны многие методические аспекты экспериментальных исследований, опирающихся на выявление связей между изменяющимися физическими характеристиками почв и растительности и биологическими, биохимическими, геохимическими и гидрологическими характеристиками ландшафтов.
Метод комплексной ординации [7], соединивший методы геофизики, геохимии и биогеоценологии в практике ландшафтного исследования, стал широко использоваться на многих других стационарах географических учреждений. Система структурнодинамических представлений о ландшафте, получившая конструктивную направленность в этих работах, способствовала развитию широкого междисциплинарного ландшафтно-экологического подхода. В становлении представления о ландшафте как полиструктур-ном единстве природных геосистем и их антропогенных модификаций, основанном на системной ориентации с использованием различных форм моделирования, стационарные исследования сыграли решающую роль. Они способствовали расширению знаний о динамике и функционировании ландшафтов, приведя к зарождению и развитию нового направления в науке, обеспечившего методологическую и тематическую перестройку теории комплексной физической географии.
Одной из важнейших социальных задач учения о геосистемах является научное обоснование создания «геосистем сотворчества человека с природой» как одного из видов целенаправленного антропогенного преобразования геосистем в соответствии с присущими им тенденциями развития. Прикладное значение, по мнению В.Б. Сочавы [8], имеют все результаты изучения связей между компонентами геосистем, подвергающихся антропогенным воздействиям, поэтому знание этих связей необходимо при проектировании и планировании рационального использования ресурсов, при вторжении в спонтанное развитие природы в порядке сотворчества с ней, при разного рода строительстве и в особенности для целей прогнозирования.
Важную роль для понимания неразрывности фундаментального и прикладного начал в физической географии сыграла книга В.С. Михеева [9], посвященная применению результатов ландшафтных исследований в решении проблем освоения регионов, где система ландшафтно-географического обеспечения комплексных проблем понимается как область соединения теории и практики физико-географического исследования при разработке обоснования производственных операций человека в среде его обитания. При определении путей развития и трансформации геосистем с учетом антропогенного фактора исключительно высокое значение имеет познание их динамики.
На современном этапе развития комплексной физической географии основными точками ее приложения к практике являются выявление закономерностей пространственно-временной организации территорий, ландшафтно-экологическая экспертиза и ландшафтное
планирование. В Институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН разработана методика изучения организации геосистем со сложной зонально-высотно-поясной структурой, включающая разномасштабную ландшафтную съемку ключевых участков, анализ данных многолетних режимных наблюдений за поведением геосистем, определение динамических и эволюционных тенденций в развитии геосистем и экстраполяцию результатов стационарных исследований на модельные полигоны, создана критериальная база структурнофункционального анализа геосистем, изучены взаимодействие и состояния физико-географических структур разных иерархических уровней [2].
В последние годы ведутся работы по составлению ландшафтно-оценочной карты азиатской части РФ для целей территориального планирования и экологогеографического обоснования создания крупных хозяйственных объектов. Построение ландшафтных карт опирается на результаты изучения региональных и топологических закономерностей структуры и функционирования геосистем, слагающих ландшафтную сферу. В основу классификации геосистем и создания легенды карты положены системно-иерархический подход и эволюционно-динамическая трактовка ландшафтных таксонов. Легенды листов карты учитывают позиционирование территории и типологического спектра геосистем в планетарной системе. Оценка геосистем проводится с использованием инструментов ландшафтного планирования: значение определяется с учетом потребностей отдельных субъектов природопользования (для целей охраны природы, лесного, сельского хозяйства, промышленного строительства, рекреации и т. д.), а чувствительность - как способность изменять структурно-динамические свойства под воздействием комплекса агентов антропогенного воздействия и возможных природных катастрофических процессов [10-11].
ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП
КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Развиваемое в ИГ СО РАН ландшафтное планирование базируется на достижениях и традициях комплексной физической географии, которая всегда выполняла ряд прикладных функций. Его основной задачей является организация взаимодействия природных образований (ландшафтов) с проживающим населением.
Начало ландшафтному планированию в России было положено в 1994 г., когда в рамках Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между РФ и ФРГ был заключен договор о выполнении совместного российско-германского проекта «Экологически ориентированное планирование землепользования в Прибайкалье» и созданы ландшафтные рамочные планы бассейна р. Голоустной и Ольхонского административного района. Затем ИГ СО РАН при активной консультативной поддержке Федерального ведомства охраны природы Германии продолжил развитие методического аппарата, прежде всего за счет широкого применения методов ландшафтного планирования в различных направлениях охраны природы на территории Прибайкалья. Впервые в России была разработана схема экологического зонирования Байкальской природной территории, составлены ландшафтные рамочные планы Слюдянского и южной части Иркут-
1567
ского районов, бассейна р. Селенги и Забайкальского национального парка, крупномасштабные ландшафтные планы пос. Листвянка и г. Байкальск. На основе этих исследований разработаны принципы ландшафтного планирования и концепция его развития в России, составлены методические рекомендации по ландшафтному планированию [12-15].
Методика ландшафтного планирования, разработанная в ИГ СО РАН совместно с ИГ РАН, предполагает, что оценка природных компонентов и определение целей их развития проводятся не ландшафтоведа-ми-планировщиками, а специалистами-отраслевиками, благодаря чему учет природных особенностей получается более корректным и детальным. Оценка и определение целей развития ведутся по единой контурной сетке ландшафтных выделов с использованием ГИС. Значительное внимание уделяется социально-экономическим аспектам землепользования [14].
