Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ И ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ И ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система / системный подход / синтагма / синергия / деятельность / системно-деятельностный подход / педагогические системы / system / system approach / syntagma / synergy / activity / system-activity approach / pedagogical systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Татьяна Андреевна

Рассматриваются основные аспекты понятия «системный подход» в философии и образовании. Системный подход обосновывается как наиболее универсальный и верный метод анализа сложных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH IN PHILOSOPHY AND EDUCATION: ESSENTIAL CHARACTERISTICS

The main aspects of the concept of "system approach" in philosophy and education are considered. The system approach is justified as the most universal and correct method of analysis and research of complex systems.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ И ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

УДК 101.8;37.01

DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10014

Герасимова Татьяна Андреевна

аспирант кафедры педагогики и психологии ПГГПУ,

заместитель директора по УВР на 1-й ступени обучения (1-4 классы),

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ№ 25», Пермь, Россия 614081, г. Пермь, ул. Голева, 8, (342)258-25-58 e-mail: spta59@yandex. ru

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ И ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Tatyana A. Gerasimova

Postgraduate student of the Department of pedagogy and psychology PGGPU, Deputy Director at the 1st stage of education (1-4 cash registers),

primary school teacher

Municipal Autonomous educational institution Secondary school № 25, Perm, Russia 614081, Perm, Goleva, 8, (342)258-25-58 e-mail: spta59@yandex. ru

SYSTEM APPROACH IN PHILOSOPHY AND EDUCATION: ESSENTIAL CHARACTERISTICS

Аннотация. Рассматриваются основные аспекты понятия «системный подход» в философии и образовании. Системный подход обосновывается как наиболее универсальный и верный метод анализа сложных систем.

Ключевые слова: система, системный подход, синтагма, синергия, деятельность, системно-деятельностный подход, педагогические системы.

Abstract. The main aspects of the concept of "system approach" in philosophy and education are considered. The system approach is justified as the most universal and correct method of analysis and research of complex systems.

Key words: system, system approach, syntagma, synergy, activity, system-activity approach, pedagogical systems.

В течение своего развития наука постоянно расширяет предметную область исследования. Новые объекты и их свойства, охватываемые наукой, предполагают непрерывное формирование методов научного исследования. В то время как одни методологические принципы сохраняют свое содержание и становятся классическими, другие - пересматриваются и изменяются, третьи -оказываются новым словом в науке [1].

© Герасимова Т.А., 2020

Один из принципов - принцип системности - является общеметодологическим в современной науке.

Сущность системных знаний выражается в двух аспектах:

1. «Система свойств» - универсальная форма представления закономерностей, которая в классической науке формализуется в виде уравнений, функциональных зависимостей.

2. Дедуктивная система знаний предметной области, которая обеспечивает определение свойств объекта, принадлежащих данной предметной области из единых оснований. В это же время дедуктивная система сама основана на элементах знания, имеющих форму «системы свойств».

В настоящее время насчитывается достаточно большое количество определений понятия «система». Под этим термином могут подразумевать «множество взаимосвязанных элементов любого рода, например, понятий, объектов, людей» [1], «отношение на языке теории множеств» [5], «не предмет, а список переменных... совокупность переменных, которую наблюдатель выбирает из числа переменных, свойственных реальной «машине» [9], «целостность, определяемая некоторой организующей общностью этого целого. Лошадь представляется совершенно по-разному в сознании жокея, ветеринара, художника. лошадь как целостная система вмещает в себя все эти представления» [8].

Рассматривая общую теорию систем, можно определить, что каждая система выступает частью большей системы (сверхсистемы, надсистемы).

Для представления явлений, при которых целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, используется понятие «синергия». Система «функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера» [2].

В каждой открытой системе существует системообразующий элемент, от которого «.в тающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом» [1].

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование системного подхода в науке. Системный подход является «конкретно-научным методом диалектико-материалистической методологии, имеющей общенаучное значение» [2]. Данный подход - наиболее универсальный и верный метод анализа практически любых сложных систем, его идеи занимают ведущее место в самых разных областях наук.

Для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед современным обществом, необходимо глубокое понимание мира как связного и целостного, осмысление приоритетных направлений его развития и происходящих изменений.

Системный подход предполагает обязательный учет и использование в процессе познания и практической деятельности человека закономерных связей, характерных для систем. Он является направлением как специального научного знания, так и философии и методологии науки. В основе данного подхода лежит исследование объектов как систем.

102

Реализация системного подхода предполагает выполнение определенного алгоритма:

1) формулирование задачи исследования;

2) выделение объекта исследования как системы из окружающей среды;

3) выяснение внутренней структуры системы и установление внешних связей;

4) обозначение целей перед элементами с опорой на ожидаемый результат всей системы в целом;

5) создание модели системы и осуществление на ней исследований [7].