В Институте накоплен определенный опыт использования ландшафтного планирования в решении отраслевых задач - землеустройства, водоохранного зонирования, градостроительного проектирования, оценки воздействия создаваемых хозяйственных объектов на окружающую среду (ОВОС) и эколого-географической экспертизы. Сотрудниками ИГ СО РАН создан план экологически обоснованной стратегии освоения территории обустройства Ковыктинского газоконденсатного месторождения, разработана вариантная схема интегральной оценки уровня конфликтности размещения трассы нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», инструменты ландшафтного планирования применяются при разработке ОВОС и инженерноэкологических обоснований создания объектов добычи и транспорта углеводородов в Восточной Сибири.
На базе этих работ созданы предпосылки для широкого внедрения инструментов ландшафтного планирования как основы устойчивого территориального развития. Накопленный в Прибайкалье опыт ландшафтного планирования использован для решения задач планирования землепользования в других регионах РФ и странах СНГ. С помощью сотрудников ИГ СО РАН и немецких специалистов разработаны плановые документы для задач природопользования на разных пространственных уровнях в Ярославской и Калининградской областях, Республике Алтай, Армении, Грузии, Азербайджане, Казахстане и Украине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными задачами современной комплексной физической географии являются выявление закономерностей пространственно-временной организации территорий, ландшафтно-экологическая экспертиза и ландшафтное планирование.
Именно комплексные физико-географические исследования с участием специалистов-смежников при
лидирующей роли ландшафтного подхода способны наиболее адекватно решить задачи выявления и картографирования организации геосистем для целей планирования устойчивого территориального развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012 г.). URL: http: //kremlin.ru/acts/15177. Загл. с экрана.
2. Семенов Ю.М., Суворов Е.Г. Геосистемы и комплексная физическая география // География и природ. ресурсы. 2007. № 3. С. 11-19.
3. Семенов Ю.М. О фундаментальной и прикладной составляющих комплексной физической географии // Динамика геосистем и оптимизация природопользования: материалы междунар. конф., по-свящ. 105-летию со дня рожд. акад. В.Б. Сочавы. Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2010. С. 198-201.
4. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: Наука, 1978. 318 с.
5. Алкучанский Говин. Опыт стационарного изучения степного ландшафта. Москва; Ленинград: Наука, 1964. 167 с.
6. Сочава В.Б., Волкова В.Г., Дружинина Н.П. и др. Метод комплексной ординации в ландшафтоведении и биогеоценологии // Докл. Ин-та географии Сибири и Дальнего Востока. 1967. Вып. 14. С. 317.
7. Топология степных геосистем. Л.: Наука, 1970. 174 с.
8. Михеев В.С. Ландшафтно-географическое обеспечение комплексных проблем Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. 207 с.
9. Суворов Е.Г., Семенов Ю.М., Новицкая Н.И. Ландшафтнооценочная карта Азиатской части России: принципы и методические аспекты составления // География и природ. ресурсы. 2009. № 4. С. 5-10.
10. Семенов Ю.М., Суворов Е.Г. Ландшафтная карта Азиатской России как картографическая основа трансрегионального полигона ГКСФ // Кавказский географический журнал. 2010. № 11. С. 11-14.
11. Антипов А.Н., Кравченко В.В., Семенов Ю.М. Ландшафтное планирование в Прибайкалье // География и природ. ресурсы. 1997. № 4. С. 6-21.
12. Ландшафтное планирование: принципы, методы, европейский и российский опыт / Антипов А.Н., Дроздов А.В., Кравченко В.В. и др. Бонн; Москва; Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2002. 141 с.
13. Антипов А.Н., Семенов Ю.М. Ландшафтное планирование как инструмент управления природопользованием (на примере Байкальского региона) // Известия РАН. Серия Географическая. 2006. № 5. С. 82-91.
14. Landscape Planning: Tools and Experience in Implementation / Antipov A.N., Kravchenko V.V., Semenov Yu.M. et al. Bonn; Irkutsk: V.B. Sochava Institute of Geography SB RAS, 2006. 149 р.
БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена при поддержке РФФИ, код проекта 12-05-00108-а, и ОНЗ РАН, код проекта 13.1.
Поступила в редакцию 7 июля 2014 г.
Semenov Y.M. SYSTEM APPROACH IN COMPLEX PHYSICAL GEOGRAPHY
Current trends of development of complex physical geography are analyzed, some ways of identification and display of the landscape organization are considered, the directions of further researches are offered. It is shown that complex physiographic researches are capable to solve adequately the problems of identification and mapping of geosystem organization for formation of ecologically focused policy of regional development.
Key words: complex physical geography; geosystems; system paradigm; landscape planning.
Семенов Юрий Михайлович, Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН, г. Иркутск, Российская Федерация, доктор географических наук, профессор, зав. лабораторией физической географии и биогеографии, e-mail: semenov@irigs.irk.ru
Semenov Yuri Mikhaylovich, V.B. Sochava Institute of Geography Siberian Branch RAS, Irkutsk, Russian Federation, Doctor of Geography, Professor, Head of Laboratory of Physical Geography and Bio-geography Department, e-mail: seme-nov@irigs.irk.ru
1568