Многие исследователи сущность системного подхода сводят к следующему:

1) определение целей и их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с принятием решений;

2) достижение поставленных целей при минимальных затратах через сравнительный анализ альтернативных путей и методов, а также осуществление соответствующего выбора;

3) квантификация целей, методов и средств их достижения через широкую и всестороннюю оценку возможных и планируемых результатов деятельности.

Суть системного подхода заключается в определении системных задач, которые могут быть двух типов: системного анализа и системного синтеза. Смысл системной задачи анализа заключается в «.определении свойств системы по известной ей структуре» [1]. Сущностью системной задачи синтеза, наоборот, является «создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами» [Там же].

При использовании системного подхода в формулировке задачи принято различать общий и частный планы. Общий план предполагает тип задачи, а именно анализ или синтез. Частный план является отражением функционального предназначения системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию.

При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В контексте такого подхода она имеет вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную связь.

Сущность системного подхода предполагает «изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самореализации, самоактуализации, прогнозирования, планирования, координации, принятия решений...» [8].

Системный подход рассматривает исследование того или иного объекта как систему целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов в единстве со средой, в которой объект находится.

Системный подход представляет собой междисциплинарное философско -методологическое и научное направление исследований. Данный подход не предполагает решения философских проблем, однако нуждается в философском истолковании своих положений.

Важнейшей частью философского обоснования системного подхода является принцип системности, под которым понимают следующее: «все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени сложности» [8].

По своему статусу принцип системности аналогичен другим универсальным философским принципам, поэтому достаточно часто в научном и философском познании он используется в неявной, имплицитной форме.

В том или ином виде принцип системности прослеживается на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего этот принцип касался системно-ориентированных научных и философских концепций. Так, в ХХ в. на его основаниях строились философские обоснования тектологии, общей теории систем, кибернетики, системного анализа, синергетики, а также других системных теорий.

Идеи системного исследования объектов мира и процессов познания появились еще в античной философии и науке. Подобные идеи встречались уже в трудах древних философов. Например, Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) широко использовал два постулата - «все во всем» и «из всего все», которые в своей сути предполагают системные законы, выведенные позже Демокритом (идеи атомного строения, взаимосвязи). В древней философии чаще всего использовался термин «целое».

Существенную роль в формировании основных понятий философского видения мира сыграла средневековая философия, проделавшая огромную интеллектуальную работу в определении категорий «целостность», «часть» и «целое».

В эпоху Возрождения идеи системности получают особо интенсивное развитие. Именно на этом этапе на новой основе воссоздается целостное восприятие человеком действительности. Основополагающим тезисом философских трудов становится единство и целостность природы. Философские работы Нового времени под понятием «система» понимали, как правило, систему знаний.

Огромный вклад в развитие понятия «система» внес Г. Гегель. Он не рассматривал систему как философскую категорию, но любой предмет, к которому он обращался, раскрывался им как органическая целостность, развивающаяся и проходящая некоторые этапы жизни.

До середины XIX в. содержание феномена целостности ограничивалось уровнем конкретных предметов (например, живого организма), внутренняя целостность которых была очевидна и не требовала каких-либо доказательств, либо переносилось в направление натурфилософских построений. Идея системной организованности применялась непосредственно только к знанию. Такой подход к системной организации был продиктован ведущими познавательными установками классической науки, которая предполагала прежде всего элементаризм, исходящий из необходимости отыскания простой, элементарной основы всякого объекта и требующий сведения сложного к простому, а также механицизм, опиравшийся на постулат о едином принципе

объяснения для всех сфер реальности и выдвигавший на роль такого принципа однозначный детерминизм.

К. Маркс начал развивать идеи системности с позиции материализма. Система становится полноценным явлением окружающей среды, общества и человеческого мышления. Именно К. Маркс создает первую целостную систему знаний об обществе, где системность становится методом научного познания - системным подходом. Тем не менее К. Маркс не исследовал понятие системности специально, поскольку был противником построения абстрактных систем. Чаще всего он пользовался термином «организм» и работал с основными понятиями системного подхода.

Основательное подтверждение идея развития системности получила в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

В ХХ в. идеи системного подхода становятся особенно популярны. В 1912 г. А.А. Богдановым была предложена первая общая теория систем. Он предложил назвать всеобщую организационную науку «тектологией». Под тектологией А.А. Богданова понимают общую теорию организации и дезорганизации, науку об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Именно Богданову удалось заложить основы новой синтетической науки. Его идеи поддержал Л. Берталанфи, создавший второй вариант общей теории систем.

Значимый недостаток в понимании Л. Берталанфи общей теории систем состоял в том, что он объявил ее заменяющей философию, что вызвало справедливые возражения философов. Если обратить внимание на содержание общей теории систем, то в нее входят в основном формализованные науки, которые хорошо применимы к относительно простым системам. Потребность исследования сложных систем заставляет использовать качественный анализ, которым владеют философские науки. Но философии систем в общей теории систем места не нашлось. Поэтому произошло раздвоение общей теории систем (ОТС) на ОТС в широком и ОТС в узком смысле.

Общенаучная методология образования может быть представлена через системный подход, поскольку он предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности.

В исследовании образования как педагогического процесса эвристические, практические и преобразующие возможности системного подхода обнаруживаются в определении категорий «педагогическая система», «целостность», «взаимодействие».

Принцип структурности педагогической системы «тесно связан с принципом целостности, так как структура - это совокупность устойчивых связей объектов, обеспечивающих целостность всей системы» [6].

Со стороны структурно-функционального анализа педагогическая система может рассматриваться как совокупность компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования и материальная база (средства).

Педагогический процесс представляет собой динамическую систему, поскольку имеет «органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью» [6]. Цель - основной фактор возникновения педагогической системы. В исследовании педагогической системы предполагается, что цель рассматривается как «один из компонентов поведения и сознательной деятельности человека, отражающей программу его познавательно-практической деятельности, направленной на решение проблемы, раскрывающей способ и механизм превращения мысленной возможности в реальную действительность» [3].

Любая педагогическая система в своем содержании имеет определенную иерархию. «Принцип иерархичности означает, что каждый компонент (часть) целостной системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы» [7]. При рассмотрении данной иерархии требуется обоснованность количества уровней, поскольку оно не может быть произвольным или заданным заранее.

Иерархичность системы образования, сложившаяся исторически, отображала потребности общества на каждом этапе его развития.

Следует дифференцировать понятия «системный подход» и «система педагогических наук», поскольку каждая из педагогических наук может быть рассмотрена со стороны системного подхода.

Основное требование системного подхода в педагогической науке - это субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающегося. В данном взаимодействии педагог является направляющим и стимулирующим звеном.

Системный подход подразумевает определение роли отдельных элементов системы, «процессов в развитии личности как системного целого» [6]. Следовательно, системный подход тесно связан с личностным подходом, предполагающим «ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности» [Там же].

Под деятельностью понимают основу, средство и основное условие развития личности. Данный факт означает, что системный подход в педагогической практике и исследованиях чаще всего взаимодействует с деятельностным подходом.

При реализации системного подхода в образовании происходит и его взаимодействие с культурологическим подходом. Под культурой в этом случае понимают специфический способ человеческой деятельности. «Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Это предполагает необходимость использования этнопедагогического подхода, основывающегося на единстве интернационального, национального и индивидуального» [3]. Образование является открытым процессом, поскольку не только «традиционные и специально организованные институты (детский сад, школа вуз и т. п.) могут нести на себе образовательные функции и отвечать за конкретные

образовательные результаты, но и любой элемент социальной и культурной среды, если использовать его соответствующим образом» [4].

Системный подход позволяет анализировать педагогические системы со стороны педагогической деятельности. Она может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовку, разработку, осуществление, контроль, коррекцию. Эти этапы являются компонентами педагогической системы, в качестве системообразующего фактора которой выступает деятельность преподавателя по управлению данной системой.

Под термином «образование» понимают «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций» [7]. Соответственно, рассматривая педагогическую науку как систему, нельзя говорить только о процессе обучения, поскольку он тесно связан с воспитанием.

Системный подход в воспитании подразумевает под собой такое понятие, как «воспитательная система», тесно связанное с понятиями: «личность», «развитие», «целостность», «отношения», «структура», «взаимосвязь». Воспитательная система представляет собой целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [3].

В педагогической науке системный подход прежде всего направлен на выделение интегративных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование понимания того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.

Системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, может быть представлена методология педагогической науки.

В настоящее время принцип системного подхода - необходимое методологическое условие, требование любого исследования и практической деятельности. Одной из основных характеристик понятия «системный подход» является понятие системности бытия, а следовательно, единства наиболее общих законов его развития.

Список литературы

1. Агошкова Е.Б. Принцип системности в методологии науки и технознания // Методология исследования сложных развивающихся систем / под ред. Б.В. Ахлибининского. - СПб.: ЛЭТИ, 2003. - С. 23-57.

2. Баранов В.М., Першин В.Б., Баранова М.В. Место и роль метода материалистической диалектики в юридическом исследовании // Философия права. - 2007. - С. 42-45.

3. Камалеева А.Р. Системный подход в педагогике // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2015. - С. 25-29.

107

4. Косолапова Л.А., Трухина Е.В., Францкевич А.Р. Стимулирование познавательного интереса младших подростков посредством тьюторского действия с применением медиаресурсов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2. - С. 185.

5. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. - М.: Мир, 1978. - C. 15.

6. Никулина Н.Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2003. - С. 7.

7. Сомкин А.А. Системный подход и актуальные проблемы современного образования // Интеграция образования. - 2008. - С. 134-136.

8. ШрейдерЮ. А, Шаров А.А. Системы и модели. - М.: Наука, 1982. - C. 68-70.

9. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. - М.: Иностранная литература, 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.